«Мост домой» Падмы Венкатраман, краткое содержание читать ~8 мин.
Книга была опубликована в 2019 году индийско-американской писательницей Падмой Венкатраман и получила множество положительных отзывов критиков. Она получила премию Golden Kite Award for Middle Grade Fiction и Walter Dean Myers Award for Outstanding Children’s Literature.
Венкатраман выросла в Индии и провела своё детство, ухаживая за бедными детьми, о которых она пишет в романе. Помимо написания нескольких других заслуживающих внимания книг для маленьких читателей, автор является учёным, путешественником по миру и натурализованным американским гражданином.
Роман «Мост домой» – это современная история двух сестёр, которые, спасаясь от физического насилия, бегут в приморский индийский город, где создают новую семью с двумя неимущими мальчиками. В то время как четверо детей постоянно борются с голодом, лишениями, предрассудками и опасностями, они ведут интеллектуальную борьбу с вопросами о значимой вере, возможном будущем и настоящей семье. В начале текста автор приводит глоссарий индейских терминов. Читателям следует обратить внимание на то, что условия, с которыми сталкиваются дети, описаны в суровой реальности, а также на случаи детской смерти.
Повествование ведётся в форме длинного воспоминания, написанного 11-летней индийской девочкой Виджи своей старшей сестре Рукку при поддержке тёти Селины. Хотя Виджи младше, она является лидером и защитником Рукку, которая страдает умственной отсталостью. Амма, мать девочек, стремится оградить Рукку от любых институциональных властей, боясь, что её заберут из семьи. Вместе с Аппой, своим отцом, девочки живут в деревне, где Виджи ходит в школу, а у детей есть еда, хотя удобств и роскоши очень мало.
На 11-й день рождения Виджи Амма дарит ей маленький кошелёк с деньгами. Аппа характеризуется как часто пьяный, он сломал руку Амме накануне вечером, а в конце дня появляется в опьянении с извинениями и подарками. В конце концов он наносит удар своей жене и обеим дочерям. Виджи чувствует, что теперь её и Рукку ожидает такое же издевательство, какое получает их мать. На следующее утро она будит Рукку, берет несколько вещей из их рюкзаков и ведёт сестру на автобусную станцию, где они садятся на автобус до большого безымянного приморского города.
На городской станции водитель автобуса пытается схватить девочек, схватив Виджи за руку. Рукку ударяет его своей тяжёлой деревянной куклой, позволяя девочкам вырваться на самую оживлённую улицу, которую они когда-либо видели. Остановившись у магазина за чаем, они разбивают чайный стакан, но убеждают разгневанного владельца магазина, что могут работать на него, чтобы возместить убытки. На кухне их встречает его жена, тётушка из чайного магазина, которая, как читатели в конце концов узнают, потеряла дочь.
В сумерках, выйдя из чайной, сестры встречают дружелюбного щенка, которого Рукку называет Кутти. Собака сразу же становится их спутницей. Девочки находят дорогу к старому заброшенному мосту, который идёт параллельно новому мосту с интенсивным движением. На мосту живут два бездомных мальчика – старший Арул, ровесник Рукку, и младший Мутху. Хотя они заявляют, что владеют мостом, они не пытаются помешать девочкам спать там.
Утром дети играют и купаются в загрязнённой реке, протекающей под мостом, и начинают сближаться. Девочки возвращаются в чайный магазин. Хотя хозяин не хочет пускать их к себе, потому что у них есть собака, тётя чайханы вводит их через чёрный ход и даёт Рукку большой пакет с бусами, показывая, как нанизывать их на ожерелья. Она предлагает девочкам пройтись в более богатую часть города и спросить у домовладельцев, не нужна ли им прислуга. Они идут в район закрытых комплексов, где видят садовника, ухаживающего за фруктовыми деревьями, который прогоняет их. Когда они уходят, садовник бросает им апельсин, который они делят, как будто это был праздник.
Вернувшись на мост, Виджи и Рукку помогают Арулу и Мутху построить сросшееся убежище. Девочки практикуют свой ночной ритуал: Виджи рассказывает Рукку одну и ту же сказочную историю о двух принцессах, живущих в великолепном королевстве. Мутху обнаруживает, что тоже слушает, и впервые называет Виджи «старшей сестрой».
На следующее утро двое старших детей начинают обсуждать вопросы религии. Арул – христианин, он молится «Отче наш». Виджи происходит из индуистской семьи, но цинично насмехается над обеими религиями. Они идут к торговцу хламом, который задаёт назойливые вопросы о Виджи, чтобы получить джутовые мешки для сбора вторсырья. Мальчики ведут девочек к огромной мусорной куче, которую они называют «Гималаи». Рукку отказывается лезть в мусор и завязывает ожерелья из бусин, пока Виджи и мальчики собирают вторсырье, за которое им платит торговец мусором. Они набирают достаточно денег, чтобы купить еду.
На следующее утро дети идут на «Голубые холмы», ещё одну мусорную кучу, расположенную недалеко от океана, где они сталкиваются с конкурирующей группой детей, собирающих тряпки. Собрав мусор, Муту ведёт девочек на оживлённый пляж, вдоль которого стоят киоски торговцев. Рукку, которая наконец-то поняла, что такое купля-продажа, продаёт несколько связанных ею ожерелий девушкам из колледжа, пришедшим на пляж. Она покупает зелёный воздушный шарик.
На вырученные деньги Виджи покупает самое необходимое. У неё остаётся достаточно денег, и они спорят, что с ними делать. Муту, Арул и Виджи вступают в философский спор о достоинствах планирования на завтра. Вечером Арул рассказывает Виджи о цунами, которое стёрло с лица земли его деревню, убив всех членов его семьи, кроме него самого. Он задаётся вопросом, почему Бог оставил его.
На следующий день соперничающие группы сборщиков мусора оказываются в магазине вторсырья и вступают в спор. Выйдя на улицу, торговец мусором видит двух сестёр и спрашивает, где они живут. Одна из соперниц отвечает, что они живут на мосту. Виджи понимает, что это чревато неприятностями. В ту ночь дети слышат голоса мужчин на мосту и убегают в ночь, в конце концов, найдя убежище на кладбище.
Лишившись крова, на следующее утро дети ждут возле свадебного храма и пируют выброшенными остатками пищи. Они возвращаются на мост, чтобы собрать то, что не уничтожили мужчины. После споров о реальных и символических домах они решают переехать на кладбище. По дороге Арул заставляет их остановиться у католической церкви, чтобы зажечь свечу благодарности Богу. Внутри они встречают пожилую женщину по имени Селина Тётя, которая приглашает их прийти в её школу для детей без дома. Когда приходит священник и спрашивает, не воруют ли они, дети убегают на кладбище.
Поскольку бусы Рукку закончились, на следующий день девочки идут к тёте Теашоп, чтобы попросить ещё бус, которые она им даёт. Они работают над изготовлением ожерелий из бусин, чтобы продать их, пока мальчики ищут нового торговца хламом. Вечером они встречаются на кладбище.
Дети отправляются на поиски новых источников мусора и оказываются у дома, где садовник бросил в девочек апельсин. Там они встречают Прабу, девочку их возраста, и её мать. Поскольку Прабе нравится щенок Кутти, её мать предлагает купить собаку за большую сумму денег, от чего девочки отказываются, но принимают предложение о двух подержанных платьях Прабы. Рукку начинает проявлять признаки болезни.
Начинается сезон муссонов. Дожди заливают кладбище, но не мешают неумолимым тучам комаров, которые мучают детей. По мере того как Рукку становится все хуже, девочки продают все больше её ожерелий. На вырученные деньги Виджи покупает сироп от кашля и средство от насекомых. Дети обсуждают возможность покинуть кладбище и попросить приюта у тёти Селины. Муту объясняет, что его сводный брат однажды продал его в школу, которая оказалась потогонной мастерской. После того как полиция провела обыск, его отправили в приют, где его также избивали. Он убежал на улицу, где его нашёл Арул. Мальчики считают, что школы – это прикрытие для работорговцев и насильников.
Поскольку Рукку становится все хуже, а Мутху тоже болен, Виджи решает, что ей нужно раздобыть денег на лекарства. Она отводит Кутти в дом Прабы и продаёт его. Она покупает лекарства для Рукку и Мутху, даёт их им, но в конце концов решает, что они не помогают. Посреди ночи она и Арул отводят больных детей в школу тёти Селины и стучат в ворота, требуя помощи. Тётя принимает их и звонит врачу, который вызывает скорую помощь, чтобы отвезти их в больницу. Там Рукку и Мутху ставят диагноз «лихорадка Денге». Мутху выздоравливает настолько, что его переводят в другое отделение больницы. Арул, который отказался войти в школу, возвращается, чтобы быть вместе с остальными. Они покупают куклу для Рукку и несут её в больницу, но обнаруживают, что она умерла.
Виджи винит себя в смерти сестры. Тётя Селина и Арул работают с ней, чтобы помочь ей справиться со своим горем. Хотя процесс идёт тяжело, в конце концов она начинает приходить в себя. Тётя ведёт её в школу для детей с нарушениями интеллекта, таких как Рукку, и говорит ей, что однажды у неё может появиться возможность работать там учителем, исполнив её мечту. Тётя просит её подумать о переводе в школу-интернат, которая больше соответствует её образовательным потребностям. Сначала она отказывается. После встречи с отцом, в которой она подтверждает, что поступила мудро, сбежав и найдя новую жизнь, Виджи соглашается поехать в школу-интернат.
Виджи завершает повествование любовным письмом к своей умершей сестре, выражая благодарность за то, что она показала ей, как жить в настоящем моменте. Она обещает, что будет каждый день брать сестру с собой в сердце.
- «Американец, родившийся китайцем» Джина Луэна Янга, краткое содержание
- «Мальчик в чёрном костюме» Джейсона Рейнольдса, краткое содержание
- «Выгодная позиция» Джеймса Тёрбера, краткое содержание
- «Тело: Руководство пользователя» Билла Брайсона, краткое содержание
- «Книга соли» Моник Труонг, краткое содержание
- Международный Музей обуви в Виджевано
Комментирование недоступно Почему?