«Проклятые земли» Франца Фанона, краткое содержание читать ~4 мин.
«Проклятые земли» (1961) – нехудожественная книга Франца Фанона, французского вест-индского психиатра и философа. Наряду с такими текстами, как «Ориентализм» Эдварда Саида (1978), «Может ли подчинённый говорить?» Гаятри Спивак (1988) и «Местонахождение культуры» Хоми Бхабхи (1994), «Проклятые земли» – один из основополагающих текстов современных постколониальных исследований. Это также самая всемирно известная книга Франца Фанона, переведённая более чем на 25 языков.
Написанная в разгар войны за независимость Алжира, «Проклятые земли» представляет собой аналитическое исследование внутренней работы и различных этапов процесса деколонизации, а также бесстрастное извинение за необходимость насилия в антиколониальной борьбе. Книга также знаменует поворот в мышлении Фанона от его прежней озабоченности проблемами чернокожести и угнетения чернокожих к более широкому, глобальному взгляду на борьбу между западными странами и их колониями.
Вдохновлённый марксистскими и ленинскими идеями, Фанон адаптирует понятия классовой борьбы и социальной справедливости к расовому колониальному контексту. Его анализ проблем, с которыми сталкиваются колониальные общества, завершается полным отказом от европейских ценностей через катарсическую жестокую борьбу против угнетателей.
Название книги взято из песни Эжена Потье «Internationale» 1871 года, которая считается гимном левых партий во всем мире и использовалась в качестве официального национального гимна Советского Союза до 1944 года. Полная фраза звучит так: “Встаньте, несчастные на земле, ибо правосудие выносит приговор, и лучший мир родится!”.
Текст состоит из пяти основных разделов, Заключения и Предисловия Жан-Поля Сартра, в котором излагается, почему книга Фанона является фундаментальным произведением и почему она должна быть прочитана европейской, особенно французской, аудиторией. Кроме того, Сартр использует «Проклятые земли», чтобы подчеркнуть свою собственную поддержку национального самоопределения и недовольство французскими левыми, которых он считает неэффективными и лицемерными.
В первой части, «Относительно насилия», даётся определение понятий колонизации и деколонизации и рассматривается вопрос о том, почему насилие кажется неизбежной стороной процесса деколонизации. Автор рассматривает колониальную логику, которая разделяет поселенцев и туземцев и требует дегуманизации последних для облегчения их эксплуатации. Следовательно, по его словам, деколонизация предполагает изменение существующего статус-кво, что по своей природе является насильственным и хаотичным процессом.
Вторая часть, «Спонтанность: её сила и слабость», представляет собой развёрнутое описание различных сегментов колониального общества и их взаимодействия. Кроме того, Фанон сравнивает ситуацию в таком месте, как Алжир, с ситуацией, описанной Фридрихом Энгельсом в Англии XIX века. В отличие от западного пролетариата, который является наиболее организованным и политически сознательным социальным классом, городские наёмные рабочие в колониальных странах находятся в относительно привилегированном положении.
Напротив, именно крестьяне являются наиболее бесправными и мечтают отвоевать свою землю у поселенцев. Однако Фанон отмечает, что во многих местах традиционные вожди кланов, оракулы и знахари, желающие сохранить своё влияние в общине, предпочитают сотрудничать с колониальными властями, а не с местными жителями, которые приносят в деревню такие прогрессивные идеи, как атеизм, современная медицина и всеобщее образование. В результате автор призывает националистические партии активно просвещать и вовлекать крестьянское население в освободительную борьбу, а не игнорировать и не доверять фермерам, как это обычно происходит.
Третья часть, «Подводные камни национального сознания», предостерегает читателей от опасностей национализма, когда он остаётся без контроля. Фанон приводит примеры из других африканских стран, таких как Берег Слоновой Кости, где местные жители дискриминируют другие африканские меньшинства, подражая шовинистическому отношению местной буржуазии к поселенцам. В итоге те, кого угнетали европейцы, в свою очередь становятся угнетателями.
В четвёртой части, «О национальной культуре», рассматривается вопрос о том, почему колонизированные народы не имеют национальной культуры. Фанон утверждает, что дегуманизация, присущая колонизации, также приводит к отвержению или подавлению местной культуры. Эта часть также содержит подраздел, в котором рассматривается, как колониализм уничтожает местную культуру, и утверждается, что деколонизация, таким образом, является высшей формой культурного выражения.
В последней части, «Колониальная война и психические расстройства», представлены реальные примеры психических заболеваний, свидетелем которых был Фанон во время своего проживания в Алжире. Они варьируются от психологических проблем, таких как импотенция у мужчин, чьи жены были изнасилованы, или социопатические наклонности у подростков, до долгосрочных физических результатов пыток. В конце этого раздела автор развенчивает распространяемый французами миф о том, что алжирцы рождаются жестокими и умственно неполноценными. Он позиционирует колонизацию не только как социально-культурно-политическую проблему, но и как психологическую болезнь, поражающую как угнетателей, так и угнетённых.
В Заключении Фанон призывает своих читателей не принимать Запад, как Европу, так и США, за образец для подражания, поскольку его успехи были достигнуты дорогой человеческой ценой. Великие идеи и научные открытия не уравновешивают зверств, совершенных белыми колонизаторами во имя европейских ценностей. Автор приходит к выводу, что третий мир должен найти свой собственный уникальный путь вперёд.
- «Фиваида» Стация, краткое содержание
- «Путь всякой плоти» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Дон Жуан» лорда Байрона, краткое содержание
- «Мерзкая плоть» Ивлина Во, краткое содержание
- «Когда меня звали Кеоко» Линды Сью Парк, краткое содержание
- «Важные штаны (Bossypants)» Тины Фей, краткое содержание
- «Жёлтый дом» Сары Брум, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?