«Жаворонок. Бекет, или Честь Господня» Жана Ануя, краткое содержание читать ~5 мин.
Это пьеса французского драматурга Жана Ануя 1959 года. В ней представлена беллетризованная версия конфликта, произошедшего между королём Англии Генрихом II и архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом в XII веке. Премьера пьесы на английском языке состоялась на Бродвее в 1960 году и получила большое признание, а в 1964 году по ней был снят фильм, удостоенный премии «Оскар».
Центральный конфликт «Бекета», закончившийся убийством архиепископа в его собственном соборе четырьмя дворянами короля, считается заметным эпизодом в истории церковно-государственных отношений. Хотя Бекет был лучшим другом и советником Генриха, после избрания архиепископом он все больше отдалялся от политики короля и боролся за права духовенства против попыток короны вмешиваться в церковные дела.
Ануй признал, что пьеса в некоторых аспектах исторически неточна: Бекет был норманном, а не саксонцем, как это изображено в пьесе. Тем не менее, темы дружбы против долга и противоречивой лояльности в разделённом обществе исторически обоснованы, что роднит «Бекета» с классическими сценическими драмами прошлого, например, шекспировскими.
В пьесе также присутствуют экзистенциалистские темы, более характерные для 1950-х и 1960-х годов. Бекет остро осознает абсурдность своего положения, в котором он разрывается между верностью церкви и королю, саксонским и нормандским фракциям в Англии. Он также осознает, что вынужден быть верным своей собственной системе ценностей, которая придаёт большое значение чести. В начале пьесы Бекет предан чести короля, но после того, как он обнаруживает своё религиозное призвание, он понимает, что честь Бога имеет большее значение, и готов пожертвовать своей жизнью, чтобы защитить её.
В первом акте король Генрих II посещает гробницу Томаса Бекета, на которого было совершено покушение. Король снимает свою мантию и остаётся обнажённым. Стоя на коленях у могилы и ожидая порки от церковных властей за участие в событиях, приведших к убийству Бекета, король вспоминает лучшие времена, когда он и Бекет были друзьями.
Повествование перемещается назад во времени, и зрители видят, как Бекет, саксонский дворянин, сопровождает короля, норманна, в Тайный совет. Там они обсуждают взимаемый королём налог, который епископы отказываются платить. Надеясь решить этот вопрос, король назначает Бекета, церковного дьякона, своим канцлером, и Бекет искусно переигрывает нынешнего архиепископа Кентерберийского, епископа Оксфордского и епископа Лондонского в вопросе о налоге. Несмотря на свою прежнюю лояльность к духовенству, Бекет говорит: “Теперь моя мать – Англия”.
Зрители узнают больше о неортодоксальной дружбе между Бекетом и королём, когда во время совместной охоты они натыкаются на саксонскую семью. Бекет, сам саксонец, боится, что король изнасилует дочь семьи, поэтому, чтобы пощадить её, он говорит королю, что хочет забрать её себе. Чтобы показать сделку в их отношениях, Генрих говорит, что хочет провести ночь с женщиной Бекета, Гвендолин, и Бекет считает, что у него нет другого выбора, кроме как подчиниться. Но вместо того, чтобы пройти через сексуальный акт с королём, Гвендолин убивает себя.
Во втором акте Бекет и король находятся на поле боя, где английские войска только что победили французов. Бекет вспоминает себя в молодые годы, когда саксонский монах был пойман при попытке убийства короля. Все более настороженное отношение Бекета к королю подвергается испытанию, когда король назначает его новым архиепископом Кентерберийским вместо только что умершего. Бекет, который не может представить себе одновременное служение Генриху и Богу, хочет чего угодно, только не принять эту должность. Однако он чувствует, что у него нет выбора.
Бекет принимает свою новую благочестивую роль с аскетическим рвением монаха, раздавая своё имущество на благотворительность и приглашая бедняков на обед в свою резиденцию.
В третьем акте Бекет ясно показывает свою преданность Богу, а не короне, настаивая на том, чтобы три друга короля, убившие монаха, предстали перед церковным судом. Это приводит в ярость Генриха, который теперь считает Бекета своим врагом. Бекет бежит из Англии под временную защиту короля Франции Людовика. Бекет также отправляется на встречу с Папой, размышляя о том, может ли он по-прежнему добросовестно служить архиепископом Кентерберийским. Он молится Богу и решает, что Бог поставил его на пост архиепископа не просто так, и поэтому он не может отказаться от своей должности.
В заключительном акте король Людовик больше не хочет нести бремя защиты Бекета, так как это напрягает его отношения с Генрихом. Тем не менее, он не хочет просто бросить Бекета на съедение волкам, поэтому пытается организовать мирный саммит между двумя людьми. В результате встречи король гарантирует, что Бекет сможет безопасно вернуться в Англию. Однако король не упоминает о том, что может или не может произойти с Бекетом после его возвращения. Более того, король приходит к пониманию того, что непокорное поведение Бекета угрожает его суверенитету. Генриху ясно, что Бекет не должен оставаться архиепископом, однако не ясно, что король действительно желает его смерти. Тем не менее, он сокрушается перед группой своих баронов о Бекете: “Неужели никто не избавит меня от него?”.
Независимо от того, говорит ли король это буквально, его бароны воспринимают это именно так. Бароны нападают и убивают Бекета вместе с его спутником, саксонским монахом, когда те готовятся отслужить мессу в Кентерберийском соборе. Король позволил выпороть себя монахам, которым он обещает найти и схватить тех, кто виновен в убийстве Бекета, хотя, по иронии судьбы, в этом больше всего виноват сам король. В конце пьесы король выходит из церкви с высоко поднятой головой.
Комментирование недоступно Почему?