«Конец истории и последний человек» Фрэнсиса Фукуямы, краткое содержание читать ~6 мин.
«Конец истории и последний человек» политолога Фрэнсиса Фукуямы – широко читаемая и противоречивая книга по политической философии, опубликованная в 1992 году. В ней Фукуяма утверждает, что окончание холодной войны в 1991 году утвердило западную либеральную демократию как окончательную и наиболее успешную форму правления, ознаменовав тем самым завершение «идеологической эволюции человечества».
С момента своего первоначального выхода книга была обновлена в 2006 и 2019 годах с подтверждением и некоторыми изменениями первоначального тезиса. Во время своего первоначального выхода «Конец истории» вызвал оживлённые дебаты в научных кругах и среди комментаторов СМИ.
В книге утверждается, что окончание холодной войны означает конец истории. Термин «история» не относится к ряду событий, которые, конечно же, продолжают происходить. Вместо этого текст фокусируется на конечной точке в развитии истории. Такой подход напоминает линейную, светскую эсхатологию – отрасль теологии, занимающуюся окончательным Божьим судом и загробной жизнью.
Согласно Фукуяме, эта конечная точка представляет собой окончательный политический переход к либеральным демократиям и их экономической системе, капитализму, по всему миру. Он считает, что мир по-прежнему будет состоять из различных государств как отдельных политических образований с определёнными национальными характеристиками. Однако их внутренняя динамика была бы схожей в плане относительного материального изобилия, равных и свободных выборов и эгалитаризма в правовой системе. Автор также предполагает, что переход всех стран к этой политической модели может означать конец военных конфликтов, поскольку во время холодной войны либеральные демократии поддерживали дружественные международные отношения.
Книга разделена на пять частей. Каждая часть посвящена важной теме или группе тем. Первая часть посвящена общим идеологическим тенденциям в эпоху модерна и возможности универсальной истории человечества. Во второй части более подробно рассматривается идеологическая борьба, развернувшаяся во время холодной войны между коммунизмом и либерализмом, а также вопрос о предпосылках для создания либеральной демократии, таких как образование и технологический рост.
В третьей части книги рассматривается вопрос идентичности и её признания, а также то, как этот вопрос трансформировался на протяжении истории западной мысли. В четвёртой части описывается отношение к труду и препятствия на пути либеральной демократии, такие как политический национализм и религия. Наконец, в конце книги рассматриваются негативные аспекты либеральных демократий, включая социально-экономическое неравенство.
Автор основывает свой аргумент о конце истории на работах немецкого философа XIX века Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В частности, Фукуяма заимствует гегелевский историзм и его эволюционный подход, движимый Духом истории, но адаптированный к реалиям XX века. Чтобы утвердить либерализм в качестве оптимальной идеологии, Фукуяма в общих чертах рассматривает современный период, включая научную революцию и Просвещение, европейские колониальные завоевания, мировые войны и Холокост, холодную войну и ядерное оружие. Он утверждает, что современный период породил три ключевые идеологии: Либерализм, Коммунизм и Фашизм. Автор рассматривает каждую идеологию.
Они характеризуются чётко выраженным фокусом и исторической движущей силой, подобно гегелевскому «Духу истории». Для фашизма таким центром было государство или раса. Коммунизм сосредоточился на классе. Либерализм, старейшая и единственная оставшаяся идеология современности, напротив, использует индивида в качестве своего исторического субъекта. Затем Фукуяма подчёркивает крах фашизма в 1945 году и коммунизма в конце 1980-х годов, характеризуя их как идеологии с глобальными амбициями. Он заключает, что не случайно либерализм остался единственной идеологией Модерна, способной завоевать мир.
Гегель – не единственный философ, о котором идёт речь в книге «Конец истории и последний человек». Фукуяма рассматривает других западных мыслителей, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Карла Маркса и Фридриха Ницше. Исследуя трансформацию ключевых понятий политической философии, таких как вопрос индивидуальной человеческой идентичности и общественного договора между государством и теми, кем оно управляет, автор амбициозно пытается создать универсальную историю человечества. Он излагает эту универсальную историю строго с западной точки зрения, а затем применяет её к незападным частям света.
Автор оценивает незападные регионы с помощью нескольких категорий, таких как технологические инновации. При этом он автоматически ставит Запад в период Модерна на первое место и относит многие страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки к числу слаборазвитых. Предположение автора о том, что существует единая, унифицированная история человечества, написанная с западной точки зрения, а не культурно специфические местные и региональные истории, соответствует мышлению Модерна. Это противоречит постмодернистскому разрушению такого «великого повествования». Однако технический прогресс не является гарантией нравственного поведения, как показывают примеры Холокоста и атомных бомбардировок США японских городов Хиросима и Нагасаки.
В то время как равные права, образование и экономическое развитие являются ключевыми рациональными элементами либеральной демократии, потребность в признании своей идентичности другими является другой, менее рациональной чертой. Для обозначения этой концепции автор обычно использует древнегреческий термин «тимос». Он прослеживает современное развитие «тимоса» от гегелевской концепции кровавой битвы, в которой признание стоило смерти, до современного мирного способа признания Другого как равного.
Фукуяма считает, что двумя существенными препятствиями для установления либеральной демократии являются национализм и религия, особенно в их политическом выражении. Он утверждает, что эти традиционные формы общественных отношений должны быть приведены в соответствие с либеральной демократией. Например, для культуры это означало бы устранение её политических аспектов и сведение её к таким доброкачественным формам, как этнические кухни. В то же время Фукуяма признает, что именно традиционные связи сделали общины сильными, и в наиболее развитых либеральных демократиях существует опасность атомизации и одиночества.
Последние главы автор посвящает рассмотрению некоторых недостатков предпочитаемой им политической системы. К этим недостаткам относятся экономическое неравенство, преступность и наркомания. На более глубоком уровне Фукуяма задаётся вопросом, не приведёт ли материальное изобилие, безопасность и защищённость либеральных демократий к появлению так называемых последних людей, которых Фридрих Ницше презирал. Это пассивные индивиды, сосредоточенные исключительно на материальном комфорте, а не на риске и больших творческих страстях, которые делали людей великими в прошлом.
Книга «Конец истории и последний человек» – важный вклад в политическую философию 20-го века. Автор хорошо знаком с историей западной мысли, которую он излагает в доступной форме. Книга содержит десятки исторических примеров, подтверждающих его утверждения, что свидетельствует об эрудиции автора. В то же время «Конец истории» вызвал дискуссию и критику. За три десятилетия, прошедшие с момента публикации книги, мир значительно изменился, и не обязательно в пользу либеральной демократии. Например, подъем Китая с его альтернативной социальной и политической системой в 21 веке представляет собой серьёзный вызов тезису о конце истории.
Комментирование недоступно Почему?