«Ксала» Усмана Сембена, краткое содержание читать ~6 мин.
«Ксала: Роман» был написан сенегальским писателем и режиссёром Усманом Сембеном. Сатирическое произведение было первоначально опубликовано во Франции в 1974 году и выпущено в США в 1976 году. В 1975 году он был адаптирован в фильм, снятый режиссёром Сембеном.
Постколониальный роман рассказывает о последствиях формальной независимости Сенегала от Франции 20 августа 1960 года – через два года после того, как страна стала республикой. Однако День независимости Сенегал празднует 4 апреля. Первым президентом страны стал поэт-негритянин Леопольд Седар Сенгор. Сенгор был известен своей готовностью сотрудничать с бывшими колонизаторами Сенегала. Этот дух сотрудничества вызвал критику со стороны тех, кто считал его неоколониалистом. В «Ксале» содержится критика власти, которая преобладала во время президентства Сенгора, длившегося в 1960-81 годах.
Другие африканские писатели также исследовали невыполненные обещания коренных африканских политических и деловых лидеров в постколониальную эпоху. Нигерийский писатель Чинуа Ачебе, например, затронул подобные темы в своём сатирическом и иронично названном романе «Человек из народа».
Свадьба Эль-Хаджи Абду Кадера Бейе с Н’Гоне, молодой местной женщиной, совпала с первым повышением сенегальца в должности президента Торговой палаты страны. На свадебном торжестве председательствовала тётя Н’Гоне и крестная мать (бадьен), Яй Бинета. Именно Яй Бинета организовала встречу между Эль Хаджи и её племянницей, чтобы 19-летняя Н’Гоун покинула родительский дом и попала в руки мужчины, который мог бы позаботиться о ней материально.
Эль Хаджи купил Н’Гоне виллу, как и двум своим первым жёнам. На свадьбе присутствовали обе жены Эль Хаджи – набожная и нетребовательная Аджа Ава Асту и вспыльчивая и материалистичная Оуми Н’Дойе. Обе женщины тихо боялись, что их вытеснит гораздо более молодая и девственная третья со-жена.
После свадебного приёма Эль Хаджи и Н’Гоне удалились на свою виллу. Через некоторое время после того, как брак должен был быть заключён, прибыли Яй Бинета и пожилая женщина с петухом. Когда они вошли в комнату невесты, Н’Гоун призналась пожилым женщинам, что она все ещё девственница. Эль-Хаджи был проклят «ксалой», что означало, что он не мог получить и поддерживать эрекцию. Эль-Хаджи вышел из комнаты невесты, подавленный, и отправился на улицу. Его шофёр Моду ждал его возле автомобиля Mercedes-Benz Эль Хаджи.
Моду отвёз Эль-Хаджи в импортно-экспортный магазин своего босса, который специализировался на продаже зерна. В последующие дни Эль-Хаджи ходил к различным шаманам и употреблял многочисленные афродизиаки, чтобы восстановить утраченную эрекцию. Во время визита к провидцу Эль-Хаджи узнал, что «ксала» была вызвана кем-то из его близких. Это заставило его подозревать Аджу и Оуми Н’Дойе в том, что они виновны.
В своём безумном стремлении избавиться от проклятия Эль Хаджи пренебрегал своими деловыми интересами. Однако его семьи продолжали предъявлять ему финансовые требования, а Оуми Н’Дойе, опасаясь пренебрежения, требовал все больше его внимания. Моду, который был предан своему боссу и сочувствовал состоянию влиятельного человека, предложил отвести Эль-Хаджи к целителю, который жил в отдалённой деревне.
Эль-Хаджи последовал совету молодого человека. Однажды вечером они пришли к Сирин Мада – целителю, чья репутация уже была известна в элитных кругах. По легенде, Сирин Мада вернул Эль Хаджи утраченную эрекцию. Не имея при себе наличных денег, Эль-Хаджи заплатил Сирин Маде чеком и заверил целителя, что на его счету достаточно средств.
Как только Моду и Эль Хаджи вернулись в Дакар, Эль Хаджи отправился навестить Н’Гоне. Когда он приехал на её виллу, она и Яй Бинета сказали ему, что не могут заключить брак, потому что у Н’Гоне месячные. Разочарованный, Эль Хаджи отправился на виллу Оуми Н’Дойе, где с нетерпением продемонстрировал своей второй жене, что его чувство мужественности восстановилось.
Однако счастье Эль Хаджи было нарушено недовольством его коллег по поводу его пренебрежения деловыми вопросами. Встреча с группой бизнесменов привела к тяжёлому разговору о том, что Национальный совет по зерну не получил денег за рис, который Эль-Хаджи явно продал. В конце концов, Эль-Хаджи был исключён из группы.
За этим изгнанием последовала неспособность Эль Хаджи получить кредит, чтобы расплатиться с советом за проданный рис, потеря его «Мерседеса» и микроавтобуса, на котором его дети ездили в школу, а также возврат собственности на виллы Оуми Н’Дойе и Н’Гоне. Эль-Хаджи явно взял в долг не по средствам и остался без средств правовой защиты. Оуми Н’Дойе и её дети были вынуждены вернуться в свою обедневшую семью, а Н’Гоун отправился жить к своей.
Тем временем Сирин Мада все ещё ждал оплаты. Однажды он пришёл в магазин Эль-Хаджи в сопровождении Моду. Лекарь попросил Моду не раскрывать его личность. Когда Эль-Хаджи увидел Сирин Мада, он не узнал его. Когда Сирин Мада уехал из магазина на такси и вернулся в свою деревню, он работал над восстановлением «ксалы» Эль Хаджи.
Эль-Хаджи отправился жить к Аджа Ава Асту, чья вилла не была конфискована. Скандирующий нищий, который обычно пел и собирал монеты возле лавки Эль Хаджи, и чьё присутствие досаждало главному герою, узнал от Моду о бедах Эль Хаджи. Нищий заявил, что может помочь Эль-Хаджи восстановить утраченную эрекцию. Он не требовал денег, отметил он. Он лишь хотел, чтобы Эль-Хаджи сделал то, о чем просил нищий.
В последующие дни Эль-Хаджи, Аджа Ава Асту и их дочь Рама присутствовали при появлении группы дакарских нищих в их элитном районе. Изгои вошли в дом Аджи, как к себе домой, и стали насмехаться и провоцировать удивлённую семью. Скандирующий нищий напомнил Эль-Хаджи о том, кто он такой. Он помог Эль Хаджи, который не скрывал, что готов пойти на обман, чтобы добиться успеха, как бизнесмен выманил у его семьи землю, которой они владели, и использовал свои связи, чтобы у нищего не было средств для отпора.
Чтобы заставить Эль-Хаджи искупить свои преступления, нищий возглавил свою группу и по очереди плюнул в Эль-Хаджи. Аджа и Рама с ужасом наблюдали, как Эль-Хаджи стоически подчинялся унизительному ритуалу, даже снял с себя всю одежду. Один из нищих надел ему на голову свадебный венец, а остальные продолжали плевать в него.
Встревоженные видом бродяг в богатом анклаве, соседи Эль-Хаджи вызвали полицию, но семья настояла на том, что нищие имеют право оставаться на месте. Тем не менее, полицейские ждали в боевой готовности у виллы Аджа Ава Асту, держа пистолеты наготове.
Комментирование недоступно Почему?