Племенное искусство читать ~24 мин.
Это расплывчатый термин, не имеющий точного значения или определения, который обычно используется для описания традиционного искусства коренных жителей племенных обществ Африки, южной части Тихого океана и Индонезии, Австралии, Америки и Индии. Иногда его называют примитивным искусством коренных жителей, и оно включает в себя произведения искусства (и ремесла) всех этнических групп.
Племенное искусство иногда включают в себя некоторые виды доисторического европейского искусства (например, кельтское искусство), а также европейское народное искусство. В этой статье мы сосредоточимся на наиболее известных видах примитивного туземного искусства из Африки, Океании, Индонезии, Австралии, Северной Америки и Аляски.
К сожалению, подавляющее большинство этих племенных артефактов погибло или было выменяно у европейских исследователей, поэтому сохранившиеся примеры ограничиваются в основном каменными сооружениями (скульптуры, храмы), некоторыми земляными работами или наскальными рисунками.
Африканское племенное искусство
Африка, которую большинство археологов и антропологов считают родиной Hominidae, вида, к которому принадлежат современные люди, была заселена примерно 4 миллиона лет назад, хотя анатомически современные люди впервые появились около 100 000 лет назад. На континенте проживает около 3 000 этнических групп или племен.
Доисторическое племенное искусство
Будучи колыбелью цивилизации, Африка может похвастаться огромным количеством находок доисторического искусства, которые были обнаружены в Северной Африке, Африке южнее Сахары и в южных районах континента. К ним относятся:
Природа и контекст африканского племенного искусства
Африканское искусство имело совершенно иную функцию в совершенно ином образе жизни, чем европейская или западная культура. Прежде всего, оно было неотъемлемой частью всепроникающей религии. Отдельные изображения были представителями, иногда даже воплощениями (хотя и не «идолами», которым поклонялись, как ошибочно думали многие европейцы) жизненных сил, которые, как считалось, существуют во всей живой материи. Часто эти изображения говорили от имени духов умерших, тем самым увековечивая жизненную сущность родословной племени и становясь отождествлёнными с духами предков.
Хотя в большинстве используемых форм есть светские аспекты, а некоторые художественные объекты являются чисто декоративными и орнаментальными, в целом африканские племенные артефакты создавались как религиозное искусство – для определённого ритуала или церемониального использования. Это касается не только масок и статуэток, но и резных изделий – от музыкальных инструментов, скипетров и церемониальных топоров до табуретов, дверных косяков и дверей. Хотя отдельный мастер или художник мог быть признан и высоко ценился как член общины, представление об изготовленной вещи как о «произведении искусства» в музейных терминах было очень редким. Ни в одном случае это не является более очевидным, чем в случае с одним из самых распространённых видов африканского искусства – маской.
На европейских выставках африканские маски обычно показывают эмоционально и физически неподвижными в стеклянной витрине, вырванными из времени, но их истинный контекст был в движении, в танце. Африканские маски создавались в самых разных формах – некоторые из них предназначались для ношения не на голове, а на руке или на бедре; многие были задуманы как вершина целой регалии сопровождающих лиц, одежды из соломы, бечёвки, коры, меха – сопровождаемой, возможно, аранжировкой из раковин, слоновой кости или металлических предметов. Преображённый, почти транссубстанциональный во всем этом, туземец в маске отказывался от своей собственной личности и становился проводником сверхчеловеческой духовной силы. Когда этот дух говорил через танцора в маске, он становился его резонатором и рупором.
Маска должна была внушать благоговение, как для того, чтобы удовлетворить дух как достойное средство для его временного обитания, так и для того, чтобы продемонстрировать свою власть зрителям. Однако формы, которые принимали маски в Западной и Центральной Африке – хотя их можно классифицировать как формы, на различные стилистические разделы и подразделы – вовсе не связаны последовательно с их значением или функцией.
Очень похожие духовные концепции могли находить совершенно разное физическое выражение в разных племенных культурах, даже если использование белого пигмента на маске, например, обычно обозначало прямую связь с мертвыми. (Другие цвета, кроме чёрного, белого и оттенка дерева, не являются обычными). Высокий лоб, как правило, ассоциируется с мудростью, но натуралистичные, пусть и упрощённые, маски, которые для западного глаза представляют собой безмятежный классицизм, встречаются у самых разных племён с самыми разными ассоциациями и функциями, в том числе и агрессивными. Как только связь резьбы с её первоначальной функцией нарушается или теряется, очень трудно установить цель, для которой она была создана.
Большинство африканских масок антропоморфны, хотя портреты в любом смысле встречаются очень редко; на лицах масок могут быть видны разрезы, что напоминает нам о том, что одним из важных средств племенного искусства является ритуальная роспись или нанесение шрамов на живое тело с традиционными узорами. Встречаются также маски животных и птиц (часто антилопы или коровы из кустарника); маски всё ещё сохраняются в нескольких районах, находящихся под исламским влиянием, но часто в формах, стилизованных почти до неузнаваемости.
Большая часть племенных ритуалов основана на посвящении в возрастные группы – в «общества» молодых мужчин или стариков – каждое из которых имеет свои собственные эмблемы и культовые мотивы; многие резные фигурки, как и маски, связаны с такими «обществами», и часто символизируют богов-покровителей или божеств, таких как Бог Грома или Бог Огня. Резные фигурки так же широко распространены и популярны, как и маски, и, как и последние, связаны с ритуалом, хотя некоторые племена – например, процветающие и оседлые бауле на Берегу Слоновой Кости – делали резные фигурки почти как предметы роскоши.Племя йоруба в Нигерии было искусным резчиком круглых фигур и часто венчало свои обычно массивные маски группами оживлённых манникинов, как будто идёт вечеринка. Среди йоруба, а также в некоторых других племенах, был такой стандарт и престиж африканской скульптуры, что скульпторы могли достичь статуса и престижа, схожего со статусом и престижем успешного художника на Западе.
Изучение африканского племенного искусства всё ещё находится на ранней стадии, а географическая область, вовлечённая в него, огромна – вся Западная и Центральная Африка, со значительными традициями также в Восточной Африке. Кроме того, дерево, доминирующий материал, уязвимо к климату и термитам или белым муравьям, а большинство других используемых материалов также скоропортящиеся – рафия, например, или хлопок. Как тематика, так и контекст традиционного африканского искусства были изменены влиянием других культур, причём не только в последнее время, но и в течение длительного периода времени – ислам и христианство, например, присутствуют в Африке уже сотни лет. Итог: нам нужно приложить гораздо более серьёзные усилия, чтобы понять богатство и сложность африканских форм искусства. Даже некоторые элементарные формы росписи тела и росписи лица ещё не до конца поняты.
Острова Тихого океана: Океаническое племенное искусство
Океания включает четыре отдельных региона, или этногеографические группы: Полинезия, Микронезия, Меланезия и Австралазия. Племенное искусство Океании означает художественное наследие и традиции коренных жителей этих четырёх регионов. Эти аборигены прибыли в Океанию с Азиатского материка двумя волнами: первая волна поселенцев пришла на Новую Гвинею и в Австралию в эпоху палеолита каменного века, около 50 000-40 0000 лет до н.э., став предками австралийских аборигенов.
Вторая волна, принадлежавшая к культуре Лапита (названной так по месту в Новой Каледонии, где впервые были обнаружены её скульптуры и другие произведения искусства), прибыла гораздо позже (около 10 000-5 000 лет до н.э.) и, как только её лодочное строительство стало достаточно сложным (не ранее 1 000 лет до н.э.), начала распространяться по отдалённым островам Тихоокеанского региона. Именно эта культура Лапита в конечном итоге оказала влияние на большую часть Полинезии, Микронезии и Меланезии. Другое влияние оказала культура Донг-Сон Вьетнама (ок. 600 г. до н.э.), крупный торговец в западной части Тихого океана, бронзовые изделия которого были найдены по всей Океании.
Общие виды художественной деятельности
Хотя каждый регион, более того, каждая островная группа, имела свои собственные художественные традиции, которые повлияли на её искусство и ремесла, большая часть племенного искусства Океании была связана с языческими церемониями, включающими сверхъестественное, поклонение духам, плодородие и так далее. Мы полагаем, что был создан относительно широкий спектр искусств (включая нательную живопись, татуировку, живопись, скульптуру, резьбу по дереву, и текстильное искусство), хотя большинство материалов, используемых художниками и ремесленниками, были скоропортящимися. Поэтому, кроме каменных зданий и скульптур, сохранилось очень мало примеров. Многие из тех, что сохранились, были впоследствии обменяны на безделушки у европейских исследователей.
Полинезия
Полинезия включает в себя ряд островных групп, разбросанных по центральной и восточной части Тихого океана. К ним относятся Самоа, Острова Кука, Французская Полинезия (Таити и др.), Тонга, Гавайи, Остров Питкэрн и Остров Пасхи, среди прочих. Племенное искусство полинезийцев было частью религиозно-магической культуры, которая верила, что все вещи наделены маной или священной сверхъестественной силой – не только люди, но и здания, камни, каноэ, почти все. К известным сохранившимся образцам полинезийского искусства относятся: каменные храмы островов Общества, острова Пасхи и Маркизских островов – все они сейчас находятся в руинах, хотя их пропорции, использование каменных форм, цветов, текстур и т.д. демонстрируют впечатляющее мастерство архитектуры и дизайна; монументальные каменные скульптуры (моаи) на Рапа-Нуи/Острове Пасхи и Маркизских островах, являющиеся примером использования рисунков, включающих антропоморфные фигуры с выпученными глазами и высунутыми языками, характерные для многих восточных и отдалённых районов Полинезии; сильно украшенные ткани из коры в Западной Полинезии.
Меланезия
Меланезия включает в себя острова в юго-западной части Тихого океана, в том числе Папуа-Новую Гвинею, Адмиралтейские острова, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Вануату (бывшие Новые Гебриды), Фиджи и другие. Племенное искусство меланезийцев очень разнообразно, часто включает в себя преувеличенные формы, созданные в связи с поклонением предкам, охотой и каннибализмом. В горных районах Новой Гвинеи роспись лица и боди-арт были очень важны, как и парики и головные уборы. Низменные районы были отмечены росписью и резьбой по дереву народов сепик, таких как абелам и иатмул. Кроме того, хорошо известно криволинейное искусство племени Массим, примером которого служат их доски и танцующие щиты, а также церемониальная резьба Малангган в Новой Ирландии. Маски, используемые в сложных языческих церемониях и культовых процессах, были одним из основных направлений искусства коренных народов всего региона. Кроме этих формальных видов декоративно-прикладного искусства, во многих племенных культурах (например, на Соломоновых и Адмиралтейских островах) существовала традиция украшения широкого спектра предметов повседневного обихода.
Микронезия
К северу от Меланезии находится Микронезия. Этот регион включает Маршалловы острова и около 600 Каролинских островов, объединённых в четыре государства, известные как Яп, Чуук, Понпеи и Косрае. К сожалению, до наших дней сохранилось мало племенного искусства Микронезии. Наиболее известные примеры включают расписные барельефные сцены на брёвнах и фронтонах мужских домов на Палау. Кроме того, стилизованные деревянные маски и человеческие фигуры были обнаружены на островах Мортлок, к юго-востоку от Трука. Другие микронезийские племенные артефакты включают расписные каноэ и резные деревянные чаши, а роспись по телу и татуировки также широко практиковались.
Австралия и Океания
Сюда входит континент Австралия, Новая Зеландия и зависимые от них острова. Подробнее о племенном искусстве Австралазии см. ниже в разделе «Искусство австралийских аборигенов».
Подробнее о стиле декоративно-прикладного искусства тихоокеанских островов Океании см: Океаническое искусство.
Индонезийское племенное искусство
Расположенная между Филиппинами на севере и Австралией на юге, Индонезия состоит из почти 14 000 островов, простирающихся от Суматры на западе до Новой Гвинеи на востоке, включая Яву, Бали, Калимантан (центральный, восточный и южный Борнео), Сулавеси, Малуку, и Ириан Джая (западная часть Новой Гвинеи). Поскольку страна расположена вдоль основных торговых путей между Тихим и Индийским океанами, её художественные формы отражают разнообразное сочетание культур и религий, включая буддизм, конфуцианство, индуизм, и ислам.
Человеческие поселения в регионе возникли в доисторические времена, но сохранившиеся произведения искусства немногочисленны. Индонезийское палеолитическое искусство, возможно, лучше всего иллюстрируется наскальной живописью в пещерах Каравари, Папуа-Новая Гвинея (18 000 до н.э.), в то время как лучшими примерами мезолитического искусства в Индонезии являются расписные ручные трафареты, найденные в пещерах Калимантана (ок.8 000 до н.э.) в Сангкке (Sangkk). до н.э.) в районе Сангкулиранга и в пещере Гуа Хам Масри II (ок. 8 000 до н.э.) на Восточном Борнео.
Влияние китайского искусства, (от поздней династии Чжоу и других) ощущалось с самого начала, как и влияние бронзовой цивилизации Донг-Сон, которая процветала во Вьетнаме в первые века до нашей эры. Индийские торговцы были исключительно активны в этом регионе, но невозможно назвать точную дату, когда индийская культура начала оказывать значительное влияние. В любом случае, три основные религии, исповедуемые сегодня в Индонезии – буддизм, индуизм и ислам – пришли с Запада.
Как и в Океании, большинство индонезийского племенного искусства, за исключением буддийских и индуистских храмов, было вырезано из дерева или сделано из текстиля, и уже давно исчезло. Наиболее известные сохранившиеся примеры включают группу древних мегалитов и различные образцы бронзовой работы по образцу Донг-Сон. Последняя включает украшенные священные боевые топоры и большие барабаны-чайники (например, Луна Бали). Эти барабаны были отлиты сложным методом литья с потерей воска и изображают неглубокие рельефы голов фигур, участвующих в церемониальных действиях, или иногда чисто абстрактный орнамент. Некоторые из них связаны с церемониями вызывания дождя. См. также: мегалитическое искусство. Другим важным видом традиционных племенных ремёсел, практикуемых по всей Индонезии, является текстильный дизайн, давно считающийся одной из самых разнообразных и уникальных форм художественного выражения в регионе. Он включает батик, практикуемый в основном на Яве, и ткачество (особенно икат и двойной икат).
Знаменитая индонезийская архитектура, в основном в индо-яванском стиле (3-16 век), включает храм Мендут, буддийский храм Севу (9 век), великолепный храм Сивы Прамбанан (9 век), священные купальни Джалатунда (конец 10 века) и Белахан (середина 11 века), круглый индуистский храм Джабунг (10 век) и, конечно, комплекс Борободур (см. ниже).
Типы и особенности
Индонезийское племенное искусство классифицируется на два основных типа: «монументальное» и «декоративно-причудливое». Примером первого являются мегалиты Суматры и Ниаса (небольшой соседний остров), а также многие предметы, созданные по всей Индонезии в связи с обрядами и жертвоприношениями предкам. Декоративно-причудливый способ в некоторой степени иллюстрируется в бронзовых скульптурах, но особенно в декоре домов региона, в текстиле и в расписной резьбе.
Одной важной чертой, общей для всего племенного искусства Индонезии, является почитание предков, которое выражается в различных формах. Племя Ниас воздвигает свои мегалиты в честь умерших вождей, а народ тораджа на Сулавеси строит террасы на скалах с галереями из стоящих деревянных чучел умерших, смотрящих на рисовые поля. В Малуку и на северо-западной оконечности Ириана есть множество деревянных резных стоящих или сидящих на корточках фигур, олицетворяющих духов предков. В некоторых частях региона деревянная фигурка предка включает в себя настоящий череп умершего человека, а не просто вырезанную голову, и культ черепа – не пережиток каннибализма, а продолжение поклонения предкам – широко распространён. Черепа собирают, ценят и хранят во многих местах: иногда (например, у батаков Суматры) на крышах домов, иногда (например, у даяков Калимантана) в деревенских святилищах.
Боробудур на Яве
Место Борободур в центральной части Явы является одним из самых необычных каменных памятников, когда-либо созданных. Это огромное сооружение, вмещающее более 500 статуй сидящего Будды, но, похоже, это не гробница, не дворец и даже не ортодоксальный храм, а глубокое и сложное выражение через архитектуру и скульптуру буддийской идеологии. Для его строительства, должно быть, потребовалась целая армия мастеров и гениальный дизайнер, но нет никаких сведений о том, кто и зачем его построил, хотя принято считать, что это конец VIII или начало IX века н.э. во время правления яванской династии Шайлендра (778-864).
Одна из самых удивительных вещей в Боробудуре – это то, что он является кульминацией художественной традиции, которая, похоже, была очень недолговечной. Западная Ява была впервые заселена индийскими торговцами, возможно, в I веке н.э., и буддийские монастыри, безусловно, были основаны там к IV веку, но нет никаких свидетельств о каких-либо значительных работах из камня – архитектуре или скульптуре – в течение ещё трёх столетий. Первая известная яванская каменная скульптура, которая является индуистской, датируется началом 8 века, т.е. едва ли за сто лет до Буробудура.
Бирма, Мьянма
Бирма, горная джунглевая страна, связывающая Индийский и Индокитайский субконтиненты, была первоначально заселена (ок. 500 г. до н.э.) тибето-бирманским народом пью, а затем – двумя веками позже – австро-азиатской расой, известной как моны. Как правило, большинство сохранившихся образцов бирманского племенного искусства состоит из монументальной скульптуры, большая часть которой является буддийской. Примерно с седьмого века до нашей эры страна была фактически разделена между двумя вышеупомянутыми племенами – южными мон и северными пью, которые исповедовали буддизм. После падения столицы племени пью в 832 году на север проникли бирманцы, которые принесли с собой культ натов, смешанного набора духов и существ, включая духов природы, предков и призраков. Этот культ вместе с буддизмом предшественников должным образом слился в гибридную религию, которая и сегодня является силой в Бирме.
Художественная традиция живописи и скульптуры была заложена во времена мон и пью, и король Анавратха, который в 11 веке основал столицу Объединённой Бирманской территории в Пагане, нанимал большое количество художников мон. Возникли дворцы, храмы и святилища, занимающие несколько десятков акров, богато украшенные росписью и раскрашенной терракотовой скульптурой, которая в некотором количестве сохранилась в Пагане и сегодня, поскольку в 1286 году город был разграблен монголами и практически заброшен. Кроме руин в Пагане и других местах, наследие бирманского племенного искусства состоит из нескольких небольших средневековых бронзовых изделий высокого качества и большого количества резьбы неопределённого возраста: стиль практически не менялся. Фигуры, как правило, упрощённые и обобщённые, исполняющие легенды, в основном буддийские, в элегантных позах, напоминающих «Танец»; высшее качество бирманского искусства заключается в его воздушной одухотворённости и вдохновенном декоративном китае.
Племенное искусство аборигенов Австралазии
Предки аборигенов и других коренных народов Австралазии были частью той же волны переселенцев, которые прибыли в Океанию с азиатского материка в период плейстоцена палеолита каменного века, около 50 000-40 0000 лет до нашей эры. Хотя подробности их культуры скудны, согласно недавним археологическим исследованиям на австралийском материке, они почти сразу начали практиковать формы племенного искусства.
Искусство аборигенов Австралии охватывает широкий спектр видов и средств, включая нательную живопись, наскальную живопись, роспись по коре, наскальные гравюры, стоячие камни, резьба и скульптура, а также декоративные украшения на инструментах и оружии.
Роспись по телу
Примером этого примитивного вида искусства является народность йолнгу на Земле Арнем, которая покрывает свои тела сложными и изысканными рисунками, включающими тонкую штриховку и пунктирные линии, готовясь к церемониальным мероприятиям и танцам.
Кубки и отпечатки рук
Эти формы, как правило, были первыми видами доисторического искусства. Например, Наскальное искусство Кимберли, где наскальные рисунки и трафареты рук были одними из самых ранних видов наскального искусства в регионе.
Наскальная живопись
Самым распространённым видом племенного искусства аборигенов была наскальная живопись, примеры которой можно найти по всей Австралии. Она включает такие виды, как: рентгенографические изображения животных и людей (например, см. наскальные рисунки Убирр в Арнем Ленд, Северная территория), в контурах которых были обозначены скелеты объектов; точечная роспись, в которой замысловатые узоры создавались с помощью точек; и трафаретные изображения, например, отпечатки рук или ладоней. Было обнаружено множество других стилей наскальной живописи, включая характерные рисунки Брэдшоу в районе Кимберли в Западной Австралии.
Роспись по коре
В этом виде племенной живописи художник рисует свои уникальные узоры на кусках сплющенной коры деревьев. Впоследствии он стал популярным и высоко ценимым видом современного искусства аборигенов.
Наскальные рисунки и гравировки
В Австралии есть много примеров петроглифов (причудливое название наскальных рисунков), например, в Террей-Хиллз, Новый Южный Уэльс; на полуострове Муруджуба и архипелаге Дампир в Западной Австралии, где можно увидеть рисунки вымерших животных каменного века, таких как тилацин; и гравюры Панарамити в Центральной Австралии. Подробнее о древних петроглифах в Австралии см. Наскальные рисунки полуострова Бурруп (ок. 30 000 лет до н.э.).
Стоячие камни
Каменные композиции, ещё одна форма племенного искусства Австралазии, включают большие и малые каменные круги, не похожие на Стоунхендж в Англии, расположенные в связи с церемониальными или ритуальными событиями.
Племенное искусство коренных американцев (США)
Предки американских индейцев пересекли Берингов пролив из Азии в эпоху плейстоцена каменного века. Американский континент и Австралазия были фактически последними двумя крупными массивами суши, которые были заселены доисторическим человеком. Определённая индейская культура начала формироваться около 9 000 лет до н.э., разделившись на палеоиндейскую буйволо-охотничью культуру Запада и Великих равнин и более бедную пустынную культуру племён западной зоны Бассейн-Рейндж. Искусство коренных американских индейцев формировалось в основном под влиянием кочевой, охотничье-собирательской природы первых и чуть более статичной, но бедной среды обитания вторых. Доступность ресурсов – дерева, плетёных изделий, металла, костей животных, глины, хлопка и так далее – также была определяющей в развитии региональных художественных традиций.
См. также: Доколумбово искусство (до 1535 г. н.э.).
Юго-западный регион США
В юго-западном регионе, куда входили такие племена, как хохокам из южной Аризоны, ансази из северной Аризоны и Нью-Мексико, мимбрес из юго-западного Нью-Мексико, а также народы зуни, навахо и хопи, примером традиционной архитектуры служили удивительные многоэтажные сооружения в Пуэбло Бонито в Нью-Мексико. Племена также были мастерами ткачества, гончарного дела (обычно линейного или геометрического дизайна) и фресковой живописи. Кроме того, многие из больших традиционных подземных религиозных камер (кивас) были украшены блестящими фресками. Не было заметной монументальной скульптуры, но некоторые племена специализировались на определённых видах искусства: племена хопи и зуни производили резные и расписные куклы из хлопкового дерева, в то время как зуни и навахо предпочитали серебряные украшения, инкрустированные бирюзой, а хопи производили сложные костюмные ткани.
Песочная живопись навахо
Песочная живопись (также известная как сухая живопись) была разработана юго-западными коренными американцами (в частности, навахо). По сути, это традиционная церемония исцеления, «художником» которой является человек-медик, который «рисует», рассыпая песок разного цвета на брезент из кожи или ткани. Краска» состоит из песка естественного цвета, смешанного с белым гипсом, жёлтой охрой, красным песчаником, чёрным углём, углём, смешанным с гипсом для получения синего цвета, а также других красящих материалов, таких как кукурузная мука, цветочная пыльца, порошок корней или коры. После того как знахарь закончит «рисовать», пациент садится на законченную работу, после чего знахарь призывает болезнь уйти в песок. По окончании церемонии токсичный песок выбрасывается. Подробнее см. Песочное искусство.
Средний Запад и регион Великих озёр
Традиционная культура индейцев этого региона развивалась строго по племенам и была отмечена богатым текстильным искусством, а также знаменитыми земляными работами, известными как «курганы чучел», изображающие формы животных. Племенное искусство также включало скульптурные каменные трубы, полированные украшения из камня и меди, но мало резьбы по дереву, за исключением резных чаш. Художественное оформление варьировалось от ультрареалистичного до абстрактного.
Юго-восточный регион
В доисторические времена наиболее интересным регионом искусства племён коренных американцев был центрально-южный и юго-восточный. Здесь производились тонко вырезанные раковины, замысловато украшенная одежда , орнаменты, а также трубки для птиц и животных. Однако больше всего он прославился своей замечательной керамикой, изготовленной, несмотря на низкокачественную глину. Керамические изделия (бутылки для воды, большие погребальные кувшины, чаши, урны и многие другие предметы) создавались и украшались в широком диапазоне рисунков, включая цветочные и геометрические, для церемониального, религиозного и личного использования. Одним из известных шедевров племенной художественной керамики с юго-востока является среднемиссисипская чаша из диоритового камня в форме хохлатой лесной утки.
Западное побережье
В Калифорнии, где проживали племена чероки, помо, хупа, юрок и карок, образцом искусства коренных американцев были корзины. Действительно, ни один другой народ в мире не производил такого широкого разнообразия превосходных плетёных изделий. Плетения были настолько плотными, что из них получались водонепроницаемые ёмкости. Другие племена региона, такие как чумаш, косо, моно-павиосто и вашо, были не менее искусны.
Северо-восток
Индейцы северо-востока, в частности ирокезы, славились своими масками общества ложного лица, изделиями из дикобраза, изделиями из бисера, деревянными чашами, и ткаными поясами вампум. Гончарное дело также практиковалось, как и ткачество и плетение корзин, но ни одно из них не было особенно высокого качества.
Северо-Запад
Великим племенным искусством Северо-Запада была скульптура, особенно резьба по дереву. Живя среди великих американских кедровых и еловых лесов, коренные американские резчики производили самый большой ассортимент изделий из дерева среди всех индейских племён. Тотемы, небольшие деревянные фигурки и маски, тщательно раскрашенные и часто инкрустированные камнями и раковинами абалона, были одними из самых распространённых форм скульптур, вырезанных вручную.
Тотемный столб, в частности, служил примером местной культуры. Он не был религиозным объектом и никогда не предназначался для поклонения. Вместо этого тотемные столбы были разновидностью «исторического документа», который фиксировал социальное положение, богатство и относительную важность человека, заплатившего за столб – обычно это был вождь деревни или знатный человек. Северо-западные индейцы были также первыми коренными американскими индейцами, освоившими металлообработку. Из железа и меди (некоторые из них добывались на китобойных судах) мастера делали боевые ножи, маски, а также инструменты.
Национальный музей американских индейцев
Посвящённый истории, культуре и искусству коренных народов Западного полушария, Национальный музей американских индейцев Смитсоновского института был открыт на Национальном молле в Вашингтоне в сентябре 2004 года. В нём хранится коллекция бывшего Музея американских индейцев Фонда Хейе, насчитывающая более 800 000 предметов, а также фотоархив из 125 000 снимков.
Институт искусств американских индейцев
Колледж и галерея, посвящённые племенному искусству коренных американских индейцев, Институт искусств американских индейцев расположен в Санта-Фе, Нью-Мексико. Основанный в 1962 году, он предлагает ряд курсов для получения степени бакалавра в области творческого письма, визуальных коммуникаций, студийного искусства и музееведения.
Аляска
племенное искусство Аляски – или искусство инуитов – описывает произведения искусства, созданные инуитами Арктики, которых ранее называли эскимосами. Можно представить, что создание произведений искусства было бы бессмысленной роскошью в такой суровой среде, где так мало сырья. Но это не так. Инуиты создали одни из самых изобретательных и исключительных произведений индейского искусства на американском континенте. Инуитские резчики использовали моржовую/китовую слоновую кость/кости или оленьи рога, окрашенные древесным углём, для создания замысловатых фигур, а также дерево для изготовления своих знаменитых масок, маскетов и амулетов, которые использовались для танцев и церемоний. Эти формы произошли от дорсетской культуры, которая возникла около 600 г. до н.э.. Примерно в 1000 году до н.э. её сменила культура Туле, во время которой стали популярны такие предметы, как кухонные горшки, богато украшенные копья и гарпуны, а также украшения для одежды, гребни, пуговицы и футляры для игл. Как и искусство викингов, эскимосское искусство отражало потребности кочевой культуры. Все произведения искусства были строго переносными, часто создавались в миниатюрном масштабе.
Влияние на западное искусство
Европейские коллекционеры и художники начали проявлять интерес к тому, что тогда называлось примитивизмом (примитивным искусством) – обычно искусством чёрной Африки – с середины 19 века, по мере того как все больше экспедиций возвращались с артефактами племён. Этот интерес также подогревался примерно с 1855 года модой на японизм. К концу века такие крупные художники, как Винсент Ван Гог (1853-1890) и Анри Матисс (1869-1954), оказались под сильным влиянием племенного искусства, а Поль Гоген (1848-1903) познакомился с ним на месте, во Французской Полинезии. За ними в середине 1900-х годов последовали Пабло Пикассо, чья основополагающая ранняя кубистская работа «Авиньонские демуазели», написанная во время его негритянской эпохи, демонстрировала явные признаки африканских масок, а также арт-дилер Поль Гийом. С тех пор влияние африканского и океанического искусства проникло во все виды западного изобразительного искусства, в частности в живопись, пластическое искусство (например, скульптуру и керамику) и многие ремесленные дисциплины.
Примечание: эволюцию Доисторического искусства, включая хронологические даты и события, см: Хронология доисторического искусства. Руководство по более поздним произведениям племенного искусства см: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?