Психологизм в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского читать ~19 мин.
Фёдор Михайлович Достоевский считается одним из величайших мастеров психологической прозы в мировой литературе. Его роман «Преступление и наказание» – глубокое исследование человеческой души, раскрывающее сложнейшие процессы сознания и подсознания, мотивы поступков и их психологические последствия. В данном романе Достоевский создал уникальную систему художественных приёмов, позволяющих читателю проникнуть в самые потаённые уголки человеческой психики. Психологизм становится не просто литературным приёмом, а фундаментальным методом познания человеческой природы во всей её сложности и противоречивости. Сам писатель, однако, не соглашался с определением «психолог», предпочитая называть себя «реалистом в высшем смысле», подразумевая способность видеть и изображать глубинную сущность человеческой души. Психологизм Достоевского в «Преступлении и наказании» обнаруживает себя на всех уровнях художественной структуры произведения – от сюжетно-композиционной организации до языковых особенностей.
2 Своеобразие психологизма Достоевского
3 Приёмы психологизма в романе «Преступление и наказание"
4 Психологический портрет Родиона Раскольникова
5 Психологические приёмы в создании образов второстепенных персонажей
6 Психологизм как средство выражения идейного содержания романа
7 Роль психологического подтекста в романе
8 Влияние психологизма Достоевского на развитие мировой литературы
9 Жанровое своеобразие романа через призму психологизма
10 Особенности художественного метода Достоевского-психолога
Понятие психологизма в литературе
Психологизм представляет собой художественный приём, который позволяет автору подробно и глубоко изображать внутренний мир персонажей. По определению литературоведа Л.С. Выготского, “психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы”.
Литература благодаря своей образности обладает уникальной возможностью передавать душевное состояние человека с особой глубиной и детализацией. Автор, стремясь описать внутренний мир героя, использует различные художественные средства: портретные характеристики, детали внешнего облика, элементы интерьера, пейзажные зарисовки.
В истории русской литературы выделяют два основных течения психологизма. Одно связано с творчеством Тургенева, Гончарова, Островского, где психологическое изображение служит средством отражения социальной действительности. Другое течение представлено творчеством Толстого, Достоевского, Лескова, в произведениях которых психологический анализ приобретает более глубокий, философский характер.
Психологизм может реализовываться в двух основных формах: прямой (изображение внутреннего мира «изнутри») и косвенной (изображение «извне»). Прямая форма включает авторские размышления или самоанализ героев, косвенная проявляется через изображение жестов, поступков, которые читатель должен самостоятельно истолковать.
Своеобразие психологизма Достоевского
Психологический метод Достоевского существенно отличается от методов других писателей-психологов. Если для Толстого характерна «диалектика души», то есть изображение постепенного, поэтапного развития чувств и мыслей персонажа, то Достоевского интересуют прежде всего критические, пограничные состояния психики.
Психологизм Достоевского можно назвать «психологизмом крайних случаев»: в его произведениях часто встречаются сцены обмороков, припадков, истерии, бреда, горячки, отчаяния, невроза и даже раздвоения сознания. Однако эти сильные средства нужны писателю не сами по себе. Достоевский изображает трагедию человеческой души, терзаемой горем или угрызениями совести, прямым следствием которых становится болезнь.
Важнейшей особенностью психологического метода Достоевского является полифоничность. Как отмечал М.М. Бахтин, полифонический роман Достоевского характеризуется “множественностью самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний”. В отличие от монологического романа, где все персонажи подчинены единому авторскому сознанию, в произведениях Достоевского каждый герой обладает собственным, независимым от автора голосом и мировоззрением.
Достоевский был новатором, который интуитивно открыл значение подсознательного в психике человека, предвосхитив многие открытия психоанализа. Он исследовал этические истоки неврозов и фобий, показывая, что причинами душевных болезней часто становятся «муки больной совести».
Метафизический характер психологизма Достоевского проявляется в изображении вечной борьбы добра и зла в душе человека, что сближает его с традициями романтического психологизма. Писатель “романтизирует подсознание, изображая его в духе особой таинственности, вносит мистический оттенок в его изображение”.
Приёмы психологизма в романе «Преступление и наказание"
«Преступление и наказание» представляет собой вершину психологического мастерства Достоевского. В этом романе писатель использует целый арсенал художественных приёмов для изображения внутреннего мира героев, прежде всего главного персонажа – Родиона Раскольникова.
Одним из основных приёмов является внутренний монолог, позволяющий читателю проникнуть в сознание героя, услышать его внутренний голос. Внутренние монологи Раскольникова отражают противоречивость его натуры, борьбу различных начал в его душе. Часто эти монологи приобретают форму внутреннего диалога, когда герой словно спорит с самим собой, задаёт себе вопросы, сомневается в своих решениях.
Достоевский использует также приём, близкий к тому, что в литературе XX века получило название «поток сознания». Мысли Раскольникова подаются в их естественном течении, со всеми ассоциативными переходами и логическими разрывами. Это особенно заметно в сценах бреда и полубреда, когда сознание героя затуманено лихорадкой или сильным эмоциональным потрясением.
Огромную роль в психологической структуре романа играют сны. Достоевский использует их не только как средство раскрытия подсознательных импульсов героя, но и как особую форму художественного обобщения, позволяющую в символической форме выразить глубинные нравственно-философские проблемы.
В романе описаны три ключевых сна Раскольникова. Первый сон о забитой лошади, который герой видит ещё до убийства, предвосхищает будущее преступление и показывает внутреннее сопротивление Раскольникова самой идее насилия. Второй сон, в котором Раскольников вновь убивает старуху, а она смеётся, отражает психологические муки героя после преступления. Третий сон о моровой язве символически изображает «заразительность» теории Раскольникова и её разрушительные последствия для человечества.
Важным психологическим приёмом в романе являются диалоги-поединки – напряжённые словесные дуэли, в которых раскрывается внутренний мир героев. Особенно значимы три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем, построенные как интеллектуальные и психологические поединки. В этих сценах Достоевский мастерски показывает не только произносимые слова, но и скрытые мотивы, подтексты, психологические маневры участников разговора.
Исповедальность – характерная черта психологизма Достоевского. В романе есть несколько развёрнутых исповедей персонажей: исповедь Мармеладова в распивочной, исповедь Раскольникова Соне, откровения Свидригайлова. В этих исповедях герои раскрывают самые сокровенные, часто постыдные стороны своей души, что создаёт особую атмосферу психологической обнажённости.
Достоевский виртуозно использует приём детального описания физических проявлений эмоциональных состояний героев. Он подробно описывает изменения в голосе, мимике, жестах персонажей, фиксирует телесные проявления их психологических состояний: бледность, румянец, дрожь, сухость во рту, сердцебиение.
Для изображения внутреннего мира героев писатель широко использует символические образы и метафоры. Например, комната Раскольникова, похожая на гроб, символизирует его духовное состояние, а Петербург с его душными улицами, вонью, пылью и зноем создаёт атмосферу, отражающую внутренний мир героя.
В романе много словесных лейтмотивов, создающих психологический подтекст. Слова «обух», «кровь», «темя», «смерть» проходят через все произведение, через все разговоры Раскольникова, создавая особый психологический фон.
Психологический портрет Родиона Раскольникова
Главный герой романа представляет собой сложный психологический тип, в котором соединяются противоречивые качества. Достоевский показывает его в состоянии глубокого внутреннего кризиса, спровоцированного как внешними обстоятельствами (бедность, социальная несправедливость), так и внутренними причинами (гордость, индивидуализм, идейные заблуждения).
Одна из главных психологических проблем романа – мотивы преступления Раскольникова. Достоевский намеренно делает эти мотивы сложными и противоречивыми. Сам Раскольников пытается объяснить свой поступок разными причинами: желанием помочь матери и сестре, стремлением проверить теорию о «право имеющих», желанием преодолеть собственную слабость.
В разговоре с Соней Раскольников признаётся: “Знаешь, Соня, – сказал он вдруг с каким-то вдохновением, – знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, – продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на неё, – то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!” Это признание показывает, что истинные мотивы преступления гораздо глубже, чем социальные причины или даже идеологические убеждения.
Достоевский показывает, что в основе преступления Раскольникова лежит метафизический бунт против мирового порядка, попытка поставить себя на место Бога, решая, кому жить, а кому умирать. Это преступление «против принципа», как говорит сам герой: “я не человека убил, я принцип убил”.
До совершения преступления Раскольников находится в состоянии глубокого внутреннего конфликта. С одной стороны, он испытывает сострадание к бедным и обездоленным (эпизод со сном о лошади, помощь семье Мармеладовых), с другой – формулирует теорию, оправдывающую насилие во имя «высших целей».
Достоевский показывает, как герой затворяется во внутреннем мире, уединяется от людей – то, что писатель называет состоянием «подполья». Раскольников сам признается: «Я тогда, как паук, к себе в угол забился». Это состояние добровольной изоляции, отчуждения от людей Достоевский считает опасным, ведущим к нравственной деградации.
Важно отметить, что автор не объясняет состояние «подполья» только социальными причинами. Раскольников признается, что мог бы избежать крайней нужды, если бы захотел: «А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово хорошее!)».
После убийства психологическое состояние Раскольникова становится ещё более сложным и болезненным. Достоевский подробно описывает муки совести героя, его страх быть разоблачённым, его периодические переходы от апатии к лихорадочному возбуждению.
Одним из главных психологических последствий преступления становится острое чувство разобщённости со всеми людьми. Достоевский пишет: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его». Раскольникова от остальных людей отделяет его невысказанное слово, тайна его преступления.
Герой испытывает также состояние психологического оцепенения, остановки времени: “Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от неё веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства»”.
Психологические приёмы в создании образов второстепенных персонажей
Роман «Преступление и наказание» населён множеством персонажей, каждый из которых обладает сложной психологической организацией. Достоевский создаёт галерею психологических типов, представляющих разные варианты реакции на социальные и нравственные вызовы эпохи.
Соня Мармеладова – один из ключевых персонажей романа, духовный антипод Раскольникова. Достоевский раскрывает её психологию через контраст внешнего положения и внутреннего мира. Внешне Соня – «падшая женщина», вынужденная торговать собой ради спасения семьи от голодной смерти. Внутренне она сохраняет чистоту души и глубокую религиозность.
Психологический портрет Сони строится на парадоксе: чем унизительнее её положение в обществе, тем выше она духовно. Достоевский показывает, что источником её душевной силы является вера в Бога и готовность к самопожертвованию ради других людей.
В диалогах с Раскольниковым раскрывается способность Сони к глубокому пониманию чужой души. Она интуитивно чувствует страдание Раскольникова и причину этого страдания. На его признание в убийстве она отвечает: “О, молчите, молчите! От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!..”
Соня противопоставляет теории Раскольникова идею искупления через страдание: “Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…”. Ее психологическая эволюция в романе менее драматична, чем у Раскольникова, но не менее значима: от пассивного принятия своей судьбы она приходит к активной роли духовной наставницы Раскольникова.
Порфирий Петрович, следователь, ведущий дело об убийстве старухи-процентщицы, представляет собой тип тонкого психолога-криминалиста. Его метод расследования основан не столько на сборе улик, сколько на психологическом анализе личности преступника.
Достоевский показывает, как Порфирий Петрович сознательно использует психологические приёмы в своих беседах с Раскольниковым. Он намеренно повторяет слова, вызывающие у подозреваемого ассоциации с преступлением: «казённая квартира», «обух», «порешить». Этим он добивается все большего волнения и растерянности Раскольникова, подводя его к признанию.
Психологический поединок Раскольникова и Порфирия Петровича – один из самых напряжённых элементов романа. Достоевский показывает, как они читают мысли друг друга, предугадывают реакции, ведут сложную психологическую игру.
Даже второстепенные персонажи романа обладают сложной психологической организацией. Достоевский использует различные приёмы для раскрытия их внутреннего мира.
Мармеладов показан через его исповедь в распивочной – сцену, насыщенную психологическими деталями. Его речь, жесты, мимика выражают сложное сочетание самоуничижения, самооправдания и отчаяния.
Катерина Ивановна Мармеладова раскрывается через контраст между её прошлым и настоящим. Воспоминания о прежней жизни и врождённая гордость делают её нынешнее положение особенно мучительным, что проявляется в её истерических вспышках, болезненной мнительности, склонности к фантазированию.
Разумихин, друг Раскольникова, представляет тип энергичного, жизнелюбивого молодого человека, способного преодолевать трудности без морального падения. Его психология раскрывается через контраст с Раскольниковым.
Свидригайлов – один из самых сложных психологических типов в романе. Достоевский показывает его как человека, прошедшего через все виды нравственного падения и утратившего способность к раскаянию. Его самоубийство – логическое завершение пути человека, для которого нет ни нравственных запретов, ни надежды на духовное возрождение.
Психологизм как средство выражения идейного содержания романа
Психологизм в романе «Преступление и наказание» не является самоцелью, а служит средством выражения сложных философских, нравственных и социальных идей Достоевского.
Через психологический анализ писатель ведёт полемику с популярной в его время «теорией среды», согласно которой человек – продукт социальных условий, а его поступки, включая преступления, можно объяснить и оправдать неблагоприятной социальной средой.
Достоевский не отрицает влияния социальных условий на человека, но считает, что они не могут полностью определять его поведение. Он показывает, что у человека всегда есть свобода нравственного выбора, независимо от внешних обстоятельств.
Раскольников совершает преступление не под давлением социальных условий (как он пытается себя убедить), а в результате сознательного выбора. Достоевский подчёркивает это признанием героя, что он мог бы избежать крайней нужды, если бы захотел работать, как Разумихин, но «озлился и не захотел».
Психологический анализ в романе служит также выражению философско-религиозных идей Достоевского. Через психологию Раскольникова писатель показывает губительность теорий, основанных на рационалистическом подходе к нравственности, на делении людей на категории, на оправдании насилия высшими целями.
Достоевский показывает, что теория Раскольникова о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» противоречит христианской идее равенства всех людей перед Богом и естественной нравственности. Убийство становится для Раскольникова актом метафизического бунта, попыткой поставить себя на место Бога.
Психологический анализ состояния Раскольникова после убийства показывает, что преступление против нравственного закона одновременно является преступлением против собственной природы. Раскольников признается: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”
Психологизм в романе служит также изображению пути героя к нравственному воскресению. Достоевский показывает, как постепенно в душе Раскольникова происходит переоценка ценностей, как он осознает ошибочность своей теории и приходит к принятию христианских нравственных принципов.
Важную роль в этом процессе играет Соня Мармеладова, которая показывает Раскольникову путь искупления через страдание и веру. Психологический анализ позволяет Достоевскому показать, как постепенно идеи Сони становятся близки Раскольникову: “Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”
Психологический анализ в эпилоге романа показывает, как Раскольников постепенно преодолевает своё отчуждение от людей, как в нём пробуждается способность к любви и раскаянию.
Роль психологического подтекста в романе
Одним из важнейших аспектов психологизма в романе «Преступление и наказание» является психологический подтекст – скрытый смысл, возникающий из сопоставления различных деталей, символов, повторяющихся мотивов.
Психологический подтекст создаётся с помощью словесных лейтмотивов, которые проходят через весь роман. Например, слова, связанные с убийством («обух», «кровь», «темя»), постоянно возникают в сознании Раскольникова, создавая ассоциативные цепочки, которые помогают читателю проникнуть в психологию героя.
Как отмечают исследователи, «психологический подтекст есть не что иное, как рассредоточенный повтор, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего рождается их новый, более глубокий смысл».
Порфирий Петрович, тонкий психолог-криминалист, сознательно использует эти ассоциативные связи в разговоре с Раскольниковым. Он намеренно повторяет слова, вызывающие у подозреваемого ассоциации с преступлением, заставляя его все более волноваться и подводя наконец к признанию.
Важным элементом психологического подтекста в романе является символика. Например, Петербург в романе становится не просто фоном, на котором разворачиваются события, но и активным участником психологической драмы. Город с его душными улицами, вонью, пылью, шумом создаёт атмосферу «мучительного и кошмарного бреда», отражающую внутреннее состояние Раскольникова.
Комната Раскольникова, похожая на гроб, становится символом его духовного состояния, его добровольной изоляции от мира. Автор пишет, что жилище героя производило “странное впечатление; смотрело как будто гроб”.
Сны в романе также создают глубокий психологический подтекст. Они не только раскрывают подсознательные импульсы героя, но и становятся своеобразными символическими прогнозами будущих событий или обобщениями прошлых.
Влияние психологизма Достоевского на развитие мировой литературы
Психологизм Достоевского оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и культуры. Его новаторские приёмы изображения внутреннего мира человека предвосхитили многие открытия литературы XX века.
Достоевский создал новый тип психологического романа, в котором внутренний мир героев становится главным предметом изображения, а внешние события служат лишь катализатором психологических процессов. Этот тип романа оказал влияние на творчество многих писателей XX века: Джеймса Джойса, Франца Кафки, Уильяма Фолкнера, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра и других.
Приём «потока сознания», который Достоевский использовал в зачаточной форме, был развит и доведён до совершенства в романах Джеймса Джойса, особенно в его «Улиссе». Полифонический принцип построения романа, открытый Достоевским, нашёл продолжение в модернистской литературе XX века.
Психологические открытия Достоевского предвосхитили многие идеи психоанализа. Зигмунд Фрейд высоко ценил творчество русского писателя и посвятил ему специальную работу «Достоевский и отцеубийство». Фрейд считал, что Достоевский интуитивно открыл многие психологические механизмы, которые позднее были научно описаны психоанализом.
Философы-экзистенциалисты (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Карл Ясперс) видели в Достоевском своего предшественника. Особенно близки им были идеи писателя о свободе человека, о личной ответственности за свои поступки, о существовании в «пограничных ситуациях».
В современной литературе и культуре интерес к психологизму Достоевского не ослабевает. Его приёмы изображения внутреннего мира человека продолжают влиять на писателей разных стран и направлений.
Особенно актуальными для современной литературы оказались такие аспекты психологизма Достоевского, как изображение расщеплённого сознания, внутреннего диалога, психологических защит и самообмана.
Жанровое своеобразие романа через призму психологизма
Жанровое определение «Преступления и наказания» представляет определённую сложность из-за многослойности и многозадачности произведения. Как отмечают исследователи, роман Достоевского не укладывается в привычную систему жанровой классификации.
Глубокое проникновение автора в духовный мир героя, изображение множества оттенков его душевной организации позволяет назвать произведение психологическим романом. В то же время, противостояние следователя Порфирия Петровича и преступника Раскольникова, расследование убийства, увлекательность сюжета придают произведению черты детективного жанра.
Поднятые в романе острые социальные проблемы, описание существования и безвыходного положения бедных людей задают произведению социальный характер. Трагическая судьба семьи Мармеладовых напоминает трагедию.
Композиция романа, исповеди героев, напряжённые диалоги подчиняются раскрытию глубочайших идей и их столкновению, поэтому роман принято относить также к идеологическим. Размышления героев о человеке и вере в Бога делают «Преступление и наказание» религиозно-философским романом.
Таким образом, жанровое своеобразие романа Достоевского неразрывно связано с его психологизмом. Именно глубокий психологический анализ позволяет автору соединить в одном произведении элементы различных жанров и создать многоплановое повествование, затрагивающее важнейшие вопросы человеческого существования.
Особенности художественного метода Достоевского-психолога
Художественный метод Достоевского как психолога имеет ряд характерных особенностей, которые нашли яркое воплощение в романе «Преступление и наказание».
Во-первых, это особое внимание к «текущему хаосу истории», а не к устойчивым формам жизни. Достоевский показывает своих героев в переломную эпоху, когда старый уклад рушится, а новый находится в стадии становления. Это позволяет ему исследовать человеческую психику в пограничных, кризисных состояниях.
Во-вторых, Достоевский создаёт иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Он считал, что «одно сознание не имеет права анализировать другое», поэтому и создал особый художественный мир, где каждый герой имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев.
В-третьих, Достоевский соединяет в своём методе элементы реализма и романтизма. С одной стороны, он глубоко укоренён в реальности, показывает социальные и исторические детерминанты поведения своих героев. С другой стороны, он «романтизирует подсознание», вносит мистический оттенок в его изображение, использует элементы романтической поэтики для передачи сложных психологических состояний.
В-четвёртых, характерной чертой метода Достоевского является принцип «двойной объяснимости сюжета». События в его романах могут быть объяснены как естественными, рациональными причинами, так и сверхъестественными, мистическими.
В-пятых, Достоевский широко использует приём контраста для раскрытия психологии персонажей. Он сталкивает противоположные качества в одном характере, показывает резкие переходы от одного эмоционального состояния к другому, создаёт экстремальные ситуации, в которых проявляются скрытые стороны личности.
Психологизм в романе «Преступление и наказание» является важнейшим элементом художественной системы Достоевского. Он служит средством выражения философских, нравственных и социальных идей писателя, помогает раскрыть сложность и противоречивость человеческой природы.
Достоевский создал новый тип психологического романа, в котором внутренний мир героев становится главным предметом изображения. Он использовал широкий арсенал психологических приёмов: внутренний монолог, сны и видения, диалоги-поединки, исповеди героев, символику и метафоры, детальное описание физических и эмоциональных состояний.
Через психологический анализ Достоевский раскрывает философские и нравственные проблемы: свободу и ответственность человека, природу добра и зла, преступление и наказание, грех и искупление, веру и безверие.
Психологизм Достоевского в «Преступлении и наказании» оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и культуры. Его новаторские приёмы изображения внутреннего мира человека предвосхитили многие открытия литературы XX века и продолжают оставаться актуальными для современной культуры.
Роман «Преступление и наказание» остаётся непревзойдённым образцом психологической прозы, позволяющей читателю проникнуть в самые глубины человеческой души и задуматься о фундаментальных вопросах человеческого существования.
- Фестиваль «Александринский» открылся постановкой венгерского режиссёра «Преступление и наказание»
- «Преступление и наказание», краткое содержание
- В одном из столичных парков открылась библиотека современного искусства
- «Выгуливание молодого вина». Павел Обух
- ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ «ПОСВЯЩАЕТСЯ НАДЕЖДЕ ОБУХОВОЙ»
- Аксонометрия королева перспективных систем
Комментирование недоступно Почему?