«Пиковая дама» не для слабонервных ревнителей нравственности
АМСТЕРДАМ. В Голландской Национальной Опере прошли премьерные спектакли «Пиковой дамы», поставленной Стефаном Херхаймом.
Вероятность появления гастрольной версии THE QUEEN OF SPADES («Пиковой дамы») от Стефана Херхайма (Stefan Herheim) и Голландской Национальной Оперы (Dutch National Opera) на российских подмостках ничтожно мала. Неожиданное присутствие на сцене мятущегося Чайковского, перманентно умирающего от заражённой холерной палочкой воды и терзаемого осознанием альтернативной общепринятым канонам ориентации. Даже намёка на подобную трактовку образа Петра Ильича достаточно для возведения монументального шлагбаума на её пути к российскому зрителю. И даже «Михайловское» и «Мариинское происхождение» большинства солистов, занятых в постановке: Ларисы Дядьковой, Светланы Аксёновой, Алексея Маркова, Михаила Макарова, вряд ли поможет благопристойно завуалировать суть.
Редкие упоминания новой постановки Херхайма в отечественных СМИ осторожно-нейтральны или язвительны, несмотря на успех его нетривиального «Евгения Онегина» и разнообразные профессиональные заслуги. На выплеснутого с водой критики ребёнка ревнители нравственности отказываются посмотреть чуть пристальнее и нейтральнее. В этом случае речь шла бы не только об оттенках сексуальной ориентации великого композитора, озвученной в спектакле, но и о блестящей работе оркестра The Royal Concertgebouw Orchestra под управлением Мариса Янсонса (Mariss Jansons). О силе и качестве голосов солистов, слаженности детского и взрослого хоров, прекрасной дикции поющих, позволяющей без затруднений следить за сюжетом.
Восприятие жизни как игры, проповедуемое азартным героем «Пиковой дамы» и Вильямом Шекспиром, неплохо взять на вооружение хотя бы в отношении произведений искусства. В этом случае их нестандартная интерпретация вызовет лишь искренний интерес, доброжелательную улыбку или желание познакомиться с каноническим оригиналом.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?