«Сон во сне» Эдгара Аллана По, краткое содержание читать ~8 мин.
«Сон во сне» – короткая лирическая поэма Эдгара Аллана По. Первоначально опубликованная в 1849 году в бостонской газете «Flag of Our Union», эта поэма стала одним из последних стихотворений, опубликованных По перед его ранней смертью в возрасте 40 лет в октябре 1849 года. В жизни По были трагедии и потери самых дорогих ему людей, включая жену и мать. Его поэзия часто размышляет о смертности, судьбе и природе реальности.
«Сон во сне» – прекрасный пример восприятия По мира через поэзию. В своих критических работах, таких как «Философия композиции», он утверждал, что поэзия не должна быть дидактической или морализаторской. Вместо этого он утверждал, что поэзия должна создаваться ради красоты и чистого искусства.
Поэты-романтики, такие как Перси Байше Шелли, лорд Байрон и Уильям Блейк, оказали сильное влияние на поэзию По. Его поэзия отвергает оптимизм Трансцендентального движения середины 19 века в США и тем самым создаёт поджанр в американской литературе: тёмный романтизм. Мрачный романтизм схож с готической литературой, но стихи и рассказы, написанные в этом поджанре, не столько внушают ужас, сколько заставляют читателя задуматься о более трагических аспектах повседневной жизни, таких как безвременная смерть близкого человека.
«Сон во сне» – это размышление о потерянном времени и о том, как поэт реагирует на эту потерю. Это короткое стихотворение также затрагивает глубокие философские вопросы о различии между сном и реальностью. Оно просит читателя задуматься о тонкой грани, отделяющей повседневную жизнь от жизни во сне, в которую мы погружаемся каждую ночь. Захватывающий тезис: “Является ли «всё», что мы видим, сном внутри сна?” подхватывают другие художники, музыканты, кинематографисты и философы, вдохновлённые По. Например, эта строка звучит в начале фильма Кристофера Нолана «Начало» («Inception») 2008 года, в котором рассматриваются возможности люцидного сновидения.
Эдгар Аллан По родился в Бостоне, штат Массачусетс, в январе 1809 года. Его родителями были профессиональные актёры Дэвид и Элиза По. Дэвид По-младший был сыном генерала Дэвида По-старшего, героя Американской революции и видного члена общества в Балтиморе, штат Мэриленд. Отец Эдгара оставил жену и троих маленьких детей в 1810 году и, вероятно, вскоре после этого умер.
Элиза (Арнольд Хопкинс) По была английской актрисой из Лондона, которая провела большую часть своей жизни, гастролируя по США с различными актёрскими труппами. В 1811 году она заболела туберкулёзом, который тогда называли чахоткой, и умерла в пансионе в Ричмонде, штат Вирджиния, оставив троих детей сиротами.
Эдгара взял на воспитание богатый торговец из Ричмонда и друг семьи По – Джон Аллан и его жена Фрэнсис. В приёмной семье ему дали полное имя Эдгар Аллан По. Юный По получил полное классическое образование по греческому и латыни в лучших школах Великобритании и США. В 1826 году он поступил в Виргинский университет для изучения древних и современных языков и впервые обручился с Сарой Эльмирой Ройстер. Во время учёбы в университете По боролся с финансовыми долгами, потерял связь со своей невестой и был вынужден бросить учёбу и расторгнуть помолвку в течение года.
В 1827 году По оставил академическую жизнь и пошёл в армию под псевдонимом Эдгар А. Перри. В том же году он опубликовал свой первый сборник стихов: «Тамерлан и другие стихотворения». В 1829 году он опубликовал ещё одну книгу: «Аль-Аараф, Тамерлан и другие стихи». Приёмная мать По умерла в том же году, что, возможно, убедило его приёмного отца помочь ему уйти из армии рядовым и поступить в Военную академию США в Вест-Пойнте. Однако Джон Аллан быстро женился снова и отрёкся от Эдгара. По намеренно решил попасть под военный трибунал и в 1831 году был исключён из Вест-Пойнта.
После ухода из Вест-Пойнта По решил заняться писательством – один из первых американских писателей, сделавших это – и опубликовал свою третью книгу под названием «Стихи». Он сосредоточился на написании коротких рассказов для развивающихся периодических изданий и сегодня считается одним из мастеров короткого рассказа. Публикация рассказов была лишь немногим более прибыльным делом, чем поэзия, поэтому По начал работать литературным редактором. В это время пьянство и неустойчивое поведение По начали сказываться на его отношениях с другими писателями и легли в основу клеветнических обвинений в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, которые были широко распространены литературным соперником (Руфусом Уилмотом Грисволдом) после его смерти.
В 1836 году в Ричмонде По женился на своей 13-летней кузине Вирджинии Клемм. В 19 веке было уже необычно выдавать замуж девочку такого возраста, поэтому свидетель свадьбы указал её возраст в 21 год. По, вероятно, женился на своей кузине, чтобы защитить её и свою овдовевшую тётю в финансовом отношении.
Пара переехала в Филадельфию, где По работал редактором в бертоновских «Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine». Он продолжал утверждаться как автор коротких рассказов и поэт. В 1838 году он опубликовал свой единственный роман «Рассказ Артура Гордона Пима из Нантакета», историю о китобойном судне, которая послужила вдохновением для романа Германа Мелвилла «Моби Дик» (1851). В 1840 году По опубликовал свой сборник рассказов в двух томах под названием «Tales of the Grotesque and Arabesque». Эти рассказы отличаются сверхъестественными явлениями с элементами готики («Падение дома Ашеров») и психологической напряжённостью главных героев («Уильям Уилсон»).
В 1844 году супруги переехали в Нью-Йорк, где Эдгар работал в «The New York Evening Mirror», а позже в «Broadway Journal». В зависимости от финансового положения, они часто переезжали в разные пансионы города. Примерно в это время Вирджиния начала проявлять признаки заболевания туберкулёзом, той же болезнью, от которой умерли мать и старший брат По.
Эдгар Аллан По достиг вершины литературного успеха при жизни, опубликовав «Ворона» в «Нью-Йорк ивнинг миррор» в 1845 году. Популярность этого стихотворения позволила По опубликовать новый том поэзии под названием «Ворон и другие стихотворения» (1845). Он также занялся литературной критикой и создал раннюю литературную теорию, начиная с «Философии композиции» (1846), которая сопровождала «Ворона». Его литературная критика нажила ему столько же врагов, сколько и друзей, и По знаменито враждовал с Генри Уодсвортом Лонгфелло.
В его более поздний сборник рассказов – «Рассказы» (1845) – вошли три рассказа, которые, по словам сэра Артура Конан Дойла, положили начало жанру детективной фантастики: «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо». Другие рассказы, такие как «Беспримерное приключение Ганса Пфаалла», являются важнейшими произведениями, положившими начало жанру научной фантастики, который впоследствии вдохновил Уэллса и Жюля Верна.
Однако литературный успех По не отразился на его личной жизни. Он стал владельцем «Бродвейского журнала», который закрылся в 1846 году. В том же году По снял тихий коттедж в Фордхэме, но к началу 1847 года его жена умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Опустошённый смертью Вирджинии, По пристрастился к алкоголю и впал в глубокую депрессию. Он пытался вернуть свою жизнь в нормальное русло, ухаживая за другим поэтом и уехав из Нью-Йорка в Ричмонд. К 1849 году он снова обручился со своей бывшей возлюбленной (которая тоже овдовела), Сарой Эльмирой Ройстер, и собирался начать работу редактора в Филадельфии.
Эдгар Аллан По умер при загадочных обстоятельствах в Балтиморе 7 октября 1849 года. По сей день неясно, что стало причиной его смерти, и возможные причины широко обсуждаются. Его произведения были посмертно переведены на французский язык Шарлем Бодлером. Это вызвало возрождение международного интереса к творчеству По. Сейчас По считается одним из первых американских писателей, получивших международную известность.
Стихотворение начинается с расставания двух людей – возможно, двух влюблённых, – которые находятся в середине разговора о восприятии мира оратором. Оратор видит реальный мир в мечтательном, оптимистичном состоянии и пытается исправить это несбыточной надеждой, которая более обоснована в реальности. Говорящий утверждает, что реальность ложна, а человеческое существование заключено в царстве грёз.
Во второй строфе оратор переносит читателя внутрь своего сна, в котором он видит суровый и бурный пейзаж пляжа во время шторма. Он пытается удержать песок на берегу в своих руках, но песчинки проскальзывают сквозь его руки, словно сквозь сито. Чем больше оратор пытается сохранить песок в своих руках, тем больше он расстраивается, пока не переходит в мелодраму от тщетности этих действий.
В этот момент говорящий взывает к Богу как к высшей силе, которая должна вмешаться в его душевную и физическую борьбу. Стихотворение завершается вопросами, сформулированными как мольбы к этой высшей силе восстановить его прежний сонный покой. Последний вопрос этого стихотворения просит читателя задуматься о различных слоях реальности, которые существуют внутри индивидуального человеческого разума и в самом человечестве: “Как узнать, какая реальность является объективно истинной?”
- «Сон во сне» Эдгара Аллана По
- «Дядюшкин сон» режиссер Сергей Бобровский превратил в Липецке в «Сон во сне»
- «Бочонок Амонтильядо» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Бес противоречия» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Чёрный кот» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Свистун» Джона Гришэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?