«Современный человек в поисках души» Карла Юнга, краткое содержание читать ~4 мин.
В 1933 году Карл Юнг, самый известный ученик Зигмунда Фрейда, опубликовал книгу «Современный человек в поисках души», сборник лекций, оказавший большое влияние на теорию и практику психотерапии. Книга бросает вызов Фрейду относительно природы бессознательного разума, который, по мнению Юнга, является источником основных желаний и потребностей, а не бурлящим котлом антисоциальных побуждений, изображаемых Фрейдом.
В лекциях Юнга говорится о том, что люди, примирившиеся со своими противоречивыми желаниями, могут не только избавиться от повторяющихся психологических проблем, но и развить крепкую психическую и духовную жизнеспособность. «Современный человек в поисках души» донёс до широкой аудитории теории Юнга о типах личности, коллективном бессознательном, архетипах и терапевтических преимуществах восточных религиозных философий.
Пациенты посещают психотерапевтов, чтобы помочь им справиться с поведением, которое вызывает проблемы в их жизни, известные как неврозы. Эти симптомы приводятся в действие глубоким разумом, бессознательным. Сны – это ворота в эти глубины. Желания в снах – это не проявление скрытой, тёмной стороны человеческого разума, как это описывается во фрейдистском психоанализе, а просто представление желаний и потребностей, которые человек оттолкнул от себя. Терапевтическая техника Юнга использует анализ сновидений для выявления этих подавленных желаний, чтобы пациент мог научиться их конструктивному исполнению.
Фрейдистская терапия подчёркивает необходимость исповедального процесса, в котором пациент сталкивается с противоречивыми влечениями, проявляющимися в форме неврозов. Юнг считает, что это не всем подходит, и что некоторые лучше реагируют на прямое объяснение бессознательного. Другая группа лучше всего расцветает, когда её обучают способам улучшения социального взаимодействия, а некоторые или все пациенты имеют шанс не просто восстановить нормальное поведение, но превратиться в людей с полным доступом к своим творческим психическим способностям.
Цель психотерапии не в том, чтобы заставить людей соответствовать какому-то стандарту, основанному на психологической теории, а в том, чтобы помочь им принять свои глубинные потребности и направить их к продуктивному проявлению этих потребностей. Однако каждый пациент уникален, и не существует теории, которая бы идеально учитывала всех пациентов. Вместо этого Юнг помогает пациентам понять смысл их снов и фантазий. Пациенты позволяют идеям возникать через сознательные свободные ассоциации. Некоторые рисуют или пишут образы на основе этих мыслей. Часто они делают так, чтобы образы соответствовали повторяющимся символам из искусства и истории.
Личность определяется двумя основными установками: экстраверсией, или движением навстречу, и интроверсией, или отстранённостью. Они влияют на четыре функции разума – мысли, чувства, ощущения и интуицию. Мысли и чувства – это две части рационального процесса психики, а ощущения и интуиция – это то, как разум получает информацию о мире. Например, человек может быть очень экстравертным в мышлении и менее экстравертным в чувствах. С другой стороны, он может быть интровертом в отношении ощущений, но несколько более энергичным в отношении интуиции.
Хотя Фрейд ввёл основные принципы бессознательного, он и Юнг разошлись во мнениях относительно содержания скрытого разума. Фрейд считает, что в бессознательном скрываются эгоистичные, антисоциальные побуждения, тогда как Юнг полагает, что самые глубокие стремления человека направлены на защиту и развитие и в остальном социально нейтральны. Юнг предполагает, что психотерапия может выйти за рамки нормализации психики и помочь пациентам развить свой дух.
Фрейдисты также слишком поспешно (по мнению Юнга) считают доиндустриальные общества дикими и невежественными. Напротив, они придерживаются иных основополагающих представлений о том, как устроен мир, и считают случайности иллюзиями, за которыми скрываются преднамеренные планы могущественных существ. «Примитивные» люди более открыты для притоков бессознательного и более чувствительны к небольшим изменениям в окружающей среде.
Как и в доиндустриальных сообществах, на творческих художников иногда смотрят свысока за их внимание к бессознательным силам; фрейдистские аналитики склонны видеть в них прославленных невротиков. Однако великие художники внимательно прислушиваются к своим внутренним видениям, руководствуясь ими, создают произведения, обращённые ко всем людям. Художники часто приносят своё личное счастье в жертву требованиям, предъявляемым к ним их искусством. Можно анализировать идиосинкразии их индивидуальных стилей, но их законченные произведения превосходят анализ, потому что они обращены не к садовым порывам, а к самым глубоким, самым духовным чувствам человечества.
Психология не сможет продвинуться вперёд, если будет считать, что сознание – это всего лишь работа атомов в мозге. Это, скорее, бессознательное, которое, как форма духа, обитает в теле, создаёт сознание и направляет его деятельность в соответствии с массовым знанием коллективного бессознательного. Терапия, рассматривающая разум как простое эхо материальных процессов, пренебрегает очевидной реальностью всей психики в её сознательной и бессознательной формах. Терапевты, которые игнорируют нерациональные переживания или отвергают духовную тоску, рискуют упустить жизненно важные подсказки и нанести вред своим пациентам.
Современные общества страдают от потери духовности. Психотерапевты склонны игнорировать духовные порывы, считая их фантазией, но потребность в духовном рождается в пациентах и должна быть удовлетворена. Терапевты должны быть живы в этом стремлении: Они могут помочь пациентам, помогая им интерпретировать архетипические образы и символы, которые поднимаются из их бессознательного сознания; это может помочь им примириться с кризисом веры и найти цель в своей жизни.
- «Я прошу свою мать спеть» Ли-Юнг Ли
- «Из цветения» Ли-Юнг Ли, краткое содержание
- «Хурма» Ли-Юнг Ли
- «Бойцовые рыбки» Сьюзан Хинтон, краткое содержание
- «Взломавшая код. Дженнифер Даудна, редактирование генома и будущее человечества» Уолтера Айзексона, краткое содержание
- «Алый знак доблести» Стивена Крейна, краткое содержание
- «Выбор. О свободе и внутренней силе человека» Эдит Евы Эгер, краткое содержание
- «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?