«Стоимость жизни» Мартины Майок, краткое содержание читать ~4 мин.
Премьера пьесы Мартины Майок «Стоимость жизни» состоялась в 2016 году на Уильямстаунском театральном фестивале в Массачусетсе. В 2017 году она была перенесена на внебродвейский театр, поставлена Манхэттенским театральным клубом, а дебют на Бродвее запланирован на осень 2022 года.
«Стоимость жизни» была удостоена Пулитцеровской премии 2018 года за драматургию, а также получила премию Люсиль Лортел 2018 года за выдающуюся пьесу. Название пьесы относится не только к денежным затратам на выживание, но и к эмоциональным затратам на любовь, жизнь и связь с другим человеком. Пьеса демонстрирует, что элементарное выживание стоит дорого и является привилегией в капиталистическом обществе; трое из четырёх персонажей борются с расходами на жилье, медицинское обслуживание и еду.
Деньги не отменяют другие виды маргинализации. Через четырёх персонажей показано, как угнетение проявляется на пересечении, среди прочего, инвалидности, расы, национальности, пола, возраста, образования и финансовых привилегий. Пожалуйста, имейте в виду, что, исследуя эти пересечения, пьеса иногда воспроизводит крепкие или оскорбительные выражения.
Стилистически пьеса имеет элементы реализма и натурализма. Особое внимание Майок уделяет проблеме инвалидности, а также реалиям ухода за больными и заботы о них. Будучи неопытными сиделками, ни Эдди, ни Джесс не понимают в полной мере, что означает инвалидность для Ани и Джона.
Отношения в пьесе строятся на необходимости доверять, будучи физически уязвимыми, и на проблемах, возникающих, когда это доверие затруднено. Идея уязвимости распространяется на каждого из героев, их одиночество и стремление к связи, которое осложняется страхом подпустить к себе другого человека.
Майок уточняет, что оба её персонажа-инвалида должны быть сыграны актёрами-инвалидами, что пьесе нужен «актёрский состав, похожий на Северный Джерси с его прекрасным разнообразием». В городских условиях Нью-Джерси и Бруклина каждый из героев становится изолированным и недоверчивым к другим, что подчёркивает, как городская жизнь может оставить маргинальных людей на задворках общества и общественной поддержки.
В пьесе две сюжетные линии – одна между Джоном и Джесс, другая – между Эдди и Ани. Они остаются раздельными до финальной сцены, когда Эдди и Джесс устанавливают неуверенную, шаткую связь дружбы и поддержки, и их одиночество перевешивает их различия.
Пьеса представлена в одном действии без антракта. В пятницу вечером, за неделю до Рождества, Эдди сидит в хипстерском баре и пьёт зельцер. Ему за сорок, он дальнобойщик, потерявший права после вождения в нетрезвом виде, и недавно овдовевший. От одиночества он посылает смс своей умершей жене. Но сегодня вечером он получил ответное сообщение от того, кому был передан её номер. Они попросили Эдди встретиться с ними в хипстерском баре, но тот не пришёл.
Действие пьесы разворачивается в начале сентября: Молодая иммигрантка первого поколения по имени Джесс проходит собеседование на должность частной сиделки для Джона, аспиранта из Принстона. Джон – привлекательный, богатый человек, который пользуется инвалидным креслом из-за церебрального паралича. Джесс окончила Принстон и теперь работает на нескольких работах в барах. Обоим около двадцати лет. После довольно недружелюбного собеседования он принимает её на работу.
В течение следующих двух месяцев между ними устанавливается взаимопонимание, и однажды в пятницу Джон просит Джесс прийти к нему. Она соглашается и приходит вечером, одетая для свидания, но Джон хочет, чтобы она только искупала его перед свиданием с другой аспиранткой. Джесс спрашивает, может ли она остаться в его квартире, пока его не будет, просто чтобы было тепло и приятно, но Джон колеблется и говорит «нет». Он не доверяет ей, потому что заметил, что она украла мыло. Униженная, Джесс убегает.
Сцены между Джоном и Джесс чередуются со сценами между Эдди и его женой Ани, которая за полгода до этого стала параплегиком в автокатастрофе. На момент аварии Эдди и Ани были в разводе после двадцати лет брака. У неё никого нет, и он является её контактным лицом в чрезвычайной ситуации. Он помогает ей, получив сообщение, что её сиделка уволилась. Ани сопротивляется его помощи, зная, что у Эдди есть новая девушка, но в конце концов она сдаётся.
Эдди и Ани становятся ближе друг к другу, поскольку помощь, которую он оказывает, становится более личной и интимной. В их последней совместной сцене Эни едва не тонет, когда он оставляет её в ванне на несколько минут.
Эпилог происходит в квартире Эдди в Нью-Джерси в тот же вечер пятницы, что и пролог. Выйдя из бара, Эдди замечает Джесс, спящую в своей машине. Она жила в машине уже несколько месяцев, пока посылала деньги своей больной матери, которая вернулась на родину.
На Джесс то же самое платье, в котором она была вечером, когда уходила от Джона. Эдди сказал Джесс, что у него есть жена, чтобы она чувствовала себя спокойнее, но он признается, что его жена умерла от тромба. Он одинок и проявляет отцовскую заботу о безопасности Джесс, предлагая Джесс переехать к нему за дешёвую плату. Джесс очень настороженно относится к Эдди и еде, которую он ей даёт. Внезапно Джесс уходит. Телефон Эдди звонит, но он боится посмотреть на него.
- «Бытие и время» Мартина Хайдеггера, краткое содержание
- «Жёлтый дом» Сары Брум, краткое содержание
- «Важные штаны (Bossypants)» Тины Фей, краткое содержание
- «Тысяча и одна ночь», краткое содержание
- «Когда меня звали Кеоко» Линды Сью Парк, краткое содержание
- «Вторники в замке» Джессики Дэй Джордж, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?