Греческая живопись, архаический период читать ~6 мин.
До наших дней сохранилось так мало образцов древнегреческой живописи, что сложно поверить, насколько высоко её ценили эллинистические и римские критики — наравне с греческой скульптурой. От архаического периода (около 625–500 гг. до н.э.) до нас дошли немногочисленные расписные плиты из терракоты и камня, фрагменты четырёх деревянных досок, настенные росписи (преимущественно в этрусских гробницах) и косвенные свидетельства, полученные при изучении вазописи. Эти источники встречаются и в период классической греческой живописи (около 500–323 гг. до н.э.), к которому также относятся более поздние копии картин на мраморных панелях и настенные росписи в Италии. В эпоху эллинистической греческой живописи (323 – I век до н.э.) вазопись постепенно исчезает, но чаще встречаются росписи на стенах гробниц и домов, а также на надгробиях. Кроме того, сохранились образцы искусства мозаики и многочисленные упоминания о художниках и их работах у Плиния Старшего (23–79 гг. н.э.) и других античных авторов.
Эта утрата значительной части наследия вызывает сожаление. В греческом искусстве вазопись отличалась от станковой живописи по технике, масштабу и назначению. В архаический период она, по-видимому, играла схожую роль в построении композиции, а также в изображении анатомии и драпировки, но впоследствии в вазописи стало заметно сильное влияние станковой живописи. Терракотовые плиты имеют общую технику с вазописью, деревянные таблички были невелики и дёшевы, а росписи надгробий не отличались высоким качеством. Мозаика же является техникой со своими ограничениями. Настенные росписи более монументальны, но в основном провинциальны, а при анализе копий трудно определить степень их точности.
Замечания античных авторов содержат полезные сведения, но дают лишь общее представление о художественном стиле. Как и в случае с римским искусством, до нас не дошли оригинальные шедевры греческой станковой живописи. Это не позволяет детально реконструировать её историю и в полной мере оценить качество величайших произведений.
Для получения информации о керамике из Древней Греции, включая геометрическую, чернофигурную, краснофигурную и белофонную техники, см.: Греческая керамика: история и стили.
Материалы и методы
В качестве основы для живописи греческие художники использовали стены, деревянные или мраморные панели, терракотовые плиты, а иногда — фрагменты слоновой кости, кожи, пергамента или льна. Из этих поверхностей наиболее распространёнными, вероятно, были деревянные панели, покрытые белым грунтом. Начиная с VII века до н.э. палитра, доступная для настенных росписей и панно, была достаточно широкой. Исключение составляли работы по терракоте, где краски должны были выдерживать обжиг в печи.
Для настенной живописи основными техниками были темпера и фреска. На дереве и мраморе применяли темперу и энкаустику — технику, в которой краски смешиваются с воском, наносятся на поверхность, а затем «закрепляются» раскалённым стержнем. Энкаустика была долговечнее темперы, хотя и более трудоёмкой, и придавала тону богатство, сравнимое с масляной живописью, которая была неизвестна грекам. Считается, что энкаустика вошла в обиход для росписи мраморных статуй в VI веке до н.э., а для станковой живописи — в V веке. Однако, поскольку греческие художники часто занимались и скульптурой, и живописью, этот разрыв вряд ли был долгим.
Дерево плохо сохраняется в климатических условиях Греции, но, судя по терракотовым панелям, можно заключить, что живопись по дереву существовала как минимум с конца VIII века до н.э. Вероятно, до 650 года до н.э. в станковой живописи ещё не была выработана совершенная техника контурного рисунка. В противном случае у коринфских вазописцев не было бы причин разрабатывать чернофигурную технику, основанную на процарапывании и заимствованную из гравюры по металлу.
Метопы
Самые ранние из дошедших до нас значительных образцов монументальной живописи — это терракотовые метопы (декоративные панели) из храма Аполлона в Термоне (Этолия), созданные около 630 года до н.э. Размер каждой панели составляет примерно 87x87 см, а фигуры занимают всю их высоту. Стиль напоминает коринфскую вазопись того периода, ярким примером которой является ваза Киджи (около 650–640 гг. до н.э.). Художник использовал крупный масштаб не для детализации анатомии, а для обогащения узоров драпировки. Его палитра — чёрный, белый, пурпурный и светло-коричневый (для мужских тел) — была ограничена красками, выдерживающими обжиг. Технически контуры и внутренние детали здесь нарисованы, а не процарапаны, так как процарапывание было бы неэффективно в таком масштабе. (См. также: Греческая архитектура: 900-27 до н.э.)
Эти метопы, вероятно, не были ни самыми ранними, ни самыми амбициозными работами своего времени. Светло-коричневый цвет для мужских тел использовался в вазописи примерно за поколение до создания метоп из Термона и мог быть заимствован из станковой живописи. Необычайно сложная сцена битвы на вазе Киджи даёт представление о более масштабных композициях того периода. Форма метоп из Термона позволяла изображать лишь одиночные фигуры или небольшие группы. Существуют похожие, но более поздние и хуже сохранившиеся метопы из Калидона, также в Этолии.
Панно
Четыре небольшие деревянные таблички, найденные в Пице (около 40 км к западу от Коринфа), демонстрируют ту же систему цветного рисунка. Одна из них, судя по надписи, расписана коринфским художником в стиле, близком к местной вазописи около 530 г. до н.э. Фон на них белый, а использованные цвета — чёрный, красный, светло-коричневый, тёмно-коричневый и синий. Более поздние фрагменты расписной штукатурки из Гордиона (Фригия) и росписи гробниц в Кизибеле и Карабуруне (Ликия) наряду с мифологической живописью включают сцены из повседневной жизни. Их стиль близок к восточно-греческой вазописи.
Этрусские гробницы
Стилистическое сходство с краснофигурной вазописью проявляется в многочисленных настенных росписях позднеархаического периода в этрусских гробницах. Этрусское искусство выработало собственный узнаваемый стиль. Однако росписи гробниц, несмотря на изображение местных обычаев и деталей одежды, по своей стилистике в основном следовали греческим образцам. При этом этрусская живопись часто выглядит более архаичной и провинциальной по сравнению с современными ей греческими произведениями.
Подробнее о цветовых пигментах, используемых древнегреческими художниками во фреске, темпере, энкаустике и акварели, см.: Классическая цветовая палитра.
О других видах искусства, существовавших одновременно с греческой архаической живописью,
пожалуйста, смотрите статью Искусство античности (около 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Больше статей об изобразительном искусстве классической древности:
Скульптура Древней Греции (Введение)
Дедалическая скульптура (около 650–600 гг. до н.э.)
Архаическая греческая скульптура (около 600–480 гг. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (около 480–450 гг. до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (около 450–400 гг. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (около 400–323 гг. до н.э.)
Эллинистическая греческая скульптура (около 323–27 гг. до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического стиля (около 323–27 гг. до н.э.)
Греческое искусство металлообработки (VIII век до н.э. и далее)
Римская скульптура (с I века до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?