Греческая живопись, архаический период читать ~6 мин.
До наших дней сохранилось настолько мало греческой живописи, что трудно поверить, что эллинистические и римские критики относились к ней так же высоко, как и к греческой скульптуре. Начиная с периода архаики (ок. 625-500 гг. до н.э.) классической античности у нас есть некоторые расписные плиты из терракота и камня, части четырех деревянных досок, настенные росписи (особенно в подземных гробницах в Этрурии) и косвенные свидетельства росписи ваз. Последние два источника продолжаются в классической греческой живописи (ок. 500-323 гг. до н.э.), а также появляются более поздние копии классических картин на мраморных панелях и настенных росписей в Италии. В эллинистической греческой живописи (323-1 век до н.э.) роспись на вазах вскоре исчезнет, но картины на стенах гробниц и домов, а также на надгробиях стали более многочисленными и сохранилось какое-то изобразительное искусство мозаики. Далее, есть много упоминаний о художниках и живописи у старшего Плиния (римский автор и натуралист, 23-79 гг. н.э.) и других древних писателей.
Все это очень печально. В греческом искусстве роспись ваз отличалась от живописи в технике, масштабе и назначении; в период архаики она, похоже, выполняла те же роли для композиции в интерьере, а также для представления анатомии и драпировки, но после этого в основном наблюдается влияние живописи. Плиты из терракота, по крайней мере, делят свою технику с вазами, деревянные таблички небольшие и дешевые, а надгробия не намного лучше, а мозаика в любом случае является неприспособленной средой. Настенные рисунки являются более внушительными, но в основном провинциальными и неполноценными, и с копиями трудно определить, насколько верным может быть каждый.
Что касается замечаний древних писателей, то в них есть несколько полезных моментов, но в целом они дают очень мало представления о художественном стиле. Как и в случае с римским искусством, фактом является то, что мы не обладаем какой-либо оригинальной греческой живописью и вряд ли когда-либо будем иметь ее, поэтому мы не можем реконструировать детально его историю или даже сформировать представление о качестве его шедевров.
Примечание: Для получения информации о керамике из древней Греции, включая технику Геометрия, Черная фигура, Красная фигура и Белое основание, см.: Греческая керамика: история и стили.
Материалы и методы
В качестве поверхностей, на которых можно рисовать, греческие художники использовали стены, деревянные или мраморные панели, терракотовые плиты или бляшки, а иногда кусочки слоновой кости, кожи, пергамента или льна. Из этих поверхностей деревянные панели, покрытые белой краской, были, вероятно, наиболее обычными для крупных и мелких работ. Начиная с седьмого века, доступный диапазон цветов для росписей и панно был достаточно широк, за исключением работ по терракоту, где краски должны были подвергаться обжигу в печи.
На стенах главными методами росписи были темпера и фреска ; для дерева и мрамора темпера и энкаустика – техника, в которой цвета смешиваются с воском, наносятся на поверхность, а затем «обжигаются» раскаленным стержнем. Энкаустика была более долговечной, чем темпера, хотя и более трудоемкой, и обладала некоторым богатством тона масляной живописи, среды, неизвестной грекам. Говорят, что энкаустика впервые стала обычным методом живописи на мраморных статуях и архитектурных деталях в шестом веке и была принята для росписи по панелям в пятом, но поскольку греческие художники часто практиковали и скульптуру, и живопись, было бы удивительно, если бы этот интервал длился очень долго.
Древесина не имеет большого шанса на сохранение в Греции, но мы можем сделать вывод из греческих терракотовых панелей, что дожившая до наших дней роспись по дереву датируется как минимум концом восьмого века. Хотя маловероятно, что такая живопись имела успешную собственную технику набросков примерно до 650 г. до н.э., иначе у коринфских художников по вазам было мало оснований для разработки техники черной фигуры, основанной на гравировке металла.
Метопы
В любом случае, ранние значительные примеры сохранившихся более крупных картин – терракотовые метопы (декоративные таблички) из храма Аполлона в Термоне в Аитолии – написаны позже, около 630 г. до н.э. Здесь графическое поле имеет площадь около двух футов, а фигуры занимают его полную высоту, но стиль напоминает коринфскую роспись ваз, которую немного позже использовали для ваз Чиги (ок. 650-40 г. до н.э.) – художник использовал больший масштаб не для того, чтобы увеличивать или улучшать детали анатомии, а только для того, чтобы умножить рисунки драпировки. Его цветовая палитра не шире, чем у художника ваз – черный, белый, фиолетовый и светло-коричневый (для мужской плоти), все используемые в плоских смывках, – но он был ограничен цветами, которые выдерживали бы стрельбу. Техническое отличие состоит в том, что на метопах контуры и линии внутренних деталей нарисованы и не прорезаны, но разрез не был бы эффективен при работе такого масштаба, и в любом случае контурный рисунок был обычным явлением в современной росписи ваз за пределами Коринфа. (См. Также: Греческая архитектура : 900-27 до н.э.)
Эти метопы были, вероятно, не самыми ранними картинами в этой технике и не самыми амбициозными в свое время. Светло-коричневый для мужской плоти использовался в вазописи в течение одного поколения или около того до появления термонов и вполне мог быть заимствован из картин на дереве. Необычно запутанная сцена битвы на вазе Киджи, возможно, дает некоторое представление о более амбициозных картинах того времени. Метопы Тэннона из-за их формы допускают только одиночные фигуры или небольшие компактные группы. Есть несколько похожих метопов, но чуть позже из Калидона, также в Аитолии, но они более повреждены.
Панно
Четыре небольшие деревянные таблички, найденные в Пите, в двадцати пяти милях к западу от Коринфа, одна из которых, согласно ее надписи, нарисована коринфянином – показывает ту же систему цветного рисунка в стиле, который может быть тем же, что и на росписи ваз из Коринфа около 530 г. до н.э. Земля белая, а цвета – черный, красный, светло-коричневый, темно-коричневый и синий. Более поздние фрагменты окрашенной штукатурки, найденной в Гордионе во Фригии и настенные росписи в гробницах в Кизибеле и Карабуруне в Ликии, наряду с мифологической живописью включают в себя темы из повседневной жизни, а стиль достаточно близок к стилю восточно-греческой вазописи.
Этрусские гробницы
Подобное стилистическое решение росписи ваз с красными фигурами появляется в довольно многочисленных настенных росписях в стиле поздней архаики в этрусских гробницах. Этрусское искусство приобрело свой собственный образ, но роспись гробниц (хотя иногда и изображающие этрусские детали одежды и обычаи) в основном греческого стиля – за исключением Этрусской живописи, имеет тенденцию быть более отсталой и провинциальной, чем типичные греческие произведения.
Примечание: Подробнее о цветовых пигментах, используемых древнегреческими художниками в росписи фресками, темперой, энкаустикой и акварелью, см.: Классическая цветовая палитра.
Для других видов древнего искусства одновременно с греческой архаической живописью,
пожалуйста, смотрите искусство античности (ок. 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
Больше статей о изобразительном классическом искусстве древности, см.:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Дедальная греческая скульптура (ок. 650-600 гг. до н.э.)
Архаическая греческая скульптура (ок. 600-480 до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (c.480-450 до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (ок. 450-400 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (c.400-323 до н.э.)
Эллинистическая греческая скульптура (c.323-27 до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического стиля (c.323-27 до н.э.)
Греческое искусство металлообработки (8 век до н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?