Месопотамская скульптура читать ~18 мин.
В долинах, по которым протекают реки Тигр и Евфрат, в далёком прошлом процветало несколько великих цивилизаций — шумерская, аккадская, вавилонская и ассирийская. Эту землю, населённую двумя разными народами — восточно-семитскими аккадцами (позже названными ассирийцами и вавилонянами) и шумерами, — назвали Месопотамией («земля между реками»). Сегодня на этой территории располагается государство Ирак. (Подробнее см.: Месопотамия 4500–539 до н.э.)
Месопотамия
В современной Месопотамии почти ничто не напоминает путешественникам о Шумере, Вавилонии или Ассирии, кроме бесформенных холмов, на месте которых когда-то стояли города. И все же древнее искусство этой части мира стоит в одном ряду с культурными достижениями любой великой цивилизации древности. Например, именно здесь впервые была изобретена письменность, появилось колесо, а также возникли первые города — задолго до египетских пирамид. Здесь же был изобретён гончарный круг, на котором производили одни из лучших образцов древней керамики за пределами Китая. Хронологическая схема здесь: Хронология доисторического искусства.
В 1842 году француз по имени Поль-Эмиль Ботта нанял арабских рабочих, чтобы раскопать курган у реки Тигр в северной Месопотамии. Почти сразу они наткнулись на стены, покрытые необычной рельефной скульптурой, которая сильно отличалась от всего, что кто-либо видел ранее. Хотя в то время они этого не знали, курган скрывал руины огромного дворца, построенного в начале VIII века до н.э. для ассирийского царя Саргона II. Можно представить, какой ажиотаж вызвало в Европе известие об этом открытии, а затем и прибытие в Париж некоторых из этих барельефов. На них были изображены люди в странной одежде, строящие дворец; другие гребли на лодках по морю, в котором плавали огромные рыбы, крабы и другие существа, включая человекоподобное морское существо (тритона). Эти резные каменные плиты, некогда украшавшие дворец ассирийского царя, построенный более 2600 лет назад, были перевезены в залы совершенно другого дворца — Лувра, бывшей резиденции королей Франции, а ныне одного из величайших художественных музеев мира.
Открытие этих рельефов было только началом. Вскоре и другие исследователи начали раскопки на соседних курганах. Постепенно были найдены дворцы, храмы и целые города, а вместе с ними — огромные библиотеки глиняных табличек, покрытых особыми значками, которые мы называем клинописью. Подобно тому, как учёные смогли прочесть иероглифы Египта, со временем была расшифрована и клинопись древней Вавилонии и Ассирии. Это позволило понять языки, на которых говорили в разных частях страны в разные эпохи. История Месопотамии оказалась более бурной, чем история Египта, и в ней участвовало больше разных народов.
Шумерская и аккадская скульптура
Все, кто читал Библию или труды древних греков и римлян, слышали о Вавилонии и Ассирии. Но лишь после того, как учёные смогли прочесть клинописные тексты, стало известно о двух народах, живших на этой земле ещё раньше, — шумерах и аккадцах. (См.: Шумерское искусство 4500–2270 до н.э.)
Рельефы, обнаруженные Ботта, — первые произведения искусства из этой части света, которые человечество увидело более чем за 2000 лет, — были ассирийскими. Ассирийская империя процветала примерно с 1200 по 612 гг. до н.э. Позже были обнаружены все более и более древние работы, благодаря чему учёные узнали много нового не только об ассирийцах, но и о вавилонянах, правивших на этих землях примерно с 1800 по 1200 гг. до н.э., и о ещё более древних шумерах, которые первыми начали осваивать земли между двумя реками около 4000 лет до н.э. К всеобщему удивлению, выяснилось, что шумеры, само имя которых было забыто, были не дикарями, а, напротив, высокоразвитым народом. Они строили города и храмы, рыли каналы, изобрели клинопись и создали множество выдающихся образцов монументальной архитектуры, а также скульптуры и изделий из металла.
О другой древней монументальной каменной кладке, см.: Древнеегипетская архитектура (ок. 3000 лет до н.э. – 200 г. н.э.). Для сравнения со скульптурой на Дальнем Востоке см.: Китайское искусство, а также Традиционное китайское искусство: характеристики.
Город Ур
Некоторые из самых ранних произведений шумерского искусства были найдены на месте города Ур, а также в нескольких милях от него, где около 3100 года до н.э. был построен храм богини Нинхурсаг.
В самом Уре археолог сэр Леонард Вулли обнаружил гробницы царей и цариц, которые, вероятно, жили около 2600 года до н.э. Религиозные верования шумеров, а позже вавилонян и ассирийцев, сильно отличались от верований египтян. Умершим оставляли все, что, по мнению живых, могло им понадобиться (включая тела слуг и придворных, если покойный принадлежал к царскому роду). Однако в могилу не помещали статую умершего, на стенах не вырезали и не рисовали его изображений, и его не сопровождали статуи богов.
Тем не менее в гробницах Ура были найдены изящные образцы погребального, или религиозного искусства, в том числе небольшие фигурки, сделанные из металла или вырезанные из дерева и покрытые серебром, золотом, перламутром и другими материалами. На некоторых арфах были головы быков, коров или оленей из золота, серебра или меди. Иногда их глаза, бороды и кончики рогов делали из красивого синего камня, называемого лазуритом. Колесницы и сани украшали выступающие головы львов, львиц и быков из золота и серебра. Изящная золотая фигурка осла стояла на серебряном кольце, через которое продевались поводья.
Были найдены две необычные статуэтки, каждая из которых изображает барана, стоящего на задних ногах; его передние ноги прикреплены серебряными цепочками к ветвям куста. Основа фигурок была вырезана из дерева, а затем покрыта тонкими листами золота и серебра, а чешуйки из белых раковин и лазурита изображали пряди шерсти. Некоторые из этих находок, в том числе одного из баранов, можно увидеть в Британском музее (второй находится в Музее Пенсильванского университета).
Когда был раскопан древний храм богини Нинхурсаг, археологи обнаружили остатки четырёх статуй стоящих быков. Это самые древние из когда-либо найденных медных статуй. Эти и другие предметы, украшавшие храм, были настолько повреждены, что некоторые из них невозможно было спасти, но двух быков удалось вывезти и отреставрировать. Один из них сейчас находится в Британском музее, а другой — в Филадельфии.
В фундаменты под углами своих храмов шумеры, а позже и вавилоняне, закладывали маленькие кирпичные ящички, в каждый из которых помещали небольшую медную фигурку. Фигурка изображала царя-основателя храма в образе строителя, несущего на голове корзину с раствором. Ниже талии фигура сужалась в конус. Имя царя и название храма были нанесены клинописью либо на самой фигурке, либо на кирпиче перед ней. Эти закладные фигурки очень ценны, так как сообщают исследователям, что это было за здание и когда оно было построено. В некоторых зданиях вдоль стен, прямо под полом, располагался ряд маленьких кирпичных ящичков, в каждом из которых находилась грубо вылепленная и раскрашенная фигурка человека, животного или фантастического существа. Они были оберегами, предназначенными для защиты от злых духов, и перед каждым из них оставляли подношения в виде зерна или мяса.
Большие статуи также изготавливались с самых ранних времён, но, поскольку они изображали царей или богов, их часто разбивали враги-завоеватели, поэтому они редко сохраняются в идеальном состоянии. Очень ранняя мраморная скульптура была обнаружена при раскопках древнего шумерского города Ниппур. Надпись клинописью, по одной из версий, гласит, что она изображает царя по имени Эбих-Иль, жившего около 2450 г. до н.э. Высота статуи всего около 75 см. Она изображает человека, стоящего со сдвинутыми ногами и сложенными на груди руками — поза, которая в этой части мира до сих пор выражает благоговение. Губы сложены в улыбке, но на месте глаз — пустые глазницы. Вероятно, как и египетские скульпторы, мастера использовали какой-то цветной материал для инкрустации глаз. Над глазами видны две бороздки, в которых когда-то были металлические полоски, изображающие брови.
Для нас одна из самых интересных деталей в статуе царя — его одежда. Он носит своеобразную юбку от талии до лодыжек, которая выглядит так, будто сделана из ярусов пучков шерсти. Предполагается, что так скульптор изображал одежду из овчины с нестриженым ворсом, свисающим свободными прядями.
Рельефы (стелы)
Рельефные скульптуры тех ранних времён также показывают мужчин, носящих юбки такого типа. Рельефы высекались на каменных плитах или вертикальных каменных монументах, которые называют стелами. Их устанавливали в городах или храмах в ознаменование какого-либо события, например, победы в войне или строительства храма. Были обнаружены фрагменты многих шумерских стел. Иногда их находили далеко от Шумера, в руинах городов, куда их привозили в качестве трофеев. Одна из самых известных стел была найдена в Сузах, столице Элама, в горной местности к востоку от Шумера. Она датируется примерно 2250 г. до н.э., когда Нарам-Син, царь Аккадской империи, завоевал Элам. В честь этого события была вырезана стела, изображающая его воинов, марширующих по горам, и самого царя, попирающего ногой тело побеждённого врага. Сотни лет спустя эламиты совершили набег на аккадский город Сиппар и увезли этот монумент в Сузы. Там, в руинах их собственного забытого города, стела и была найдена тысячи лет спустя и перевезена в Европу, где сегодня мы можем видеть её в Лувре.
Но наибольший интерес и ажиотаж в Европе вызвали шумерские скульптуры, найденные в кургане, скрывавшем город Лагаш. Среди них было довольно много статуй, и надписи на них указывали, что они изображают правителей или царей-жрецов Лагаша, особенно правителя по имени Гудеа, который жил около 2120 г. до н.э. Более двадцати из этих статуй из Лагаша находятся в Лувре, и как минимум на шести из них есть имя Гудеа. Другие хранятся в Лондоне и США.
Причина, по которой эти статуи вызвали такой резонанс, заключалась в том, что они были не только интересны своим возрастом, но и являлись произведениями каменной скульптуры, не уступавшими лучшим образцам из Египта или других стран. Археологи и художники были впечатлены ими в равной степени.
Когда их обнаружили в начале XX века, некоторые европейские скульпторы начали ощущать, что пластическое искусство их времени стало слишком суетливым и сентиментальным. Статуи из Лагаша произвели на них сильное впечатление, потому что обладали теми качествами — величием, простотой и безмятежностью, — которых, по их мнению, не хватало современной скульптуре.
Статуи не были примерами натурализма: никто не считал, что они были точными портретами Гудеа или кого-либо ещё. Возможно, такие статуи создавались, чтобы представлять перед богами тех людей, чьи имена были на них начертаны. Они были вырезаны с исключительным мастерством из одной из самых твёрдых пород камня — диорита.
Работая со столь сложным материалом, скульпторы должны были изображать все максимально просто. Они опускали ненужные детали и сохраняли фигуру компактной, без выступающих частей. Скульптор концентрировался на создании хорошо сбалансированной формы из своего куска камня и не заботился о точных пропорциях человеческого тела. Возможно, он даже не пытался добиться портретного сходства.
Статуи были найдены погребёнными под слоем пепла, угля и обожжённого кирпича. Враги, которые в итоге захватили и разграбили Лагаш, подожгли его, но перед этим обезглавили статуи его царей и правителей и сбросили их с пьедесталов. Когда более четырёх тысяч лет спустя их обнаружили, головы и тела лежали отдельно. Когда одна из скульптур Гудеа прибыла в Лувр, эксперт, осматривавший её, заметил, что излом на шее похож на излом на голове, которую доставили в музей десятью годами ранее. Голову приставили к туловищу, и она идеально подошла. Однако лишь две или три статуи, найденные в Лагаше, были воссоединены со своими головами. Одна из них находится в Британском музее.
Ассирийская и вавилонская скульптура
Вавилоняне, а позднее и ассирийцы, чьи империи пришли на смену шумерским в Месопотамии, создавали не так много статуй. Возможно, отчасти потому, что камень приходилось привозить издалека, и поэтому его использовали очень экономно. Сохранилась лишь одна неповреждённая статуя ассирийского царя. Она изображает царя Ашшурнацирапала II и находится в Британском музее. Он правил Ассирией в 883–859 гг. до н.э. Статую нашёл в руинах его дворца британский археолог Остин Генри Лейард. Ашшурнацирапал, плотно закутанный в длинное одеяние с бахромой, стоит неподвижно и прямо. Его босые ноги сдвинуты, широко открытые глаза под густыми бровями смотрят вперёд, нос прямой и крупный, а борода и волосы аккуратно завиты и подстрижены.
Прекрасным вавилонским произведением является терракотовая скульптура из южного Ирака, известная как рельеф «Царица ночи» (ранее — рельеф Бурни), датируемая 1800–1750 гг. до н.э. (Британский музей). На этой рельефной плите периода Исин-Ларса или Старовавилонского царства изображена обнажённая крылатая богиня с птичьими когтями, которую сопровождают совы и которая стоит на двух львах. Ещё одна захватывающая работа — замечательный пример мозаичного искусства, известный как «Штандарт из Ура» (ок. 2500 г. до н.э., Британский музей, Лондон). Сделанный из раковин, известняка, лазурита и битума, он был обнаружен на царском кладбище в Уре.
Ассирийская скульптура в основном представляла собой низкий рельеф (барельеф) и служила декоративным искусством для украшения зданий. Стены всех главных помещений дворцов были облицованы каменными плитами, подобными тем, что обнаружил Ботта. Резные рельефы на них прославляли мощь и величие царя, а также успехи его военных походов. Они показывают нам царей и богов, участвующих в религиозных церемониях; ассирийцев, сражающихся и, конечно же, побеждающих своих врагов; осаждающих города, строящих лодки, перевозящих людей и колесницы через реки; казнящих пленников, уносящих добычу или статуи богов из завоёванных стран; едущих верхом на лошадях и верблюдах и охотящихся на диких животных. Из рельефов мы узнаем одну интересную деталь: ассирийские воины иногда переправлялись через реки, используя надутые воздухом кожаные мешки. См. также: Ассирийское искусство (ок. 1500–612 до н.э.) и Хеттское искусство (ок. 1600–1180 до н.э.).
Единственное, чего почти никогда не показывают ассирийские рельефы, — это мирная домашняя жизнь. Ассирийцы были жестоким и воинственным народом, которого боялись и ненавидели все соседи, и их суровость и бесстрашие отражены в их искусстве.
Женщины в ассирийской скульптуре появляются крайне редко, а дети — ещё реже. Мужчины изображены в одеждах, скрывающих большую часть тела, сшитых из тяжёлых тканей и украшенных бахромой и кистями. Но мышцы на обнажённых руках (и ногах, когда они видны) подчёркнуто выделяются. Их форма или расположение могут быть анатомически неточными, но тем не менее они производят сильное впечатление мощи.
Одно и то же суровое, жестокое лицо с аккуратно завитыми волосами и бородой повторяется на рельефах снова и снова, будь то изображение царя, бога или жреца, хотя слуг и людей низшего ранга часто изображали безбородыми. Фигуры людей показаны в профиль, но глаз, как и в египетской скульптуре, изображён в фас. В ассирийских рельефах плечи не развёрнуты к зрителю. При этом главная фигура не всегда показана значительно крупнее остальных, хотя и может быть на голову выше.
У богов или духов-хранителей иногда бывают головы птиц или животных. В одной руке они несут корзину или сумку, а в другой — предмет, напоминающий еловую шишку. Иногда они изображены участвующими в церемонии, связанной с опылением финиковой пальмы.
Ассирия также славилась своей резьбой по слоновой кости и ювелирным делом — в основном это были предметы личного пользования и аксессуары, а также редкие образцы хрисоэлефантинной скульптуры, предназначенной для украшения ценных предметов.
Ассирийские скульптуры животных
Если человеческие фигуры на ассирийских рельефах похожи друг на друга, то этого нельзя сказать о животных. Немногие художники в мировой истории могли сравниться с ассирийцами в том, как чудесно и реалистично они изображали лошадей, львов, быков и других зверей в сценах охоты. Некоторые из лучших образцов хранятся в Британском музее в Лондоне. Там находится большая коллекция рельефов из разрушенных дворцов трёх ассирийских царей, раскопанных в течение пятнадцати лет после первого открытия Ботта.
Мы видим царя, который убивает львов из своей колесницы, стреляя из лука или поражая копьём; воинов, яростно скачущих на лошадях; раненых львов и львиц, которые в ярости нападают на коней, а те, что ранены смертельно, волочат задние лапы по земле и, очевидно, ревут в агонии. Некоторые сцены очень жестоки, но при этом необычайно живы и правдивы. Можно быть уверенным, что скульпторы действительно видели то, что изображали, — они знали и понимали животных и глубоко интересовались их повадками.
Кроме рельефов с животными, ассирийские скульпторы, как и египетские, вырезали фантастических существ — полулюдей-полуживотных. Они также изобрели особый вид скульптуры, который был частично объёмным, а частично рельефным. По обеим сторонам ворот и входов в царские дворцы стояли колоссальные статуи львов или быков, обычно крылатых, а иногда и с человеческими головами. Они вырезались из каменного блока высотой более четырёх метров таким образом, что человек, подходящий спереди, видел животное как бы в статике, с двумя передними ногами. Но, взглянув сбоку, он видел то же животное в рельефе, уже идущим, поскольку скульптор добавлял ему дополнительную, пятую ногу. Иногда рядом с животным в рельефе изображали сопровождающую фигуру.
Лейард, археолог, раскопавший большой курган, скрывавший дворец царя Ашшурнацирапала II в месте, которое арабы называли Нимруд (в Книге Бытия этот город упоминается как Калах), рассказывал, как были взволнованы его рабочие, когда впервые наткнулись на огромную человеческую голову одного из этих существ. Они верили, что нашли самого Нимрода, «сильного зверолова», о котором говорится в Библии. Но когда они копнули глубже, то обнаружили огромное крылатое тело льва. Сейчас эта скульптура находится в экспозиции Британского музея.
Знаменитые статуи и рельефы из Месопотамии
Вот краткий список некоторых наиболее известных примеров неолитического искусства, созданного шумерской, вавилонской, ассирийской и аккадской культурами. (Все даты приблизительные, до н.э.)
Женская глиняная статуэтка из Самарры (6000)
Период неолита; Лувр, Париж.
Ваза из Варки (3200)
Период Урук; алебастр с резными рельефами, Музей Ирака, Багдад.
Серебряная статуэтка коленопреклонённого быка (3000)
Протоэламский период; Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Фигурка львицы из известняка (2900)
Протоэламский период; Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Шумерские обетные статуи из гипса и известняка (2600)
Музей Ирака, Багдад.
Стела коршунов из известняка (2600–2350)
Шумерский, раннединастический период III; Лувр, Париж.
Медный рельеф Имдугуда между двумя оленями (2500)
Британский музей, Лондон.
Баран в чаще (ок. 2500)
Выполнен из золота, серебра, меди, лазурита и красного известняка, найден в Большой яме смерти в Уре; ныне в Британском музее.
Мозаика «Штандарт из Ура» из раковин, известняка и лазурита (2500)
Британский музей.
Статуя Эбих-Иля (около 2450)
Шумерский раннединастический период III; гипс, сланец, раковины, лазурит; обнаружена в храме Иштар в Мари; ныне в Лувре.
Медная голова аккадского правителя (Саргона) (2250)
Аккадская империя; Музей Ирака, Багдад.
Стела Нарам-Сина с рельефом из известняка (2230)
Аккадская империя; Лувр, Париж.
Диоритовые статуи Гудеа из Лагаша (2120)
Неошумерский период; Лувр и Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Чаша с козлом из бронзы, золота, лазурита (1970)
Династия Симашки; Лувр, Париж.
Голова Хаммурапи (около 1780)
Вавилонская империя; Лувр, Париж.
Рельеф «Царица ночи» (1775)
Вавилонская империя; Британский музей.
Вавилонская стела, известная как Кодекс Хаммурапи (1750)
Лувр, Париж.
Резная крышка из слоновой кости для ассирийской шкатулки (1250)
Лувр, Париж.
Золотой бюст из Марлика (1200)
Национальный музей Ирана, Тегеран.
Ассирийский царь и его свита на полихромных изразцах (870)
Ассирийская империя; Британский музей.
Рельеф из слоновой кости «Львица, терзающая юношу» (800)
Финикийский стиль; декорирован сусальным золотом, лазуритом и сердоликом; ныне в Британском музее в Лондоне.
Чаша из бронзы и серебра из Нимруда (800)
Период Ашшурнацирапала II; Британский музей.
Голова рычащего льва (800–700)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Чёрный обелиск Салманасара III (860–825)
Британский музей.
Алебастровые крылатые быки из Хорсабада (710)
Неоассирийская эпоха; Лувр, Париж.
Алебастровый рельеф «Умирающая львица» (645)
Неоассирийская империя; Британский музей.
Бык из глазурованного кирпича с Ворот Иштар в Вавилоне (605–560)
Пергамский музей, Берлин.
Рельеф льва из синего глазурованного кирпича, Вавилон (585)
Лувр, Париж.
Дополнительные ресурсы
Греческая керамика (с 7000 лет до н.э.)
Древнее персидское искусство (с 3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Греческая скульптура (650–27 до н.э.)
Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.)
Римская скульптура (с 55 г. до н.э.)
Ресурсы по общему художественному образованию
Что такое искусство?
Как оценивать искусство
Как ценить скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?