«Вельд» Рэя Брэдбери, краткое содержание читать ~2 мин.
«Вельд» (англ. The Veldt) — научно-фантастический рассказ американского писателя Рэя Брэдбери (англ. Ray Bradbury). Впервые он был опубликован под названием «Мир, который создали дети» (англ. The World the Children Made) в журнале The Saturday Evening Post 23 сентября 1950 года. Год спустя, уже под известным названием «Вельд», рассказ вошёл в авторский сборник «Человек в картинках» (англ. The Illustrated Man).

Действие рассказа разворачивается в будущем, в полностью автоматизированном доме «Всё для счастья». Супруги Джордж и Лидия Хэдли обеспокоены тем, как высокотехнологичная среда влияет на их детей, Питера и Венди. Центральным элементом их беспокойства становится детская комната, способная материализовать любые образы из воображения.
В последнее время комната постоянно воспроизводит африканский вельд — саванну с палящим солнцем, стервятниками и прайдом львов. Реалистичность проекции пугает родителей: они ощущают жар, слышат рёв хищников и чувствуют запах добычи. Джордж и Лидия решают на время отключить комнату и вернуться к более простому образу жизни, без тотальной автоматизации.
Питер и Венди, зависимые от виртуальной реальности, встречают это решение истерикой. Родители уступают и разрешают детям провести в комнате ещё несколько минут. Воспользовавшись этим, дети заманивают и запирают Джорджа и Лидию в вельде, где их атакуют ставшие реальными львы.
Обеспокоенные жестокостью фантазий своих детей, Хэдли приглашают психолога Дэвида МакКлина. После осмотра детской он выносит суровый вердикт: комната стала для детей заменой реальным родителям, а образы африканского вельда — это проекция их ненависти и подсознательного желания смерти Джорджу и Лидии. МакКлин настоятельно рекомендует немедленно отключить дом и увезти детей на длительное лечение.
Рассказ затрагивает характерные для середины XX века опасения по поводу технологической зависимости и подмены реального опыта развлечениями. Брэдбери показывает, как родители, делегировав воспитание автоматике, теряют авторитет и контроль. Дети становятся жестокими манипуляторами, а взрослые — беспомощными заложниками собственного комфорта. Лидия пытается вернуть семью к нормальной жизни, где есть место домашним обязанностям и живому общению, но её попытки оказываются тщетными.
«Вельд» остаётся одним из самых известных произведений Рэя Брэдбери. Рассказ неоднократно адаптировался для радиопостановок, театра и телевидения, в частности, став основой для эпизодов сериалов «За гранью возможного» и «Театр Рэя Брэдбери». Основная идея рассказа о виртуальной реальности, вытесняющей настоящую жизнь, предвосхитила многие современные дискуссии о влиянии цифровых технологий и видеоигр.
Технология, созданная для служения человеку, выходит из-под контроля и уничтожает своих создателей. В финальной сцене психолог МакКлин застаёт детей, спокойно пьющих чай в виртуальном вельде, в то время как львы доедают останки их родителей. Через сатиру и фантастический сюжет «Вельд» служит предостережением об опасностях, которые несёт бездумное увлечение технологиями и отказ от человеческих связей.
- «Всё лето в один день» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «И грянул гром» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Надвигается беда» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Иллюстрированный человек» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «У гор безумия» Говарда Филлипса Лавкрафта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?