Месопотамское искусство читать ~15 мин.
Месопотамию, часто называемую «колыбелью цивилизации», считают одной из величайших цивилизаций древности. Она располагалась в долине рек Тигр и Евфрат. Её территория примерно соответствует землям современного Ирака, юго-западного Ирана, юго-восточной Турции и северо-восточной Сирии. Именно здесь произошёл ряд важнейших культурных прорывов, включая изобретение первой системы письма. Рост благосостояния и безопасности способствовал появлению формализованных религиозных ритуалов, таких как поклонение богам в храмах и захоронения в мегалитических гробницах. Это также послужило толчком для значительных достижений в истории искусства, особенно в области древней керамики, скульптуры и обработки металла.
Искусство Древней Месопотамии развивалось народами Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии вплоть до VI века до нашей эры, когда Вавилон пал под натиском персов. Месопотамская скульптура (около 3000–500 годов до н.э.) включает в себя множество керамических изделий, различные виды каменной скульптуры (статуи, рельефы, стелы), мозаику, резные цилиндрические печати и образцы монументальной архитектуры. Яркими примерами последней служат зиккураты, возведённые в Уре, Уруке, Сиалке, Нимруде и других городах (3200–500 годы до н.э.), а также легендарные Висячие сады Вавилона, построенные в древнем городе-государстве Вавилон царём Навуходоносором II. Кроме того, в Месопотамии и прилегающих регионах, таких как Малая Азия, развивалось мегалитическое искусство, примером которого могут служить находки в Чатал-Хююке. Смотрите также: Искусство Египта (3100–395 годы н.э.). Для сравнения с дальневосточной керамикой и скульптурой см.: Искусство Китая, а также Традиционное китайское искусство: характеристики. Для сравнения с хронологией искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (около 18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Происхождение
Археологические раскопки показывают, что первые поселения на территории Месопотамии появились около 10 000 года до н.э. Их основали неизвестные племена охотников-собирателей эпохи палеолита. Около 7000 года до н.э., после короткого переходного периода эпипалеолита, произошёл культурный сдвиг: полукочевой образ жизни, основанный на охоте и собирательстве, сменился оседлостью с развитием земледелия и скотоводства. В так называемую эпоху неолита формирование оседлых общин (деревень, а затем и городов) привело к развитию новых видов деятельности, включая быстрый рост торговли, строительство лодок для перевозки грузов, а также становление религиозных верований и церемоний. Всё это привело к улучшению продовольственного снабжения и, как следствие, к быстрому росту населения. Возникли новые города, в том числе Эриду, Урук и Ур, а затем Ниневия, Ниппур, Ашшур и Вавилон.
ПРИМЕЧАНИЕ. До 1990-х годов предполагалось, что гончарное ремесло зародилось только в период неолита (8000–7000 годы до н.э.), то есть после того, как люди перешли от кочевой охоты к оседлому образу жизни, основанному на земледелии и животноводстве. Кроме того, плодородный полумесяц Месопотамии считался одним из древнейших центров керамики. Однако недавние открытия китайской керамики эпохи палеолита доказывают, что люди изготавливали горшки за 10 000 лет до появления земледелия. Древнейшие в мире образцы керамики были найдены в пещере Сяньжэньдун (около 18 000 года до н.э.).
История
Древнейшая из известных цивилизаций Месопотамии зародилась в Шумере, на юге современного Ирака, около 5000 года до н.э. Там возникла серия культур, отличавшихся своей расписной керамикой. Глиняные и алебастровые статуэтки, амулеты и штампы-печати становились всё более искусными. Например, в Арпачии обнаружены круглые строения, а в Телль-эс-Савване — Т-образные дома. В Эриду археологи раскопали целую последовательность храмов: от ранних хижин из сырцового кирпича до сложного сооружения на платформе с укреплёнными стенами. Опоры этих зданий, выполнявшие как декоративную, так и несущую функцию, стали отличительной чертой шумерской архитектуры. К концу IV тысячелетия до н.э. произошёл ряд культурных инноваций. Появляется гончарная керамика, а также монументальная архитектура. В Уруке она представлена огромными храмами со сложной планировкой и стенами, украшенными нишами или отдельно стоящими колоннами с мозаикой из цветных глиняных конусов, образующих геометрические узоры. В Укаире весь храм был украшен настенной росписью. Основным источником знаний об иконографии того времени служат рисунки, вырезанные на цилиндрических печатях. Кроме того, мы знаем, что первое использование меди произошло в Шумере ещё в 5000 году до н.э., тогда же появляются первые свидетельства использования иероглифической письменности (3400 год до н.э.), колёсного транспорта (3200 год до н.э.) и клинописи. Все эти культурные события являются явными признаками грамотного, организованного общества. Для получения дополнительной информации см. Шумерское искусство (около 4500–2270 годов до н.э.).
К 3000 году до н.э. эти инновации привели к активному развитию городов и созданию как минимум 12 городов-государств, каждым из которых правил царь. Среди них были Киш, Ур, Эрех, Акшак, Сиппар, Ниппур, Адаб, Умма, Ларак, Бад-Тибира, Лагаш и Ларса. Растущее соперничество между этими государствами сделало их уязвимыми для завоевателей, таких как эламиты (около 2530–2450 годов до н.э.), а затем аккадцы (2334–2154 годы до н.э.) во главе со своим основателем Саргоном Аккадским (2334–2279 годы до н.э.). После падения Аккадской империи около 2154 года до н.э., нашествия гутиев и последующего возрождения шумерской культуры под главенством Ура, Месопотамия в конечном итоге разделилась на два царства: Ассирию на севере и Вавилонию на юге, которой правил Хаммурапи (1792–1750 годы до н.э.). Около 934 года до н.э. ассирийцы завоевали Вавилон и ко времени правления Тиглатпаласара III стали самой могущественной державой на земле, контролируя Вавилонию, Египет, Малую Азию, Кавказ, Северную Африку и восточное Средиземноморье. Эта Новоассирийская империя была окончательно разрушена после падения Ниневии в 612 году до н.э. в результате союза вавилонян, скифов, мидийцев, парфян и других народов. После падения Вавилона в 539 году до н.э. Месопотамия стала провинцией Персидской империи Ахеменидов.
Месопотамское искусство
Ранний период (около 4500–3000 до н.э.)
В период около 4500–3000 годов до н.э. основным видом искусства эпохи неолита в Месопотамии была керамика, которая по своему типу и качеству значительно превосходила любую греческую керамику того времени. Лучшие её образцы, как правило, украшались геометрическими узорами либо растительными и животными мотивами. Кроме того, различные артефакты и произведения искусства стали украшать драгоценными металлами. Около 3200 года до н.э. в Вавилоне появился один из древнейших известных примеров искусства ухода за ногтями: мужчины красили ногти колем — древним косметическим средством, содержащим сульфид свинца.
Для сравнения с Древним Египтом, см.: Раннеегипетская Архитектура. Для сравнения с Дальним Востоком, см.: Искусство неолита в Китае (7500–2000 годы до н.э.).
Третье тысячелетие (около 3000–2000 до н.э.)
В III тысячелетии до н.э. появилась отдельно стоящая скульптура из камня и дерева, а также ранние бронзовые статуэтки, примитивные личные украшения и декоративные узоры на различных артефактах. В святилищах, раскопанных в долине реки Дияла, были найдены образцы круглой скульптуры и свидетельства применения передовых методов литья меди и бронзы. Некоторые бронзовые скульптуры были отлиты с использованием сложной техники литья по выплавляемой модели (также известной как метод «потерянного воска»). Сохранился и медный рельефный декор фасада храма в Телль-эль-Убейде. В Уре многие богатые захоронения, некоторые из которых находились в сводчатых гробницах, содержали великолепные изделия из золота, серебра, лазурита, цветных известняков и раковин, а также ювелирные украшения, игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. Взгляните, к примеру, на изысканную композицию «Баран в чаще» (около 2500 года до н.э., найдена в «Большой шахте смерти» в Уре) — одно из самых впечатляющих произведений в истории скульптуры. Другой популярной формой искусства были глиняные рельефы или стелы, которые использовались правящими классами для повествовательных изображений, а также статуи в форме цилиндра или куба: см., например, статую «Гудеа с сосудом» (около 2150 года до н.э., Лувр, Париж).
В течение этого богатого раннединастического периода Месопотамия была на некоторое время объединена (2334–2154 годы до н.э.) под властью семитских царей династии Аккад. Искусство этой эпохи представлено интересными рельефами, великолепными, хоть и фрагментарными, фигурами из камня и меди в натуральную величину и одними из самых красивых цилиндрических печатей из когда-либо созданных. Эти работы указывают на то, что здесь творили лучшие скульпторы и мастера по металлу в регионе. После периода хаоса началось неошумерское возрождение, центром которого стал Ур. До наших дней дошло бесчисленное множество статуй — см., например, статуэтку Гудеа из Лагаша (2141–2122 годы до н.э., Детройтский институт искусств). Многие здания, построенные правителями III династии Ура, были раскопаны, и к этому периоду относится первый настоящий зиккурат, или ступенчатая храмовая пирамида. Сравните также: Архитектура Среднего царства в Египте.
Второе тысячелетие (около 2000–1000 до н.э.)
Третья династия Ура пала в 2003 году до н.э. под натиском амореев, пришедших из пустыни и основавших ряд семитских династий. К 1750 году до н.э. Северная Месопотамия находилась под влиянием Ассирии, а юг контролировался Вавилоном. Постепенно на юге усилилось влияние касситов из Ирана. Они сохраняли традиционные архитектурные формы, однако некоторые находки в Дур-Куригальзу (современный Акар-Куф) и кирпичный фасад из Урука, украшенный фигурами в натуральную величину, демонстрируют определённую самобытность. Великим новшеством XV века до н.э. стало использование стекла и глазури. Существует несколько примеров многоцветного непрозрачного стекла из Телль-эр-Римаха и Средней Ассирии, например, в виде глазурованного кирпича. Смотрите также: Архитектура Нового царства в Египте.
Это был период, в течение которого ассирийцы укрепили своё царство и развили каменную скульптуру, о чём свидетельствуют монументальные статуи и рельефы, украшавшие дворцы ассирийских царей. Особенно примечательна их резная каменная рельефная скульптура, которая часто служила декоративным элементом на имперских памятниках и во дворцах. (См. примеры в коллекциях Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Британского музея.) Эти рельефы изображали сцены царской охоты и сражений. Особое внимание уделялось формам животных, таких как лошади и львы. Человеческие фигуры, для сравнения, так же детализированы, но относительно статичны и производят впечатление вырезанных из дерева. Среди наиболее известных примеров ассирийского искусства — алебастровые рельефы со сценами охоты на львов царей Ашшурнацирапала II (IX век до н.э.) и Ашшурбанипала (VII век до н.э.), которые сейчас находятся в Британском музее. (Сравните: Хеттское искусство: 1600–1180 годы до н.э.). См. также ранневавилонский рельеф «Кодекс Хаммурапи» (около 1750 года до н.э., Лувр, Париж). Влияние на месопотамскую резьбу этого периода, несомненно, оказывала египетская скульптура, а также произведения древнеперсидского искусства. В свою очередь, она сама повлияла на различные направления эгейского искусства, включая минойское искусство (Крит) и микенское искусство (Пелопоннес), а также на раннее этрусское искусство (современная Италия) и другие восточно-средиземноморские культуры бронзового века.
Ассирийская империя и падение Вавилона (934–539 до н.э.)
В X веке до н.э. ассирийцы стали доминирующей силой на Ближнем Востоке. Они строили огромные дворцы, храмы и зиккураты в Ниневии, Нимруде, Хорсабаде, которые у входов охраняли каменные фигуры львов и крылатых быков (шеду). Свои походы и подвиги они увековечивали в длинных надписях, в виде детализированных низких рельефов на известняковых плитах, узоров на бронзовых воротах, глазурованных кирпичных панно и фресковых росписей. Среди их трофеев было много различных произведений искусства, в том числе многочисленные бронзовые чаши, мебельная фурнитура и таблички из слоновой кости, вырезанные в разных стилях, которые технически превосходны и часто очень красивы. Однако эти объекты в основном принадлежат другим культурам. Прошло некоторое время, прежде чем вавилонские города возродились, но под властью халдейских царей в конце VII и VI веков до н.э. они были украшены храмами и дворцами, включая знаменитые Висячие сады Навуходоносора, которые, как предполагается, были построены над серией сводчатых залов разной высоты. Ворота Иштар и ведущая от них Дорога процессий были украшены изображениями быков, драконов и львов, выполненными низким рельефом на ярко глазурованных кирпичах. Персы под предводительством Кира Великого положили конец этой вавилонской династии в 539 г. до н.э., и Месопотамией стала управлять череда иностранных династий — Ахеменидов, Селевкидов, Парфян и Сасанидов. Эти династии, начиная с Селевкидов, располагали свои столицы в окрестностях Вавилона. Спустя столетия шумерское, аккадское, вавилонское и ассирийское искусство были преданы забвению, поскольку мир обратил свой взор на греческую скульптуру, примером которой служат архитектурные и рельефные скульптуры Парфенона, а также возвышенные статуи периода высокой классики, выполненные такими мастерами, как Фидий (488–431), Мирон (работал в 480–444) и Поликлет (работал около 450–430). Об искусстве в Древнем Египте см.: Архитектура позднего Египта.
Другими известными примерами трёхмерного искусства, созданного в Месопотамии, являются: Голова рыкающего льва (800–700 до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Чёрный обелиск Салманасара III (860–825 до н.э., Британский музей), известняковая статуя Крылатого быка (около 720 г. до н.э., Лувр, Париж), которая охраняла ворота дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад), и Бык с ворот Иштар в Вавилоне (605–560 г. до н.э., Музей Пергамон, Берлин). Кроме того, археологи обнаружили шедевры резьбы по слоновой кости, а также исключительные бронзовые сосуды, украшенные в ассирийском стиле, которые были созданы финикийскими и арамейскими мастерами.
Коллекции месопотамского искусства
Произведения древних культур Шумера, Аккадской империи, Ассирии, Вавилона и Новоассирийской империи можно найти в постоянных коллекциях нескольких лучших художественных музеев мира. Вот краткий список известных произведений искусства, не упомянутых выше.
Самаррская чаша (5000 год до н.э.), Переднеазиатский музей, Берлин.
Халафская керамика (4900, период Халаф), Британский музей.
Сосуд из Сиалка (3500, период Сиалк III), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Статуэтка царя-жреца из известняка (3300, урукский период), Лувр, Париж.
Алебастровая ваза из Урука (Варки) (3200, период Урук), Музей Ирака, Багдад.
Коленопреклонённый бык, серебряная статуэтка (3000, протоэламский период), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Львица-демоница, статуэтка из известняка (2900, протоэламский период), Бруклинский музей.
Шумерские вотивные статуэтки, гипс/известняк (2600), Музей Ирака, Багдад.
Рельеф с Имдугудом между двух оленей, медь (2500), Британский музей.
Штандарт из Ура, инкрустация (дерево, раковины, лазурит) (2500), Британский музей.
Голова аккадского правителя, медь (2250, Аккадская империя), Музей Ирака, Багдад.
Стела Нарам-Сина, известняковый рельеф (2230, Аккадская империя), Лувр, Париж.
Бюст Гудеа из Лагаша, диорит (2075, неошумерский период), Лувр, Париж.
Кубок с козерогами, бронза, золото, лазурит (1970, династия Симашки), Лувр, Париж.
Царица ночи (рельеф Бёрни), терракотовая скульптура (1775, вавилонский период) Британский музей.
Ассирийский царь со свитой, полихромная плитка (870, Ассирийская Империя), Британский музей.
Львица, терзающая мальчика, рельеф из слоновой кости (800, финикийский стиль), Британский музей.
Бронзовая чаша из Нимруда (800, период Ашшурнацирапала II), Британский музей.
Умирающий лев, алебастровый рельеф (635, Новоассирийская империя), Британский музей.
Рельеф идущего льва, Вавилон (585) Лувр, Париж.
Чтобы увидеть, как месопотамская керамика вписывается в эволюцию гончарного дела по всему миру, смотрите: Хронология керамики (26000 до н.э. – 1900).
Месопотамская архитектура
Несмотря на то, что орошение позволило расширить площадь обрабатываемых земель, страна была бедна природными и минеральными ресурсами. На севере было несколько выходов скальных пород, но на юге камень приходилось импортировать; древесина финиковой пальмы была волокнистой, что ограничивало её использование. Таким образом, основными строительными материалами были глина, тростник с болот и битум из окрестностей города Хит. Кирпичи, как правило, высушивали на солнце (кирпич-сырец), поэтому стены требовали ежегодного обновления штукатурки. Если дом покидали, из него сначала забирали драгоценные деревянные балки и перемычки, после чего он быстро разрушался, а его руины вскоре служили фундаментом для следующего дома. С течением времени на месте поселений из-за накопления строительного мусора образовывались крупные холмы, или «телли» — отличительная черта ближневосточной археологии, возникшая в результате использования глиняного кирпича, а не камня.
Наиболее важные из сохранившихся архитектурных памятников Месопотамии в приблизительном хронологическом порядке:
храмовые комплексы в Уруке (IV тысячелетие до н.э.);
храмы и дворцы Хафаджи и Телль-Асмара в долине реки Дияла, относящиеся к раннединастическому периоду;
Святилище Энлиля в Ниппуре и Святилище Нанны в Уре;
города среднего бронзового века Алалах, Алеппо, Эбла, Мари и Кюльтепе;
дворцы позднего бронзового века в Ашшуре, Богазкёе, Нузи и Угарите;
Дворцы и храмы железного века: Нимруд, Хорсабад, Ниневия (Ассирия), Вавилон (Вавилония), Тушпа, Ван-Калеси, Чавуштепе, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам (Урарту), Каркемиш, Телль-Халаф и Каратепе. Смотрите также: Греческая архитектура (900–27 до н.э.).
Знаменитые архитектурные сооружения Месопотамии
Белый храм в Уруке, Ирак (3200–3000 гг. до н.э.)
Зиккурат в Сиалке, Иран (2900 г. до н.э.)
Зиккурат в Уре (около 2113–2096 до н.э.)
Зиккурат в Дур-Куригальзу (Акар-Куф), Ирак (около 1500 г. до н.э.)
Ассирийский город Ашшур, Ирак (1400–900 до н.э.)
Зиккурат Чога-Занбиль, Сузы (1250 г. до н.э.)
Дворец Ашшурнацирапала II в Нимруде, Ирак (879 г. до н.э.)
Ворота Нергала в Ниневии (около 700 г. до н.э.)
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (605–562 гг. до н.э.)
Ворота Иштар, Вавилон (около 600 г. до н.э.)
Гробница Кира Великого, Пасаргады (около 530 г. до н.э.)
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше об эволюции древнего искусства, ознакомьтесь с этими ресурсами:
Хронология доисторического искусства
Хронология истории искусства (2,5 млн лет до н.э. – настоящее время)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?