Портрет в тумане времён (рассказ) читать ~36 мин.
Мария считала свой городок красивой ловушкой. Древние купеческие дома с резными наличниками, мощёные улочки, спускающиеся к тихой реке, купола церквей, золотящиеся на закате – все это привлекало туристов, особенно летом. Но зимой, когда последний автобус с гостями уезжал в областной центр, а сугробы заваливали узкие переулки, Верейск погружался в сонную, почти мистическую тишину. Именно в такую пору, в конце января, Марии исполнилось двадцать семь. Не юбилей, но возраст, когда вопросы «Кто я?» и «Куда иду?» начинают звучать с настойчивостью капающей из крана воды, особенно если живёшь одна в съёмной комнатке в старом доме на окраине, работаешь продавцом в антикварной лавке «Старина Глухов» и личная жизнь – череду невнятных свиданий, заканчивающихся взаимным разочарованием.
Лавка была её миром. Пахло пылью веков, воском, старой бумагой и лёгкой грустью ушедших эпох. Мария знала историю почти каждого предмета: кому принадлежал этот серебряный портсигар с вензелем «К.П.», почему у фарфоровой пастушки отколота рука, как попал сюда альбом с акварелями неизвестного художника. Она любила тишину между покупателями, когда можно было взять в руки старую вещь и попытаться услышать шёпот времени. Но иногда эта тишина давила, напоминая о том, что её собственная жизнь пока не обрела ни ясной формы, ни захватывающего сюжета.
Единственным лучом света была Ольга. Подруга детства, весёлая, практичная, работавшая администратором в местной гостинице. Они встречались раз в неделю, чтобы поболтать за чаем или дешёвым вином, пожаловаться на начальство, посмеяться над местными сплетнями и ненадолго забыть о провинциальной тоске.

В одну из таких встреч, в хмурую субботу, когда снег падал крупными, неторопливыми хлопьями, Ольга, разглядывая витрину лавки, вдруг воскликнула:
– Машка, а не сходить ли нам на эту выставку? «Забытые мастера губернии». В краеведческом открылась на прошлой неделе. Андрей говорил, там есть пара любопытных вещей. А то мы тут закиснем!
Андрей – это Андрей Сомов, их общий знакомый, тихий парень с умными глазами, работавший в том самом краеведческом музее научным сотрудником. Мария его побаивалась – он казался слишком глубокомысленным, но уважала его эрудицию.
– Выставка? – Мария сморщила нос. – В нашем-то музее? Там обычно пыль да чучела лосей.
– Ну, Андрей же не дурак, раз хвалит! – настаивала Ольга. – Давай развеемся? Потом зайдём в «Кофе Хауз», я угощаю тем пирожным с малиной. Идёт?
Мысль о пирожном перевесила скепсис. Через час они уже шли по скрипучему снегу к зданию музея – бывшему купеческому особняку с колоннами, теперь слегка обшарпанному, но всё ещё внушительному.
Музей встретил их привычным полумраком и запахом нафталина. В зале «Забытых мастеров» народу было мало – пара пенсионеров и школьная группа, быстро пронёсшаяся дальше, к диораме «Битва при Верейске 1812 года». Мария лениво разглядывала пейзажи с берёзками, натюрморты с неаппетитными фруктами, портреты суровых купцов и бледных барышень в кринолинах. Все как всегда, предсказуемо и немного скучно.
Она уже собиралась шепнуть Ольге: «Ну, пирожные?», как вдруг её взгляд скользнул в дальний угол зала, где одна картина висела особняком, освещённая единственной софитной лампой. И мир перевернулся.
Мария замерла. Сердце стукнуло с такой силой, что кровь прилила к вискам, а в ушах зазвенело. Ноги стали ватными. Она машинально схватила Ольгу за руку так крепко, что та вскрикнула.
– Маша? Что с тобой? Ты белая как полотно!
Мария не могла говорить. Она лишь указала дрожащим пальцем на картину. Подруга повернулась, и её глаза округлились.
– Ого… – выдохнула Ольга. – Барышня-то… ну точь-в-точь… Маша, это же ты?!
Это было невозможно. И вместе с тем – неоспоримо. На холсте, покрытом сеткой мелких кракелюр, в обрамлении тяжёлой, потемневшей от времени рамы, была изображена молодая женщина. Она сидела на каменной скамье в тенистом саду, в светлом летнем платье с высоким воротничком и тонкими кружевными манжетами. В руках она держала книгу, но взгляд её был устремлён не на страницы, а куда-то вдаль, за пределы полотна, с выражением тихой задумчивости и лёгкой грусти. Солнечные блики играли в её темно-русых волосах, уложенных в скромную, но изящную причёску. Лицо… Лицо было её лицом. Не похожим. Не напоминающим. Абсолютно идентичным. Те же высокие скулы, чуть широко поставленные серые глаза с темным ободком вокруг радужки, тот же прямой нос с едва заметной горбинкой, те же губы – не слишком полные, с чуть приподнятым уголком, создававшим впечатление готовой улыбки, которая так и не появлялась. Даже родинка, крошечная точка у левой брови – и та была на месте.
Но дело было не только в лице. Мария с ужасающей ясностью узнавала детали:
- Платье: Ткань – кремовый лён с едва заметным голубым узором в мелкий цветочек. Такое же платье висело у неё в шкафу! Она купила его прошлым летом на блошином рынке в соседнем городке, очарованная старинным фасоном и необычной тканью. Надел всего пару раз.
- Брошь: У ворота платья на картине была приколота небольшая брошь в виде летящей ласточки, выточенная из какого-то тёмного камня, возможно, гагата. Мария машинально коснулась пальцами вязаного свитера под пальто – там, на груди, лежала холодная гладь точно такой же броши. Ей подарила бабушка, сказав, что это семейная реликвия, «на удачу».
- Книга: Девушка на портрете держала в руках книгу в темно-синем кожаном переплёте с потускневшим золотым тиснением. Мария узнала корешок. Это был томик стихов Анны Ахматовой, издание начала XX века, который она недавно приобрела у старушки, разбиравшей библиотеку покойного мужа. Книга сейчас лежала у неё на тумбочке.
- Поза: Даже то, как девушка сидела, слегка откинувшись на спинку скамьи, подогнув под себя одну ногу – была её любимой позой для чтения на скамейке в городском парке летом.
– Это… это бред, – прошептала Мария, отрывая наконец взгляд от картины и глядя на Ольгу с выражением чистого ужаса. – Как? Кто? Когда?
Ольга, обычно такая говорливая, молчала, разглядывая то подругу, то портрет. Потом её взгляд упал на табличку рядом с холстом.
– «Портрет Марии», – прочитала она вслух. – Художник неизвестен. Конец XIX – начало XX века. Холст, масло. Из частной коллекции А. В. Новикова (Москва).
– Марии… – эхом повторила Мария. Ледяная дрожь пробежала по спине. Имя было слишком распространённым, конечно. Но в сочетании с её лицом, её платьем, её брошью, её книгой…
– Надо позвать Андрея, – решительно сказала Ольга, уже доставая телефон. – Он тут где-то. Должен разбираться. Это же… феномен какой-то!
Андрей Сомов появился через пять минут, поправляя очки и с любопытством глядя на взволнованных девушек. Он был высоким, худощавым, с мягкими чертами лица и внимательным взглядом.
– Ольга, Мария? Что случилось? Вы как будто привидение увидели.
– Почти, – ответила Мария, её голос всё ещё дрожал. Она снова показала на картину. – Андрей, взгляни. Взгляни внимательно.
Андрей повернулся, его взгляд скользнул по полотну, затем вернулся к Марии. Потом снова к картине. Его брови медленно поползли вверх. Он подошёл ближе, чуть ли не уткнувшись носом в холст, изучая детали, затем отошёл на шаг, сравнивая живое лицо и изображённое.
– Господи… – прошептал он. – Сходство… оно не просто поразительное. Оно… неестественное. Как будто писали с тебя, Мария. Но это технически невозможно. Картине минимум сто двадцать лет. Стиль, манера письма, кракелюры – все говорит о рубеже веков. Коллекционер Новиков – серьёзный человек, эксперт по провинциальной живописи, он бы не купил подделку.
– А детали? – встряла Ольга. – Платье! Точно такое же у Машки есть! И брошь эта ласточка! И книга!
Андрей снова вгляделся, его лицо стало сосредоточенным, учёным.
– Да… Действительно. Платье… Фасон типичен для 1890-х – 1900-х. Но ткань с таким узором… Редкая. Брошь – гагат, модный в ту эпоху камень для траурных и сентиментальных украшений. Ласточка – символ надежды, возвращения. Книга… – Он прищурился. – Переплёт характерный для частных переплётных мастерских начала века. Золотое тиснение… трудно разобрать, но… – Он вдруг резко обернулся к Марии. – У тебя есть эта книга? Тот же переплёт?
Мария кивнула, не в силах вымолвить слово.
– Это… – Андрей снял очки и протёр их платком. – Это требует самого тщательного изучения. Историю картины, провенанс. Кто такая Мария на портрете? Откуда она? Почему художник неизвестен? И главное… – Он посмотрел на Марию с нескрываемым изумлением и тревогой. – Как объяснить это совпадение? Стопроцентную визуальную идентичность спустя столетие? Это выходит за рамки любых теорий вероятности. Это попахивает…
– Мистикой? – закончила за него Ольга, и в её голосе прозвучал нездоровый азарт.
– Скорее, неразгаданной тайной, – осторожно поправил Андрей. – Но да, явление исключительное. Мария, ты… как себя чувствуешь?
– Как будто меня ударили по голову, – честно призналась она. – И как будто я смотрю в кривое зеркало, которое показывает прошлое.
– Нам нужно поговорить, – решил Андрей. – Обсудить это спокойно. Посмотреть, что можно найти. У меня есть кое-какие каталоги, доступ к архивам… Может, удастся пробить историю этой картины или найти упоминания о той Марии.
– У меня дома есть ноутбук, – предложила Мария, чувствуя, как её охватывает странная смесь страха и жгучего любопытства. Она не могла уйти, не попытавшись понять. – И… там тихо. Можем посидеть, подумать.
– Отличная идея! – Ольга уже была готова к приключению. – Только давайте по дороге прихватим чего-нибудь… для вдохновения. Голова кругом!
Они вышли из музея в сгущающиеся зимние сумерки. Снег валил по-прежнему, застилая мир мягким белым покрывалом, скрадывая звуки. Ощущение нереальности не покидало Марию. Она шла, укутанная в шарф, и ей казалось, что вот-вот из-за угла появится карета, а навстречу – дамы в кринолинах. Лицо девушки с портрета стояло перед глазами, сливаясь с её собственным отражением в витринах магазинов.
По пути они купили в супермаркете Моет Шандон и отправились домой к Марии обдумать это невероятное совпадение. Ольга настояла на шампанском – «для храбрости и ясности мысли». Андрей купил ещё пару бутылок минералки и пакет чипсов «на всякий случай».
Комната Марии была небольшой, но уютной. Книжные полки, старенький диван, рабочий стол с ноутбуком, комод, на котором стояла та самая книга в синем переплёте и лежала гагатовая ласточка. Мария переоделась в домашние вещи – старый свитер и джинсы, но невольно поймала себя на мысли, что чувствует себя теперь в них как-то иначе, словно на неё смотрит призрак прошлого.
Ольга разлила шампанское по бокалам. Звук лопнувшей пробки и шипящей пены казался неуместно громким в этой атмосфере тревожного ожидания.
– Ну, за разгадку тайны! – провозгласила Ольга, чокаясь. – И за то, чтобы Мария из прошлого не оказалась какой-нибудь маньячкой или несчастной жертвой!
– Оль! – Мария поморщилась.
– Прости, – Ольга виновато улыбнулась. – Нервы. Так. Андрей, ты эксперт. С чего начнём?
Андрей поставил бокал и открыл ноутбук Марии.
– Сначала попробуем найти что-то о самой картине. Коллекционер – Андрей Викторович Новиков. Его имя должно быть в базах данных. Он известен. Затем – выставка «Забытые мастера». У неё должен быть каталог, возможно, онлайн. Ищем упоминания о «Портрете Марии».
Пальцы Андрея застучали по клавиатуре. Мария и Ольга придвинулись, с трепетом глядя на экран.
– Вот, нашёл страницу Новикова на сайте одного аукционного дома, – сказал Андрей через несколько минут. – Коллекционер, специалист по русскому провинциальному искусству второй половины XIX – начала XX века. Живёт в Москве. Контакты… только общие. Писать или звонить сейчас? Поздно.
– А каталог выставки? – спросила Мария.
– Ищу… Наш музей, увы, не слишком продвинут в цифровом мире. Официального онлайн-каталога нет. Но вот анонс на городском портале… – Он пролистал страницу. – «Портрет Марии». Художник неизвестен. Предположительно 1890-1910 гг. Приобретён А.В. Новиковым в 2018 году у частного лица в Верейске. Происхождение: из семьи местных купцов Ершовых.
– Ершовы? – Мария нахмурилась. – Фамилия знакомая. Вроде бы их дом ещё стоит на Советской, сейчас там библиотека?
– Да, – подтвердил Андрей. – Старинный род, были владельцами пароходства по реке и нескольких лабазов. Разорились после революции. Часть архива Ершовых хранится у нас в музее. Небольшая.
– Значит, Мария на портрете – из семьи Ершовых? – предположила Ольга. – Или была с ними связана?
– Возможно, – кивнул Андрей. – Но имени нет. Только «Мария». Как искать? Марий в купеческих семьях Верейска на рубеже веков могло быть десятки.
– Но не все были похожи на меня как две капли воды! – воскликнула Мария. – И не все носили такое платье и брошь!
– Это ключ, – согласился Андрей. – Надо искать в архивах упоминания о Марии Ершовой или связанной с семьёй Ершовых. Фотографии, письма, дневники… Но это кропотливая работа в бумажных архивах. Завтра в музее покопаюсь.
– А пока? – нетерпеливо спросила Ольга. – Гугл в помощь? Ищем «Мария Ершова Верейск»?
– Попробуем, – Андрей набрал запрос.
Результаты были скудными. Парочка ссылок на генеалогические форумы, где упоминались Ершовы из Верейска. Одна старая газетная заметка из дореволюционной местной газеты о благотворительном вечере в пользу сиротского приюта, где среди устроительниц значилась «г-жа М. Ершова». Никаких фотографий.
– Тупик, – вздохнул Андрей. – До эпохи массовой фотографии добраться сложно. Особенно по провинции. Фотографии были дорогим удовольствием.
Мария встала и подошла к комоду. Она взяла в руки гагатовую брошь-ласточку. Камень был гладким, холодным, почти чёрным, с едва уловимым маслянистым блеском.
– Бабушка говорила, что эта брошь – семейная. От прабабки. Но фамилия у нас была не Ершова. Демина. Как и у меня сейчас.
– Может, через женщин передавалась? – предположила Ольга. – От матери к дочери. А замужества меняли фамилии.
– Возможно, – Мария осторожно положила брошь обратно. Ее пальцы коснулись корешка книги. Она открыла её. Старые, пожелтевшие страницы, знакомые строчки Ахматовой. “Сжала руки под тёмной вуалью…” На форзаце – аккуратная надпись фиолетовыми чернилами: “Милой Маше на память. 8 мая 1913 г. Твой В.”
– Твой В… – прошептала Мария. – Кто это? Муж? Жених? Друг?
– 1913 год… – Андрей подошёл, заглянул в книгу. – За год до войны. Последний мирный год империи. «Милой Маше»… Значит, имя получательницы – Мария. Или Маша. Совпадение с именем на портрете. И с твоим именем. И дата… – Он замолчал, что-то обдумывая.
– Что? – спросила Мария.
– Твоя дата рождения? – вдруг спросил Андрей. – Точная?
– Двадцать седьмое января, – ответила Мария. – 1998 год. Почему?
Андрей схватил ноутбук и начал что-то быстро искать. Лицо его было напряжённым.
– Вот! – воскликнул он через минуту. – Нашёл кое-что в оцифрованных метрических книгах Верейского уезда! Случайно сохранились за 1880-1910 годы. Ищем Ершовых… Родившиеся девочки… Мария… – Его пальцы замерли. – Вот. Мария Николаевна Ершова. Родилась… двадцать седьмого января 1890 года.
В комнате повисла гробовая тишина. Даже Ольга не издала ни звука. Мария почувствовала, как земля уходит у неё из-под ног. Она опустилась на диван.
– Двадцать седьмое января… – прошептала она. – Как у меня. 1890… А я 1998. Разница ровно 108 лет.
– Сто восемь… – задумчиво протянул Андрей. – Не круглая цифра. Не 100. Что она может значить?
– Может, ничего? – неуверенно сказала Ольга. – Просто дикое совпадение?
– Имя, фамилия предков, возможно, дата рождения, внешность, платье, брошь, книга… – перечислил Андрей. – Это уже не совпадение, Ольга. Это… закономерность. Или предначертание. Или нечто, что наше сознание не может охватить. Мария, – он повернулся к ней, – а твоя бабушка? Что она рассказывала о прабабке? От которой брошь?
Мария собралась с мыслями.
– Бабушка, Анна Демина, умерла, когда мне было лет десять. Помню её смутно. Она говорила, что её бабушка, то есть моя прапрабабка, была из Верейска. Звали её… Мария. Кажется. Фамилию девичью не помню. Выйдя замуж, стала Деминой. Бабушка говорила, что она была «несчастливой», умерла молодой. Брошь – единственное, что от неё осталось. Считалось, что она приносит удачу, но… почему-то бабушка говорила это с грустью.
– «Несчастливой»… Умерла молодой… – повторил Андрей. – Когда? Как?
– Не знаю, – Мария развела руками. – Бабушка не уточняла. Говорила только, что «сумасшедшие времена, все перепуталось».
– «Сумасшедшие времена»… – Андрей снова сел за ноутбук. – Если она умерла молодой, предположим, до 30 лет. Значит, между 1890 и 1920 годами. Время революций, Гражданской войны… В Верейске было неспокойно. Белые, красные, зеленые… Город несколько раз переходил из рук в руки. Могли погибнуть тысячи причин.
– А портрет? – спросила Ольга. – Если она умерла молодой, и портрет написан в 1890-1910, значит, ей было от 0 до 30 лет. На картине ей явно лет 25-30. Не меньше.
– Значит, портрет написан незадолго до её смерти? – предположила Мария, и её снова охватил холодный ужас.
– Возможно, – Андрей снова погрузился в поиск. – Попробую найти упоминания о смерти Марии Ершовой или Деминой в метриках… Но послереволюционные записи часто утрачены или неполны… – Он скорчил гримасу. – Ничего. Нет записей за 1918-1922 годы. Пропуск. Как раз самые «сумасшедшие» годы.
Они сидели в тишине, потягивая остывшее шампанское. Тайна висела в воздухе комнаты, плотная и неразрешимая. Ольга первая нарушила молчание.
– Ну ладно, эксперты! Давайте включим фантазию! Как такое может быть? Выдвигаем теории! Я начну. Теория первая: Реинкарнация! Мария из прошлого – это ты, Машка, в прошлой жизни! Поэтому ты и родилась в тот же день, похожа как близнец, и вещи её тебя притягивают! Ты вернулась!
Мария вздрогнула.
– Но тогда почему я не помню ничего? И почему её жизнь оборвалась трагически? Значит, и моя…?
– Не факт! – парировала Ольга. – Может, в этой жизни ты все исправишь!
– Теория интересная, но недоказуемая, – покачал головой Андрей. – И слишком… эзотерическая. Я скорее за материалистические объяснения. Теория вторая: Генетический сбой. Мария – твоя прямая предок. Прапрабабка. Гены сыграли в рулетку и выдали абсолютную копию через поколения. Платье и брошь – случайно сохранившиеся семейные реликвии. Книгу ты нашла интуитивно, потому что она связана с предком. Дата рождения… ну, совпадение.
– Но лицо-то абсолютно одинаковое! – возразила Ольга. – Как две капли! Гены так не работают! Даже близнецы отличаются!
– Согласен, – вздохнул Андрей. – Шанс ничтожно мал. Теория третья: Временная петля или аномалия. В какой-то момент времени произошёл сбой. Лучше всего это описал бы Станислав Лем. Твоя жизнь и жизнь той Марии – это параллельные линии, которые в точке Верейска 2025 и Верейска ~1915… соприкоснулись. Или даже слились. Картина – артефакт этого соприкосновения. Ты видишь не портрет предка, а… своё отражение в ином времени. Или её отражение в твоём.
Мария почувствовала головокружение.
– Значит, я… она? Или она – это я? И что, её судьба – это моя судьба? – Голос её сорвался.
– Не обязательно, – поспешил успокоить Андрей, но в его глазах читалось сомнение. – Аномалия – она непредсказуема. Может, картина – просто эхо, образ. Не предопределение.
– А мне кажется, все проще, – сказала Ольга, наливая себе ещё шампанского. – Теория четвёртая: Мистификация! Кто-то очень умный и злой подстроил все это! Нашёл старую картину неизвестной девушки, которая случайно похожа на Машу, подделал табличку, подсунул ей похожее платье и брошь на блошином рынке, книгу подбросил! Цель? Не знаю! Может, какой-нибудь псих, который за ней следит и хочет свести с ума! Или… – она понизила голос до драматического шёпота, – сам Андрей! Он же сотрудник музея! Он знал о выставке! Он мог все подстроить, чтобы… чтобы познакомиться с Машей поближе! А?
Андрей покраснел и фыркнул:
– Ольга, это абсурд! Во-первых, картина подлинная, Новиков – авторитет. Во-вторых, как я мог знать, что Мария купит именно это платье и будет носить эту брошь? И найдёт ту самую книгу? И пойдёт именно на эту выставку? Это требует предвидения или контроля над её жизнью! Я не всемогущ!
– Ну, ладно, ладно, – Ольга махнула рукой. – Шучу. Хотя идея неплохая для триллера. Мария, а у тебя есть теории?
Мария долго молчала, глядя на язычки пламени в воображаемом камине (в комнате было прохладно, батареи грели слабо).
– У меня… есть чувство, – начала она медленно. – Чувство, что я стою на краю. Что эта картина… как дверь. Дверь в прошлое, которое на самом деле – моё настоящее. Или наоборот. Что брошь, книга, платье… это не просто вещи. Это ключи. Или… якоря. Что-то держит меня здесь, в этой точке, привязанной к той точке. И «несчастливая» судьба Марии Ершовой… – она взглянула на Андрея, – это не просто история. Это тень, которая настигает меня. Я не верю в реинкарнацию как в переселение душ. Но я верю в… паттерны. В повторяющиеся сценарии. В рок. Может, я – часть такого паттерна? Выпавшая петля времени, которая должна замкнуться?
Ее слова повисли в воздухе. Даже Ольга не нашлась что ответить. Андрей смотрел на Марию с глубокой серьёзностью и… жалостью?
– Мария, рок – это то, во что мы верим, когда не видим причин, – сказал он тихо. – Мы найдём ответ. Узнаем, что случилось с той Марией. И тогда поймём, есть ли связь. Завтра с утра я роюсь в архиве музея. И попробую связаться с Новиковым. Обещаю.
Они проговорили ещё час, но новых идей не возникло. Только тревога Марии росла. Когда Ольга и Андрей ушли, поцеловав её на прощанье в щеку (Андрей как-то особенно тепло и долго сжал её руку), она осталась одна. Тишина комнаты теперь казалась зловещей. Она подошла к окну. Снег все валил, засыпая улицу, превращая фонари в размытые жёлтые пятна. Мир за стеклом был чужим, нереальным.
Она взяла книгу Ахматовой, открыла на первой странице. «Милой Маше на память. 8 мая 1913 г. Твой В.» Кто ты, «Твой В.»? Любил ли он её? Что случилось через год, когда грянула война? А потом революция? Где был он, когда её жизнь оборвалась?
Мария легла спать, но сон не шёл. Перед глазами стояло лицо девушки с портрета. Ее лицо. С выражением тихой грусти и… предчувствия?
На следующий день Андрей позвонил рано утром. Голос его звучал взволнованно.
– Мария! Я кое-что нашёл! В архиве Ершовых! Не много, но… Приходи в музей, когда сможешь. И… будь готова.
Мария примчалась через полчаса. Андрей ждал её в маленьком кабинете сотрудников за грудой старых папок и книг. На столе лежала открытая папка с пожелтевшими бумагами.
– Садись, – сказал он. – Вот. Я нашёл несколько писем. И выписку из дневника кого-то из Ершовых. Очень фрагментарно. Но…
Он протянул ей лист с распечаткой (оринал был слишком ветхим, чтобы брать в руки).
Мария начала читать, и сердце её замерло.
- Письмо (без даты, предположительно 1914 г.): “…Маша совсем переменилась с тех пор, как Владимир ушёл на фронт. Тоска её съедает. Целыми днями сидит в саду с его книгой. Говорит, чувствует его рядом. Боюсь за её рассудок…”
- Выписка из дневника (дата стёрта, конец 1917 г.): “Ужасные вести. Владимир пропал без вести под Перемышлем ещё в 15-м. Мария все ждала, не верила. Теперь… говорят, видели его в Петрограде, среди этих… большевиков. Изменник? Или мертвец? Мария плачет не переставая. Ушла в себя. Почти не говорит…”
- Письмо (март 1918 г.): “…Мария исчезла. Три дня назад. После того как в городе началась стрельба. Эти банды… Говорят, был бой у реки. Искали, не нашли. Ни тела, ни вещей. Только её шаль нашли на берегу, у самой воды… Брошь-ласточку, которую она всегда носила, тоже нет. Как будто испарилась. Матушка с ума сходит. Говорит, это проклятие за то, что Владимир предал царя и отечество…”
Мария опустила лист. Руки дрожали.
– Владимир… “Твой В.”… – прошептала она. – Он погиб или стал большевиком… И она… исчезла. Весной 1918 года. У реки. Во время боя. Шаль на берегу… Брошь пропала… Как будто испарилась…
– Да, – тихо сказал Андрей. – Исчезла без следа. Как и брошь. Которая теперь… у тебя.
– Весна… – Мария посмотрела в окно. За окном был конец января. До весны ещё далеко. Но холодный ужас сковал её. – Я… тоже исчезну? Весной? У реки? Во время какой-нибудь… стрельбы? Это и есть «несчастливая» судьба?
– Мария, нет! – Андрей схватил её за руки. – Это просто совпадение деталей! История повториться не может! Сейчас другой мир! Другое время! Нет Гражданской войны!
– Но паттерн… – возразила Мария, вырывая руки. – Имя, лицо, дата рождения, вещи… Исчезновение весной… У реки… Брошь пропадает… Это слишком! Это… программа!
– Это трагическое стечение обстоятельств в прошлом и наша мнительность в настоящем! – настаивал Андрей. – Мы найдём объяснение! Я дозвонился до Новикова! Он согласился поговорить!
Разговор с коллекционером, Андреем Викторовичем Новиковым, состоялся через час. Он оказался приятным пожилым мужчиной с бархатным голосом. Выслушав историю Марии (Андрей осторожно изложил факты, опуская мистические параллели), он долго молчал.
– Потрясающе… – сказал он наконец. – Сходство, описанное вами, действительно феноменально. Что касается картины… Я приобрёл её у потомка кучера Ершовых. Старик уже умер. Он говорил, что картина висела в господском доме, в комнате молодой барышни Марии Николаевны. Что она была… особенной. Чуть не сказал – «не от мира сего». Говорили, у неё был дар предвидения или что-то вроде того. Но умерла она трагически и молодо, во время смуты. Подробностей он не знал. Художник… Он упоминал, что это был странствующий живописец, фамилию которого никто не запомнил. Пришёл, написал портрет за несколько сеансов и ушёл. Будто призрак. Сам портрет… – Новиков сделал паузу. – Он всегда производил на меня странное впечатление. Не только мастерством. В нём есть… вневременность. И печаль. Глубокая печаль. Как будто девушка знала, что её ждёт.
После разговора Мария чувствовала себя ещё более потерянной. «Особая». «Не от мира сего». «Знала, что ждёт». Исчезновение весной.
Зима тянулась медленно. Мария пыталась жить обычной жизнью. Работала в лавке, встречалась с Ольгой, иногда виделась с Андреем. Он стал для неё опорой, островком рациональности в море мистического ужаса. Между ними возникла нежная, осторожная привязанность. Он был так не похож на призрачного Владимира из прошлого – надёжный, земной, тёплый. В его обществе страх отступал. Он продолжал копаться в архивах, искал любые зацепки о судьбе Марии Ершовой, но безуспешно. Весна приближалась неумолимо.
Однажды в начале апреля Ольга ворвалась в лавку, запыхавшаяся.
– Машка! Ты слышала? В городе ЧП!
– Что случилось? – Мария испугалась. Сердце бешено заколотилось.
– У реки! На старом складе, который купили эти московские инвесторы под элитное жилье! Там рабочие ремонт делали и… нашли склад оружия! Представляешь? Ящики! Винтовки, патроны, гранаты какие-то, говорят! Ещё царских времён или Гражданки! Зарытые!
Мария почувствовала, как земля плывёт у неё под ногами. Она схватилась за прилавок.
– Где… где именно?
– У самого старого причала, где паром раньше ходил! Там этот полуразвалившийся склад! Милиция оцепила, сапёры приехали из области! Весь город гудит!
Старый причал. У реки. Весна. Оружие. Суматоха. Как в 1918-м. Паттерн.
– Маша? Ты как? Бледная вся! – Ольга испугалась.
– Ничего… – прошептала Мария. – Просто… новость. Неожиданная.
Она проработала до конца дня как в тумане. Вечером позвонил Андрей.
– Мария, ты в курсе про склад?
– Да, Ольга рассказала.
– Ничего страшного, – голос Андрея звучал спокойно, ободряюще. – Сапёры разберутся. Уже вывозят. Завтра, говорят, все кончат. Просто исторический курьёз. Никакой стрельбы и опасности нет. Успокойся, пожалуйста. Не накручивай себя.
– Хорошо, – сказала Мария автоматически. – Спасибо, Андрей.
Но успокоиться она не могла. Чувство надвигающейся беды было физическим, как давление перед грозой. Она чувствовала, как гагатовая ласточка на груди будто излучает холод. Книга Ахматовой на тумбочке казалась чёрной дырой, втягивающей её в себя.
Ночь была беспокойной. Она ворочалась, ловила отрывки сна, где смешивались образы: сад с картины, гул канонады, лицо Андрея, крики на берегу реки, холодная вода, чьи-то руки, тянущиеся к ней… И всегда – печальные серые глаза девушки с портрета. Ее глаза.
Утром она проснулась с тяжёлой головой. Работать не хотелось. Небо было хмурым, накрапывал мелкий, назойливый дождь. Она решила пойти к реке. Не к причалу, где было оцепление, а чуть дальше, на высокий берег, откуда открывался вид на извилистую ленту воды и старый город. Место было тихое, безлюдное, особенно в такую погоду.
Она шла, не чувствуя мокрого асфальта под ногами. Дождь усилился, превратившись в сплошную серую пелену. Туман начал подниматься от реки, окутывая деревья и дома призрачными клочьями. Мир терял очертания, растворялся.
Она вышла на обрывистый берег. Река внизу была свинцово-серой, вздувшейся от паводка. Туман стелился по воде, заволакивая противоположный берег. На душе было пусто и тяжело. Она подошла к самому краю, туда, где земля осыпалась. Ветер рвал полы её плаща (не того, старинного, а обычного современного).
И тут она увидела Его.
Фигура стояла в тумане, метрах в двадцати от неё, чуть ниже по склону, почти у самой воды. Высокая, мужская, в длинном сером пальто с поднятым воротником. Шляпа-котелок низко надвинута на глаза. Он стоял неподвижно, лицом к реке, спиной к ней.
Мария замерла. Это не был Андрей. И не турист. Слишком… несовременно. Слишком… из другого времени. Сердце колотилось, стуча в висках. Туман клубился, фигура то становилась чётче, то почти исчезала.
И вдруг Он повернул голову. Не всем телом, а именно головой. Резко, почти неестественно. И посмотрел прямо на неё. Из-под полей шляпы. Лица не было видно в тумане и на таком расстоянии, но Мария ощутила этот взгляд физически – как ледяное прикосновение. Как взгляд с того портрета.
Она вскрикнула и отшатнулась. Нога на мгновение повисла над осыпающимся краем обрыва. Она потеряла равновесие, судорожно взмахнув руками. И в этот момент гагатовая брошь-ласточка, которую она, как и всегда, носила под одеждой, сорвалась с тонкой булавки. Мария увидела, как маленькая чёрная птичка блеснула в сером воздухе и исчезла в тумане, упав куда-то вниз, к реке.
– Нет! – крикнула она, инстинктивно сделав шаг вперёд, к краю, пытаясь разглядеть, куда упала брошь. Земля под ногой съехала. Камни и грязь рухнули вниз. Мария почувствовала страшную пустоту под собой. Она падала.
Но падение длилось лишь долю секунды. Потом – резкий удар, и… темнота. Не глубокая, а скорее серая, туманная. Она не чувствовала боли. Лежала на чем-то мокром и холодном. Глине? Песке? Она открыла глаза. Туман был густым, молочным. Она видела только свои руки перед собой. И серую воду реки совсем рядом. Она упала не с высокого обрыва, а лишь с небольшого уступа. Повезло.
Она попыталась встать. Голова кружилась. Она огляделась. Туман рассеивался местами, клочьями. Фигура Человека в сером исчезла. Будто растворилась. Она потянулась к груди – броши не было. Потеряна.
Она поднялась на ноги, пошатываясь. Надо было выбираться отсюда, наверх. Она стала карабкаться по склону, цепляясь за корни и мокрые камни. Мысли путались. Где она? Что это было? Галлюцинация? От удара? Или… Он? Владимир? Призрак? Или сама Время, принявшее образ?
Она выбралась наверх, на тропинку. Дождь почти прекратился. Туман всё ещё висел, но стал тоньше. Она оглянулась на реку. И замерла.
На том месте, где только что стояла фигура в сером, теперь стоял… Андрей. Он был в своём обычном темно-синем пуховике, без шапки, волосы мокрые. Он смотрел на неё, его лицо было бледным и испуганным.
– Мария! – он бросился к ней. – Господи! Я тебя везде искал! Ольга сказала, ты выглядела плохо… Я догадался, что ты могла пойти сюда! Что случилось? Ты упала?
Он схватил её за плечи, осматривая.
– Я… – Мария попыталась говорить, но язык не слушался. – Там… внизу… Он… брошь…
– Кто? Какая брошь? Ты ранена? У тебя ссадина на лбу!
Мария дотронулась до виска. Там действительно была царапина, и немного крови. Она смотрела на Андрея, на его реальное, живое, обеспокоенное лицо. На его тёплые руки. Туман рассеивался. Фигура в сером исчезла, будто её и не было. Может, и правда галлюцинация? От стресса, от недосыпа?
– Я… потеряла равновесие, – с трудом выговорила она. – Брошь… гагатовая… сорвалась и упала. Пыталась увидеть… и поскользнулась. Упала. Не сильно.
Андрей обнял её, прижал к себе. Она почувствовала его тепло, его запах – кофе и бумажной пыли. Такой знакомый. Такой настоящий.
– Идиотка! – прошептал он в её волосы. – Я же говорил, не накручивай! Никакой опасности! Все уже кончилось на складе! Сапёры уехали! Все спокойно! Пошли, отведу тебя домой. Ты промокла и в шоке.
Он крепко держал её за руку, ведя по тропинке прочь от реки, к городу. Мария шла, покорная, оглядываясь. Туман над рекой был уже почти прозрачным. Солнце пробивалось сквозь тучи. Весенний воздух был свеж и влажен. Фигуры не было. Нигде. Только Андрей, тёплый и надёжный рядом.
Она глубоко вздохнула. Может, она переборщила? Может, Андрей прав? Просто совпадения, цепь случайностей, подкреплённая её страхами? Паттерн не сработал. Она не исчезла. Она жива. Она здесь. С ней Андрей. Брошь… жаль, конечно, семейная реликвия. Но это всего лишь вещь. Камень. Не якорь времени.
Она улыбнулась Андрею слабой, но искренней улыбкой.
– Спасибо. Что нашёл меня.
– Всегда найду, – он улыбнулся в ответ, и в его глазах светилось облегчение и нежность. – Пошли. Выпьем чаю. Забудем всю эту чертовщину.
Прошло несколько дней. Жизнь входила в привычное русло. Страх отступал, растворяясь в обыденности. Весна набирала силу. Почки на деревьях лопались нежной зеленью. Мария работала в лавке, встречалась с Ольгой (которая донимала её расспросами о «мистическом падении» и «романтичном спасении Андреем»), виделась с Андреем. Их отношения становились все теплее, ближе. Он был её спасением от призраков прошлого, её связью с реальным, добрым, понятным миром. Она начала верить, что кошмар позади. Что паттерн разорван. Что у неё будет другая судьба. Счастливая.
Однажды вечером, когда Мария закрывала лавку, к ней подошла пожилая женщина. Очень старая, сгорбленная, с лицом, изборождённым морщинами, как старым пергаментом. Она была одета скромно, но чисто. В руках держала небольшой свёрток в газете.
– Девушка, – голос её был тихим, хрипловатым, но чётким. – Вы… Мария?
– Да, – настороженно ответила Мария. – Я вас знаю?
Старушка покачала головой.
– Нет, милая. Но я знаю тебя. Вернее… знала ту, чей образ ты носишь.
Ледяная игла прошла по спине Марии. Она молчала.
– Я – Агафья, – представилась старуха. – Моя бабка была горничной в доме Ершовых. Служила у Марии Николаевны.
Мария сглотнула комок в горле.
– Что… что вы хотите?
Старуха протянула свёрток.
– Это для тебя. Бабка завещала отдать, когда придёт время. Когда появится девушка, как две капли воды похожая на нашу барышню Машу. И носящая её брошь. Я слышала, ты носила такую. И потеряла у реки.
Мария машинально взяла свёрток. Он был лёгким.
– Что… что это?
– То, что осталось, – прошептала старуха. Ее глаза, мутные и глубокие, смотрели на Марию с невыразимой печалью. – То, что нашли тогда. На берегу. После того как она… ушла. Возьми. Прощай, дитя.
Старуха развернулась и заковыляла прочь по вечерней улице, быстро растворившись в сумерках. Мария стояла, как парализованная, сжимая свёрток в руках. Потом заперла лавку и почти бегом побежала домой.
В комнате, дрожащими руками, она развернула газету. Внутри лежал… маленький, истлевший почти до тряпицы, кусочек вышитого платка. Или салфетки. И на нем… вышитая шёлковой нитью, потускневшей, но всё ещё различимой… летящая ласточка. Точная копия гагатовой броши.
И записка. Старинным, бисерным почерком, фиолетовыми, выцветшими чернилами:
“Милой Маше. Если найдёшь это – знай, я ушла к нему. Туда, где время спит. Ищи ласточку в тумане над рекой. Она укажет путь. Твой В. навсегда. 10 апреля 1918.”
Мария уронила записку. Дата… 10 апреля 1918 года. Сегодня… 10 апреля 2025 года. Ровно 107 лет спустя. Не 108, как в дате рождения, а 107. Год? Почему год разницы? Неважно. Главное – день. И месяц. Весна. Река. Туман. Ласточка…
Она подбежала к окну. На улице сгущались сумерки. И… поднимался туман. Редкий для этого времени, но упрямо стелющийся от реки, окутывая фонари и дома призрачными шлейфами.
Она знала, что должна сделать. Знала всем своим существом. Паттерн требовал завершения. Он не был разорван. Он был лишь приостановлен. Отсрочен. И вот он вернулся, в этот день, в этот час.
Она не стала звонить Андрею. Не стала звонить Ольге. Это был её путь. Ее судьба. Судьба Марии.
Она надела то самое платье. Кремовый лён с голубым цветочком. Оно висело в шкафу, как немой укор или приглашение. Она взяла книгу Ахматовой в синем переплёте. Броши не было, но её образ был вышит на клочке ткани, который она спрятала за пазуху, рядом с сердцем. Ласточка.
Она вышла. Город тонул в молочном, непроглядном тумане. Фонари светили тусклыми, расплывчатыми шарами. Звуки были приглушены. Мир потерял чёткость. Она шла к реке. К старому причалу. Туда, где потеряла брошь. Туда, где видела Его.
Туман у реки был особенно густым. Как стена. Вода была не видна, только слышно было её тихое, мерное журчание где-то внизу. Мария стояла на краю, на том самом месте, откуда упала тогда. Она смотрела в белую пелену. Ждала.
И Он появился. Не сразу. Сначала лишь смутный силуэт в сером в метрах двадцати от неё, чуть ниже, у самой воды. Потом туман на мгновение рассеялся, и Она увидела Его лицо. Молодое, усталое, с горящими тёмными глазами. Лицо Владимира. Он смотрел на неё. Не со страхом, а с бесконечной тоской и… надеждой. Он протянул к ней руку.
И Мария поняла. Это не ловушка. Это освобождение. Это возвращение. Не к смерти. К любви. К тому, кто ждал её сто семь лет в тумане времени. Кто был её «Твоим В.» в той жизни и в этой. Кто был частью паттерна, частью её самой.
Она не услышала отчаянного крика, раздавшегося позади. Крика Андрея, который, не найдя её дома, в ужасе бросился к реке, предчувствуя недоброе. Он бежал по тропинке, звал её имя, его голос терялся в вате тумана.
Мария сделала шаг вперёд. Навстречу протянутой руке. Навстречу лицу в тумане. Навстречу ласточке, которая наконец нашла свой путь домой. Она не чувствовала края обрыва под ногой. Она чувствовала лишь зов.
Когда Андрей выбежал на открытое место у старого причала, он увидел лишь густую белую пелену, стелющуюся над чёрной водой. И пустой берег. Никого. Только ветер шевелил прошлогоднюю траву на обрыве. И в воздухе, казалось, ещё витал едва уловимый аромат ландышей и старой бумаги.
«Мария!» – его крик был полон отчаяния и бессилия. Но ответом была лишь тишина, усиленная туманом, и безразличный плеск реки.
Он подбежал к краю, туда, где она стояла. Ни следов борьбы. Ни обрыва земли. Только в грязи, у самого края, лежал небольшой предмет, наполовину втоптанный в землю. Андрей наклонился. Это была книга. Небольшая, в потёртом синем кожаном переплёте с потускневшим золотым тиснением. Он узнал её. Томик Ахматовой.
Он поднял книгу. Она была раскрыта. На странице, помеченной закладкой – вышитым на тряпице силуэтом ласточки, – были обведены строчки:
“И я иду туда, где вечный сон,
И где никто не скажет: «Ты куда?»
И где над бездной, пенной и бессонной,
Моя душа, как чайка, не черна…”
Андрей стоял, сжимая в руках холодный переплёт, и смотрел в белесую, непроницаемую гладь тумана над рекой. Он знал, что искать бесполезно. Мария исчезла. Как исчезла та, другая Мария, сто семь лет назад. Без следа. Лишь книга осталась. Да вышитая ласточка – знак ушедшей надежды.
Туман медленно рассеивался, открывая пустынный берег и серую, холодную воду. Весна вступала в свои права, но в сердце Андрея навсегда поселилась зима. Он так и не понял, что это было: безумие, мистика, побег или… возвращение. Он знал только, что дверь в её комнату теперь всегда будет заперта. А за окном, в лучах восходящего солнца, над рекой, прочертив чистую синеву, летела первая в этом году ласточка.
- Натюрморт Ильи Машкова продан за рекордную сумму
- «Женский взгляд» - выставка художниц 80-х в волгоградском музее
- Владимир Машков представил обновлённую версию спектакля «№ 13»
- В музее ИЗО открыта выставка «Приглашаем в гости», представляющая коллекцию картин семьи Машковых
- В Волгоградском музее им. Машкова открыта выставка - «Виктор Коваленко: реализм и реальность»
- Взяться за гуж, терпеливо сносить испытания и выжить в Канске
Комментирование недоступно Почему?