«Мать для матери» Синдиве Магоны, краткое содержание читать ~3 мин.
При написании романа «Мать для матери» Синдиве Магона черпала вдохновение в реальном событии: убийстве белой американки Эми Биль чернокожими молодыми людьми в 1990-х годах в Южной Африке. Это преступление вызвало шок во всем мире, не в последнюю очередь потому, что сама Биль приехала в Южную Африку для борьбы с апартеидом – системой сегрегации и дискриминации, которая низвела чернокожих южноафриканцев, а также других цветных людей, до граждан второго сорта.
На первый взгляд, убийство Биль было непонятным и контрпродуктивным нападением на человека, пытавшегося загладить вину за несправедливость колониализма и апартеида. Однако «Мать для матери» стремится сделать это убийство понятным (если не оправданным). Прослеживая жизнь и воспитание молодого человека по имени Мксолиси – своего рода сплав реальных убийц Биль – Магона стремится показать читателям пагубные последствия колониализма и апартеида, которые превращают своих жертв в “потерянные создания злобы и разрушения”.
Однако повествование в романе ведётся не от лица самого Мксолиси, а от лица его матери, Мандисы. На первых страницах романа Мандиса напрямую обращается к матери Биль, умоляя её о сострадании к сыну; если бы мать Биль понимала прошлое Мксолиси, говорит Мандиса, она бы поняла, почему он вёл себя так жестоко.
После этого Мандиса начинает собственно повествование, представляя контрастные сцены в день убийства: студентка на занятиях в Кейптауне, а Мксолиси и его друзья в сегрегированном пригороде Гугулету, бродящие по улицам в разочаровании и ярости. Мандиса обрывается перед самим убийством, вступая в повествовательную схему, которая будет определять большую часть романа: воспоминания Мандисы о днях и часах, прошедших после убийства, перемежаются с продолжительными воспоминаниями о её прошлом.
Благодаря воспоминаниям мы узнаём о травмах, которые определили жизнь Мандисы (а позже и Мксолиси). В детстве Мандиса была вынуждена покинуть свой дом в Блувлеи из-за все более жёсткой политики правительства ЮАР по расовой сегрегации. Будучи подростком в Гугулету, она недолго была счастлива со своим парнем Китом, но её неожиданная беременность поставила крест на перспективах обоих; они бросили школу и поженились, хотя Кит бросил жену и сына Мксолиси, когда тот был ещё совсем маленьким.
В годы, последовавшие за уходом Кита, Мандиса вступила в отношения ещё с двумя мужчинами и в итоге родила ещё двоих детей: младшего сына Лунга и дочь Сизиве. Однако отношения Мандисы с Мксолиси оставались одновременно и уникально близкими, и несколько сложными – следствие “необычного способа, которым он пришёл в этот мир”. Более того, раннее детство Мксолиси было омрачено травмирующими событиями – в частности, насильственной смертью двух его друзей от рук полиции.
При всём своём уме и чувствительности, Мксолиси вырос несколько проблемным, и в конце концов стал лидером группы, известной как «Молодые львы». Эта группа, якобы выступающая против апартеида, всё чаще вымещает свой гнев на невинных жителях Гугулету и, в конце концов, на американском студенте, который по неосторожности приезжает туда.
Тем временем в настоящем Мандиса рано оставляет работу горничной из-за беспорядков в Гугулету – последствий нападения на студента. Вернувшись домой, она пытается найти своих детей среди хаоса и обнаруживает, что Мксолиси пропал. Вечером он не появляется, но полиция, которая его разыскивает, делает это. Через некоторое время после жестокого налёта Мандиса получает таинственные инструкции, которые приводят её в дом, где она находит скрывающегося Мксолиси. Он признаётся, что участвовал в убийстве, и они со слезами на глазах обнимаются.
На последних страницах романа Мандиса снова обращается к матери студента, сочувствуя ей и задаваясь вопросом, что делать дальше. Наконец, она возвращается к воображению самого дня убийства, описывая Мксолиси и Биль как невольных жертв векового угнетения и ненависти.
- «Всё лето в один день» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Второму игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
- «Нормальные люди» Салли Руни, краткое содержание
- «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
- «Норвежская мифология» Нила Геймана, краткое содержание
- «Роксана» Даниэля Дефо, краткое содержание
- «Зимнее серебро» Наоми Новик, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?