«Пармская обитель» Стендаля, краткое содержание читать ~5 мин.
Мари-Анри Бейль, писавший под псевдонимом Стендаль, опубликовал своё последнее законченное произведение, роман «Пармская обитель», на французском языке в 1839 году. В нём рассказывается история итальянского дворянина, который участвует в наполеоновских войнах (1803-1815), а затем ориентируется в непростой политической динамике эпохи, известной как Итальянская реставрация (1814-1848).
Это было время, когда память о революции была подавлена, а власть, как многим казалось, опиралась на капризы и интриги среди меняющихся классовых структур. Хотя действие книги происходит в Парме, герцогстве в Италии, она отражает многие политические конфликты, происходившие в то время во Франции между монархистами и сторонниками республиканского правления после Французской революции. В 1814 году Франция восстановила свою монархию – хотя и с конституцией, ограничивающей власть короля, – но стала стабильной республикой только в 1870 году – запоздалое воплощение надежд, питаемых Французской революцией 1789-1799 годов.
Стендаль – один из самых известных писателей XIX века благодаря своим разработкам в области реализма, психологической глубины и историко-политической тематики. Оказав влияние на таких писателей, как Оноре де Бальзак и Лев Толстой, «Пармская обитель» стала одним из самых значительных произведений Стендаля, наряду с романом «Красное и чёрное» (1830).
Повествование в романе ведётся от лица всеведущего, что позволяет вплести частные мысли персонажей в плотный сюжет. Не меньшее место занимают подробные диалоги о политических интригах, которые демонстрируют интерес Стендаля как к логическому мышлению, так и к образному повествованию. Это одни из принципов жизненной философии, которую он назвал бейлизмом: «la logique, le bonheur, l’espirt» – разум, счастье, остроумие.
Сюжет романа навеян чтением Стендалем хроник итальянского Возрождения и, в частности, истории о папе Павле III, урождённом Алессандро Фарнезе, который, по слухам, имел любовную связь со своей мачехой. Стремительный темп сюжета напоминает наполненные приключениями сказки эпохи Возрождения, что заставило писателя XX века Итало Кальвино задаться вопросом, что “многие молодые люди будут сражены с первых страниц, мгновенно убедившись, что это должен быть лучший роман из когда-либо написанных”.
В 27 насыщенных событиями главах «Пармской обители» прослеживается жизнь одного из самых запоминающихся литературных героев XIX века и последующих лет: вспыльчивого, но самообладающего итальянского дворянина Фабрицио Вальсерра дель Донго. Фабрицио попеременно является революционером, ищущим свободу, распутником, не знающим любви, студентом богословского факультета, очарованным знамениями и абсолютизмом, плутоватым обольстителем, разыгрывающим ревнивых любовниц, человеком, находящимся в розыске, влюблённым романтиком и благочестивым священником. Его неоднократно спасают благодетели, главными из которых являются его тётя Джина дель Донго и её компаньон граф Моска. Объект ревности, обожания и ярости для всего среза постнаполеоновской Италии, Фабрицио представляет многочисленные и часто противоречивые грани дворянской идентичности в себе самом, а также разрыв верности тех, кто к нему относится.
Роман, погруженный в историю, начинается с вторжения Наполеона в Милан в 1796 году. Фабрицио рождается от дворянки и лейтенанта наполеоновской армии, когда Италия висит на волоске от республиканской независимости и австрийского монархического правления. В 16 лет он участвует в битве при Ватерлоо и, осуждённый старшим братом, изгоняется из родного дома. После изгнания тётя отправляет Фабрицио в духовную академию в Неаполе. Оттуда он присоединяется к ней в Парме, намереваясь со временем стать провинциальным архиепископом.
Джина, политический вдохновитель и жемчужина пармского двора, вместе с Моска, который сам является влиятельным министром, пытается защитить будущее Фабрицио. Она питает к племяннику привязанность, граничащую с романтической любовью, но Фабрицио не отвечает на романтические чувства взаимностью. Джина и Моска – прагматики, стремящиеся к власти, а порой и к выживанию, с минимальными моральными сожалениями. Они оправдывают свои поступки изменчивыми терминами необходимости.
Когда Фабрицио убивает ревнивого любовника, его преступление становится политической возможностью в Парме, чтобы сместить Джину и Моску. Джина разжигает гнев принца, пытаясь оправдать своего племянника, а Фабрицио бросают в башню Фарнезе, названную в честь кровосмесительного принца и наводящую на слухи о Папе Павле III.
Фабрицио отстранённо относится к политическому миру, который он повергает в смятение, поэтому, пока между Джиной и принцем разворачивается борьба, он, наконец, находит счастье в тюрьме, а не в бегстве от неё. Фабрицио влюбляется через окно своей тюрьмы в дочь тюремщика, Клелию Конти. Давно предсказанное им тюремное заключение становится реальностью, но с неожиданным результатом – блаженством.
Джине и Моске удаётся обставить побег и оправдание Фабрицио тщательно продуманными планами, кульминацией которых становится отравление Джиной принца, выполненное для неё поэтом-республиканцем. Так же, как Джина подстроила его побег, Фабрицио подстраивает своё возвращение – если не в тюрьму, то к Клелии, которая отвечает на его любовь, но, испытывая вину перед отцом, клянётся никогда не смотреть на Фабрицио после того, как она помогла ему бежать.
Фабрицио проводит годы в страданиях, которые принимают за беспрецедентную набожность, что делает его знаменитым среди жителей Пармы. Клелия выходит замуж за другого, но рожает ребёнка от Фабрицио, которого они похищают, но он погибает в процессе. Клелия следует за ним. Фабрицио, наконец, поступает в ранее не упоминавшийся Пармский Чартерхаус, монастырь, но через год умирает. Джина следует за ним, оставляя Моску с его богатствами, а нового принца – наслаждаться всеобщим обожанием.
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- «Признания Ната Тёрнера» Уильяма Стайрона, краткое содержание
- «Суровое испытание» Артура Миллера, краткое содержание
- «Правила виноделов» Джона Ирвинга, краткое содержание
- «Виолончелист из Сараево» Стивена Гэллоуэя, краткое содержание
- В рамках 10-го Зимнего суриковского фестиваля в Красноярске открылась выставка «Картина с сильным характером»
Комментирование недоступно Почему?