«Суровое испытание» Артура Миллера, краткое содержание читать ~5 мин.
«Суровое испытание» — пьеса американского драматурга Артура Миллера (Arthur Miller), удостоенная премии «Тони». Произведение воссоздаёт события судебного процесса над салемскими ведьмами, проходившего в колониальном Массачусетсе с февраля 1692 по май 1693 года. Премьера постановки состоялась в 1953 году, в период активных антикоммунистических преследований в США.
Миллер создал эту драму как ответ на маккартизм, проводя параллель между религиозной истерией XVII века и современной ему политической «охотой на ведьм». Сам драматург попал под подозрение в сочувствии коммунистам и предстал перед Комитетом по антиамериканской деятельности. Отказ Миллера называть имена единомышленников привёл к осуждению за неуважение к Конгрессу, что зеркально отразилось в моральном выборе главного героя пьесы.

Завязка конфликта
События разворачиваются в городе Салем (штат Массачусетс), пуританской колонии Новой Англии. Жизнь общины подчинена жёсткой теократии: религия здесь заменяет гражданский закон, а священнослужители обладают непререкаемым авторитетом. Нарушение религиозных норм приравнивается к преступлению против государства.
Действие начинается в доме преподобного Сэмюэла Пэрриса. Его дочь Бетти лежит в беспамятстве, не реагируя на окружающих. Пэррис тревожно расспрашивает свою племянницу Эбигейл Уильямс о ночных событиях в лесу. Он видел, как девушки танцевали вокруг костра, а его рабыня с Барбадоса, Титуба, распевала странные песни. Священник заметил и более пугающую деталь: кто-то из девушек бегал среди деревьев нагим.
Пэррис опасается не столько за здоровье дочери, сколько за свою репутацию. В городе уже шепчутся о кознях дьявола, и наличие «колдовства» в доме пастора может стоить ему должности. Эбигейл категорически отрицает связь с нечистой силой, настаивая, что они просто танцевали.
Тайные мотивы
Оставшись наедине с подругами, Эбигейл раскрывает истинную причину ночного ритуала. Она пила кровь, чтобы навести порчу на Элизабет Проктор — жену местного фермера Джона Проктора. Эбигейл угрожает другим девушкам расправой, если те проговорятся о чем-то большем, чем просто танцы.
Появляется Джон Проктор. Между ним и Эбигейл происходит напряжённый разговор. Ранее девушка служила в доме Прокторов, и у них случился короткий роман. Узнав об измене мужа, Элизабет выгнала служанку. Эбигейл убеждена, что Джон всё ещё любит её и они должны быть вместе, но Проктор твёрдо намерен сохранить верность жене и разорвать порочную связь.
Тем временем Бетти приходит в себя и начинает истошно кричать при звуках псалмов. Это убеждает собравшихся горожан в присутствии дьявола. Прибывает приглашённый эксперт по демонологии — преподобный Хейл. Под его давлением Титуба «признается» в сговоре с нечистым, чтобы избежать порки и виселицы. Вслед за ней, почувствовав власть над напуганными взрослыми, Эбигейл и Бетти начинают выкрикивать имена жителей Салема, которых они якобы видели с дьяволом.
Нарастание истерии
Спустя неделю в доме Прокторов царит напряжение. Арестовано уже несколько десятков человек. Элизабет призывает мужа пойти в суд и рассказать, что Эбигейл призналась ему в отсутствии какого-либо колдовства. Джон колеблется: у него нет свидетелей их разговора, к тому же он боится, что его прошлая связь с обвинительницей станет достоянием гласности.
Служанка Прокторов, Мэри Уоррен, возвращается из суда и дарит Элизабет тряпичную куклу (поппет), которую сшила во время заседаний. Вскоре в дом врываются чиновники с ордером на арест Элизабет. Основанием служит улика: Эбигейл упала на обеде с иглой в животе, заявив, что это дух миссис Проктор пронзил её. В подаренной кукле действительно находят иглу. Элизабет увозят в цепях, несмотря на протесты мужа.
Судебное разбирательство
Джон Проктор, Фрэнсис Нерс и Джайлс Кори пытаются оспорить обвинения в суде. Они приносят письменные свидетельства о невиновности своих жён, но судья Дэнфорт видит в этом попытку подрыва авторитета суда. Мэри Уоррен, под давлением Проктора, признается, что девушки выдумали все видения. Однако Эбигейл устраивает спектакль: она и другие девушки делают вид, что дух Мэри в виде жёлтой птицы атакует их.
В отчаянии Проктор признается в прелюбодеянии, чтобы показать истинный мотив Эбигейл — ревность и желание устранить соперницу. Судья вызывает Элизабет для подтверждения. Она, не зная о признании мужа и желая спасти его честное имя, лжёт, заявляя, что Джон никогда не изменял ей. Эта ложь губит их обоих. Мэри Уоррен, сломленная истерикой подруг, переходит на их сторону и обвиняет Проктора в колдовстве. Джона арестовывают. Преподобный Хейл, осознав чудовищную несправедливость происходящего, покидает суд.
Финал трагедии
Осенью того же года Салем находится на грани бунта. Поля заброшены, сироты бродят по улицам, а авторитет церкви подорван. Эбигейл Уильямс, почуяв неладное, крадёт сбережения дяди и сбегает на корабле. Пэррис в ужасе за свою жизнь — он нашёл кинжал, воткнутый в свою дверь.
Власти пытаются добиться признания от уважаемых граждан, таких как Проктор, чтобы оправдать предыдущие казни. Хейл и Элизабет уговаривают Джона дать ложное признание ради спасения жизни. Проктор соглашается подписать бумагу, но отказывается назвать имена других «заговорщиков» и публично выставить своё признание на дверях церкви.
В кульминационный момент он рвёт подписанный документ, выбирая смерть, но сохраняя чистоту своей совести и доброе имя для сыновей. Он говорит: “Как я могу жить без имени? Я отдал вам душу, оставьте мне моё имя!”. Джона уводят на казнь. Хейл умоляет Элизабет остановить мужа, но она, глядя в окно, произносит: “У него теперь есть его доброта. Не дай бог мне отнять её у него”.
- «Вид с моста» Артура Миллера, краткое содержание
- На сцене театра им. Волкова прошёл первый спектакль МХТ им Чехова из совместного проекта, рассчитанного на полгода
- Сандро Миллер. Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии
- Питер Миллер. Фотогравюра
- Эдмонд Эйдемиллер. СЕТИ ГИБРИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Графика
- Выставка «Press&Release. Фотогравюра Питера Миллера» (США)
Комментирование недоступно Почему?