«Носители возлияний» Эсхила, краткое содержание читать ~4 мин.
«Носители возлияний» – древнегреческая трагедия, написанная в середине пятого века до нашей эры афинским драматургом Эсхилом. В пьесе изображено убийство Клитемнестры, царицы Микен, её сыном Орестом, который обязан отомстить Клитемнестре за убийство своего отца Агамемнона.
Исследуя темы справедливости и долга, «Носители возлияний» являются одним из наиболее важных сохранившихся примеров древнегреческой трагедии и одним из самых значительных и влиятельных произведений западной литературы.
Пьеса открывается у кургана Агамемнона, бывшего царя Микен. Его сын Орест прибыл к гробнице, тайно вернувшись на царство. Он отрезает прядь своих волос в качестве подношения духу отца и в разговоре со своим спутником Пиладом сообщает, что вернулся в Микены, чтобы отомстить за убийство Агамемнона. При звуке приближающихся шагов Орест и Пилад прячутся. Появляется сестра Ореста Электра, за ней следует хор – группа рабынь, несущих подношения Агамемнону. Электра оплакивает отца, а затем начинает проклинать свою мать Клитемнестру. Она молится, чтобы её брат вернулся и отомстил за её отца. Заметив на могиле волосы Ореста, она поражается их сходству с её собственными. Заметив следы, она идёт по ним за гробницу и находит Ореста.
После радостного воссоединения Электра объясняет, что её и хор послала к гробнице Клитемнестра. Хор побуждает Ореста и Электру сравнить их любовь к отцу и ненависть к матери. В конце концов, брат и сестра вместе молятся духу отца, прося Клитемнестру уничтожить их. Орест рассказывает, что бог Аполлон послал его отомстить за Агамемнона, угрожая ему проказой, если он не подчинится. Затем он спрашивает, почему Клитемнестра делает подношения мужу, которого она убила. Хор объясняет, что царица видела зловещий сон, в котором она родила змею, которая затем убила её. Она надеется, что эти подношения духу Агамемнона успокоят его.
Предположив, что змея – это он, Орест раскрывает свой план: он и Пилад переоденутся и прибудут во дворец под видом гостей. Войдя во дворец, они убьют царицу и её нового мужа Эгиста. Выслушав план Ореста, Электра и хор удаляются. В интермедии женщины из хора обсуждают возможности женского предательства. Они упоминают различные исторические и мифические примеры женского предательства, прежде чем обратиться к Клитемнестре. Они заявляют, что боги, правосудие и судьба скоро накажут царицу за предательство мужа.
Переодетые Орест и Пилад прибывают к воротам дворца. Их встречает Клитемнестра. Орест называет своё имя и объясняет, что пришёл с печальной вестью: её сын Орест мёртв. Клитемнестра неискренне скорбит и посылает свою служанку Килиссу, бывшую кормилицу Ореста, за Эгистом. Женщины из хора перехватывают Килиссу и говорят ей, чтобы Эгист пришёл один, без телохранителя. Килисса соглашается. Оставшись один на сцене, хор снова молится об отмщении.
Входит Эгист, вслух размышляя, действительно ли весть о смерти Ореста может быть правдой, и решая задать вопрос вестнику. Раненый слуга предупреждает Клитемнестру, которая зовёт топор. Однако прежде чем она успевает вооружиться, появляется Орест. Клитемнестра предупреждает его, что наложит на него материнское проклятие, но он не дрогнул. Царица прижимает его к груди и напоминает Оресту о его сыновнем долге; он колеблется мгновение, а затем тащит мать во дворец и убивает её на теле Эгиста.
Речь Ореста становится невнятной, когда он заворачивает два трупа в саван Агамемнона (замысловатое одеяние, в которое Клитемнестра заманила мужа, чтобы он не мог защититься от Эгиста). Все ещё оплакивая своего отца и говоря все более бессвязно, Орест объявляет, что он должен изгнать себя за убийство матери. Хор пытается уверить его, что он поступил справедливо, но Оресту является видение фурий, богинь, карающих за преступления детей против своих матерей.
Испуганный почти до безумия, Орест бежит, надеясь найти убежище в святилище Аполлона. Хор беспокоится о том, что цикл кровопролития ещё не закончен.
«Орестея» – вторая часть трилогии пьес, известной как «Орестея», в которую также входят «Агамемнон» (изображающий убийство Агамемнона) и «Эвмениды» (рассказывающая о примирении Ореста с фуриями). «Орестея», получившая первый приз на древнем афинском фестивале священной драмы «Дионисии» в 458 году до н.э., является единственным сохранившимся примером полной трилогии древнегреческих трагедий.
- «Прометей прикованный» Эсхила, краткое содержание
- «Агамемнон» Эсхила, краткое содержание
- «Орестея» Эсхила, краткое содержание
- «Эвмениды» Эсхила, краткое содержание
- Анализ пьес Эсхила
- «Хранительница книг из Аушвица» Антонио Итурбе, краткое содержание
- «Приподнятая вуаль» Джордж Элиот, краткое содержание
- «Клуб лжецов» Мэри Карр, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?