Искусство американских индейцев читать ~13 мин.
Открытие американского континента в XV веке привело европейцев к контакту с культурами, народы которых вели образ жизни и древнее искусство, стабилизировавшиеся за тысячелетия до этого, иногда живя в условиях неолита вплоть до наших дней. Североамериканский индеец был в первую очередь охотником и собирателем пищи. Его земледелие было ограниченным и полукочевым, он использовал метод «срубить и сжечь», собирая урожай и двигаясь дальше. Его образ жизни неизбежно вступал в конфликт с новыми поселенцами из Европы, чьи сельскохозяйственные огораживания вытесняли индейцев с их родной земли.
Людям трудно оценить культуру и искусство злейшего врага, и на протяжении большей части истории Северной Америки поселенцы находились в состоянии вечной войны с индейцами, пока последние не были почти уничтожены как физически, так и культурно. Заселение Северной Америки, возможно, самое полное в истории, и ремесла коренных жителей – индейцев – стали по-настоящему цениться только по мере умирания культуры, которая их породила. Для слишком многих американцев XIX века, живших в больших городах и посёлках восточного побережья, ближайшим знакомством с коренным американским искусством были картины Фредерика Ремингтона (1861-1909) – знаменитого изобразителя ковбойского Запада – и пограничные пейзажи Томаса Коула (1801-1848), Джорджа Калеба Бингхэма (1811-1879), Фредерика Эдвина Чёрча (1826-1900) и Альберта Бирштадта (1830-1902).
Искусство североамериканских индейцев
Чтобы понять природу племенного искусства индейских народов Северной Америки, необходимо представить себе культуры, в которых повседневная жизнь, религиозные верования и художественное самовыражение рассматриваются не как отдельные занятия, а как общинные ритуалы, прославляющие либо могущество природы и сверхъестественных сил, либо какую-то важную деятельность человека, например, охоту.
Горшок, сделанный индейским художником юго-запада, имеет разрыв в опоясывающей кувшин линии, «выходной след жизни», потому что горшок живёт своей собственной жизнью. На детском мокасине, сделанном индейцем равнины, вышит зигзагообразный змеиный узор как защита от укуса змеи. Поняв природу и назначение декоративного искусства в цивилизации североамериканских индейцев, мы сможем ответить на дизайн и символизм целого ряда произведений народного искусства американских индейцев, включая корзины, одеяла, горшки, фрески, вышивку бисером на мешочках и сумках, головные маски и скульптуры.
Говоря иначе, искусство коренных американских индейцев не предназначалось для того, чтобы его ценили исключительно за его эстетику: оно должно было играть особую роль в изображении ценностей и событий индейского образа жизни, одновременно удовлетворяя основные потребности, такие как тепло и кров. Знаковая картина (написанная неиндейцем), которая отражает некоторые экологические ценности американских пограничных штатов, таких как Нью-Мексико, см: Коровий череп: Красный, белый и синий (1931, музей Метрополитен) работы Джорджии О’Кифф (1887-1986).
Искусство раннего леса
Североамериканский континент впервые был заселён охотниками, которые перешли из Сибири через Берингов пролив около 25 000 лет назад. Постепенно с выращиванием кукурузы кочевые охотничьи общины превратились в оседлые сельскохозяйственные, а изготовление чучел, трубок и других культовых предметов стало отличительным элементом разнообразной культуры, распространившейся по восточному побережью Северной Америки и известной как лесные земли. Хотя в этом регионе существовало несколько различных культур, все они хоронили своих умерших в земляных курганах, что привело к сохранению большей части их искусства. Из-за этой практики все культуры в целом называют строителями курганов.
Период Вудленд охватывает примерно две тысячи лет: ок. 1000 лет до н.э. – 1000 г. н.э., и обычно делится на три периода: ранний, средний и поздний. Ранняя культура Вудленда отмечена керамическими изделиями и горшками Дептфордской культуры (ок. 2000 лет до н.э. – 200 г. н.э.), а также резными каменными табличками, костюмами из шкур животных и гравированными раковинами культуры Адена.
Во время средневудландской культуры в двух областях, в частности, развилась сильная культура изобразительного искусства, в Хоупвелле около Огайо (100-500 гг. н.э.) и в Миссисипи (800-1500 гг. н.э.) (см. ниже). Змея из кургана Хоупвелл-Тёрнер, сделанная из слюды, считается украшением одежды, и её производство было основано на технологии, включавшей в себя точильные камни, шлифовальные камни, ручные молотки, зубила и кремнёвые ножи. Многие из этих предметов были найдены в погребальных курганах вместе с каменными табачными трубками, украшенными изображениями птиц, и украшениями из камня, кремня, слюды и перламутра.
Художники Хоупвелла также оставили изящную керамику, фрагменты текстиля и миниатюрные глиняные фигурки, часто с младенцами на спине, стоящими на коленях или стоящими, представляющие первый явно гуманистический жанр в искусстве коренных американских индейцев. Кроме того, они производили широкий спектр ювелирных изделий и скульптур из мягкого камня, дерева и даже человеческой кости.
Миссисипская культура юго-восточного вудленда процветала (800-1500 гг. н.э.) на территории к востоку от реки Миссисипи, которая включает современный Средний Запад, Восточные и Юго-Восточные Соединённые Штаты. Она охватывает такие племена, как каддо, чоктау, мускоги-крик, натчез и вичита. Это оседлая культура, основанная на земледелии, основанном на выращивании кукурузы, её жители построили более сложную форму платформенного кургана и развили более совершенную технику гончарного дела. Артефакты культуры Миссисипи включают чокеры и кубки из раковин, мелкие фигурки, каменные скульптуры, медные пластины, как в тайнике Вульфинга, и церемониальные маски. (Для сравнения церемониальных масок других древних культур см: Африканское искусство, а также Океаническое искусство.)
Искусство позднего леса
Художники леса разработали многогранный дизайн визуального оформления, который изображал и умиротворял сверхъестественных духов, населявших цветы, животных, небо и звезды. Такие животные, как выдра и ондатра, стали символами клана, и из их шкурок изготавливались мешочки для умиротворения сущностей природы. Красивый мичиганский мешочек XVIII века прославляет силу подводной пантеры – очень распространённый образ непредсказуемой силы.
Столкновения этой лесной культуры с первыми европейскими колонистами, начиная с 16 века, во многих случаях приводили к полному уничтожению (в результате военных действий или болезней) или удалению лесных народов дальше на запад. Однако мы можем получить представление о натуралистической силе искусства этой лесной культуры по таким артефактам, как мантия Поухатана (вождя алгонкинских племён незадолго до основания колонии Джеймстаун в 1607 году), или по вышитым поясам, дикобразовым стёжкам, мешочкам и мокасинам, которые продолжают изготавливать и по сей день.
Культура индейцев Юго-Восточной Америки
Во Флориде было обнаружено доколумбово искусство – в основном деревянные артефакты, включая некоторые, датируемые 8 000 лет до нашей эры. Однако большинство деревянных изделий, украшенных резьбой и росписью, датируются I веком н.э. и далее. Среди них резьба животных, маски, таблички, предметы и человеческие чучела из уникального клада Ки-Марко, обнаруженного археологами в 1896 году, который включал в себя одни из лучших произведений искусства коренных американских индейцев эпохи неолита, когда-либо найденных в США. Среди различных племён юго-востока Семинолы славятся своими ремёслами, в частности текстильным искусством, включая изготовление кукол и лоскутной одежды.
Индейское искусство равнин
Равнинная область Северной Америки простирается от запада от реки Миссисипи до Скалистых гор и от реки Саскачеван в Канаде до центрального Техаса. Племена населяли Великие равнины на протяжении тысячелетий. Именно здесь, в Оклахоме, было обнаружено уникальное произведение доисторического искусства – череп бизона Купера, самый древний расписной предмет в истории искусства коренных американских индейцев, относящийся к палеолитической культуре 10 900-10 200 гг. до н.э.
Исторически ранние культуры Равнин делятся на четыре эпохи: Палеоиндийская (ок. 10 000-4000 до н.э.); Равнинная архаика (ок. 4000-300 до н.э.), Равнинный вудленд (ок. 300 до н.э.-950 н.э.) и Равнинная деревня (ок. 950-1850 н.э.). Подробнее об очень ранних культурах см. также: Хронология доисторического искусства.
На равнинах развилась своеобразная кочевая культура, основанная на лошади и бизоне, хотя существовали и земледельческие общины. Многие племена, сиу, команчи и блэкфиты, были обществами воинов со сложной системой почестей и наград, которые обозначались трубами, чепраками с перьями, военными рубахами из конского волоса и скальпа, а также медицинскими обручами, украшенными знаками и эмблемами. Практиковалась роспись лица, а также роспись всего тела, поскольку сцены сражений и охоты рисовались на кожаных одеждах и сыромятной коже красками из цветной земли.
Другие формы индейского боди-арта включали татуировки и пирсинг. Бисероплетение было неотъемлемой частью искусства равнин. На одной колыбели команчей было насчитано сто двадцать тысяч бусин. Среди других видов прикладного искусства индейцев равнин – вышивка дикобразовым пером и ювелирное искусство из раковин денталиума и зубов лося. В регионе плато, называемом также Межмонтанным и верхним Большим Бассейном, такие племена, как якама, уматилла, кайюсе, пайют, шошоны и вашо, занимались ткачеством, бисероплетением и плетением корзин.
Искусство американских индейцев юго-запада и дальнего запада
Преемники племён пуэбло, или анасази (1000 лет до н.э. – 700 г. н.э.), чья культура сформировалась на американском юго-западе после ввоза кукурузы из Мексики в 1200 г. до н.э., навахо, хоуп и пуэбло из Нью-Мексико и Аризоны представляют собой одну из самых сильных сохранившихся культур Северной Америки, протянувшуюся по непрерывной дуге изменений и развития с 400 г. до н.э. до наших дней.
Примеры плетёных корзин и одеял, керамики, ювелирных изделий (отмеченных использованием бирюзы, струи и раковин устриц), резьбы по дереву тополь, серебряных дел мастера и песчаной живописи сохранились и процветают. Усовершенствованием живописи равнин являются песчаные картины навахо. Эта уникальная форма песочного искусства предположительно послужила вдохновением для изобретения живописи действия известным художником 20-го века Джексоном Поллоком (1912-1956). См. также: картины Джексона Поллока (ок. 1940-56). Рисунки создаются путём посыпания цветного порошка из земли, камней и древесного угля, рассыпанного на полу лекарской хижины.
Художники – знахари, а картины являются частью церемонии исцеления. Краски просеиваются через большой и указательный пальцы, а рисунок создаётся по памяти. После ритуала картина уничтожается. (Для сравнения художественных рисунков других древних культур см. Искусство аборигенов Австралии). Характерная архитектура коренных американских индейцев Юго-Запада включает в себя жилища на скалах, а также саманные и песчаные пуэбло. Особенно выделяется древнее поселение в каньоне Чако в Нью-Мексико.
Искусство индейцев северо-запада Америки
Искусство индейцев северо-запада Америки воплощено в культуре таких племён, как квакиути, белла кула, хайда, цимшиан и тлинкит, живущих в прибрежных районах Орегона, штата Вашингтон и Британской Колумбии. Среди этих народов развилось очень выразительное искусство резьбы по дереву, которое по своему разнообразию и стилистической энергичности стоит в одном ряду со скульптурой остального мира.
На основе праздника Потлач, отмечавшего изобилие природы, была создана связанная символика тотемных столбов с изображением племенных, человеческих и животных форм, часто в тяжёлых масках. Визуальный словарь глаз, ушей, лап, хвостов и плавников животных напоминает о прошлом, настоящем и будущем в одном из самых сложных ритуалов коренных американцев.
Рисунки отличаются высокой абстрактностью, экспрессионизмом и яркими цветами. (Для сравнения тотемных столбов коренных американских индейцев с искусством шестов Африки см: Африканская скульптура) Эта мощная иконография также присутствует в масках, одеялах, корзинах, браслетах и каноэ северо-западного побережья. Коренные жители Северо-Запада также были первыми коренными американцами, освоившими металлургию. Из меди и железа (в основном полученного с китобойных судов) изготавливались боевые ножи, маски и инструменты.
Дальше на север культура инуитов (ранее известная как искусство и культура эскимосов) была одной из самых шатко сбалансированных на североамериканском континенте, болтаясь между существованием и выживанием. Однако резьба по слоновой кости и деревянная скульптура, праздничные маски, тюленьи шкуры и плетёные сумки, украшенные магическими природными символами, – все это относится к традиционным видам искусства, практикуемым инуитами.
Хронология истории коренных американских индейцев
Вот краткое описание соответствующих дат в культуре индейцев.
1540: индейцы устанавливают первые контакты с европейцами.
1565: Испанцы колонизируют Флориду.
1587: Основана колония Вирджиния.
1620: Мэйфлауэр приземляется в Новой Англии. Начинается эпоха американского колониального искусства.
1622: Первое восстание индейцев (Вирджиния).
1638: Пуритане основывают первую резервацию в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.
1680: Восстание пуэбло начинается в Таос Пуэбло.
1690: Французские исследователи исследуют реки Огайо и Миссисипи.
1750: Франция и Британия ведут войну в Канаде и на востоке, используя индейских нерегуляров.
1759: Британия захватывает Квебек: конец французского правления в Канаде.
1790: Конгресс принимает первый закон, регулирующий торговлю землями с индейцами.
1824: Бюро по делам индейцев основано в военном министерстве.
1830: Конгресс принимает Закон об удалении индейцев.
1832: Судья Джон Маршалл постановляет, что законы штата не распространяются на индейцев.
1832: Комиссар по делам индейцев создан в военном министерстве.
1834: продажа алкоголя индейцам запрещена.
1837: эпидемия оспы вспыхивает на равнинах.
1862: Восстание сиу в Миннесоте.
1864: Резня в Сэнд-Крик приводит к началу индейских войн.
1865-69: Строительство железной дороги Юнион Пасифик. Конец культуры равнинных индейцев.
1871: Конгресс принимает закон, запрещающий дальнейшие договоры с индейцами.
1876: Поражение генерала Кастера при Литтл-Биг-Хорн.
1890: Последнее кровопролитие при Раненом Колене.
1897: Приняты законы, обязывающие индейских детей посещать школу.
1924 год: Все коренные американские индейцы объявлены гражданами США
1934 год: Принят закон Уилера-Ховарда, направленный на сохранение культуры коренных индейцев.
См. также: Хронология истории искусства (2 500 000 до н.э. – настоящее время)
Национальный музей американских индейцев
Работающий под эгидой Смитсоновского института, Национальный музей американских индейцев посвящён отображению истории, жизни, культуры и изобразительного искусства коренных американцев. Один из лучших художественных музеев своего типа, он включает в себя три ресурса: Национальный музей американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия; Центр Джорджа Густава Хейе в Нью-Йорке; и Центр культурных ресурсов в Суитленде, штат Мэриленд. Основание музея привело к слиянию коллекций Музея американских индейцев в Нью-Йорке (основан в 1922 году) и Смитсоновского института.
Институт искусств американских индейцев
Основанный в 1962 году в Санта-Фе, Нью-Мексико, Институт искусств американских индейцев состоит из колледжа и галереи, посвящённой искусству коренных американских индейцев. Он предлагает ряд курсов для получения степени бакалавра в области визуальных коммуникаций, студийного искусства и музееведения.
Коллекции искусства коренных американских индейцев
Искусство коренных американских индейцев можно увидеть в самых разных Художественных музеях Америки, включая следующие места:
Американский музей народного искусства (Нью-Йорк)
Музей американского искусства Амона Картера (Форт-Уэрт), Техас
Институт искусств Чикаго, Иллинойс
Музей искусств Бирмингема, Алабама
Музей искусств Денвера, Колорадо
Институт искусств Детройта, Мичиган
Музей Херд, Индианаполис, Индиана
Художественный музей Джослин (Омаха), Небраска
Художественный музей Кимбелл (Форт-Уэрт)
Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк)
Институт искусств Миннеаполиса (MIA), Миннесота
Музей искусств Миссисипи (Джексон), Миссисипи
Музей изобразительных искусств, Хьюстон, Техас
Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Музей искусств Нью-Мексико (Санта-Фе), Нью-Мексико
Музей искусств Филбрук (Талса), Оклахома
Портлендский художественный музей, Орегон
Художественный музей Сент-Луиса, Миссури
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?