Истории с продолжением от Хелены Тржештиковой читать ~3 мин.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. На фестивале «Послание к человеку» началась ретроспектива фильмов чешского документалиста Хелены Тржештиковой.
За 40 лет, минувших после окончания Пражской академии изящных искусств, Хелена Тржештикова (Helena Třeštíková) сняла более 50 фильмов. Многие из них получили признание на родине режиссёра и за её пределами. В копилке наград Тржештиковой есть и Prix Arte («Европейский Оскар»), полученный в 2008 году за ленту René.
Она училась на знаменитом факультете FAMU, который входит в первую десятку лучших киношкол мира, на отделение документалистики. Именно неигровые фильмы определяют лицо современного кинематографа Чехии. Хотя в начале 70-х мало что напоминало его фантастический взлёт, когда один за другим на экран выходили шедевры Формана, Хитиловой, Герца, Якубиско, Менцеля, Кахини. События 1968 года, отсрочившие на многие годы демократические преобразования внутри страны, поставили точку и в истории «чешской новой волны» (Česká nová vlna). Возвращение к истокам началось лишь после «бархатной революции».
Решение о поступлении в Пражскую академию Хелена приняла после знакомства в 1968 году со студентом, работавшим над фильмом о политических заключенных. После окончания обучения в FAMU в 1975 году Хелена Тржештикова попробовала свои силы в драматургии. Позже вплотную занялась режиссурой. В 2007 случился кратковременный «поход в политику». На посту министра культуры страны задержалась лишь на две недели, после чего сложила с себя обременительные полномочия.
С первых же своих работ режиссёр отдавала предпочтение стилю документальной летописи. Если говорить об аналогах фильмов-хроник в других странах, прежде всего стоит вспомнить британский проект Up Series, в котором принимали участие 14 детей из разных слоёв общества. Первый сезон — Seven Up! — стартовал в 1964 году. 8-я серия — 56 Up — вышла в мае 2012 года. Техника наблюдения за героями на протяжении многих лет была использована и в документальном сериале «Рождённый в СССР». Также британский проект, но с участием интернациональной команды, в которую входили режиссёр Сергей Мирошниченко, оператор Вячеслаа Сачков, композитор Илья Демуцкий. Съёмки продолжались с 1991 по 2012 год. В 2011 Мирошниченко делился планами о продолжении работы над циклом новых серий.
Хелена Тржештикова, как и её единомышленники, сумела воплотить в жизнь мечту Андрея Тарковского — показать жизнь человека на всём её протяжении. В ретроспективе, которая демонстрируется в рамках фестиваля «Послание к человеку» в Петербурге, а также в московском кинотеатре «Октябрь», участвует несколько её работ. Только что состоялась российская премьера саги «Семейной истории» (Strnadovi) 2017 года. Её герои — супруги Стрнад, Ивана и Вацлав, отметившие 35-летие совместной жизни. Они появляются на экране молодыми, счастливыми, полными надежд и планов. Рождение пятерых детей, сложности их воспитания, нестабильность семейного бизнеса, домашняя рутина в какой-то момент приводят к надлому хрупкой психики Иваны. Продолжение съёмок долгое время находилось под угрозой срыва.
В центре повествования «Частной вселенной» (Soukromý vesmír) 2012 года — семья Кеттнер. Их 37-летняя семейная хроника, разворачивающаяся на фоне разных периодов жизни страны. Она также полна драматизма, потерь и обретений. Герой «Рене» (René) за 20 лет съёмок превращается на глазах зрителя из обаятельного и неглупого 17-летнего парня в рецидивиста, лишь ненадолго покидающего места заключения. Прогрессирующий рассеянный склероз — ещё одно испытание, которое выпало на рулетке его судьбы.
Тяжёлые наркотики отняли у героини другой истории с продолжением, фильма «Катька» (Katka), детей, здоровье, молодость, красоту. Мечты о счастье не могут противостоять убийственной тяге. В реальности — деградация, торговля собственным телом, воровство и попрошайничество.
Представлена в ретроспективе ещё одна свежая работа — Zkáza krásou («Обреченная красота»), которая посвящена чешской киноактрисе Лиде Бааровой. Роман с Геббельсом привёл к краху карьеры звезды 30-х, трагедии для её семьи, нищей старости, скрашиваемой обильными возлияниями.
Елена Танакова © Gallerix.ru
- «Под ногами Иисуса» Хелены Марии Вирамонтес, краткое содержание
- «Коэффициент поцелуя» Хелен Хоанг, краткое содержание
- «Девочка Икар» Хелен Ойеми, краткое содержание
- «Хелен Келлер» Эйлин Бигланд, краткое содержание
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Человек с детским акцентом»
Комментирование недоступно Почему?