«Месье Ибрагим и цветы Корана» Эрика-Эмманюэля Шмитта, краткое содержание читать ~6 мин.
Впервые опубликованная как пьеса в 2001 году, повесть «Месье Ибрагим и цветы Корана» входит в цикл франко-бельгийского автора Эрика-Эммануэля Шмитта «Цикл невидимого», состоящий из несвязанных между собой историй на темы человеческих связей, перехода от детства к взрослой жизни и духовности. «Месье Ибрагим и цветы Корана» был поставлен на сцене и адаптирован для экрана в 2003 году.
Главный герой новеллы – Моисей, молодой еврейский мальчик, живущий в Париже. Его квартира в девятом округе мрачна и уныла; её непривлекательная атмосфера отражает скупость и нелюбовь его отца. Последний, неудачливый адвокат и сын погибших жертв Холокоста, ожидает, что Моисей возьмёт на себя целый ряд взрослых обязанностей по дому – покупки продуктов, готовку, уборку и т.д. – и постоянно попрекает его, сравнивая с образцовым старшим сыном Пополем, которого его бывшая жена якобы забрала с собой, бросив семью.
В начале произведения Моисей рассказывает о том, как в 11 лет он разбил свою копилку, чтобы оплатить свой первый визит в бордель. Будучи высоким и хорошо развитым для своего возраста, он поначалу сталкивается с трудностями в убеждении женщин на улице Паради, что ему 16 лет – необходимый возраст для таких посещений в 1960-х годах, когда происходит действие рассказа, – но в конце концов находит желающую участницу, которая с радостью берет его деньги. После этого девушка напоминает ему, что он забыл дополнительный маленький подарок, который обычно сопровождает оплату за услуги. В панике Моисей бежит домой и хватает первый попавшийся предмет – своего плюшевого медведя.
Когда Моисей начинает посещать проституток, он знакомится с месье Ибрагимом, владельцем единственного «арабского» магазина – французское уничижительное выражение, обозначающее небольшой продуктовый магазин, предполагающее, что его владелец, скорее всего, бедный иммигрант, говорящий по-арабски, на Рю Блю, преимущественно еврейской улице. Чтобы сохранить для себя часть скудного продовольственного пособия, которое отец оставляет ему каждый день, Моисей начинает воровать консервы из бакалеи, оправдывая свою кражу словами: “В конце концов, он всего лишь араб”.
Словно прочитав его мысли, месье Ибрагим говорит ему, что, хотя он и мусульманин, он не араб – он родом из Золотого полумесяца (Турция–Иран). Бакалейщик начинает ласково называть Моисея «Момо», и дружба между ними крепнет, когда мальчик видит, как месье Ибрагим ловко обманывает культовую французскую актрису 1960-х годов Бриджит Бардо, которая в перерыве между съёмками фильма в этом районе заходит в магазин в поисках воды. Заслужив восхищение Моисея своими способностями «в искусстве надувать мир», месье Ибрагим призывает мальчика воровать только в его магазине. Удивлённый, Моисей соглашается, а также принимает советы месье Ибрагима по разработке ещё более хитроумных стратегий хищения денег его отца.
Со временем связь между Моисеем и месье Ибрагимом становится все крепче, и бакалейщик регулярно предлагает мальчику простые, но действенные мудрости для счастливой жизни. Например, он учит Моисея искусству улыбаться, которое мальчик перенимает с нескрываемым восторгом и которое помогает ему общаться со всеми, кроме отца, который только вздыхает от огорчения и замечает, что его сын проклят зубами.
Месье Ибрагим также стремится расширить кругозор Моисея. Однажды бакалейщик берёт Моисея с собой в “красивый Париж, тот, что на фотографиях”, который, хотя географически и находится не так далеко от Рю Блю, может быть и в другом мире. Впечатлённый множеством мостов, перекинутых через Сену, Моисей недоумевает, увидев дизайнерские магазины, которые кажутся практически пустыми. В этот момент месье Ибрагим учит его истинному значению роскоши: покупать очень мало по высокой цене. Увидев, как бакалейщик потягивает анисовый аперитив, Моисей меняет свои представления, узнав, что не все мусульмане воздерживаются от употребления алкоголя.
Вскоре после этой прогулки отца Моисея увольняют из фирмы. Оставив сыну лишь короткую записку с изложением своего чувства неудачи и деньги на недельные расходы, он бежит из Парижа, оставляя Моисея вдвойне брошенным. Поначалу мальчик все отрицает, готовит еду на двоих и ставит кресло для чтения у окна, как это делал его отец. Чтобы убедить себя в том, что он достоин любви, Моисей решает, что должен влюбиться, и безрезультатно ухаживает за дочерью консьержа Мириам. Хотя он ни словом не обмолвился месье Ибрагиму об отсутствии отца, бакалейщик догадывается о случившемся и берет Моисея с собой в путешествие в Нормандию.
Вскоре после их возвращения у Моисея меняется отношение к жизни. Хотя его квартира остаётся тёмной и мрачной, он освежает обстановку, чтобы немного развеять её уныние. Потратив те небольшие средства, которые оставил ему отец, Моисей продаёт книги из обширной юридической библиотеки отца. Однажды к нему приходит полиция, кричит и колотит в дверь. Моисей уверен, что они раскрыли его хитроумную сеть лжи, созданную для того, чтобы скрыть его положение, но они приходят, чтобы сообщить мальчику, что его отец погиб в результате самоубийства, бросившись под поезд в Марселе. Когда они просят Моисея опознать тело отца, Моисей кричит так громко, что месье Ибрагим слышит его крики из своего магазина и добровольно отправляется в Марсель вместо него.
Извещённая о самоубийстве бывшего мужа, мать Моисея появляется вновь. Моисей представляется Момо, или Мохаммедом, и лжёт, что Моисей ушёл на поиски своего брата Пополя. Мать приходит в замешательство, и становится ясно, что Пополь был выдумкой отца Моисея. В этот момент мать Моисея выражает сожаление, что ушла из семьи; она вышла замуж за отца Моисея только для того, чтобы сбежать от родителей, впоследствии она встретила другого мужчину, в которого влюбилась. Растроганный отец Моисея настоял на том, чтобы она оставила Моисея с ним.
Месье Ибрагим законно усыновляет Моисея. Затем они отправляются на восток через всю Европу на родину бакалейщика. По дороге месье Ибрагим учит Моисея искусству жить с умом: «Неторопливость – вот секрет счастья». Куда бы они ни шли, месье Ибрагим обращает внимание на окружающую их обстановку в мельчайших подробностях, постоянно обращаясь к чувствам. Когда бакалейщик обучает Моисея практике духовного танца, элемента суфизма – направления мистического ислама, которое подчёркивает божественную любовь через поиск прямого опыта общения с Богом, – Моисей осознает своё зарождающееся счастье и отпускает свой гнев на родителей.
Недалеко от родной деревни бакалейщика месье Ибрагим просит Моисея подождать под оливковым деревом, пока он найдёт своего друга месье Абдуллу. Прождав до полуночи, Моисей входит в деревню. Там он застаёт хаос – на центральной площади месье Ибрагим врезался на машине в стену и умирает. В последние минуты своей жизни месье Ибрагим излучает довольство и делится с Моисеем, что его жена давно умерла и что он счастлив, что у него был процветающий бизнес, что он встретил Моисея и видел своего лучшего друга перед смертью. Перед тем как покинуть деревню, Моисей танцует с месье Абдуллой.
Вернувшись в Париж, мальчик узнает, что бакалейщик предвидел события этой поездки, законно усыновил Моисея и завещал ему свою бакалейную лавку, деньги и Коран, в котором Моисей находит два засушенных цветка и письмо от месье Абдуллы. Моисей – теперь уже Мухаммед – завязывает отношения с матерью. В зрелом возрасте он, его жена и дети регулярно обедают с ней и её мужем.
- «Оскар и дама в розовом» Эрика-Эмманюэля Шмитта, краткое содержание
- Французский драматург Э-Э Шмитт приехал в Петербург на фестиваль своих пьес
- «Девять совсем незнакомых людей» Лианы Мориарти, краткое содержание
- «Моя тёмная Ванесса» Кейт Элизабет Рассел, краткое содержание
- «Шесть степеней отчуждения» Джона Гуаре, краткое содержание
- «Феноменальная женщина» Майи Анжелоу, краткое содержание
- «Представь нас в свете» Келли Лой Гилберт, краткое содержание
- «Рай, построенный в аду» Ребекки Солнит, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?