«Копенгаген» Майкла Фрейна, краткое содержание читать ~4 мин.
Двухактная пьеса Майкла Фрейна «Копенгаген» основана на реальной встрече физиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга в 1941 году. Хотя пьеса основана на реальных событиях, она нелинейна, поскольку три персонажа (Бор, Гейзенберг и жена Бора Маргрета) воссоединяются после смерти, чтобы пережить и лучше понять ту судьбоносную встречу. Впервые поставленная в 1998 году, пьеса получила множество наград, включая премию «Тони» за лучшую пьесу. В 2002 году по пьесе был снят фильм.
После своей смерти духи Маргреты и Нильса Бор и Вернера Гейзенберга встречаются, чтобы попытаться вспомнить, почему Гейзенберг отправился в Копенгаген в 1941 году. Цель встречи со временем стала неясной, хотя её последствия ощущались в течение многих лет. Поскольку Дания в то время находилась под нацистской оккупацией, организовать встречу было непросто. Эта встреча означала конец знаменитой дружбы и рабочих отношений между двумя знаменитыми физиками, Бором и Гейзенбергом.
Гейзенберг знает, что за ним пристально следит гестапо. Его присутствие в Дании тяжело для Бора; несмотря на их прошлую дружбу, встреча с известным нацистом заклеймит Бора как коллаборациониста среди его соотечественников-датчан. Оба мужчины помнят прогулки, которые они совершали вместе, и могут повторить их, если им понадобится поговорить наедине. Гейзенберг приезжает в дом Бора на ужин.
Троица ведёт светскую беседу, стараясь избежать неловкости обстоятельств. Временами разговор приобретает слишком политический характер, и Маргрета пытается направить беседу в более социально приемлемое русло. Двое мужчин делятся воспоминаниями о коллегах-учёных и лыжном отдыхе. Затем они говорят о друзьях и детях, живых и мёртвых. Мужчины отправляются на прогулку. Хотя Маргрета ожидает, что их не будет несколько часов, они возвращаются быстро, и Бор выглядит взволнованным. Гейзенберг благодарит Маргрету и уходит.
Маргрета пытается понять, о чем говорили Гейзенберг и её муж – они говорили о проекте атомной бомбы, но точные детали неясны. Вспоминая эту встречу, Гейзенберг говорит, что спросил Бора, имеет ли физик “моральное право работать над практическим использованием атомной энергии”. Бор был в ужасе. Духи пытаются собрать воедино точные детали разговора, но кажется очевидным, что оба мужчины неправильно поняли намерения друг друга, что привело к путаным воспоминаниям о боевой встрече. Мужчины решают начать все с самого начала.
Гейзенберг признаётся, что работал над атомным проектом для нацистов, но надеялся замедлить и сорвать программу. Во время их встречи Гейзенберг, возможно, хотел получить от Бора подтверждение того, что у американцев есть аналогичный проект. Бор ничего не сказал, но в последующие годы работал над американским проектом. Его называли героем, в то время как Гейзенберга многие осуждали. Все ещё не имея ясности относительно встречи, оба человека соглашаются вернуться к началу.
Духи вспоминают первый визит Гейзенберга в Копенгаген в 1924 году. Он стал ассистентом Бора, и они вместе совершали долгие прогулки. Хотя оба мужчины считают, что вместе они достигли великих свершений, Маргрета отмечает, что их величайшие достижения были достигнуты, когда они были порознь. Бор говорит, что Гейзенберг слишком много внимания уделял математике, а Гейзенберг обвиняет Бора в том, что тот был одержим парадоксами и противоречиями, которые окружали их работу. Они обсуждают соперничество Гейзенберга со Шредингером и то, как Гейзенберг обошёл его, получив должность в университете; Маргрете задаётся вопросом, не была ли поездка Гейзенберга в Копенгаген демонстрацией своего успеха. Она говорит ему, что он не герой сопротивления нацистам; возможно, он говорил себе, что пытается разрушить атомный проект, но на самом деле он был увлечён наукой. Хотя она относится к Гейзенбергу как к сыну, она признает, что он приводит её в ярость.
Они обсуждают, действительно ли Гейзенберг разгадал секрет создания атомной бомбы. Бор не уверен, но Гейзенберг считает, что разгадал и держит это в секрете. Не найдя ответа, они снова возвращаются к встрече в 1941 году. На этот раз Гейзенберг видит себя со стороны. На этот раз Бор задаётся вопросом, что бы произошло, если бы он отреагировал по-другому. Все его гипотезы заканчиваются смертью и разрушением.
Далее он вспоминает, как бежал из Дании вместе с другими датскими евреями. Человек, который помог им, был немец, соратник Гейзенберга. Гейзенберг отрицает свою причастность. Бор размышляет о своём участии в американском атомном проекте и своей ответственности за тысячи смертей, которые он вызвал. Маргрета и Гейзенберг соглашаются, что он не сделал ничего плохого. Гейзенберг вспоминает путешествие по разрушенной Германии в конце войны. Они задаются вопросом, каким будет мир, когда они умрут, но Гейзенберг видит, что мир сохранился благодаря моменту в Копенгагене, “какому-то событию, которое никогда не будет определено или установлено”.
- Королевское это дело — «Щелкунчика» оформлять
- Книга Роальда Даля лидирует в списке бестселлеров
- В коротком списке претендентов на «Маленькую Нобелевскую премию» по литературе нет российских писателей и художников-иллюстраторов
- В БДТ состоялась премьера спектакля «Война и мир Толстого», ставшему путеводителем по знаменитому роману
- «Черепашка в раю» Дженнифер Холм, краткое содержание
- «Мы были Малвейнами» Джойс Кэрол Оутс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?