Искусство железного века:
живопись, скульптура, изделия из металла читать ~4 мин.
В отличие от каменного и бронзового веков, развитие в железном веке (период, который в разных регионах датируется по-разному, но в целом охватывает время примерно с 1200 г. до н.э. и вплоть до начала нашей эры) шло намного быстрее и было более заметным. «Железный век» стал свидетелем широкого распространения железа и изготовленных из него инструментов, что способствовало росту процветания и бурному развитию металлообработки, особенно в регионе Восточного Средиземноморья.
На рубеже бронзового и железного веков минойская и микенская цивилизации пришли в упадок, в то время как искусство Древней Греции достигло своего расцвета, оказав доминирующее влияние на весь Средиземноморский бассейн. Особых высот достигли греческая скульптура и расписная греческая керамика.
В это же время в Италии зародилось самобытное искусство этрусков, однако доминирующей оставалась эллинская культура, наряду с которой продолжали развиваться традиции древнеегипетского и персидского искусства. В Центральной Европе значительное влияние на металлообработку оказало кельтское искусство, представленное гальштатской и латенской культурами.
Лишь когда влияние Греции начало ослабевать (примерно с III века до н.э.), на историческую сцену вышло искусство Древнего Рима, которое, впрочем, очень многим было обязано греческим мастерам, работавшим в эллинистическом стиле. К сожалению, большинство картин и других произведений монументального искусства этого периода не сохранились до наших дней. В результате до нас дошло относительно немногое: в основном это образцы архитектуры и произведения малых форм (например, вазы), по которым мы можем судить о художественной жизни той эпохи.
В истории искусства цивилизации железного века в Средиземноморье принято разделять на несколько более коротких периодов, большинство из которых выделяются на основе развития искусства в Греции. Это:
Тёмные века (ок. 1200–900 гг. до н.э.),
Геометрический период (ок. 900–700 гг. до н.э.),
Ориентализирующий (или «восточный») период (ок. 700–600 гг. до н.э.),
Архаический период (ок. 600–480 гг. до н.э.),
Классический период (480–323 гг. до н.э.) и
Эллинистический период (323–27 гг. до н.э.).
В период Тёмных веков, после дорийского вторжения и крушения микенских дворцовых центров, греческий мир погрузился в хаос. Небольшие и обедневшие царства не могли позволить себе поддерживать роскошное искусство, процветавшее во дворцах бронзового века. Монументальная живопись и скульптура этого времени практически не сохранились. К счастью, примерно к 900 году до н.э. Афины вновь начали набирать силу, и искусство — особенно вазопись (роспись по керамике) — вновь обрело былое значение. В Геометрический период керамику украшали строгими геометрическими узорами.
В Ориентализирующий период росписи на вазах стали менее строгими, в них появились заимствованные с Востока мотивы (грифоны, сфинксы), а также сцены из мифов и героических сказаний (см. также: Греческая скульптура: дедалический стиль). В Архаический период на смену восточным мотивам пришли стилизованные фигуры животных и людей, но к концу периода, около 500 г. до н.э., всё большее распространение получили сложные мифологические сцены (см.: Архаическая греческая скульптура и Архаическая греческая живопись).
На протяжении первых четырёх периодов железного века вазопись во многом отражала тенденции монументального искусства — росписей, украшавших храмы и другие общественные здания фризами и настенными панно.
В Классический период греческое искусство стало более строгим и величественным. В живописи стали преобладать сюжеты, прославляющие политические и военные успехи греческих полисов. Среди известных живописцев того времени были Полигнот, Микон, Аполлодор (которому приписывают изобретение светотени, или скиаграфии), Зевксис, Апеллес и Паррасий. Художники практиковали как линеарный стиль, так и более сложную штриховку для создания объёма. Скульптура — как рельефная, так и отдельно стоящая — была распространена ещё шире и сохранилась гораздо лучше живописи. Историки искусства подразделяют скульптуру этой эпохи на раннеклассическую, высококлассическую и позднеклассическую.
Эллинистический период, который начался после смерти Александра Македонского, ознаменовался новыми тенденциями как в греческой живописи, так и в скульптуре. Художники всё чаще работали на эллинистических монархов, которые использовали искусство для прославления своей власти и светских амбиций. По мере роста политического могущества Рима этрусское искусство, долгое время развивавшееся под греческим влиянием, постепенно уступило место римскому. Тем не менее сохранившиеся этрусские гробницы демонстрируют высокое мастерство их создателей, в частности, в использовании светотеневых эффектов (кьяроскуро) в настенных росписях.
Искусство железного века в Северной и Центральной Европе было представлено в основном кельтскими племенами и связано с развитием металлообработки, однако по разнообразию форм и качеству исполнения оно уступало средиземноморским образцам. Лучшие образцы искусства центральноевропейского железного века относятся к гальштатской и, в особенности, к латенской культурам кельтов.
На севере Европы в этот период монументальная архитектура, а вместе с ней живопись и скульптура, были развиты слабо. Искусство было в основном прикладным и ограничивалось созданием личных украшений, декором оружия, конской сбруи, лодок и другой утвари. (Подробнее о кельтских ремёслах в Ирландии в этот период читайте в статье «История ирландского искусства».)
В Китае на период, соответствующий концу железного века в Европе, приходится создание одного из величайших памятников мирового искусства — огромного комплекса терракотовой скульптуры, известного как Терракотовая армия (создана в правление императора Цинь Шихуанди, ок. 221–210 гг. до н.э.). За ним последовали четыре столетия искусства династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).
См. также:
Хронология истории искусства – Хронология доисторического искусства
Доисторическое искусство – Искусство каменного века – Древнейшее искусство
- «Театральная феерия» от краснодарской художницы Натальи Швченко ожидает гостей в «Цейхгаузе»
- В Астраханском театре драмы состоялась премьера «Анны Карениной»
- «Сказка в красках» - иллюстрации известных художников в картинной галерее им. Догадина
- В Астрахани открыт юбилейный детский театральный фестиваль «Маска-2015»
- «Наизнанку и обратно» Тханьха Лаи, краткое содержание
- Влияние греческого искусства на формирование культуры
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?