«Исповедь» Аврелия Августина Иппонского, краткое содержание читать ~4 мин.
«Исповедь» – книга на латинском языке, полная духовных размышлений, философских комментариев и библейских толкований, написанная в последнем веке Западной Римской империи около 400 года н.э. святым Августином Иппонским (Гиппонским), выдающимся католическим епископом римской провинции Африка. Книга иногда называется первой в мире автобиографией.
Хотя это утверждение неточно, «Исповедь», тем не менее, оказала огромное влияние на написание личных повествований в западной традиции, особенно в Средние века. Однако главной целью Августина было религиозное исследование, как внутреннее, так и внешнее, а автобиографические элементы включались лишь постольку, поскольку они служили этой цели. Действительно, с момента публикации книги читатели находили законные основания сомневаться в точности портрета, который Августин нарисовал в «Исповеди».
Хотя «Исповедь» была мало читаема после выхода в свет, её популярность начала расти в XII веке благодаря изящному письму, откровенному самоанализу и религиозной страсти Августина. Сегодня она входит в число наиболее значимых христианских текстов, и то же самое можно сказать о её выдающемся положении в римской литературе.
Августин разделил «Исповедь» на 13 «книг», которые сегодня правильнее было бы назвать главами. Первая книга начинается с пространной молитвы, в которой Августин размышляет о непостижимой тайне Бога. Затем он даёт обзор своего младенчества и отрочества, исповедуя грехи, унаследованные им от собственной природы, и грехи, которые он приобрёл в результате неправильного воспитания дома и в школе.
Книга II повествует о продолжающемся заблуждении Августина в подростковом возрасте и о появлении похотливых привычек, которые станут его самым большим препятствием на пути к обращению. Его отец-язычник, Патриций, становится персонажем, выступающим против спасения Августина, а его мать-христианка, Моника, – его сторонницей. Августин также приводит знаменитый эпизод с кражей груши, на основе которого он формулирует теорию греха.
В третьей книге рассказывается о том, как Августин молодым человеком прибыл в крупный африканский город Карфаген, чтобы продолжить обучение. Там он продолжал грешить, но открытие «Гортензия» Цицерона пробудило в нём жажду мудрости. Не впечатлившись Библией, он обратился в манихейство, популярную в то время религию, которая противоречила христианству.
В четвёртой книге Августин возвращается в свой родной город в качестве учителя риторики. Там он начал жить с неназванной женщиной. У них родился сын Адеодат, хотя позже об этом не упоминается. После смерти друга горе Августина было настолько сильным, что он бежал обратно в Карфаген, где написал ряд книг, основанных на манихейских идеях.
Книга V рассказывает о переезде Августина из Карфагена в Рим, а затем снова из Рима в Милан, оба раза вызванном отвращением к безнравственности студентов. Неудачная встреча с манихейским епископом, знакомство с философией академиков и убедительное служение Амвросия, католического епископа Милана, привели к отказу от манихейства.
Книга VI начинается с того, что Моника последовала за Августином в Милан. Благодаря ей и Амвросию, христианство постепенно становилось все более привлекательным для Августина. Однако он ещё не обратился в христианство, так как его всё ещё мучили сомнения и смятение. По настоянию Моники, Августин обручился, чтобы жениться. Поэтому он отправил свою возлюбленную обратно в Африку, хотя их сын остался в Милане.
В VII книге рассматривается философский и духовный путь, который остался между Августином и его обращением. Наиболее значительным является рассказ о его знакомстве с неоплатонистскими учениями, которые привели к прозрению, в котором он ощутил Бога, и с трудами апостола Павла, которые помогли ему постичь Иисуса.
В книге VIII рассказывается о двух историях, которые способствовали решению Августина обратиться в христианство. Вторая из них так сильно повлияла на него, что привела непосредственно к его обращению в саду недалеко от его дома. Алипий, его ближайший друг, присутствовал при этом событии и обратился в то же время.
Книга IX рассказывает о последствиях обращения Августина: его отставка с должности учителя, крещение и возвращение в Африку. По дороге он пережил сильное религиозное видение со своей матерью, и вскоре она умерла, что побудило Августина рассказать историю её жизни.
Книги X-XIII отказываются от автобиографии в пользу философских и духовных рассуждений. Книга X посвящена памяти и содержит перечень грехов, с которыми Августин до сих пор борется. Книга XI исследует природу времени и то, как оно препятствует нашей способности познавать и любить Бога. Книги XII и XIII содержат подробные аллегорические толкования Божьего творения, изображённого в книге Бытия, и используют это чтение для продвижения видения Августина о святом обществе.
То, что «Исповедь» начинается и заканчивается обширным изложением взглядов Августина на христианство, свидетельствует о том влиянии, которое сам автор окажет на эту религию. В конечном счёте, наибольшее влияние на историю оказала бы не история его жизни, а его учение, которое переосмыслило христианство через призму неоплатонизма. Однако даже если бы этого не произошло, «Исповедь» осталась бы одним из самых глубоких и потрясающе искренних произведений литературы, изображающих человека в поисках истины.
- «Исповедь» Льва Толстого, краткое содержание
- «Первая исповедь» Фрэнка О’Коннора, краткое содержание
- «Исповедь» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «В ожидании Лефти» Клиффорда Одетса, краткое содержание
- «Боги среди людей» Кейт Аткинсон, краткое содержание
- «День слёз» Джулиуса Лестера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?