«Исповедь» Аврелия Августина Иппонского, краткое содержание читать ~4 мин.
«Исповедь» (лат. Confessiones) — произведение на латинском языке, написанное около 400 года н.э. Аврелием Августином (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis), епископом города Гиппон в римской провинции Африка. Книга сочетает в себе духовные размышления, философские рассуждения и толкования Библии. Её часто называют первой автобиографией в западной литературе.
Хотя это утверждение не совсем точно, «Исповедь» оказала огромное влияние на развитие жанра личного повествования, особенно в Средние века. Для Августина автобиографические элементы служили прежде всего цели религиозного исследования. Само название Confessiones имеет тройной смысл: это не только признание в грехах (confessio peccati), но и прославление Бога (confessio laudis), а также исповедание веры (confessio fidei).

Несмотря на то, что «Исповедь» была малоизвестна сразу после написания, её популярность начала расти в XII веке. Читателей привлекали изящный слог, откровенный самоанализ и религиозная глубина произведения. Сегодня «Исповедь» считается одним из важнейших текстов в истории христианства и выдающимся памятником позднеримской литературы.
Структура и содержание
Августин разделил «Исповедь» на 13 книг, которые в современном понимании соответствуют главам. Первые девять книг носят автобиографический характер, а последние четыре посвящены философско-богословским вопросам.
Книга I начинается с молитвы, в которой Августин размышляет о непостижимости Бога. Далее он описывает своё младенчество и детство, исповедуя грехи, унаследованные от природы, и те, что стали результатом неправильного воспитания дома и в школе.
Книга II повествует о заблуждениях юности и развитии чувственных привычек, которые стали главным препятствием на пути к обращению. Его отец-язычник Патриций косвенно препятствует духовному развитию сына, в то время как мать-христианка Моника, напротив, всячески его поддерживает. Августин также приводит знаменитый эпизод с кражей груш, на примере которого размышляет о природе греха.
Книга III рассказывает о прибытии молодого Августина в Карфаген для продолжения обучения. Там он вёл распутную жизнь, но чтение диалога Цицерона «Гортензий» пробудило в нём жажду мудрости. Поскольку стиль Библии показался ему слишком простым, он увлёкся манихейством — популярным в то время религиозным учением, которое находилось в оппозиции к христианству.
Книга IV описывает возвращение Августина в родной город Тагаст, где он преподавал риторику. Он состоял в отношениях с неназванной женщиной, которая родила ему сына Адеодата. Смерть близкого друга повергла его в глубокое горе, и он снова уехал в Карфаген, где написал несколько трудов, основанных на манихейских идеях.
Книга V посвящена переезду Августина из Карфагена в Рим, а затем в Медиолан (современный Милан). Разочарование в манихействе после встречи с епископом Фавстом, знакомство с философией академического скептицизма и убедительные проповеди Амвросия, епископа Медиоланского, привели к его отходу от прежних убеждений.
Книга VI начинается с приезда Моники в Медиолан. Под влиянием матери и Амвросия христианство становилось для Августина всё более привлекательным, однако он всё ещё испытывал сомнения. По настоянию Моники Августин обручился и был вынужден отослать свою возлюбленную обратно в Африку, что стало для него тяжёлым испытанием. Сын Адеодат остался с ним.
Книга VII описывает последние философские и духовные поиски Августина перед обращением. Важнейшим этапом стало знакомство с трудами неоплатоников, которые помогли ему разрешить мучивший его вопрос о природе зла и осознать Бога как нематериальную субстанцию.
Учение неоплатоников позволило Августину преодолеть манихейское представление о зле как о самостоятельной силе, равной добру. Он пришёл к выводу, что зло не имеет собственной сущности, а является лишь отсутствием, или «умалением», добра. Это философское прозрение, вместе с чтением трудов апостола Павла, приблизило его к пониманию христианского учения об Иисусе Христе.
Книга VIII повествует о решающем моменте обращения. Услышав истории обращений других людей, Августин в смятении вышел в сад. Там он услышал детский голос, повторявший: “Возьми, читай” (`Tolle, lege`). Восприняв это как божественный знак, он открыл Послание апостола Павла к Римлянам и прочёл отрывок, который окончательно утвердил его в решении принять христианство. Его близкий друг Алипий, ставший свидетелем этого события, обратился вместе с ним.
Книга IX рассказывает о последствиях обращения: Августин оставил преподавательскую деятельность, прошёл подготовку к крещению и был крещён Амвросием вместе с Алипием и сыном Адеодатом. На обратном пути в Африку, в портовом городе Остия, он пережил мистическое видение вместе с матерью. Вскоре Моника умерла, и Августин с любовью описывает её жизнь и веру.
Книги X – XIII посвящены преимущественно философским и богословским размышлениям. В Книге X Августин исследует природу памяти и анализирует грехи, с которыми продолжает бороться. Книга XI содержит знаменитые рассуждения о природе времени. Книги XII и XIII представляют собой аллегорическое толкование рассказа о сотворении мира из книги Бытия, и это толкование служит основой для размышлений Августина о Церкви как о духовном сообществе.
Тот факт, что «Исповедь» начинается и заканчивается размышлениями о Боге и христианстве, подчёркивает то влияние, которое сам автор оказал на эту религию. Не столько история его жизни, сколько богословское учение, переосмыслившее христианство в свете неоплатонизма, определило его место в истории. Однако даже без этого «Исповедь» остаётся одним из самых глубоких и искренних произведений мировой литературы, изображающих человека в поисках истины.
- «Исповедь» Льва Толстого, краткое содержание
- «Первая исповедь» Фрэнка О’Коннора, краткое содержание
- «Исповедь» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Куда ты пропала, Бернадетт?» Марии Семпл, краткое содержание
- «В ожидании Лефти» Клиффорда Одетса, краткое содержание
- «Боги среди людей» Кейт Аткинсон, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?