Ортодоксальный иудаизм читать ~6 мин.
Ортодоксальный иудаизм отличается от других течений иудаизма приверженностью Письменной Торе (Танаху, канону еврейской Библии) и Устной Торе — традиции толкования священных текстов. Ортодоксальные иудеи верят, что Всевышний даровал Моисею на горе Синай как Письменную Тору, так и устные разъяснения к ней, которые затем передавались из поколения в поколение.
Реакция на реформистский иудаизм
В XIX веке еврейские общины Европы и Америки столкнулись с вызовами современности и светской культуры, стремившейся к ассимиляции евреев. В ответ на это возник реформистский иудаизм, который адаптировал традиционные практики к новым реалиям, отменив те из них, что считались неактуальными. В противовес этому движению традиционные раввины стали защищать прежние устои. Так сформировался ортодоксальный иудаизм — течение, настаивающее на строгом соблюдении еврейского закона (Галахи).
Галахический процесс
Примерно во II веке нашей эры устная еврейская традиция была записана в виде Мишны — основного текста еврейской правовой теории. В последующие века были составлены дополнительные комментарии к ней, названные Гемарой. Мишна и Гемара вместе образуют Талмуд — авторитетный свод еврейской традиции. На протяжении веков раввины применяли галахический процесс (систему юридических рассуждений и толкований) к Торе и другим священным текстам, чтобы находить ответы на новые вопросы. Этот процесс позволяет ортодоксальной общине адаптироваться к меняющимся условиям и служит основой для соблюдения её предписаний.
Ортодоксальные общины
Ортодоксальный иудаизм не является монолитным и делится на множество общин. Основные различия часто носят этнический характер, в первую очередь между ашкеназами (евреями Центральной и Восточной Европы) и сефардами (евреями Пиренейского полуострова). Значительная часть из примерно 15 миллионов евреев мира проживает в США и Израиле. В США большинство ортодоксальных общин представлены конгрегационными и раввинскими ассоциациями.
Истоки
Ортодоксальный иудаизм зародился в Германии в начале XIX века как реакция на растущую популярность реформистского иудаизма. Реформаторы в Центральной Европе и Северной Америке стремились адаптировать веру к современным условиям, чтобы привлечь либерально настроенных евреев. Они выступали за интеграцию в светское общество, смягчение законов о кашруте и использование местных языков в богослужении. Это движение стало известно как «реформистский иудаизм».
В ответ ортодоксальный иудаизм отверг большинство нововведений, подтвердив незыблемость древнего еврейского закона и предписав строгое следование традициям. Его основатели признавали необходимость интеграции в современное общество, но утверждали, что евреи могут вести полноценную ортодоксальную жизнь, строго соблюдая Галаху и ритуалы.
Основатели и сторонники
Одним из ключевых основателей немецкой ортодоксии был раввин Якоб Эттлингер. Он активно выступал против реформ и в 1845 году начал издавать еженедельный журнал для распространения ортодоксальных идей. Его ученики, раввин Самсон Рафаэль Гирш и раввин Азриэль Гильдесхаймер, сыграли решающую роль в развитии и распространении ортодоксальной мысли в Германии и Западной Европе.
В США идеи ортодоксии продвигал Ицхак Лизер через своё издание «The Occident and American Jewish Advocate». Он стал известен в американской еврейской общине благодаря своей резкой критике реформистского иудаизма и его лидера Ицхака Майера Вайза.
Основы веры
Несмотря на разнообразие течений внутри ортодоксального иудаизма, все они разделяют общие фундаментальные убеждения. Главный постулат заключается в том, что Тора имеет божественное происхождение и её законы неизменны, вне зависимости от социальных или экономических условий. Задача современных еврейских учёных — применять традиционный закон (Галаху) к ситуациям сегодняшнего дня.
Ортодоксальный иудаизм настаивает на неприятии идеи о том, что вера нуждается в реформировании. В то время как реформистский и консервативный иудаизм допускают изменение еврейского закона, ортодоксия считает традиционные предписания незыблемыми. Раввины используют галахический процесс для толкования закона в новых обстоятельствах, но не для его изменения. Тем не менее между современными ортодоксами и харедим существуют споры о границах толкования.
Приверженцы ортодоксии считают своё течение наиболее чистой формой веры и истинным наследником еврейской традиции, восходящей к Моисею. Неортодоксальные группы могут рассматриваться ими как отступление от подлинного иудаизма. Некоторые историки оспаривают это, отмечая, что современные ортодоксальные общины порой более строги в соблюдении ритуалов, чем их предшественники, и на некоторые их практики повлияли внешние факторы, а не только Тора или Талмуд.
Распространение и развитие
К концу XIX века идеи ортодоксального иудаизма, продвигаемые такими деятелями, как раввины Эттлингер и Гирш, укоренились во многих еврейских общинах. Это позволило верующим сохранять традиционный уклад жизни в современном светском мире. Дальнейшее развитие течения было обусловлено не только полемикой с реформистами, но и внутренними теологическими спорами, а также глобальными событиями, такими как Холокост и создание Государства Израиль.
Общины харедим
По мере распространения ортодоксии возникли разные подходы к ней. Некоторые группы приняли очень консервативную форму, известную как «ультраортодоксальный иудаизм». Сами последователи предпочитают термин «харедим», что означает «трепещущие [перед Богом]», ссылаясь на стих из Книги пророка Исаии (66:5). Хотя группы харедим различаются по своим практикам, их объединяет стремление к изоляции от светского мира для защиты традиционных верований. К ним относятся, например, хасиды и другие общины ашкеназских и сефардских евреев.
Неоортодоксия и современная ортодоксия
Другой подход, известный как неоортодоксия (или современная ортодоксия в США), был основан раввином Самсоном Рафаэлем Гиршем. Он утверждал, что ортодоксальный иудаизм совместим с современной жизнью. Ортодоксальные евреи могут сохранять свои убеждения, активно участвуя в жизни светского общества. Эти идеи нашли отклик у многих, кто не принимал радикальных реформ, но видел преимущества современной эпохи. Со временем этот подход стал доминирующим в большинстве еврейских общин на Западе.
Современное положение
По разным оценкам, от 3 до 5 миллионов евреев во всём мире относят себя к ортодоксальному иудаизму. Демографы объясняют рост численности этих общин несколькими факторами: высокой рождаемостью, низким уровнем смешанных браков и присоединением неортодоксальных евреев, которые ищут в традиции чёткие моральные ориентиры и сильное сообщество. Крупные ортодоксальные общины существуют в США (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мэриленд, Флорида, Калифорния), Израиле, Великобритании и Франции.
Организации и лидерство
Поскольку ортодоксия объединяет различные течения, у неё нет единого всемирного управляющего органа. Организации создаются на национальном и региональном уровнях. В Европе интересы ортодоксальных евреев представляет Совет европейских раввинов. В США большинство общин входят в «Союз ортодоксальных конгрегаций Америки» (Orthodox Union), который объединяет около 1 000 синагог. Во многих странах и общинах избирают главного раввина; например, в Израиле их двое — один для сефардской общины, другой для ашкеназской.
Политическое участие
Несмотря на отсутствие централизованного руководства, многие ортодоксальные общины обладают растущим политическим и экономическим влиянием. Даже некоторые группы харедим, стремящиеся к изоляции, осознали необходимость участия в политическом процессе для защиты интересов своих общин. В США ортодоксальная община в целом придерживается более консервативных взглядов и чаще голосует за республиканцев, в то время как неортодоксальные евреи склоняются к либеральным позициям. Важным направлением политической деятельности является поддержка Государства Израиль.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?