«Мистика женственности» Бетти Фридан, краткое содержание читать ~5 мин.
Книга Бетти Фридан «Мистика феминизма», написанная в 1963 году, считается классическим текстом феминистской нон-фикшн. Она оказала огромное влияние на начало второй волны феминизма, движения, которое началось в 1960-х годах и выступало за расширение прав и новые социальные роли для женщин. Выразив отчаяние, которое испытывали многие женщины, «Мистика женственности» побудила читателей по всему США присоединиться к феминистскому движению и побудила других, по крайней мере, более серьёзно отнестись к критике американского общества середины прошлого века.
Хотя влияние книги и её историческое значение неоспоримы, современные комментаторы критикуют некоторые элементы её содержания. Фридан концентрируется на тяжёлом положении белой домохозяйки из среднего и высшего класса, почти полностью игнорируя женщин из низшего класса и цветных женщин.
Феминистка и общественный деятель Белл Хукс знаменито критиковала этот узкий фокус во введении к своей книге 1984 года «От края до центра», отмечая, что Фридан пишет так, как будто говорит об универсальном женском опыте, в то время как на самом деле она говорит только об определённом типе женщин. Книга «Мистика женственности» также подверглась критике за негативный тон по отношению к геям и женщинам.
Формально, опора книги на таких мыслителей, как Фрейд, Маргарет Мид и Альфред Кинси, в некоторой степени подрывает её вневременность, поскольку сами эти теоретики подвергались критике за несовершенную методологию исследований в течение десятилетий после написания Фридан своей книги. Из-за этой критики обсуждение «Мистики женственности» часто сопровождается оговорками о её изменчивом отношении к современным нормам.
На протяжении всей книги Фридан пишет от первого лица, объясняя своё собственное осознание концепций, изложенных в каждой главе. Она опирается на огромный объём исследований, но перемежает формальные цитаты с более неформальными анекдотами, например, интервью, которые она брала у друзей, соседей и незнакомых людей. Сравнивая положение женщин в её эпоху с предыдущими эпохами, Фридан освещает уникальный опыт сексизма её поколения, опровергая распространённое мнение о том, что сексизм в основном закончился с принятием 19-й поправки (которая предоставила женщинам право голоса). Каждая глава исследует различные аспекты того, что Фридан называет «женским мистицизмом», от людей и институтов, ответственных за его навязывание, до его многочисленных проблемных последствий и предложений Фридан по борьбе с ним.
В первой главе «Мистика женственности» объясняется, что, хотя многие женщины могут думать, что они одиноки в своём чувстве пустоты, скуки и неполноты, они ошибаются. Проблема, по словам Фридан, заключается в «мистике женственности»: идеологии, сложившейся в Америке середины прошлого века, согласно которой главная ценность и ответственность женщины заключается в её женственности. Под «женственностью» сторонники этой мистики обычно подразумевают способность женщин рожать детей. Поэтому женщины учатся думать о себе в связи со своей семьёй, а не как о цельной личности, которой необходимо расти и развиваться на протяжении всей жизни.
Во второй главе объясняется роль, которую играет индустрия женских журналов в продвижении мистики женственности. Поскольку Фридан работала внештатным автором в этой индустрии, она предлагает взгляд изнутри, показывая, что редакторы, в основном мужчины, обычно исключают любые идеи для содержания, которые выходят за рамки дома.
В главе 3 становится ясно, что мистика женственности влияет на жизнь женщин на самом глубоком, самом личном уровне: Она создаёт ощущение, что они даже не знают себя, потому что их не учат преследовать свои собственные интересы. В главе 4 предпринимается попытка представить феминисток XIX и начала XX века как героев, которые боролись за права человека не только для женщин, но и для многих угнетённых групп.
Главы 5-7 посвящены тому, как академические институты укрепляют идеологию мистики. Глава 5 посвящена Фрейду; Фридан утверждает, что его крайне плохое мнение о женщинах делает его теории о них недостоверными.
В главе 6 обсуждается Маргарет Мид и функционализм, направление культурной антропологии и социологии. Фридан утверждает, что функционализм призывает женщин придерживаться домашней сферы, чтобы поддерживать нормальное функционирование общества, а Маргарет Мид, которую часто считают феминистским антропологом, на самом деле вредила феминистскому движению, подчёркивая сексуальные роли женщин в большей степени, чем их другие способности.
Глава 7 рассматривает колледжи и университеты в более широком смысле, обвиняя их в том, что они препятствуют серьёзному отношению женщин к учёбе посредством такой политики, как предложение курсов по домоводству только для женщин.
В главе 8 Фридан объясняет, что резкий поворот женщин к домашней сфере после Второй мировой войны отражал более широкий поворот страны к личным, частным заботам. Уставшие от депрессии, войны и ужаса атомного оружия, многие американцы хотели отвлечься от травмирующих мировых событий последних десятилетий.
Глава 9 осуждает рекламную индустрию за её роль в увековечивании мистики, убеждая женщин, что они могут заполнить свою пустоту бесконечными материальными благами – особенно теми, которые сделают их более эффективными домохозяйками.
В главе 10 говорится о том, что, хотя некоторые домохозяйки могут опасаться, что их домашнее хозяйство погрузится в грязь, если они отойдут от постоянной работы по дому, на самом деле работа по дому не требует такого большого внимания.
В главе 11 Фридан объясняет, что многие домохозяйки, отчаянно нуждаясь в самоидентификации, пытаются найти её в сексе, что приводит к несовпадению сексуальных влечений и напряжённости в браке.
Глава 12 развивает идею о негативном влиянии мистики ещё дальше, утверждая, что женщины, страдающие от неё, становятся дегуманизированными – они демонстрируют вялость и пассивность, а не подлинное стремление к жизни.
В главе 13 она опирается на теорию человеческого развития Абрахама Маслоу, утверждая, что общество не позволяет женщинам заниматься деятельностью, которая удовлетворяет их потребности в самоуважении и самореализации.
В заключение Фридан предлагает несколько конкретных шагов по преодолению мистики женственности. Некоторые из этих предложений являются психологическими корректировками, которые должны сделать отдельные женщины, в то время как другие представляют собой масштабные социальные изменения. Она утверждает, что если позволить женщинам развиться в полноценных людей, участвующих во всех сферах жизни общества, то это в конечном итоге улучшит качество жизни всех, а не только женщин.
- «Первое правило панка» Селии Перес, краткое содержание
- «Праздник козла» Марио Варгаса Льосы, краткое содержание
- «Пять человек, которых вы встретите на небесах» Митча Албома, краткое содержание
- «Отец» Августа Стриндберга, краткое содержание
- «Источник» Айн Рэнд, краткое содержание
- «Истории Гильды» Джуэль Гомес, краткое содержание
- «Пятая волна» Рика Янси, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?