Искусство американских индейцев читать ~12 мин.
Открытие американского континента в XV веке привело европейцев к контакту с культурами, чей образ жизни и древнее искусство сформировались за тысячелетия до этого. Некоторые из этих народов сохраняли уклад, близкий к неолитическому, вплоть до недавнего времени. Коренные жители Северной Америки занимались охотой и собирательством, однако многие вели и оседлый образ жизни. Их земледелие, часто подсечно-огневое и полукочевое, предполагало сбор урожая и перемещение на новые земли. Такой уклад неизбежно вступал в конфликт с европейскими поселенцами, чьи огороженные сельскохозяйственные угодья вытесняли индейцев с их исконных территорий.
Людям трудно по достоинству оценить культуру и искусство противника. На протяжении большей части истории Северной Америки поселенцы находились в состоянии постоянной войны с коренными народами, пока те не были почти полностью уничтожены как физически, так и культурно. Подлинный интерес к ремёслам индейцев возник лишь тогда, когда породившая их культура оказалась на грани исчезновения. Для многих американцев XIX века, живших в городах восточного побережья, знакомство с коренным американским искусством ограничивалось картинами Фредерика Ремингтона (1861–1909) — знаменитого изобразителя ковбойского Запада — и пейзажами Томаса Коула (1801–1848), Джорджа Калеба Бингема (1811–1879), Фредерика Эдвина Чёрча (1826–1900) и Альберта Бирштадта (1830–1902).
Искусство североамериканских индейцев
Чтобы понять природу племенного искусства индейских народов Северной Америки, необходимо представить себе культуры, где повседневная жизнь, религиозные верования и художественное самовыражение были не раздельными сферами, а единым общинным ритуалом. Этот ритуал прославлял могущество природы, сверхъестественные силы или важные занятия человека, такие как охота.
Например, в орнаменте на керамическом сосуде, созданном индейским мастером с Юго-Запада, часто оставляли разрыв — так называемый «выходной след жизни», — поскольку считалось, что горшок обладает собственной душой. На детском мокасине индейцев Равнин могли вышить зигзагообразный узор в виде змеи для защиты от её укуса. Понимая природу и назначение декоративного искусства в культуре североамериканских индейцев, мы можем глубже осмыслить дизайн и символизм их произведений: корзин, одеял, керамики, настенных росписей, вышивки бисером, головных масок и скульптур.
Искусство коренных американцев не создавалось исключительно ради эстетического удовольствия. Оно играло определённую роль, отражая ценности и события индейского образа жизни и одновременно удовлетворяя базовые потребности в тепле и крове. Картина (написанная неиндейским художником), которая отражает некоторые экологические ценности американских пограничных штатов, таких как Нью-Мексико: «Коровий череп: красное, белое и синее» (1931, Метрополитен-музей) работы Джорджии О’Кифф (1887–1986).
Искусство Вудленда
Североамериканский континент впервые был заселён охотниками, перешедшими из Сибири через Берингов пролив около 25 000 лет назад. С появлением кукурузы кочевые общины постепенно переходили к оседлому земледелию. Изготовление ритуальных фигурок, трубок и других культовых предметов стало отличительной чертой культуры, распространившейся по восточной части Северной Америки и известной как Вудленд. Хотя в этом регионе существовало несколько культур, все они хоронили своих умерших в земляных курганах, что способствовало сохранению многих произведений искусства. Из-за этой практики их всех обобщённо называют «строителями курганов».
Период Вудленд охватывает примерно две тысячи лет (ок. 1000 до н.э. — 1000 н.э.) и обычно делится на три этапа: ранний, средний и поздний. Ранний Вудленд представлен керамикой культуры Дептфорд (ок. 800 до н.э. — 200 н.э.), а также резными каменными табличками, костюмами из шкур и гравированными раковинами культуры Адена.
В период Среднего Вудленда особенно яркая культура изобразительного искусства развилась в регионе Хоупвелл в Огайо (ок. 200 до н.э. — 500 н.э.). Фигурка змеи из слюды, найденная в кургане Тёрнер, считается украшением одежды. Для её изготовления использовались точильные и шлифовальные камни, ручные молотки, долота и кремнёвые ножи. Многие из этих предметов были найдены в погребальных курганах вместе с каменными курительными трубками, украшенными изображениями птиц, и орнаментами из камня, кремня, слюды и перламутра.
Мастера культуры Хоупвелл также оставили после себя изящную керамику, фрагменты текстиля и миниатюрные глиняные фигурки — часто с младенцами на спине, стоящие на коленях или во весь рост. Они представляют собой первый явно гуманистический жанр в искусстве коренных американцев. Кроме того, они создавали разнообразные ювелирные изделия и скульптуры из мягкого камня, дерева и даже человеческой кости.
Миссисипская культура
Миссисипская культура (ок. 800–1600 н.э.) процветала на юго-востоке, к востоку от реки Миссисипи, на территории современных Среднего Запада, Восточных и Юго-Восточных США. К ней относят такие племена, как каддо, чокто, маскоги-крик, натчез и вичита. Это была оседлая земледельческая культура, основанная на выращивании кукурузы. Её представители строили сложные платформенные курганы и владели совершенной техникой гончарного дела. Артефакты Миссисипской культуры включают ожерелья и кубки из раковин, небольшие фигурки, каменные скульптуры, медные пластины (как в кладе Вульфинга) и церемониальные маски. (Для сравнения церемониальных масок других древних культур см.: Африканское искусство и Океаническое искусство).
Искусство Позднего Вудленда
Художники лесной зоны разработали сложную систему визуальных образов, которые изображали и умиротворяли сверхъестественных духов, населявших растения, животных, небо и звёзды. Такие животные, как выдра и ондатра, стали символами кланов, а из их шкурок изготавливали мешочки для ритуалов. Мичиганский мешочек XVIII века прославляет мощь подводной пантеры — распространённого образа непредсказуемой природной силы.
Столкновения этой культуры с первыми европейскими колонистами, начиная с XVI века, часто приводили к полному уничтожению (в результате войн или болезней) или вытеснению лесных народов дальше на запад. Однако мы можем составить представление о натуралистической силе их искусства по таким артефактам, как мантия Поухатана (вождя алгонкинских племён незадолго до основания колонии Джеймстаун в 1607 году), а также по вышитым поясам, изделиям с аппликацией из игл дикобраза, мешочкам и мокасинам, которые продолжают изготавливать и сегодня.
Культура индейцев Юго-Востока Америки
Во Флориде было обнаружено доколумбово искусство — в основном деревянные артефакты, некоторые из которых датируются 6000 годом до н.э. Однако большинство деревянных изделий с резьбой и росписью относятся к I веку н.э. и позднее. Среди них — резные изображения животных, маски, таблички и человеческие фигурки из уникального клада Ки-Марко, обнаруженного археологами в 1896 году. Он включал одни из лучших произведений искусства коренных американцев эпохи неолита, когда-либо найденных в США. Среди племён юго-востока семинолы славятся своими ремёслами, в частности текстильным искусством, включая изготовление кукол и лоскутной одежды.
Индейское искусство Равнин
Область Равнин в Северной Америке простирается от реки Миссисипи на западе до Скалистых гор и от реки Саскачеван в Канаде до центрального Техаса. Племена населяли Великие равнины на протяжении тысячелетий. Именно здесь, в Оклахоме, было найдено уникальное произведение доисторического искусства — череп бизона из Купера. Это самый древний расписной предмет в истории искусства коренных американцев, относящийся к палеолитической культуре (10 900–10 200 гг. до н.э.).
Исторически ранние культуры Равнин делятся на четыре эпохи: палеоиндейскую (ок. 10 000–4000 до н.э.), архаическую (ок. 4000–300 до н.э.), вудлендскую (ок. 300 до н.э. — 950 н.э.) и деревенскую (ок. 950–1850 н.э.). Подробнее о древнейших культурах см. также: Хронология доисторического искусства.
На Равнинах развилась своеобразная кочевая культура, жизнь которой была связана с лошадьми и бизонами, хотя существовали и земледельческие общины. Многие племена, такие как сиу, команчи и черноногие, были воинскими обществами со сложной системой почестей и наград. Статус воина подчёркивали курительные трубки, головные уборы с перьями, боевые рубахи из конского волоса и скальповых прядей, а также «медицинские обручи», украшенные знаками и эмблемами. Была распространена роспись лица и всего тела; сцены сражений и охоты изображались на кожаной одежде и сыромятных шкурах красками из цветной глины.
Другие формы индейского искусства тела включали татуировки и пирсинг. Бисероплетение было неотъемлемой частью искусства Равнин. На одной детской колыбели команчей насчитывалось сто двадцать тысяч бусин. К другим видам прикладного искусства индейцев Равнин относятся вышивка иглами дикобраза и ювелирные изделия из раковин денталиума и зубов лося. В регионе плато, также известном как Межгорье и верхний Большой Бассейн, такие племена, как якама, уматилла, кайюсы, пайюты, шошоны и вашо, занимались ткачеством, бисероплетением и плетением корзин.
Искусство американских индейцев Юго-Запада
Народы навахо, хопи и пуэбло из Нью-Мексико и Аризоны являются преемниками культуры древних пуэбло (анасази), которая сформировалась на американском Юго-Западе после появления здесь кукурузы из Мексики около 1200 года до н.э. Их культура представляет собой одну из самых устойчивых в Северной Америке, демонстрируя непрерывное развитие с I по XVI век н.э. и вплоть до наших дней.
Здесь сохранились и процветают такие виды искусства, как плетение корзин и одеял, керамика, ювелирное дело (с характерным использованием бирюзы, гагата и раковин), резьба по тополиному дереву, работа с серебром и живопись песком. Картины из песка, создаваемые народом навахо, — уникальная форма искусства. Предполагается, что она послужила источником вдохновения для живописи действия, разработанной известным художником XX века Джексоном Поллоком (1912–1956). См. также: картины Джексона Поллока (ок. 1940–1956).
Рисунки создаются путём рассыпания цветного порошка из земли, камней и древесного угля на полу хижины знахаря. Художники здесь — целители, а картины — часть лечебной церемонии. Краски просеиваются через большой и указательный пальцы, а рисунок воспроизводится по памяти. После завершения ритуала картина уничтожается. (Для сравнения художественных техник других древних культур см. Искусство аборигенов Австралии). Характерная архитектура коренных американцев Юго-Запада включает жилища на скалах, а также пуэбло из самана и песчаника. Особенно выделяется древнее поселение в каньоне Чако в Нью-Мексико.
Искусство индейцев Северо-Западного побережья Америки
Искусство индейцев северо-запада Америки воплощено в культуре таких племён, как квакиутль, белла кула, хайда, цимшиан и тлинкиты, живущих на прибрежных территориях Орегона, штата Вашингтон и Британской Колумбии. У этих народов развилось выразительное искусство резьбы по дереву, которое по своему разнообразию и стилистической энергии не уступает скульптуре других мировых культур.
Центральным событием в жизни племён был праздник Потлач, прославлявший изобилие природы. С ним связана символика тотемных столбов, на которых изображались племенные, человеческие и животные формы, часто в виде тяжёлых масок. Визуальный язык, состоящий из изображений глаз, ушей, лап, хвостов и плавников животных, объединяет прошлое, настоящее и будущее в одном из самых сложных ритуалов коренных американцев.
Рисунки отличаются высокой степенью абстракции, экспрессионизмом и яркими цветами. (Для сравнения тотемных столбов коренных американцев с искусством шестов Африки см.: Африканская скульптура). Эта мощная иконография также присутствует в масках, одеялах, корзинах, браслетах и каноэ северо-западного побережья. Коренные жители Северо-Запада также были первыми среди индейцев, освоившими металлургию. Из меди и железа (полученного в основном с китобойных судов) они изготавливали боевые ножи, маски и инструменты.
Дальше на север культура инуитов (ранее известная как эскимосская) была одной из самых хрупких на североамериканском континенте, балансируя на грани выживания. Однако резьба по слоновой кости и дереву, праздничные маски, одежда из тюленьих шкур и плетёные сумки, украшенные магическими символами природы, — всё это относится к традиционным видам искусства, практикуемым инуитами.
Хронология истории коренных американцев
Краткий перечень ключевых дат в истории индейских народов.
1540: Индейцы Юго-Запада устанавливают первые контакты с европейцами.
1565: Испанцы колонизируют Флориду.
1587: Основана английская колония в Вирджинии.
1620: Корабль «Мейфлауэр» причаливает в Новой Англии. Начало эпохи американского колониального искусства.
1622: Первое крупное восстание индейцев в Вирджинии.
1638: Пуритане основывают первую резервацию в Нью-Хейвене, Коннектикут.
1680: Восстание пуэбло начинается в Таос-Пуэбло.
1690-е: Французские исследователи осваивают реки Огайо и Миссисипи.
1754–1763: Война между Францией и Британией в Северной Америке, в которой обе стороны используют индейские отряды.
1759: Британия захватывает Квебек, положив конец французскому правлению в Канаде.
1790: Конгресс принимает первый закон, регулирующий торговлю землями с индейцами.
1824: В Военном министерстве основано Бюро по делам индейцев.
1830: Конгресс принимает Закон о переселении индейцев.
1832: Верховный суд под председательством Джона Маршалла постановляет, что законы штатов не распространяются на индейские племена.
1834: Запрещена продажа алкоголя индейцам.
1837: Эпидемия оспы на Равнинах.
1862: Восстание сиу в Миннесоте.
1864: Бойня на Сэнд-Крик, положившая начало Индейским войнам.
1865–1869: Строительство железной дороги «Юнион Пасифик». Конец традиционной культуры индейцев Равнин.
1871: Конгресс принимает закон, запрещающий заключение дальнейших договоров с индейскими племенами.
1876: Поражение генерала Кастера в битве при Литл-Бигхорн.
1890: Бойня на ручье Вундед-Ни.
1897: Приняты законы, обязывающие индейских детей посещать школы-интернаты.
1924: Все коренные американцы объявлены гражданами США.
1934: Принят Закон Уилера-Ховарда (Закон о реорганизации индейцев), направленный на сохранение их культуры.
См. также: Хронология истории искусства (2 500 000 до н.э. — настоящее время)
Национальный музей американских индейцев
Национальный музей американских индейцев, действующий под эгидой Смитсоновского института, посвящён истории, жизни, культуре и изобразительному искусству коренных американцев. Это один из лучших художественных музеев своего рода, который включает три подразделения: сам музей в Вашингтоне; Центр Джорджа Густава Хейе в Нью-Йорке; и Центр культурных ресурсов в Сьютленде, штат Мэриленд. Музей был основан в результате слияния коллекций Музея американских индейцев в Нью-Йорке (основан в 1922 году) и Смитсоновского института.
Институт искусств американских индейцев
Основанный в 1962 году в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, Институт искусств американских индейцев состоит из колледжа и галереи, посвящённых искусству коренных народов. Он предлагает программы бакалавриата в области визуальных коммуникаций, студийного искусства и музееведения.
Коллекции искусства коренных американских индейцев
Искусство коренных американцев можно увидеть во многих художественных музеях Америки, включая следующие:
Американский музей народного искусства (Нью-Йорк)
Музей американского искусства Амона Картера (Форт-Уэрт, Техас)
Институт искусств Чикаго (Иллинойс)
Бирмингемский художественный музей (Алабама)
Денверский художественный музей (Колорадо)
Детройтский институт искусств (Мичиган)
Музей Херд (Финикс, Аризона)
Художественный музей Джослин (Омаха, Небраска)
Художественный музей Кимбелл (Форт-Уэрт, Техас)
Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Институт искусств Миннеаполиса (MIA) (Миннесота)
Художественный музей Миссисипи (Джексон, Миссисипи)
Музей изящных искусств, Хьюстон (Техас)
Национальный музей американских индейцев (Вашингтон)
Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе, Нью-Мексико)
Художественный музей Филбрук (Талса, Оклахома)
Портлендский художественный музей (Орегон)
Художественный музей Сент-Луиса (Миссури)
Смитсоновский музей американского искусства (Вашингтон)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?