«Бытие и время» Мартина Хайдеггера, краткое содержание читать ~4 мин.
«Бытие и время» («Sein und Zeit») – философский текст, написанный немецким философом 20-го века Мартином Хайдеггером. В нём Хайдеггер пытается ответить на фундаментальный вопрос о смысле бытия. Он делает это через систематическое исследование человеческого существования и его структур.
Впервые опубликованная в 1927 году, книга «Бытие и время» оказала большое влияние на последующую философию. Канонический текст экзистенциализма и феноменологии (хотя Хайдеггер отрицает связь с первой), он оказал большое формирующее влияние на философию Жан-Поля Сартра, Жака Деррида и Герберта Маркузе.
Хайдеггер стремится переоценить вопрос, который, по его мнению, был упущен из виду философской традицией: вопрос о «бытии», или фундаментальной структуре всего существования. Он делает это не с помощью абстрактных рассуждений, а обращаясь к непосредственному и повседневному опыту читателя.
Привычный мир человека – его работа, настроение, социальная жизнь – то, что обычно игнорируется философией, является ядром заботы Хайдеггера. С помощью этого подхода он надеется достичь двух вещей. Во-первых, он надеется произвести революцию в нашем понимании философии и обыденного мира. Во-вторых, он стремится показать, как читатели, благодаря этой радикальной переориентации, могут вернуть себе своё истинное «я» и достичь того, что он называет «подлинностью».
Книга «Бытие и время» состоит из введения, состоящего из двух глав, и двух частей, каждый из которых содержит по шесть глав. Главы делятся на пронумерованные разделы, которых насчитывается 83. В этих разделах Хайдеггер развивает анализ человеческого бытия, его различных аспектов и заложенных в нём возможностей для аутентичного или неаутентичного существования.
Во введении Хайдеггер излагает проблему «бытия» и то, почему исследование человеческого бытия, или «Dasein», является ключом к решению этой проблемы. Он также обсуждает феноменологический метод, который он будет использовать для решения этой задачи.
В главах 1 и 2 первой части он более подробно описывает природу человеческого бытия и то, чем его исследование отличается от других способов понимания. Глава 3 посвящена тому, что Хайдеггер называет миром «оснащения», тем миром, с которым человеческие существа по большей части взаимодействуют. Он проводит различие между «готовым к употреблению», как нашим основным средством встречи с миром, и «присутствующими» объектами или «вещами».
В главе 4 Хайдеггер, опираясь на свой анализ обычного мира, обсуждает, как мы связаны с другими людьми. Он предполагает, что существует фундаментальная связь с другими уровнями бытия, называемая «Mitsein», которая составляет наше бытие, но упускается из виду обычным пониманием. Он устанавливает возможность потеряться в публичном мире других или «они».
В пятой главе Хайдеггер рассматривает природу «настроений» как существенных для нашего «бытия-в-мире» и как конституирующих, а не просто окрашивающих его. Он также исследует природу языка. Затем он объединяет анализ «они», настроения и языка, чтобы сформулировать природу потерянности бытия в общественном мире.
Настроение и язык «они» – это настроение и язык праздных разговоров и любопытства, которые отчуждают нас от первоначального отношения к миру. Это означает, что, по большей части, человеческие существа и их понимание омрачены неаутентичностью.
Часть 2 начинается с вопроса о том, как мы можем избежать неаутентичности и найти свою подлинную сущность. По мнению Хайдеггера, этого можно достичь через правильное отношение к смерти. Наша смерть – это то, за что, в отличие от других аспектов нашего земного существования, не может вступиться другой человек. Следовательно, она уникально индивидуализирует нас.
Во второй главе Хайдеггер спрашивает, как мы конкретно достигаем этой возможности подлинного бытия по отношению к смерти. Это может быть сделано только посредством «зова совести» – чего-то в нас самих, связанного с обычной совестью, но отличного от неё, что зовёт нас обратно к нашим уникальным возможностям бытия.
В главах 3 и 4 Хайдеггер утверждает, что бытие в своей основе есть время. То есть, наше бытие – это отношение к ещё не реализованному будущему и бегство от прошлого. Анализ временности, таким образом, вновь применяется к первоначальному анализу нашего бытия-в-мире.
В последних двух главах Хайдеггер обсуждает отношения между временностью бытия и историей. Он рассматривает, как может выглядеть подлинное отношение к истории, и даёт отчёт о происхождении нашего обычного представления о времени.
- «Тысяча и одна ночь», краткое содержание
- «Стоимость жизни» Мартины Майок, краткое содержание
- «Трахинянки» Софокла, краткое содержание
- «Жёлтый дом» Сары Брум, краткое содержание
- «Важные штаны (Bossypants)» Тины Фей, краткое содержание
- Удачное знакомство с новыми российскими фильмами на фестивале goEast
Комментирование недоступно Почему?