«Обычный человек» Пола Русесабагины, краткое содержание читать ~3 мин.
Книга «Обыкновенный человек» – это автобиография Пола Русесабагины, управляющего бельгийским руандийским отелем. История Русесабагины, написанная с помощью журналиста Тома Зеллнера, посвящена борьбе, которую Русесабагина и его семья преодолели, чтобы выжить во время бесчеловечного, расово мотивированного геноцида, произошедшего в Руанде в 1994 году – история, которая позже стала основой фильма 2004 года «Отель «Руанда». Повествование ведётся в разговорном тоне, без прикрас и в непринуждённом стиле. После описания прошлого Пола и того, что он сделал для спасения людей, ставших жертвами конфликта, автобиография рассказывает о его мыслях о геноциде.
Русесабагина, сын отца-хуту и матери-тутси, растёт на небольшой ферме. В конце концов, он становится первым руандийским генеральным менеджером роскошного бельгийского туристического объекта, отеля Mille Collines. Он превращает отель в одно из самых прибыльных заведений Африки.
Чтобы объяснить взаимоотношения между хуту и тутси, автор прослеживает историю Руанды. Когда Германия и Бельгия колонизировали страну, белые европейцы усилили и создали напряжённость и недоверие между племенами хуту и тутси с помощью политики «разделяй и властвуй», надеясь сохранить свою силу и власть над народом Руанды, настраивая одно племя против другого и не позволяя колонизированным восстать против своих белых угнетателей. Даже после обретения независимости вражда между тутси и хуту сохраняется, разжигаемая коррумпированной диктатурой президента Жувенала Хабиариманы.
Геноцид в Руанде в 1994 году начинается с того, что местная радиостанция передаёт анти-тутси послание, которое подхватывают и усиливают газеты. По мере роста напряжённости убивают президента Руанды из числа хуту. В отместку хуту начинают пропагандистскую кампанию по дегуманизации и унижению тутси, называя их «тараканами», как нацисты называли евреев «вшами» и «паразитами».
Разжигание ненависти побуждает руандийцев, не относящихся к тутси, выгонять тутси из школ, с работы и из своих домов, пока они не окажутся в социальной и политической изоляции. Наконец, вспыхивает насилие. Пытки и убийства перерастают в буйство, когда убийцы хуту переходят из дома в дом с мачете и пистолетами, жестоко расчленяя, обезглавливая, закалывая и расстреливая тутси.
Десять недель спустя более 800 000 руандийцев погибли – их тела были свалены на обочинах дорог или сброшены в братские могилы. Тех, кто выжил после ужасного геноцида, перевезли в лагеря, расположенные в соседних африканских странах, где они ждали помощи от Организации Объединённых Наций или Америки, но ни одна из них не помогла.
Рассказ Русесабагина подчёркивает его стойкость, рисуя его как обычного человека, который отказывается отказаться от своих ежедневных ритуалов, несмотря на хаос и беспорядок вокруг него. Когда начинается геноцид, Русесабагина в отрезвляющих подробностях описывает зрелище, когда его близких друзей и соседей убивают ножами.
Тем временем он открывает свой отель, чтобы приютить 1268 тутси и умеренных хуту, пока в городе не будет восстановлен порядок, обеспечивая их безопасность любыми возможными средствами. Общаясь с оппозицией, прибегая к взяткам, когда это необходимо, затягивая, откладывая, уговаривая, льстя и даже снабжая бандитов с мачете драгоценной едой и питьём, Русесабагина спасает жизни, полагаясь на свои знания гостиничного гостеприимства.
Вместе с теми, кого он защищает, Русесабагина выживает в течение 100 дней, забаррикадировавшись в отеле, в то время как город захватывают толпы убийц. Внутри незнакомые хуту и тутси, многие из которых только что увидели, как убивают их семьи, спят рядом друг с другом ради человеческого общения.
Повествование Русесабагина подчёркивает разочарование и беспомощность, которые он испытывает, когда западные страны и ООН игнорируют его мольбы о помощи. После геноцида Русесабагина и его семья больше не могут эмоционально связывать себя с родиной, поэтому они переезжают в Бельгию. Очевидно, что Русесабагина никогда не забудет зверства, свидетелем которых он стал, и не простит Запад за его бездействие. Однако вместо того, чтобы предаваться горечи, он использует заключительную часть книги, чтобы горячо настаивать на том, что мир больше никогда не должен игнорировать геноцид ни в одной стране, ни на одном континенте.
Комментирование недоступно Почему?