«Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса, краткое содержание читать ~5 мин.
Роман Джорджа Сондерса «Линкольн в бардо», впервые опубликованный издательством Random House в 2017 году, представляет собой портрет американской легенды в трауре, окружённой пикантным, но забавным составом из 166 персонажей. Это дебютный роман Сондерса, хотя он уже несколько десятилетий является известным автором сборников рассказов. Роман получил престижную Букеровскую премию и стал бестселлером «Нью-Йорк Таймс».
Действие романа «Линкольн в бардо» происходит в 1862 году и представляет собой историческую художественную литературу, в центре которой – одна ночь из жизни 16-го президента США Авраама Линкольна, сразу после трагической гибели его маленького сына. Однако Сандерс добавляет в роман сверхъестественные элементы, магический реализм, чёрную комедию и психологическое повествование, чтобы исследовать, что значит быть человеком.
Бардо – пограничное состояние между жизнью и смертью (точнее – между смертью и отделением души от тела).
Пока Линкольн скорбит у могилы сына, читатели сталкиваются с призраками других людей, похороненных на кладбище вместе с мальчиком; их жизни и правила, по которым им позволено преследовать живых, составляют основу сюжета романа. Каждый призрачный голос говорит в пастише стиля письма того времени, в котором они жили.
Истории этих мертвецов – и, косвенно, вновь созданных мертвецов продолжающейся Гражданской войны – заставляют читателей задуматься над философскими вопросами существования, цели и загробной жизни. В значительной степени под влиянием опыта Сандерса в буддизме, роман представляет собой трактат о позитивном нигилизме и ценности сообщества и индивидуализма.
Структура романа «Линкольн в Бардо» построена с использованием постмодернистских приёмов: Сондерс переплетает беллетризированные и реальные исторические записи, реалистическое повествование и драматические сцены. Роман характерен для экспериментального и юмористического стиля письма Сондерса, в котором часто используются элементы научной фантастики или фэнтези.
В 1862 году только что началась Гражданская война в Америке. Тем временем любимый 11-летний сын президента Авраама Линкольна Вилли умирает от брюшного тифа в Белом доме. После смерти Вилли президент Линкольн вынужден терпеть негодование общественности по поводу войны, а также досужие домыслы об обстоятельствах болезни его сына, которая разразилась во время торжественного приёма в Белом доме. Общественное мнение о Линкольне служит фоновым шумом для безутешного горя Линкольна по поводу потери Вилли.
После похорон Вилли просыпается в своей могиле. Кладбище полно призраков, существующих в физических формах, которые проявляют их нерешённые жизненные проблемы. Его берут под своё крыло Ганс и Роджер, два друга, которые поддерживают отрицание друг друга. Вместе с призраком преподобного Эверли Томаса Ганс и Роджер пытаются освободить Вилли из бардо – загробного состояния, в котором находятся призраки, отказывающиеся или слишком напуганные, чтобы двигаться дальше, и объяснить правила кладбища; например, кладбище недоброжелательно к детям. Становится ясно, что никто из призраков не может признать, что они мертвы; они отказываются признать факт своего разлагающегося тела или места захоронения.
Неожиданно Линкольн приходит на кладбище через несколько часов один, чтобы прижать к себе тело Вилли и оплакать его. Призраки никогда не видели такого проявления привязанности к одному из своих, и они сразу же устремляются к Вилли, чтобы получить удачу или мудрость.
Вилли одинок и напуган; он не может понять, почему отец не берет его домой, ведь он не осознает, что умер. Беспокоясь о том, что Вилли станет таким же, как Эльза, маленькая девочка, которая навечно прилипла к железной ограде кладбища, Роджер, Ганс и преподобный пытаются помешать президенту Линкольну уйти. Если бы Вилли мог только перехватить тело отца и послушать его мысли, как это умеют делать призраки, то его можно было бы освободить из бардо, которое медленно, но верно захватывает разлагающуюся душу Вилли.
Роджер, Ганс и преподобный взаимодействуют с огромным количеством других духов, давних соседей в бардо. У каждого призрака своя уникальная история, период времени и незавершённое дело. Одни беспокоятся о детях, которых они оставили, другие ждут, чтобы отомстить за утрату свободы. Другие ждут любви или секса.
Наконец, после борьбы с демоническими духами и сражения за то, чтобы избежать ужасающего на первый взгляд явления выхода из бардо, называемого расцветом материи, Вилли читает мысли своего отца. В воспоминаниях Линкольна Вилли видит любовь отца, свои собственные похороны и воспоминание о том, как Линкольн выражает другу недоверие по поводу смерти Вилли.
Смирившись со своим состоянием, Вилли объявляет остальным призракам то, что они все отрицают: Они все мертвы, поэтому ничто больше не имеет значения. Массовое событие, связанное с расцвечиванием материи, уносит большую часть духов бардо. Призраки больше не воспринимают это явление как нечто пугающее, они считают, что это просто следующий этап их пути. Ганс и Роджер должны искупить свою вину за то, что проигнорировали Эльзу в трудную минуту, но затем они тоже исчезают.
Линкольн проводит большую часть ночи на кладбище, размышляя о своём горе. В конце концов он решает жить дальше и принимает смерть Вилли как необходимую боль. Линкольн вновь обязуется победить в Гражданской войне, чего бы ему это ни стоило. Когда он покидает кладбище, Томас Хейвен, призрак порабощённого человека, вселяется в тело Линкольна и отправляется с ним в Америку будущего.
- «Голубиный английский» Стивена Келмана, краткое содержание
- «Реймонд на старте» Тони Кейд Бамбары, краткое содержание
- «Выбор Софи» Уильяма Стайрона, краткое содержание
- «No Logo. Люди против брендов» Наоми Кляйн, краткое содержание
- «Сын» Лоис Лоури, краткое содержание
- «Трещина во времени» Мадлен Л’Энгл, краткое содержание
- «Блюз резервации» Шермана Алекси, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?