«Суровое испытание» Артура Миллера, краткое содержание читать ~5 мин.
«Суровое испытание» – пьеса Артура Миллера, удостоенная премии «Тони». Пьеса представляет собой частично беллетризованную драматизацию Салемского процесса над ведьмами, который проходил с февраля 1692 по май 1693 года. Премьера состоялась в 1953 году в разгар маккартистских процессов, Миллер написал «Суровое испытание» как аллегорию паранойи, нагнетающих страх обвинений и косвенных доказательств, свидетелем которых он стал. Обвинённый в том, что он сам был коммунистом, Миллер подвергся допросу в Комитете по антиамериканской деятельности Палаты представителей, который осудил его за неуважение к Конгрессу.
Действие пьесы происходит в Салеме, штат Массачусетс, пуританской колонии Новой Англии. Община представляет собой теократию, где религия действует как закон, а преподобный обладает огромной властью над общиной.
Первый акт открывается сценой в доме преподобного Сэмюэля Пэрриса. Его дочь, Бетти Пэррис, неподвижно лежит в постели. Преподобный Пэррис расспрашивает свою племянницу, Эбигейл Уильямс, о том, что она делала с Бетти накануне вечером, полагая, что это может быть связано с её коматозным состоянием. Он говорит, что видел её с группой девушек в лесу. Девушки танцевали, а его барбадосская рабыня, Титуба, пела им. Пэррис утверждает, что видел одну из девушек обнажённой, её платье лежало в траве. Он опасается, что члены общины могут узнать об этом сборище и обвинить девушек в колдовстве. Слухи о колдовстве уже начали распространяться по Салему, и Паррис боится, что потеряет контроль над своей общиной.
Эбигейл отрицает, что они занимались колдовством. Когда Пэррис уходит проповедовать перед общиной, Абигейл разговаривает с другими девушками, которые танцевали вместе с ней. Девушки рассказывают, что Эбигейл пыталась вызвать дух, чтобы убить Элизабет Проктор, жену местного фермера Джона Проктора (в которого Эбигейл влюблена). Эбигейл угрожает убить девушек, если они кому-нибудь расскажут, что на самом деле делали в лесу. Джон Проктор сталкивается с Эбигейл, ссылаясь на их прошлый роман, когда Эбигейл работала его служанкой. Элизабет узнала об этой связи, уволила Эбигейл и выгнала её из дома. Эбигейл считает, что Проктор все ещё испытывает к ней чувства, но он заявляет о верности своей жене.
Бетти внезапно просыпается и кричит. Члены общины вбегают в дом Пэрриса. Они спорят о том, околдована ли Бетти. Пэррис вызывает преподобного Хейла – знатока колдовства из соседней деревни – для консультации с Бетти и другими больными девушками в Салеме. Хейл осматривает Бетти, затем расспрашивает Эбигейл и Титубу. Титуба признается, что сварила лягушку в чайнике и дала девочкам выпить куриной крови. Когда власти угрожают Титубе поркой, она в панике даёт ложное признание, что её околдовали, и что она видела членов салемской общины с дьяволом. Желая отвлечься от своих собственных действий в лесу, Эбигейл и Бетти начинают называть имена многочисленных жителей деревни, которых они тоже «видели с дьяволом». Хейл приказывает арестовать всех названных и судить их как ведьм.
Сцена 2 Акта I происходит в доме Прокторов, после того как 39 обвиняемым грозит тюремное заключение за колдовство. Элизабет боится, что Эбигейл обвинит её в колдовстве в надежде отомстить и выйти замуж за её мужа. Их служанка, Мэри Уоррен, возвращается в дом после того, как провела день, давая показания против обвинённых «ведьм». Мэри объявляет, что девушки обвинили Элизабет, но утверждает, что защищала Элизабет в суде. Элизабет умоляет Проктора пойти в суд и разоблачить ложь Эбигейл, но Проктор не хочет публично раскрывать свою измену.
Прибывает Хейл, чтобы допросить Элизабет о характере её семьи и религиозных убеждениях. Вскоре после его прибытия в дом входят два видных жителя Салема – Джайлс Кори и Фрэнсис Нерс – и объявляют об аресте своих жён. Приходят офицеры и арестовывают Элизабет, уводя её в цепях. Хейл, ошеломлённый, начинает сомневаться в обвинениях общины в колдовстве. Разгневанный, Проктор приказывает Мэри разоблачить других девушек в суде как лгуний и притворщиц. Мэри предупреждает Проктора, что ему придётся раскрыть свою измену. Проктор заявляет, что его жена не должна умереть за его грехи.
В суде Мэри признается в правде судье Дэнфорту. Проктор также рассказывает суду о своём романе с Эбигейл, надеясь объяснить её убийственные мотивы. Затем Дэнфорт вызывает Элизабет для дачи показаний и запрещает кому-либо разговаривать с ней во время дачи показаний. Не зная, что её муж признался в своей измене, Элизабет отрицает его романтические отношения с Эбигейл, надеясь спасти его репутацию. Таким образом, Дэнфорт отвергает заявление Проктора как ложь. Затем девушки выступают против Мэри в суде, обвиняя её в том, что она насылает на них злых духов. Испуганная и отчаянно пытающаяся спастись Мэри отказывается от своих обвинений и обвиняет Проктора в сотрудничестве с дьяволом. Проктора арестовывают, а Хейл покидает суд, расстроенный несправедливостью, свидетелем которой он стал.
К концу пьесы в Салеме назревает восстание. Эбигейл крадёт деньги Пэрриса и убегает, боясь столкнуться с последствиями своих обвинений. Пэррис опасается казнить некоторых видных членов общины (и тем самым спровоцировать восстание), но судья Дэнфорт твёрдо выносит приговор. Хейл посещает нескольких обвиняемых «ведьм» и умоляет их дать ложные признания, поскольку в случае признания им не грозит казнь.
Джон Проктор имеет последний разговор со своей женой. Он начинает процесс дачи ложного признания, но отказывается назвать имена других членов Салема. Проктор подписывает признание, но не может заставить себя отдать его Дэнфорту; вместо этого он уничтожает его. Таким образом, его уводят, чтобы повесить. Хейл умоляет Элизабет обратиться к мужу и спасти ему жизнь. Элизабет отказывается, говоря, что Проктор нашёл свою «доброту».
- «Вид с моста» Артура Миллера, краткое содержание
- На сцене театра им. Волкова прошёл первый спектакль МХТ им Чехова из совместного проекта, рассчитанного на полгода
- Сандро Миллер. Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии
- Питер Миллер. Фотогравюра
- Эдмонд Эйдемиллер. СЕТИ ГИБРИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Графика
- Выставка «Press&Release. Фотогравюра Питера Миллера» (США)
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- «Пармская обитель» Стендаля, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?