«Конец истории и последний человек» Фрэнсиса Фукуямы, краткое содержание читать ~4 мин.
«Конец истории и последний человек» (англ. The End of History and the Last Man) — это известная и вызывающая споры книга американского политолога и философа Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama, яп. 福山 慶博 フランシス), опубликованная в 1992 году. В ней Фукуяма развивает идею о том, что с окончанием холодной войны либеральная демократия западного образца утвердилась как финальная форма государственного управления, знаменуя завершение «идеологической эволюции человечества».
Книга, изначально выросшая из эссе 1989 года, была переиздана в 2006 году с новым послесловием автора. Её выход спровоцировал оживлённые дебаты в академических кругах и средствах массовой информации, которые не утихают до сих пор.

Главный тезис книги заключается в том, что завершение холодной войны знаменует собой конец истории. Под «историей» Фукуяма понимает не последовательность событий, а направленный эволюционный процесс развития человеческих обществ. Он рассматривает историю как поиск наиболее совершенной формы политического устройства, что придаёт его концепции черты светской эсхатологии.
По мнению Фукуямы, этой конечной точкой является повсеместное утверждение либеральной демократии и её экономической основы — рыночного капитализма. Он полагает, что мир продолжит состоять из отдельных государств с национальными особенностями. Однако их внутренняя организация станет схожей: относительное материальное благополучие, свободные выборы и правовое равенство. Фукуяма также допускал, что переход к этой модели может положить конец крупным военным конфликтам, поскольку либеральные демократии исторически не воевали друг с другом.
Фукуяма строит свою аргументацию на философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, адаптируя его идею об историческом процессе, ведомом «мировым духом», к реалиям XX века. Он анализирует три ключевые идеологии эпохи модерна: фашизм, коммунизм и либерализм. Каждая из них имеет свой исторический субъект: для фашизма — это нация или раса, для коммунизма — социальный класс. В либерализме, старейшей из трёх идеологий, таким субъектом выступает индивид.
Фукуяма отмечает, что фашизм потерпел крах в 1945 году, а коммунизм — в конце 1980-х. Он приходит к выводу, что либерализм остался единственной универсальной идеологией, сохранившей глобальный потенциал.
Центральное место в работе Фукуямы занимает гегелевское понятие «борьбы за признание», которое он заимствует в интерпретации русско-французского философа Александра Кожева. Эта борьба является главным двигателем истории. Если в прошлом она приводила к отношениям господства и подчинения, то либеральная демократия предлагает универсальное взаимное признание всех граждан как равных. Именно эта потребность человека в признании его достоинства — тимос — находит своё полное удовлетворение в либеральном государстве.
Кроме Гегеля, Фукуяма обращается к работам и других западных мыслителей, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Карла Маркса и Фридриха Ницше. Исследуя трансформацию таких понятий, как идентичность и общественный договор, автор пытается выстроить универсальную историю человечества. Однако его подход подвергается критике за европоцентризм. Фукуяма оценивает незападные регионы по критериям, свойственным западному обществу, таким как технологическое развитие. Это автоматически ставит Запад на вершину иерархии, а страны Азии, Африки и Латинской Америки определяет как «догоняющие».
Фукуяма определяет национализм и религию как два главных препятствия на пути глобального распространения либеральной демократии. Он утверждает, что эти традиционные формы идентичности должны быть нейтрализованы и переведены из политической сферы в частную. Например, национальная культура может быть сведена к таким формам, как национальная кухня или фольклор. При этом Фукуяма признаёт, что ослабление этих традиционных связей ведёт к риску атомизации общества и одиночеству индивидов в развитых странах.
В заключительной части книги автор обращается к образу «последнего человека», заимствованному у Фридриха Ницше. Фукуяма выражает обеспокоенность, что общество, достигшее материального благополучия и безопасности, породит пассивных индивидов. Эти «последние люди» лишены великих амбиций и стремлений, они сосредоточены исключительно на собственном комфорте и мелких удовольствиях, что знаменует собой духовный упадок.
Последующие десятилетия выявили уязвимость тезиса Фукуямы. Критики указывают на возрождение авторитарных режимов, рост популизма и национализма даже в устоявшихся демократиях, а также на усиление религиозного фундаментализма. Глобальный финансовый кризис 2008 года и рост экономического неравенства поставили под сомнение стабильность капиталистической системы. Кроме того, появление новых центров силы, действующих вне либеральной парадигmy, стало серьёзным вызовом идее об универсальности западной модели.
Несмотря на критику, «Конец истории и последний человек» остаётся значимым трудом в политической философии конца XX века. Книга написана доступным языком и подкреплена множеством исторических примеров. Стремительный экономический рост Китая при сохранении авторитарной политической системы в XXI веке стал одним из наиболее очевидных опровержений идеи Фукуямы о неразрывной связи между экономическим развитием и либеральной демократией.
Комментирование недоступно Почему?