«Путь в Мекку» Атола Фугарда, краткое содержание читать ~4 мин.
«Путь в Мекку» – пьеса южноафриканского драматурга Атола Фугарда. Впервые она была поставлена в 1984 году, в 1988 году получила премию Нью-Йоркского кружка драматических критиков, а в 1991 году по ней был снят фильм. Основанная на реальной истории Хелен Мартинс, южноафриканской женщины, чей «Совиный дом» до сих пор открыт для публики, пьеса Фугарда исследует темы свободы и угнетения, доверия и конфликта между личностью и обществом.
Действие пьесы происходит в 1974 году в доме мисс Хелен в Нью-Бетесде в регионе Кару в Южной Африке. После смерти мужа Хелен, случившейся 15 лет назад, она начала наполнять дом светом и цветом и разбила сад скульптур, созданных ею самой. В пьесе действуют три персонажа: Мисс Хелен, которой за шестьдесят, её подруга Эльза Барлоу, которой за двадцать, и местный пастор Мариус Байлевельд.
В начале пьесы Эльза неожиданно приехала из Кейптауна. Она приехала из-за тревожного письма, которое ей прислала Хелен, но сначала они разговаривают на более лёгкие темы. Во время разговора Эльза замечает следы от ожогов на одной из стен, которые, по словам Хелен, остались от одной из ламп, а также новые занавески. Хелен меняет тему разговора и спрашивает Эльзу о её жизни. Эльза рассказывает, что только что рассталась с мужчиной, с которым встречалась, и говорит, что этот опыт заставил её понять, что «доверие» – это «большое слово», а не «любовь». Женщины выражают доверие друг к другу и вспоминают первую встречу, после того как Эльза пришла в дом Хелен – которую Хелен называет своей «Меккой» – и Хелен пригласила её войти.
Эльза вспоминает о письме, и Хелен говорит, что жалеет о том, что отправила его. В письме, которое Эльза читает вслух, Хелен сообщает, что её здоровье ухудшается, и высказывает мысли о депрессии и самоубийстве; она также пишет, что теряет «дом, мою работу, мою Мекку», и просит Эльзу о помощи. Хелен сообщает Эльзе, что Мариус и другие жители города пытаются перевезти её в дом престарелых, и что Мариус придёт вечером, чтобы забрать бланк заявления. Елена также сообщает Эльзе, что её письмо было посвящено «темноте» и что она страдает от депрессии.
Акт II начинается через несколько минут после того, как Мариус прибывает, как и планировалось. Мариус говорит, что у Хелен есть комната в доме престарелых, если она хочет. Эльза говорит, что Мариус пытается «запугать и шантажировать» Хелен, чтобы та подписала заявление, но Мариус затем открывает Эльзе, что обожжённая стена Хелен на самом деле является результатом падения свечи и возникновения пожара, и что Хелен не предприняла никаких попыток потушить её. Эльза сердится на Хелен за то, что она ей солгала, и они ссорятся.
Затем Мариус и Эльза спорят из-за Хелен. Эльза говорит, что скульптуры Хелен выражают её свободу, и именно из-за этой свободы она приходит к ней в гости, потому что Хелен «бросает ей вызов» и является «первым по-настоящему свободным духом, которого я когда-либо знала». Мариус протестует, говоря Хелен, что она бросила свою веру и свой город ради своей «Мекки» и в результате оказалась в одиночестве и остракизме. Хелен, по его словам, «противоположность» свободы, потому что она «окончательно застряла в кошмаре, в который превратился этот дом».
Затем Хелен рассказывает, что идея её «Мекки» впервые пришла к ней в ночь похорон мужа, после того как Мариус пришёл и закрыл для неё шторы. Хелен, подавленная, сидела и смотрела на свечу, ожидая «темноты», когда она погаснет, но вместо этого «маленький, неуверенный огонёк, казалось, снова обрёл мужество» и становился «все ярче и ярче». Свеча зажглась и вдохновила Хелен на создание своей «Мекки». Она рассказывает эту историю, пока Эльза зажигает свечи по всей комнате, а затем возвращает Мариусу бланк заявления.
Мариус уходит, потерпев поражение. Елена поняла, что «путь к моей Мекке «был», который я должна была пройти одна», но теперь он завершён “и вместе с ним единственная настоящая цель моей жизни”, что говорит о том, что она готова умереть. Затем Эльза выражает своё одиночество и рассказывает Хелен, что сделала аборт. В конце пьесы она снова выражает свою любовь к Хелен, хотя вопрос о том, сохранилось ли между ними прежнее доверие, остаётся неоднозначным.
- «Красный карандаш» Андреа Дэвис Пинкни, краткое содержание
- «Соперники» Ричарда Бринсли Шеридана, краткое содержание
- «Исповедь» Льва Толстого, краткое содержание
- «Дорога на Уиган-Пирс» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Остаток дня» Кадзуо Исигуро, краткое содержание
- «Комната, где это произошло» Джона Болтона, краткое содержание
- «Красный зонтик» Кристины Диас Гонсалес, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?