«Золотая тетрадь» Дорис Лессинг, краткое содержание читать ~4 мин.
Постмодернистский роман Дорис Лессинг «Золотая тетрадь» (1962) рассказывает историю Анны Вульф, которая исследует четыре отдельные, фрагментарные истории своей жизни, записанные в четырёх отдельных тетрадях, пытаясь объединить их в одну золотую тетрадь.
Книга известна своим изображением коммунизма и антивоенных посланий, а также включает философию формирующегося движения за освобождение женщин. Книга исследует внутреннюю работу разума, как создаются жизни и как психические и общественные расстройства переплетаются в психике. «Золотая тетрадь» состоит из отдельных разделов и повествуется нехронологически. Разделы частично пересекаются, взаимодействуя друг с другом, но имеют разную направленность.
Есть общее, более реалистичное повествование, в котором рассказывается история Анны, её подруги Молли, бывшего мужа Молли, Ричарда, и новой жены Ричарда, Марион. Этот раздел, озаглавленный «Свободные женщины», основан главным образом на опыте Анны и Молли и их отношениях с детьми и любовниками.
Фрагменты из четырёх записных книжек Анны перемежаются: чёрная записная книжка рассказывает о её пребывании в Южной Родезии во время Второй мировой войны; жёлтая записная книжка отражает её опыт работы в коммунистической партии; красная записная книжка рассказывает о трагическом любовном романе, закончившемся рано, а синяя записная книжка, личный дневник, записывает её мысли, чувства и эмоциональную жизнь.
Анна – писательница. Разные тетради послужили вдохновением для разных романов, но её конечная цель – объединить все тетради в одну, более точную и полную картину всей её жизни – её воспоминания, эмоции, переживания и философию.
В начале романа Анна и Молли сидят в квартире в Лондоне. Анна – маленькая, стройная женщина, а Молли описана как высокая и бойкая. Женщины сплетничают о бывшем муже Молли, Ричарде, и его новой жене, Марион, которая, кажется, постоянно принимает Анну за Молли. Пока они разговаривают, Ричард приходит поговорить с Молли об их сыне Томми. Томми впал в депрессию и отказывается выходить из своей квартиры на работу, предпочитая сидеть целыми днями и хандрить.
Томми вырос только с Молли, поэтому он обижен на Ричарда и не хочет работать в компании своего отца. Томми приходит в середине разговора, что вызывает напряжение между всеми присутствующими. После того как мужчины уходят, Молли начинает подозревать, что Томми и Ричард навещали Анну, пока Молли была в поездке. Она спрашивает, и Анна рассказывает, что Ричард хотел переспать с ней, но Анна отказалась, потому что ей скучно с такими мужчинами, как Ричард. Затем женщины обсуждают коммунистическую партию и свою политическую философию.
Разделы других тетрадей перемежаются. В чёрной тетради Анна пишет о своём опыте пребывания в Африке во время Второй мировой войны, который вдохновил её роман-бестселлер «Границы войны». В этой тетради она также записывает многочисленные опыты, которые ей пришлось пережить, работая с другими людьми над правами на экранизацию этой книги. Красный блокнот рассказывает о её опыте работы в британской коммунистической партии, включая друзей, которых она там заводит, и её собственную критику группы.
В жёлтой тетради Анна под псевдонимом Элла рассказывает об отношениях с психоаналитиком по имени Пол, которые закончились трагедией. В синей тетради Анна пишет о своих отношениях с бывшим мужем Максом, о своей дочери Джанет, за которую она благодарна и которую любит, и о своих мечтах.
Вернувшись в «Свободные женщины», Томми пытается совершить самоубийство и терпит неудачу, но остаётся слепым. Он переезжает жить к Молли, что приводит к отдалению женщин друг от друга, потому что они не могут общаться так же свободно. Анну беспокоит её новый сосед по дому, гей, который приглашает своего любовника жить с Анной. Ричард говорит с Молли и Анной о том, что хочет оставить Марион, чтобы быть со своей секретаршей. Другие тетради снова перемежаются, и все они заканчиваются в этом разделе – жёлтая тетрадь теперь содержит девятнадцать рассказов о любви, а другие тетради рассказывают о снах и воспоминаниях о товарищах в Лондоне. Все они заканчиваются резкой двойной чёрной линией.
Возвращаясь к реалистическому повествованию, становится известно, что Марион ушла от Ричарда, чтобы жить с Молли, хотя Марион утверждает, что скоро найдёт собственное жилье.Эмоционально истощённая своими политическими проблемами и истощённая тем, что не чувствует себя дома в собственной квартире, Анна срывается, требуя, чтобы её сосед по дому, Ивор, ушёл.
Роман заканчивается началом золотой тетради, которая отражает мечты Анны жить полностью как она сама, без разделения на части. В этой тетради Анна начинает роман с рассказа о ней и Молли в лондонской квартире, создавая эффект круга, который возвращает читателя к началу романа. В этих последних записях Анна понимает, что сходит с ума, пытаясь рассказать историю собственной жизни, и что её единственным утешением является её дочь Джанет.
Книга заканчивается, когда они с Молли сидят в квартире Молли – Молли снова вышла замуж, а Анна продолжает заводить неудовлетворительные и непостоянные романы. Обе женщины размышляют о том, какой странной стала жизнь…
- «Трава поёт» Дорис Лессинг, краткое содержание
- «Сквозь туннель» Дорис Лессинг, краткое содержание
- «Натан Мудрый» Готхольда Лессинга, краткое содержание
- «Генерал в своём лабиринте» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Хорошая девочка» Марии Кубицы, краткое содержание
- «Девушка из Германии» Армандо Лукаса Корреа, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?