Иудаизм читать ~9 мин.
Иудаизм — это монотеистическая этническая религия еврейского народа, одна из древнейших в мире. Евреи, рассеянные с древности по всему миру, сегодня имеют два основных центра — в США и в Израиле, где существует большое разнообразие верований, практик и культурных особенностей.
Тора
Несмотря на разнообразие течений, все они объединены общим представлением о священном свитке — Торе. Тора рассматривается как запись ранней истории еврейского народа и как свод законов, определяющих его поведение. Также общим является понятие об Израиле как о древней родине и нации, и о завете, который Бог заключил с избранным народом, даровав ему землю Израиля и Тору в обмен на соблюдение священных законов.
Традиции и перемены
Еврейский народ считает себя прямыми потомками древнего Израиля, описанного в Торе. Однако на протяжении истории в его состав входили и другие группы. История иудаизма, насчитывающая около четырёх тысячелетий, основана на непрерывном процессе толкования Священного Писания и адаптации традиций к меняющимся историческим и географическим условиям.
При этом определённые понятия остаются неизменными, хотя и подвергаются адаптации. Еврейский народ живёт в рамках временного цикла, предписывающего соблюдение Шаббата (субботы) и священных праздников, таких как Рош ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Киппур (День искупления), Суккот (Праздник кущей) и Песах (Пасха).
Происхождение
Иудаизм — одна из основных мировых религий и древнейшая из существующих монотеистических религий. Его основы, включая веру в единого Бога, законы и практики, изложенные в еврейской Библии (известной христианам как Ветхий Завет), повлияли на многие другие религии, в частности на христианство и ислам. Согласно Библии, Десять заповедей были даны пророку Моисею, который вывел свой народ из египетского рабства.
История иудаизма делится на несколько основных периодов:
Библейский (XX – IV века до н.э.);
Период Второго Храма (VI век до н.э. — 70 год н.э.);
Раввинистический (II – XVIII века);
Современный (с 1750 года).
История Авраама
Ранняя история иудаизма известна преимущественно из библейских текстов, повествующих о предках сынов Израиля — Аврааме и Сарре. Согласно традиции, Авраам был первым, кто уверовал в единого Бога.
В еврейском Писании говорится, что после смерти отца Авраама Бог обратился к нему со словами: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя”. После этого Авраам вместе с женой Саррой и племянником Лотом поселился в земле Ханаанской, на территории древней Палестины, которая сегодня включает современный Израиль.
Основываясь на культурном контексте библейского текста, учёные полагают, что Авраам и Сарра жили примерно между 1900 и 1800 годами до н.э. Считается, что от их семьи и произошёл еврейский народ.
Становление раввинистического иудаизма
Современный иудаизм является раввинистическим, то есть основанным на авторитете раввинов — знатоков и толкователей Закона. Эта форма иудаизма начала складываться после разрушения Второго Храма в 70 году н.э.. Ещё со II века до н.э. в древнем Израиле существовали академии, где учёные-раввины изучали и обсуждали законы, стремясь понять волю Бога.
Их дискуссии основывались не только на библейских текстах, но и на Устном Законе — передававшихся из уст в уста толкованиях, которые позже были записаны. Многовековой устный закон был систематизирован в свод из шести разделов под названием Мишна, что означает «повторение» или «учение».
Еврейские академии
Со временем возникли три важнейших центра еврейского образования: один в Израиле, исторической родине евреев, находившейся под властью Рима, и два в Вавилонии, где существовала крупнейшая и самая влиятельная еврейская община.
В этот период, когда сыны Израиля перестали быть независимой нацией, народ Иудеи (римское название еврейской территории в Палестине) стали называть евреями. Не имея политического центра, евреи обращались за руководством к своим учёным. Так зародился иудаизм как религия и образ жизни в его современной форме.
Основы веры
Для иудаизма важны многие тексты, но основополагающим является еврейская Библия (Танах), известная христианам как Ветхий Завет. Она служит фундаментом еврейского закона, а все остальные значимые книги были написаны для её разъяснения и адаптации к меняющимся временам.
Еврейская Библия
Еврейская Библия состоит из трёх разделов. Первый и самый главный — это Тора (Пятикнижие Моисеево). Тора представляет собой не только важнейшую часть Библии, но и физический объект — священный свиток, который разворачивают и читают во время субботней службы (Шаббата). В свитке Торы 304 805 букв, и его переписывание вручную занимает около года.
Второй раздел — Пророки (Невиим), повествующий об истории евреев после смерти Моисея до времён царей Давида и Соломона. Третий раздел — Писания (Ктувим), который включает такие книги, как Псалмы (Тегилим) и Притчи (Мишлей).
Десять заповедей, изложенные в книгах Исход и Второзаконие, составляют основу законов, которым должны были следовать сыны Израиля. Другие библейские предписания содержат детальные указания, касающиеся повседневной жизни.
Талмуд и основные догматы
Другим ключевым текстом является Талмуд — свод комментариев раввинов к еврейскому праву, этике и истории, составленный примерно в 200–500 годах н.э. Если главная тема Библии — это Бог в центре всего, то Талмуд подробно рассматривает личное поведение и принципы справедливого общества.
Основные догматы иудаизма включают:
Веру в единого, бестелесного Бога;
Пророчество как Божественное откровение;
Свободу воли человека;
Веру в приход Мессии и в грядущий мир после смерти;
Важность земли Израиля для всех евреев;
Ответственность еврейских общин и отдельных людей друг за друга.
Молитвы и Шаббат
Еврейский Шаббат начинается в пятницу с заходом солнца и заканчивается в субботу после наступления темноты. Основные службы проходят в пятницу вечером и в субботу утром. Все еврейские праздники также начинаются с заходом солнца.
Ключевым молитвенным текстом является сиддур — еврейский молитвенник. Слово «сиддур» на иврите означает «порядок» и относится к последовательности ежедневных, субботних и праздничных молитв. Центральной молитвой каждой службы является Амида. Еврейская служба всегда включает молитву «Шма», провозглашающую, что “Бог един”. Это утверждение является основой веры для евреев всего мира и всегда читается на иврите.
Соблюдение кашрута
Один из способов сохранения святости в иудаизме — соблюдение диетарных законов кашрута. Слово «кошер» происходит от ашкеназского произношения ивритского слова кашер, что означает «пригодный» для употребления. Эти предписания, запрещающие определённые продукты, лежат в основе законов о ритуальной чистоте, которым многие евреи следуют и сегодня.
Распространение и развитие
По мере того как евреи расселялись всё дальше от своей исторической родины, они обращались за наставлениями к мудрости раввинов из древних академий, чтобы сохранить свои традиции.
Советы мудрецов
Руководители еврейских общин из Северной Африки, Азии и Европы посылали письма учёным с вопросами о правильном соблюдении праздников, правилах брака и развода, порядке молитв и нормах поведения в деловых отношениях. Мудрецы отвечали, основываясь на Талмуде, и таким образом его стандарты распространялись по всей еврейской диаспоре (общинам евреев за пределами Палестины).
Значение Талмуда
Со временем многочисленные тома Талмуда были переписаны и стали более доступными. К концу Средневековья у еврейских общин в Европе и Северной Африке появились собственные экземпляры Талмуда, а также раввины, способные толковать закон. Талмуд сохранил своё значение и стал главным руководством для еврейских общин и отдельных людей.
С течением времени учёные продолжали комментировать и переосмысливать талмудические законы, создавая новые кодексы на основе старых. По мере удаления от Израиля евреи адаптировали многие обычаи и языки окружающих их народов.
Сефарды и ашкеназы
К началу Средневековья евреи жили в нескольких культурных регионах. На Ближнем Востоке и в Северной Африке они попали под власть ислама и перешли на арабский язык. На Пиренейском полуострове сформировалась община сефардов (от «Сефарад» — Испания на иврите). В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, после чего сефарды расселились в основном по Северной Африке и Ближнему Востоку.
В Германии и Восточной Европе сложилась община ашкеназов (от «Ашкеназ» — Германия на иврите). Их история не так продолжительна, как у сефардов, но уже в V веке еврейские купцы жили на землях современных Франции и Германии. Ашкеназы говорили на собственном языке — идише, который представляет собой диалект немецкого с заимствованиями из иврита и славянских языков.
С годами еврейское население Восточной Европы, особенно в Польше, Литве и на Украине, значительно выросло. С 1500 года и до Второй мировой войны этот регион был одним из главных центров мирового иудаизма. Во время Холокоста, устроенного нацистской Германией, было убито около 6 миллионов евреев, большинство из которых были ашкеназами. Выжившие иммигрировали в основном в новое государство Израиль и в США.
Современное положение
На протяжении веков еврейское богослужение сохранило общую структуру, что позволяет евреям чувствовать себя как дома в синагоге в любой точке мира. Различные группы евреев также разделяют общие символы, такие как Звезда Давида. Современные евреи сохраняют глубокую привязанность к Израилю, который остаётся для них символической родиной.
Демография
Сегодня общая численность евреев в мире оценивается в 14,8 миллиона человек. Крупнейшие общины находятся в Израиле (около 6,7 миллиона) и в США (около 5,7 миллиона).
Значительные еврейские общины существуют в Канаде (392 000), Франции (450 000), Великобритании (292 000) и Германии (118 000). Многие евреи, живущие сегодня в Германии, приехали из стран бывшего Советского Союза начиная с 1980-х годов. На территории России и Украины, где когда-то проживало до 3 миллионов евреев, сегодня их осталось около 213 000 человек.
Ашкеназы и сефарды сегодня
Ашкеназы (выходцы из Восточной и Центральной Европы) составляют большинство евреев в мире и традиционно доминируют в еврейской культуре США. Сефарды (выходцы из Испании и Португалии) наиболее многочисленны в Израиле и Северной Африке, но их численность растёт также в США и Европе.
В 2015 году, спустя более 500 лет после изгнания, правительство Испании предложило гражданство потомкам сефардов, вынужденных покинуть страну. До октября 2019 года было подано 127 000 заявлений, большинство из которых поступило от жителей Мексики, Венесуэлы и Колумбии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?