Рождественский и Шостакович. Премия за мужество и увековечивание памяти кумира
ГОРИШ. Саксонская государственная капелла присудила премию Международных дней Шостаковича в Горише дирижёру Геннадию Рождественскому.
Фестиваль, посвящённый Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, проводится в саксонском Горише неслучайно. Здесь в 1960 был написан Струнный квартет №8, посвящённый памяти жертв фашизма.
Дирижёрская карьера Рождественского началась со «Спящей красавицы» Чайковского. Но сфера его интересов не ограничивалась традиционной классикой: Гайдном, Бетховеном, Моцартом, Дворжаком. Благодаря ему поклонники классики в СССР смогли познакомиться с произведениями немецких композиторов-экспрессионистов Орфа и Хиндемита, француза Пуленка, шведа Стенхаммара, новаторскими сочинениями Альфреда Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Канчели. Одним из самых любимых композиторов на протяжении 65-летней карьеры остаётся Дмитрий Шостакович. Его музыка звучала и записывалась на пластинки в исполнении многих российских и зарубежных оркестров, руководимых Рождественским в разные годы. Это происходило даже в тот период, когда после развязанной Ждановым компании против «формалиста» и «пресмыкающегося перед Западом» декадента Шостаковича прошло не так уж много времени. Важнейшим этапом в его творческой биографии стала работа с Борисом Покровским над оперой «Нос» в Камерном театре в 1974 году. В процессе подготовки всем участникам пришлось столкнуться с мощным противодействием чиновников от культуры.
Под управлением именно Геннадия Рождественского Государственная академическая капелла исполнила в 2006 году на фестивале памяти композитора считавшийся утраченным первый вариант Девятой симфонии. В тот же вечер прозвучала и сюита из спектакля «Условно убитый», клавир которой был найден дирижёром в архиве Музея Глинки. В постановке Ленинградского мюзик-холла 1931 года с декорациями Николая Акимова участвовали Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов и артисты его «Теаджаза».
Рождественский в одном из интервью назвал Шостаковича и Бриттена своими идолами, перед которыми он преклоняется многие годы. Личное знакомство двух дирижёра и композитора состоялось в преддверии Эдинбургского фестиваля, на котором должна была прозвучать Четвёртая симфония Дмитрия Дмитриевича. Было это в начале 60-х, когда на Западе композитора встречали овациями, а в СССР он всё ещё находился под негласным запретом.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?