«Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда, краткое содержание читать ~4 мин.
«Аустерлиц» – исторический роман Винфрида Георга Максимилиана Зебальда, впервые опубликованный в 2001 году. Зебальд был немецким писателем и академиком, который писал в основном о потере памяти и Холокосте.
В центре «Аустерлица», последнего романа Зебальда, – историк архитектуры Жак Аустерлиц, которого мучает его подавленное прошлое еврейского ребёнка, эвакуированного из Чехословакии в 1939 году. Книга стала международным бестселлером и получила премию Национального кружка книжных критиков 2001 года за художественную литературу и премию независимой зарубежной художественной литературы 2002 года.
Главный герой – Жак Аустерлиц, которого на протяжении всего романа называют просто Аустерлицем, рассказывает историю своей жизни безымянному рассказчику по частям. Будучи историком архитектуры средних лет, Аустерлиц бежал из Чехословакии в 1939 году, потому что там не было безопасности от нацистского режима Гитлера.
По прибытии в Англию в качестве ребёнка-беженца его отправляют жить к валлийской паре, Эмиру и Гвендолин Элиас, методистскому священнику и его жене. Это пожилая пара, не отличающаяся крепким здоровьем, и Аустерлиц старается доставлять им как можно меньше хлопот.
Вместе они живут в валлийском рыночном городке, и новая семья Аустерлица отправляет его в частную школу. Они хотят, чтобы он получил комфортное воспитание, и делают все возможное, чтобы он был счастлив. Однако они никогда не обсуждают его прошлое, потому что хотят, чтобы он освоился в новой жизни. Учитывая начало Второй мировой войны, они считают, что будет безопаснее, если он забудет прошлое и ассимилируется в валлийской культуре.
Аустерлиц получает новое имя – Дафидд Элиас – и только в подростковом возрасте узнает, что это не его родовое имя. Его приёмная мать больна, а приёмный отец тих и замкнут, поэтому он не чувствует, что может расспрашивать их о своём прошлом или о том, откуда он родом. Он старается не думать о своём происхождении, потому что знает, что никогда не узнает правды.
Позже Аустерлиц получает место в Ориел-колледже, входящем в состав Оксфордского университета, где он специализируется на европейской архитектуре. Он также встречает женщину, Мари, в которую влюбляется. После смерти приёмных родителей и разрыва отношений он борется со своим психическим здоровьем. Он теряется без своей приёмной семьи и не может отделаться от ощущения, что ему следовало задать им больше вопросов о своей родной семье.
В рамках своего восстановления Аустерлиц решает отправиться в путешествие. Он знает, что может найти ответы на вопросы о своём прошлом в Праге, и отправляется туда. Хотя он имеет чешское происхождение, Прага не кажется ему домом, потому что это часть жизни, которую он едва понимает. Его цель – узнать все, что можно, о своих родителях и о том, что с ними случилось.
Аустерлиц знакомится с женщиной Верой, которая была близкой подругой его матери. Он узнает, что его мать была талантливой актрисой и оперной певицей, которая часто путешествовала по Европе, а Вера присматривала за Аустерлицем, когда её не было. Когда Аустерлиц проводит время с Верой, к нему возвращаются самые ранние воспоминания, и он вспоминает некоторые фразы, которые она использует, и места, которые она упоминает.
Аустерлиц узнаёт, что его мать была отправлена в концентрационный лагерь Терезиенштадт, который был самым большим концентрационным лагерем в Чехословакии. Он отправляется на поиски любой информации об этом лагере. Он едет в Германию, что очень травмирует его, учитывая то, что нацисты сделали с его матерью. Находясь в Германии, он находит пропагандистский фильм о Терезиенштадте, который призван создать впечатление о гуманности и трудолюбии лагеря. Хуже того, нацисты заставили еврейского актёра снять этот фильм, прежде чем убить его.
Аустерлицу кажется, что он узнает в фильме свою мать. Однако Вера уверяет его, что это не его мать. Вместо этого она опознает его мать на фотографии из пражской оперы. Это даёт Аустерлицу некоторое чувство комфорта, и это самая близкая связь с его родной семьёй. Теперь, когда судьба его матери немного прояснилась, он решает узнать больше о своём отце.
Для Зебальда эта история не о том, как Аустерлиц выясняет личность своего отца, а о его изнурительных поисках информации. Он должен просмотреть множество записей – фотографий, воспоминаний, пропаганды и переписей, чтобы найти ответы. Важно то, как Европа предпочитает помнить Вторую мировую войну и как невозможно узнать правду, независимо от количества доступных источников.
Роман «Аустерлиц» заканчивается, так и не раскрыв личность отца, хотя Аустерлиц отправляется во Францию, чтобы продолжить свои поиски. Это напоминает читателю о том, что так много информации об истории всегда будет оставаться недоступной, как бы ни старались найти ответы.
- «Защищая Джейкоба» Уильяма Лэндея, краткое содержание
- «Трахинянки» Софокла, краткое содержание
- «Тысяча и одна ночь», краткое содержание
- «Бытие и время» Мартина Хайдеггера, краткое содержание
- «Стоимость жизни» Мартины Майок, краткое содержание
- «Жёлтый дом» Сары Брум, краткое содержание
- «Важные штаны (Bossypants)» Тины Фей, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?