«Свидетель» Карен Гессе, краткое содержание читать ~5 мин.
Карен Гессе «Свидетель» – роман 2001 года для подростков, написанный с точки зрения нескольких персонажей. Главная героиня, Леонора Саттер, – 12-летняя чернокожая девочка, живущая в сельском городке Вермонта во время возрождения Ку-клукс-клана в 1924 году.
Насилие и расизм, вспыхнувшие после прихода Клана, угрожают разрушить город, и Леонора оказывается в центре бури. Благодаря дружбе шестилетней еврейской девочки (которая также становится мишенью Клана) и наставничеству старого ветерана Гражданской войны, Леонора учится распознавать собственные предубеждения и подаёт пример, который позволяет городу исцелиться.
Роман написан свободным стихом (поэзия без рифмы и метра), причём разные рассказчики периодически рассказывают разные стихи. Гессе пишет преимущественно от первого лица с ограниченной перспективой для каждого рассказчика, но есть 11 рассказчиков разного возраста и пола, которые делятся своими уникальными версиями событий в поэтической форме, часто в виде внутреннего монолога. Такой метод повествования обнажает скрытые предубеждения рассказчика, и читатель может судить о характере персонажа.
Повествовательные стихи представляют сюжет в пяти действиях – структура, которая делает «Свидетеля» уникально подходящей для театра чтения. В центре повествования – дети, оказавшиеся в трудной ситуации, а две главные героини, Леонора Саттер и Эстер Хирш, – средоточие бурлящей ненависти и расизма, которые приведут город к насилию. Роман исследует темы уязвимости детей, взросления и важности противостояния несправедливости. Роман «Свидетель» является лауреатом медали Кристофера, лучшей книгой года по версии «School Library Journal», примечательной детской книгой ALA и лучшей книгой года по версии «Publishers Weekly».
Леонора Саттер и Эстер Хирш – аутсайдеры в сельском городке Вермонта, где они живут в 1924 году. Одноклассники Леоноры преследуют её за то, что она чернокожая, но Эстер, еврейка, недавно приехавшая в город, не обращает внимания на цвет кожи Леоноры. Эстер вместе с отцом приехала жить к фермеру Саре Чикеринг, первоначально в рамках программы «Фонд свежего воздуха», которая предлагала бесплатные летние каникулы в деревне детям из Нью-Йорка с низким уровнем дохода. И Эстер, и Леонора остались без матери и живут со своими отцами, что создаёт дополнительную связь между ними.
Появляются слухи о том, что Ку-клукс-клан вербует членов среди жителей города. Каждый из 11 рассказчиков романа изначально по-разному относится к появлению Клана в своём городе. Быстро вступают в Клан Мерлин Ван Торнхаут, 18-летний юноша, Харви Петтибоун и Джонни Ривз, проповедник. Мерлин пытается пройти сложный путь к взрослой жизни и должен определить разницу между добром и злом, но Джонни – лицемер и фанатик, выступающий против безнравственности женщин и «проблемы негров», даже когда он заманивает молодых девушек в кусты и надругается над ними.
Супруги Харви и Виола Петтибоун – владельцы магазинов, представляющие противоположные точки зрения на Клан; Харви считает, что Клан полезен для бизнеса, а Виола осуждает его насилие. Перселл Джонсон, городской констебль, и Рейнард Александр, репортёр городской газеты, намерены сохранять нейтралитет. Сара Чикеринг быстро становится мишенью Клана из-за того, что у неё живут Айра и Эстер Хирш. Айрис Уивер, бутлегер и ресторатор, выступает за права женщин, что также ставит её в оппозицию к платформе Клана «американских ценностей». Леонора, из всех повествователей в романе, больше всех ощущает последствия прихода Клана, так как её одноклассники, особенно Мерлин, изводят её словесно.
Случай убийства становится общенациональной новостью – и жертва, и преступник являются евреями по национальности. Сенсация в прессе усиливает и без того значительные антисемитские настроения в городе, и горожане начинают укреплять свои позиции в отношении Клана. После того как Джонни под предводительством группы горожан сжигает крест на холме во время Дня независимости, расизм и антисемитизм усиливаются.
Неизвестный бросает камень в окно Сары с запиской, предостерегающей её от укрывательства еврейских отца и дочери, а клановец угоняет машину Мерлина, угрожая ножом. Тем временем, когда Эстер забредает на железнодорожные пути, Леонора спасает её от столкновения с поездом, что приводит к тому, что городской репортёр Рейнард объявляет Леонору героем в газете. В ответ он получает письмо от Клана с угрозой убить его, если он напечатает ещё хоть одну неприемлемую статью.
Каскад событий приводит к тому, что насильственные планы Клана достигают кульминации, когда члены Клана решают, что семьи Саттер и Хирш должны быть изгнаны из города. Джонни стреляет в отца Эстер, Айру, через замочную скважину, едва не задев Эстер, которая сидела на коленях у отца; Айра выживает и попадает в больницу. В ту же ночь Харви, поднявшийся в рядах Клана, просит Мерлина отравить колодец Леоноры; Мерлин отказывается и покидает город из страха перед возмездием Клана, подставляя себя под удар, чтобы быть обвинённым в покушении на убийство Айры.
Перестрелка подталкивает жителей города к сопротивлению Клану. Мистер Филдс – старый слепой ветеран Гражданской войны, за которым ухаживает Леонора, – прогоняет членов Клана с лужайки во дворе, когда они пытаются возложить там венок в День перемирия. Джонни организовывает свою собственную смерть; он боится Клана, потому что они недавно узнали о его истории с насильником и пришли в ярость.
Когда Мерлин возвращается домой, констебль Джонсон арестовывает его за то, что он застрелил Айру. Однако Леонора обеспечивает Мерлину алиби, говоря констеблю Джонсону, что она видела Мерлина на заднем дворе в то время, когда был застрелен Айра. Только Эстер видела, как Джонни стрелял в её отца через замочную скважину, и единственный человек, которому она рассказывает об этом, – Бог, который, как она знает, сделает все необходимое, чтобы наказать Джонни.
Гессе представляет свою историю многими глазами, и хотя читателям может быть неприятно читать голоса расизма и ненависти, использование автором различных точек зрения даёт уникальную возможность заглянуть в истоки предвзятости и расизма. Однако вместо того, чтобы зацикливаться на ненависти, Гессе тщательно следит за тем, чтобы именно голоса, светящиеся добром и равенством, передавали дух города.
На примере мистера Филдса и Эстер Леонора учится оценивать людей по их поступкам, а не по расовой принадлежности. Эта развязка становится катализатором, который позволяет ей простить Мерлина и обеспечить алиби, оправдывающее его. Она также освобождает её от необходимости видеть хорошее в городе, вместо того чтобы терпеть сокрушительное одиночество.
- «Свидетель обвинения» Агаты Кристи, краткое содержание
- Бесценные свидетельства эпохи. Изданы письма и дневники членов семьи Александра Сергеевича Пушкина
- А3/30 (коллекция как свидетельство исторических наблюдений)
- Терпеть, терпеть, терпеть. Дневник свидетеля трагической эпохи
- Выставка «Катовице 150+1. Свидетельство перемен» откроется в Центре фотографии имени братьев Люмьер
- Читка пьесы Дмитрия Данилова «Свидетельские показания»
Комментирование недоступно Почему?