Психологизм в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского читать ~12 мин.
Фёдор Михайлович Достоевский считается одним из величайших мастеров психологической прозы в мировой литературе. Его роман «Преступление и наказание» — глубокое исследование человеческой души, раскрывающее сложнейшие процессы сознания и подсознания, мотивы поступков и их психологические последствия. В этом произведении Достоевский создал уникальную систему художественных приёмов, позволяющих читателю проникнуть в самые потаённые уголки человеческой психики. Психологизм становится не просто литературным приёмом, а фундаментальным методом познания природы человека во всей её сложности и противоречивости. Сам писатель, однако, не соглашался с определением «психолог», предпочитая называть себя «реалистом в высшем смысле», что подразумевало способность видеть и изображать глубинную сущность человеческой души. Психологизм Достоевского в «Преступлении и наказании» проявляется на всех уровнях художественной структуры произведения — от сюжетно-композиционной организации до языковых особенностей.

2 Своеобразие психологизма Достоевского
3 Приёмы психологизма в романе «Преступление и наказание»
4 Психологический портрет Родиона Раскольникова
5 Психологические приёмы в создании образов второстепенных персонажей
6 Психологизм как средство выражения идейного содержания романа
7 Роль психологического подтекста в романе
8 Влияние психологизма Достоевского на развитие мировой литературы
9 Жанровое своеобразие романа через призму психологизма
10 Особенности художественного метода Достоевского-психолога
Понятие психологизма в литературе
Психологизм — это художественный метод, который позволяет автору подробно и глубоко изображать внутренний мир персонажей. По определению литературоведа Л. С. Выготского, “психологизм — это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы”.
Литература благодаря своей образности обладает уникальной возможностью передавать душевное состояние человека с особой глубиной и детализацией. Автор, стремясь описать внутренний мир героя, использует различные художественные средства: портретные характеристики, детали внешнего облика, элементы интерьера и пейзажные зарисовки.
В истории русской литературы выделяют два основных направления психологизма. Одно связано с творчеством Ивана Тургенева, Ивана Гончарова и Александра Островского, где психологическое изображение служит средством отражения социальной действительности. Другое направление представлено творчеством Льва Толстого, Достоевского и Николая Лескова, в произведениях которых психологический анализ приобретает более глубокий, философский характер.
Психологизм может реализовываться в двух основных формах: прямой, при которой внутренний мир изображается «изнутри» через самоанализ героев или авторские размышления, и косвенной, проявляющейся через изображение жестов и поступков, которые читатель должен истолковать самостоятельно.
Своеобразие психологизма Достоевского
Психологический метод Достоевского существенно отличается от методов других писателей-психологов. Если для Толстого характерна «диалектика души», то есть изображение постепенного развития чувств и мыслей персонажа, то Достоевского интересуют прежде всего критические, пограничные состояния психики.
Психологизм Достоевского можно назвать «психологизмом крайних случаев»: в его произведениях часто встречаются сцены обмороков, припадков, истерии, бреда, отчаяния и даже раздвоения сознания. Эти средства нужны писателю не сами по себе. Достоевский изображает трагедию души, терзаемой горем или угрызениями совести, прямым следствием которых становится болезнь.
Важной особенностью психологизма Достоевского является его полифоничность. Как отмечал М. М. Бахтин, полифонический роман характеризуется “множественностью самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний”. В отличие от монологического романа, где все персонажи подчинены единому авторскому сознанию, у Достоевского каждый герой обладает собственным, независимым голосом и мировоззрением.
Многие герои Достоевского находятся в состоянии, которое можно охарактеризовать как «подполье». Это состояние добровольной изоляции, отчуждения от людей и погружения в собственные рефлексии. «Подпольный человек» ощущает свою оторванность от «живой жизни» и мучительно анализирует свои и чужие поступки, что часто приводит к нравственному тупику и духовной деградации.
Достоевский был новатором, который интуитивно открыл значение подсознательного в психике человека, предвосхитив многие открытия психоанализа. Он исследовал этические истоки неврозов и фобий, показывая, что причинами душевных болезней часто становятся «муки больной совести». Метафизический характер его психологизма проявляется в изображении вечной борьбы добра и зла в душе человека.
Приёмы психологизма в романе «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» представляет собой вершину психологического мастерства Достоевского. В этом романе писатель использует целый арсенал художественных приёмов для изображения внутреннего мира героев, прежде всего главного персонажа — Родиона Раскольникова.
Одним из основных приёмов является внутренний монолог, позволяющий читателю проникнуть в сознание героя. Внутренние монологи Раскольникова отражают противоречивость его натуры и борьбу различных начал в его душе. Часто эти монологи приобретают форму внутреннего диалога, когда герой спорит с самим собой, задаёт вопросы и сомневается в своих решениях.
Достоевский использует также приём, близкий к «потоку сознания». Мысли Раскольникова подаются в их естественном течении, со всеми ассоциативными переходами и логическими разрывами. Это особенно заметно в сценах бреда, когда сознание героя затуманено лихорадкой или сильным эмоциональным потрясением.
Огромную роль в психологической структуре романа играют сны. Достоевский использует их не только как средство раскрытия подсознательных импульсов героя, но и как особую форму художественного обобщения, позволяющую в символической форме выразить глубинные нравственно-философские проблемы.
В романе описаны три ключевых сна Раскольникова. Первый сон о забитой лошади, который герой видит до убийства, предвосхищает преступление и показывает его внутреннее сопротивление насилию. Второй сон, где Раскольников вновь убивает старуху, а она смеётся, отражает психологические муки героя. Третий сон о моровой язве символически изображает «заразительность» теории Раскольникова и её разрушительные последствия.
Важным психологическим приёмом являются диалоги-поединки — напряжённые словесные дуэли, в которых раскрывается внутренний мир героев. Особенно значимы три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем, построенные как интеллектуальные и психологические поединки. В этих сценах Достоевский мастерски показывает не только произносимые слова, но и скрытые мотивы, подтексты и психологические маневры участников.
Исповедальность — характерная черта психологизма Достоевского. В романе есть несколько развёрнутых исповедей: Мармеладова в распивочной, Раскольникова Соне, откровения Свидригайлова. В этих исповедях герои раскрывают самые сокровенные, часто постыдные стороны своей души, что создаёт особую атмосферу психологической обнажённости.
Достоевский виртуозно использует детальное описание физических проявлений эмоциональных состояний. Он подробно описывает изменения в голосе, мимике, жестах персонажей, фиксирует телесные реакции: бледность, румянец, дрожь, сухость во рту, сердцебиение.
Для изображения внутреннего мира героев писатель широко использует символические образы. Комната Раскольникова, похожая на гроб, символизирует его духовное состояние. Петербург с его душными улицами, вонью и зноем создаёт атмосферу, отражающую внутренний хаос героя. Словесные лейтмотивы, такие как «обух», «кровь», «темя», пронизывают всё произведение, создавая особый психологический фон.
Психологический портрет Родиона Раскольникова
Главный герой романа представляет собой сложный психологический тип, в котором соединяются противоречивые качества. Достоевский показывает его в состоянии глубокого внутреннего кризиса, спровоцированного как внешними обстоятельствами (бедность, социальная несправедливость), так и внутренними причинами (гордость, индивидуализм, идейные заблуждения).
Одна из главных психологических проблем романа — мотивы преступления Раскольникова. Достоевский намеренно делает их сложными. Сам Раскольников пытается объяснить свой поступок разными причинами: желанием помочь матери и сестре, стремлением проверить теорию о «право имеющих», желанием преодолеть собственную слабость.
В разговоре с Соней Раскольников признаётся: “Знаешь, Соня, — сказал он вдруг с каким-то вдохновением, — знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на неё, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!”. Это признание показывает, что истинные мотивы преступления гораздо глубже.
Достоевский показывает, что в основе преступления Раскольникова лежит метафизический бунт против мирового порядка, попытка поставить себя на место Бога. Это преступление «против принципа», как говорит сам герой: “я не человека убил, я принцип убил”.
До совершения преступления Раскольников находится в состоянии глубокого внутреннего конфликта. С одной стороны, он испытывает сострадание к обездоленным (эпизод со сном о лошади), с другой — формулирует теорию, оправдывающую насилие. Герой затворяется во внутреннем мире, уединяется от людей — уходит в «подполье». Раскольников сам признаётся: «Я тогда, как паук, к себе в угол забился».
После убийства психологическое состояние Раскольникова становится ещё более болезненным. Достоевский подробно описывает муки совести героя, его страх разоблачения, его переходы от апатии к лихорадочному возбуждению. Одним из главных последствий преступления становится острое чувство разобщённости со всеми людьми: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его».
Психология Раскольникова раскрывается и через систему его «двойников» — персонажей, которые отражают или доводят до абсурда разные стороны его личности и теории. Пётр Лужин представляет собой низменный, корыстный вариант «разумного эгоизма», который Раскольников пытался обосновать. Аркадий Свидригайлов — это человек, который давно переступил все нравственные законы и живёт по принципу «всё позволено», демонстрируя возможное будущее Раскольникова без раскаяния.
Психологические приёмы в создании образов второстепенных персонажей
Роман населён множеством персонажей со сложной психологической организацией. Соня Мармеладова — духовный антипод Раскольникова. Внешне она «падшая женщина», но внутренне сохраняет чистоту души и глубокую религиозность. Источником её душевной силы является вера и готовность к самопожертвованию. Она противопоставляет теории Раскольникова идею искупления через страдание: “Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…”
Порфирий Петрович, следователь, представляет собой тип тонкого психолога-криминалиста. Его метод расследования основан на психологическом анализе личности преступника. В беседах с Раскольниковым он сознательно использует слова-триггеры («казённая квартира», «обух»), чтобы усилить его волнение и подвести к признанию.
Свидригайлов — один из самых сложных психологических типов в романе. Он показан как человек, прошедший через все виды нравственного падения. Его цинизм и развратность сочетаются с моментами неожиданной щедрости и даже уязвимости. Его самоубийство становится логическим завершением пути человека, для которого нет ни нравственных запретов, ни надежды на духовное возрождение, что делает его «тёмным двойником» Раскольникова.
Даже эпизодические персонажи, такие как Мармеладов или его жена Катерина Ивановна, раскрываются через яркие психологические сцены. Исповедь Мармеладова в трактире и истерические вспышки Катерины Ивановны на поминках демонстрируют их внутренние трагедии с предельной откровенностью.
Психологизм как средство выражения идейного содержания романа
Психологизм в романе служит средством выражения сложных философских, нравственных и социальных идей. Через психологический анализ писатель ведёт полемику с популярной в его время «теорией среды», согласно которой поступки человека определяются социальными условиями. Достоевский показывает, что у человека всегда есть свобода нравственного выбора.
Психологический анализ служит и выражению философско-религиозных идей. Через психологию Раскольникова писатель показывает губительность рационалистических теорий, оправдывающих насилие высшими целями. Теория Раскольникова о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» противоречит христианской идее равенства всех людей перед Богом.
Анализ состояния Раскольникова после убийства показывает, что преступление против нравственного закона является преступлением против собственной природы. Раскольников признаётся: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”. Психологизм позволяет изобразить и путь героя к нравственному воскресению, который начинается через принятие страдания и любви к Соне.
Роль психологического подтекста в романе
Важным аспектом психологизма в «Преступлении и наказании» является психологический подтекст — скрытый смысл, возникающий из сопоставления деталей, символов и повторяющихся мотивов. Исследователи отмечают, что такой подтекст создаётся через рассредоточенный повтор, звенья которого, вступая во взаимодействие, рождают новый, более глубокий смысл.
Словесные лейтмотивы, связанные с убийством («обух», «кровь», «темя»), постоянно возникают в сознании Раскольникова, создавая ассоциативные цепочки. Этим пользуется следователь Порфирий Петрович, намеренно повторяя ключевые слова в разговоре с подозреваемым, чтобы заставить его волноваться и в итоге подвести к признанию.
Важным элементом подтекста является символика. Петербург в романе — не просто фон, а активный участник драмы. Город с его душными улицами, жёлтым цветом и гнетущей атмосферой отражает внутреннее состояние Раскольникова. Его комната, похожая на гроб или шкаф, становится символом его духовной изоляции от мира.
Влияние психологизма Достоевского на развитие мировой литературы
Психологизм Достоевского оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и культуры. Его новаторские приёмы изображения внутреннего мира человека предвосхитили многие открытия литературы XX века. Он создал новый тип психологического романа, который повлиял на творчество Джеймса Джойса, Франца Кафки, Уильяма Фолкнера, Альбера Камю и Жан-Поля Сартра.
Приём «потока сознания», который Достоевский использовал в зачаточной форме, был развит в романах Джеймса Джойса, особенно в «Улиссе». Полифонический принцип построения романа нашёл продолжение в модернистской литературе. Психологические открытия писателя предвосхитили идеи психоанализа: Зигмунд Фрейд высоко ценил творчество Достоевского, считая, что тот интуитивно открыл многие психологические механизмы.
Философы-экзистенциалисты видели в Достоевском своего предшественника. Особенно близки им были идеи писателя о свободе, личной ответственности за свои поступки и существовании в «пограничных ситуациях». Интерес к психологизму Достоевского не ослабевает и сегодня, а его приёмы продолжают влиять на писателей разных стран и направлений.
Жанровое своеобразие романа через призму психологизма
Жанровое определение «Преступления и наказания» представляет определённую сложность. Глубокое проникновение автора в духовный мир героя позволяет назвать произведение психологическим романом. В то же время противостояние следователя и преступника, расследование убийства придают ему черты детективного жанра.
Поднятые в романе острые социальные проблемы, описание безвыходного положения бедных людей задают произведению социальный характер. Композиция романа, исповеди героев и напряжённые диалоги подчинены раскрытию глубоких идей, поэтому роман принято относить также к идеологическим. Размышления героев о человеке и вере делают «Преступление и наказание» и религиозно-философским романом.
Таким образом, жанровое своеобразие романа Достоевского неразрывно связано с его психологизмом. Именно глубокий психологический анализ позволяет автору соединить в одном произведении элементы различных жанров и создать многоплановое повествование, затрагивающее важнейшие вопросы человеческого существования.
Особенности художественного метода Достоевского-психолога
Художественный метод Достоевского как психолога имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, это особое внимание к «текущему хаосу истории», а не к устойчивым формам жизни. Достоевский показывает своих героев в переломную эпоху, что позволяет ему исследовать человеческую психику в кризисных состояниях.
Во-вторых, Достоевский создаёт иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Он строит художественный мир, где каждый персонаж имеет свой внутренний мир, живущий по собственным законам, независимо от автора и других героев.
В-третьих, Достоевский соединяет в своём методе элементы реализма и романтизма. Он глубоко укоренён в реальности, но при этом вносит мистический оттенок в изображение подсознания, используя элементы романтической поэтики для передачи сложных психологических состояний.
В-четвёртых, характерной чертой метода Достоевского является принцип «двойной объяснимости сюжета». События в его романах могут быть объяснены как естественными, рациональными причинами, так и сверхъестественными, мистическими. Наконец, он широко использует приём контраста, сталкивая противоположные качества в одном характере и создавая экстремальные ситуации для раскрытия скрытых сторон личности.
- Фестиваль «Александринский» открылся постановкой венгерского режиссёра «Преступление и наказание»
 - «Преступление и наказание», краткое содержание
 - В одном из столичных парков открылась библиотека современного искусства
 - «Выгуливание молодого вина». Павел Обух
 - ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ «ПОСВЯЩАЕТСЯ НАДЕЖДЕ ОБУХОВОЙ»
 - Аксонометрия королева перспективных систем
 
Комментирование недоступно Почему?