«Власть пса» Томаса Сэвиджа, краткое содержание читать ~7 мин.
«Власть пса» – это фантастический роман 1967 года в жанре вестерн, написанный американским писателем Томасом Сэвиджем. Действие романа происходит в 1925 году в штате Монтана, когда эпоха фронтира подошла к концу.
В романе рассказывается история двух братьев, Фила и Джорджа Бербэнк, которые унаследовали семейное имущество и управляют скотоводческим ранчо. Когда Джордж встречает вдову Роуз Гордон и привозит её вместе с сыном Питером на ферму, между братьями возникает напряжённость, которая приводит к неожиданной развязке.
Роман исследует природу мужественности, ставя под сомнение черты, которые делают хорошего мужчину. Фил – гордый и суровый ковбой; Джордж – скромный и интровертный бизнесмен. В своём стремлении подчинить себе окружающих, в том числе и своего брата Джорджа, Фил становится главным на ранчо.
В романе исследуется множество способов, с помощью которых Фил добивается доминирования и осуществляет контроль над окружающими. Когда на ранчо приезжают Роза и Питер, действия Фила становятся ещё более жестокими. Сохранение контроля над миром, который он создал на ранчо, становится для Фила неотложной, единственной целью. Однако даже для самого главного героя всегда найдётся более мощная, непредсказуемая сила, над которой невозможно властвовать, – печальный факт для Фила, чья гордыня не позволяет смириться.
Роман был адаптирован в фильм в 2021 году режиссёром Джейн Кэмпион, получившей Оскар за лучшую режиссуру.
Начальный абзац романа, запоминающийся и наглядный рассказ о кастрации бычков, задаёт тон, который будет звучать на протяжении всего романа. Это суровый, жестокий и жестокий мир, и он не для слабонервных. Читатель быстро знакомится с двумя главными героями романа – братьями Филом и Джорджем Бербанками.
Наследники огромного состояния, оставленного им ещё живыми родителями, Фил и Джордж управляют одним из крупнейших скотоводческих ранчо в регионе. Из них двоих Фил выглядит и ведёт себя как ковбой. Это суровый и грубый мужчина 40 лет. Манеры, этикет и прочие приличия высшего общества не для него.
Хотя Фил образован и чрезвычайно умён, его мировоззрение сформировано его обязанностями на ранчо, а не общественными ожиданиями. Джордж, напротив, обладает совсем другим, более лёгким темпераментом, и хотя он участвует в некоторых обязанностях на ранчо, например, помогает вести перегон скота, его основное занятие на ранчо – вести деловые операции. Джордж одной ногой в мире ковбоев, а другой – в мире капиталистов.
Из двух братьев Джордж – интроверт. Его тихая манера поведения часто вызывает подозрения у наёмных работников на ранчо, которые видят себя в Филе, а не в нём. По этой причине, несмотря на то, что Джордж контролирует кошелёк, Фил является их лидером, вызывающим уважение и восхищение.
В романе появляется второстепенная сюжетная линия: история Джонни Гордона и его жены Роуз. Джонни – врач и умный человек, но его преследует чувство низкой самооценки. Недостаток уверенности в собственной способности достичь своей мечты – его отличительная черта. Будучи человеком небольшого роста, неуверенность в себе поглощает Джонни, заставляя его злоупотреблять алкоголем.
Несмотря на то, что все, кто его знает, считают Джонни добрым, ему не по душе быть врачом в таком неумолимом мире. Его жена Роуз видит в Джонни доброту, восхищается и любит его за это. Именно эту черту она ценит больше всего, но Джонни всегда кажется, что он недостаточно хорош для неё.
Однажды ночью, за несколько лет до начала действия романа, Джонни, выпив слишком много, сталкивается в баре с Филом, что даёт толчок к развитию сюжета. Подвыпив, Джонни пытается завязать светскую беседу с Филом, на что Фил, преисполненный презрения к жалкой демонстрации, не настроен отвечать взаимностью. Когда Фил вступает в разговор с Джонни, его слова полны насмешки, а когда он называет маленького сына Джонни размазнёй, Джонни пытается защищаться. Он физически противостоит Филу, что приводит к тому, что Фил наносит Джонни побои. Унизительная сцена оказывается слишком тяжёлой для несчастного Джонни.
После последнего разговора со своим маленьким сыном, в котором он даёт мальчику последний совет, Джонни вешается. Его сын, Питер, роль которого в сюжете медленно, но резко возрастает по мере того, как роман подходит к концу, перерезает верёвку, на которой висел его отец. Это взаимодействие между Бербанками и Гордонами – только первое.
Когда перегон скота достигает городка Бич, команда Бербанка ужинает в «Красной мельнице», дорожном доме, которым управляют Роуз и Питер. Когда команда собирается за столами, Фил замечает, что сервировку украшают бумажные цветы, и, как водится, насмехается над ними. Он замечает, что Питер, теперь уже подросток, ждёт за столиками с полотенцем, перекинутым через руку.
Фил открыто насмехается над Питером и снова называет его размазнёй в ушах Роуз. Когда наряд, наконец, покидает заведение, Роуз плачет на кухне, когда Джордж идёт оплачивать счёт. Сострадание Джорджа к Роуз – это начало того, что станет отношениями между ними. В конце концов, через некоторое время они женятся, без одобрения Фила и без его ведома. Джордж привозит Роуз на ранчо, и напряжение нарастает.
Фил становится все более жестоким по отношению к Роуз, а его проявления территориального доминирования становятся для неё непосильными. Роуз не принадлежит к высшему слою общества. Ее происхождение скромно, и когда она приезжает на ранчо Бербанков, её ошеломляют окружающие её свидетельства богатства. Она и так чувствует себя не в своей тарелке, но с антагонизмом Фила её чувство самоидентификации оказывается под угрозой. Как и её покойный муж до неё, она начинает злоупотреблять алкоголем, чтобы справиться с ситуацией.
Тем временем Фил с подозрением относится к её мотивам, считая, что ей нужны только деньги Джорджа. Видя в Роуз интриганку, он считает, что Джордж слишком наивен, чтобы понять, во что он ввязался с ней. Как бы Фил ни пытался донести до Джорджа то, что он считает истинной личностью Роуз, Джордж не поддаётся на уговоры Фила. Он остаётся верен своим убеждениям и отказывается бросить её.
Есть ещё один важный второстепенный персонаж, который остаётся за кадром на протяжении всего романа. Его зовут Бронко Генри. О Бронко Генри читателям известно, что это покойный, бывший главарь ранчо, который научил Фила быть ковбоем. Фил боготворит этого человека и многое из того, что он знает, приписывает своему бывшему наставнику. Однако в романе есть тонкие намёки на то, что у Фила были физически близкие отношения с Бронко Генри и что его восхищение наставником на самом деле является любовью.
Когда Питер приезжает на ранчо, Фил поначалу преисполнен презрения. Он насмехается над мальчиком и придумывает прозвища, которыми его называют работники ранчо. Однако однажды Питер натыкается на Фила, который купается голым в тайной купальне. Это единственное место, где Фил чувствует себя комфортно в обнажённом виде, и хотя поначалу он был разгневан, это стало поворотным моментом в его поведении по отношению к Питеру.
В конце концов, он потеплел к Питеру и подружился с ним. Он решил научить молодого человека жизни на ранчо и тому, как быть ковбоем. Он также решает сделать для него подарок: верёвку, которую Фил плетёт сам из сыромятной кожи. По мере того как отношения между ними развиваются, истинная сущность Фила выходит на поверхность. Читатели видят, что во многом его грубая внешность – это маскировка его ненависти к себе.
Питер, интеллектуально одарённый молодой человек, стремящийся пойти по стопам отца и стать врачом, учится снимать шкуры с животных. Он находит корову, убитую сибирской язвой, снимает с неё шкуру и предлагает её Филу, чтобы тот мог закончить плетение верёвки. Отравленная шкура заражает Фила, и он умирает от болезни. Убив Фила, физически более слабый Питер избавляет свою мать от жестокости Фила и мстит за унизительное поражение отца.
Комментирование недоступно Почему?