Пергамский алтарь Зевса читать ~11 мин.
Алтарь Зевса в Пергаме – эллинистическая скульптура, гигантомахический фриз с высоким рельефом, разработанный Фиромахом.
Алтарь Зевса в Пергаме
Величайший образец эллинистической греческой скульптуры, колоссальный алтарь Зевса в Пергаме, недалеко от Измира (Турция), представляет собой монументальное произведение греческого искусства, построенное королём Евменом II из династии Атталидов примерно с 166 по 156 год до нашей эры. Алтарь украшен мраморным фризом длиной 370 футов, на котором изображена Гигантомахия из греческой мифологии. Как Парфенон в Афинах – ещё одна икона классической древности – Алтарь Зевса был построен на террасе акрополя с видом на древний город Пергамон, расположенный на западном побережье Анатолии (ныне Турция) в Малой Азии. Однако, в отличие от Парфенона, это был не храм, а просто алтарь, возможно, связанный с дорическим храмом Афины, который был построен 150 годами ранее и который стоял над алтарём на отдельной террасе. Более того, в отличие от высококлассной греческой скульптуры Парфенона (450-400 гг. до н.э.), статуи и рельефы которой всегда были спокойными и безмятежными и никогда не выражали каких-либо особых эмоций, греческое эллинистическое искусство (323-27 гг. до н.э.) было не столько гармонией и безмятежностью, сколько чем-то более эмоциональным свидетельством дикого движения и сильного чувства.
Примером этого нового подхода к искусству скульптуры является Пергамский алтарь, чей фриз высотой почти 3 метра наполнен огромными фигурами богов и гигантов, вступивших в смертельную схватку. Эти изображения были вырезаны с таким высоким рельефом, что почти не отрывались от фона. Сюжет скульптурного рельефа можно описать как мифическую победу Зевса и богов над гигантами, но в действительности он отмечает серии побед пергамцев над кельтами и другими варварскими захватчиками с востока. Некоторые учёные также считают, что это приравнивает эти Пергамские триумфы к победам Афин 5-го века «Золотого века» при Перикле. Всё, что осталось от этого выдающегося произведения искусства – возможно, величайшего повествовательного рельефа в истории скульптуры – входит в Берлинскую коллекцию классических древностей, и её можно увидеть в Пергамском музее, Staatliche Museen, Берлин. Подробнее о новом стиле пластического искусства, воплощённом в Алтаре Зевса, см.: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 до н.э.).
Архитектура и дизайн
Массивный Пергамский алтарь, спроектированный в соответствии с ионическим орденом греческой архитектуры, имел примерно 35 метров в ширину и 33 метра в глубину, и к нему можно было попасть с запада по огромной лестнице шириной около 20 метров. Лестница вела на плоскую крытую площадку с колоннадой или залами, простирающимися вперёд и по бокам, один из которых выступал назад, чтобы выходить на лестницу. Широко расставленные колонны, окружавшие зал, имели платформы с ионическими капителями. На крыше было множество статуй, в том числе львов-грифонов, квадриг (колесниц) с лошадьми, кентавров и божеств, а также горгулий. Через колонны к фасаду проходил внутренний двор, где находился жертвенник. Внутренний двор был украшен фризом на уровне глаз, изображающим жизнь Телефуса, легендарного основателя Пергама.
Верхняя часть располагалась на базе высотой 6 местров, через которую проходила лестница на пути к вершине. Основание состояло из постамента, фриза из плит высотой около 2,5 м, украшенного рельефной скульптурой, изображающей битву между олимпийскими богами и гигантами, и выступающего карниза. 113-метровый фриз – самый длинный фриз, созданный в греческой древности после фриза Парфенона (160 метров), он был вырезан из проконнесского мрамора, в то время как остальная часть основания и верхний фриз Телефуса были сделаны из более тёмного мрамора Лесбос-Мория. Фундамент основания (который можно исследовать на площадке в Пергаме) состоял из пересекающихся стен из туфа, выложенных в виде решётки, что обеспечивало дополнительную защиту от землетрясений.
Хотя нет никаких археологических свидетельств об обнаружении какой-либо краски, традиция скульптуры из древней Греции предполагает, что вся структура алтаря Зевса была окрашена в яркие цвета.
Фриз гигантомахии
Считается, что здание в целом было спроектировано Фиромахом, последним из величайших скульпторов Древней Греции, среди которых были Кресила (около 480–410 гг.), Мирон (период активности 480–444 гг.), Фидий (488–431 гг., Поликлет (работал между 450 и 430 гг.), Каллимах (работал в 432-408 гг.), Скопас (работал в 395-350 гг.), Пракситель (работал в 375-335 гг.) И Лисипп (около 395-305 гг.). Однако неизвестно, участвовал ли сам Фиромах в создании фриза.
Фриз Гигантомахии, украшающий основание, состоит из более чем 100 отдельных панелей, изображающих богов в битве с гигантами, в образцовой демонстрации эллинистической мраморной скульптуры, наполненной действием, эмоциями и движением. История восходит к греческой легенде: как только новые боги во главе с Зевсом при поддержке богини Гайи победили старых богов под предводительством Кроноса, Зевс решил выступить против нескольких детей Гайи.
Скульптура Восточного Фриза
На этой стороне находится большинство главных олимпийских богов, включая богиню Гекату, которая сражается с гигантом Клитиосом. Затем идёт Артемида, вооружённая луком и стрелами против Отоса. Ее охотничья собака нападает на другого Великана. Лето, мать Артемиды, сражается на стороне своей дочери против звероподобного Великана, ей помогает брат-близнец Артемиды Аполлон, который только что выстрелил в Эфиальта. На едва поддающейся расшифровке панели изображены Деметра и Гера, Зевс и Геракл (известный по львиной лапе). Зевс бросает молнии в двух молодых гигантов и их лидера Порфириона. После этого Афина, богиня-покровительница Пергама, борется с гигантом Алкионеем и его матерью Гайей. Наконец, мы видим Ареса, бога войны, едущего в битву на колеснице.
Скульптура Южного Фриза
Эта часть начинается с Реи, богини Малой Азии, восседающей на льве. Рядом с ней три бога, один из которых – Гефест, сражаются с огромным гигантом. Другие божества, изображённые на южном фризе: Эос, богиня зари; Тейя, богиня дневных и ночных звёзд, Селена, богиня луны; Эйтер, Уран, его дочь Фемида, богиня справедливости. Наконец мы видим титана Фойбу с дочерью Астерией.
Скульптура Западного фриза
На северном ризалите Алтаря вырезано несколько богов океана, каждый из которых сражается с гигантами. Среди них Тритон и его мать Амфитрита; пара Нерей и Дорис, Океан и Тетис. На южном ризалите изображено несколько богов природы и мифологических существ, в том числе: Дионис и его мать Семела. Здесь также можно увидеть единственную подпись художника на алтаре – ТЕОРРЕТОС.
Скульптура Северного Фриза
Греческие боги, изображённые на северной стороне, включают: Афродиту, её возлюбленного Ареса, её мать и её маленького сына Эроса. За ними следуют близнецы Кастор и Поллукс. Следующие шесть бойцов связаны с Аресом, богом войны. Их точные личности неизвестны, но, похоже, среди них есть Никс и одна из Эриний, богинь мести. Мы также видим трёх Мойр (богинь судьбы). В следующей группе есть «богиня-лев», предположительно Чето. После этого идёт Посейдон, бог моря.
Жертвенник
Верхний внутренний двор, в котором находился жертвенник огня, был меньшего размера. Соответственно, рельефы Телефуса были созданы на более мелких плитах, чем те, которые использовались для гигантомахии вокруг основания. При высоте всего около полутора метров, плиты были значительно короче. Однако, если каменная скульптура Телефуса создавалась в меньшем масштабе, её качество ничем не уступало: фактически, она содержала ряд технических новшеств в способе организации изображений на рельефной панели, что оказало сильное влияние на позднее эллинисто-римское искусство (ок. 50 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Цифры, например, поражали глубиной; фоновые пейзажи были более детализированы и живописны; а архитектурные элементы использовались для обозначения занятий в помещениях. Изобразительный цикл фриза касается жизни Телефуса, сына героя Геракла и одного из героев греческих легенд, как упоминается в писаниях V века до н.э. Айшилом, Еврипедом и Софоклом. См. также: Эллинистические статуи и рельефы.
История Пергамского алтаря
Пергамское царство на северо-западе Малой Азии, которое оспаривали Антигон I (Монофтальм) и Селевк I (Никатор), два бывших генерала Александра Великого и «унаследовали» греческую, византийскую и персидскую части его империи, было основано в 281 Филетера (ок. 343–263 до н.э.). Оно стало основоположником династии Атталидов, правившей Пергамоном с 281 по 133 год до нашей эры, превратив город в важный культурный центр греческого искусства и науки. Поскольку Филетайр был евнухом, он выбрал преемника (Эвмена), которому, в свою очередь, наследовал Аттал I, одержавший крупную победу над кельтскими галатскими племенами в 228 г. до н.э. При Аттале II и Эвмене II размер города-государства увеличился, развивался эллинизм, а акрополь с видом на Пергам был разработан так, чтобы включить несколько храмов и вторую по величине библиотеку в классическом греческом мире (200 г. до н.э.). Позднее был заключён союз с Римом, чтобы гарантировать территориальную целостность Пергама.
Таким образом, примерно к 180 г. до н.э. Атталиды прочно утвердились в качестве правителей важного центра греческой культуры и стремились узаконить свою династию как в глазах богов, так и в глазах своих светских соседей. Алтарь Зевса в Пергаме был одним из нескольких примеров монументальной архитектуры, на которую Атталиды полагались для достижения своих духовных и политических целей. В действительности Аттал III умер, не оставив наследника, и завещал город римлянам. Смотрите также: Римская архитектура (около 400 г. до н.э. – 400 г. н.э.).
Хронология и даты
Анализ останков, обнаруженных при раскопках на территории, которая сейчас является частью Турции, привёл к некоторым изменениям в исторической хронологической шкале. До относительно недавнего времени учёные предполагали, что Алтарь Зевса был заказан в 184 г. до н.э. Эвменом II после его победы над кельтским племенем толистагиан во главе с Ортиагоном. Но современные археологи предпочитают более позднюю дату, возможно, 166-156 гг. до н.э., интерпретируя Алтарь как общий памятник серии побед Пергамцев над македонцами, кельтами и Селевкидами. (Внутри фундамента алтаря был обнаружен фрагмент греческой керамики, датируемый 172 г. до н.э., что указывает на то, что сооружение должно было быть возведено позже.)
ПРИМЕЧАНИЕ: О более поздних скульпторах и движениях, вдохновлённых Пергамским алтарём, см.: Классицизм в искусстве (начиная с 800 г.).
Раскопки Пергамского Акрополя
В конце 7 века во время христианско-арабского конфликта здания на пергамском акрополе, в том числе алтарь Зевса, были частично разобраны, чтобы обеспечить поставку камня для оборонительных сооружений, а в 716 году город был временно захвачен арабами, а затем заброшен. Заселённый в 12 веке, позже он был оккупирован турками. В течение следующих восьми веков Пергамский алтарь посетило много европейских исследователей, коллекционеров произведений искусства и путешественников, в том числе (в последнее время): французский учёный-классик граф де Шуазель-Гуффье, английский архитектор Чарльз Кокерелл, немецкий археолог Отто фон Штакельберг и немецкий антиквар Отто Фридрих фон Рихтер.
Прусский инженер Карл Хуманн (1839–1896) впервые посетил Пергам в 1864 году, возвращаясь несколько раз в последующие годы. Он решительно выступал за сохранение культурных памятников на акрополе города, который использовался местными жителями в качестве карьеров, которые также ломали мраморные скульптуры для получения строительного материала. В конце концов, после поддерживающих вмешательств Эрнста Курциуса, берлинского классика, и Александра Конзе, директора берлинских коллекций скульптур, а также правительства Германии, стремящегося достичь культурного паритета с Британией, Хуманн раскопал Пергамский алтарь в двух крупных кампаниях (1879 и 1904) с согласия османских властей. В результате мраморные барельефы с Пергамского алтаря вместе с множеством других фрагментов были отправлены в Берлин.
Реконструкция в Берлине
В Берлине итальянские реставраторы реконструировали мраморный фриз из тысяч найденных фрагментов. После серии задержек, вызванных физическим оседанием, мировой войной и депрессией 1920-х годов, в 1930 году был наконец открыт большой новый Пергамский музей, спроектированный Альфредом Месселем, для демонстрации собранных алтаря и фриза. Сегодня Пергамский алтарь является главной изюминкой Берлинской коллекции классических древностей и выставлен в Пергамском музее и Старом музее, которые расположены на Музейном острове в Берлине.
Влияние
По крайней мере, один историк, Ампелиус, оценил алтарь Зевса в Пергаме как одно из семи чудес древнего мира. Римские власти, однако, не согласились. По их мнению, ни одна эллинистическая скульптура не могла сравниться со скульптурой высокого классического греческого искусства (450–400), что разделяли учёные 18 века, такие как неоклассицист Иоганн Иоахим Винкельманн (1717–1768). Этот негативный взгляд был результатом сильного предпочтения «сурового» стиля эллинистической скульптуры – см., например, Венеру Милосскую или фигуры процессии на стенах Ара Пацис Августа в Риме – а не энергичному и драматичному «барокко» эллинизма, практикуемого пергамской школой. См. также: Лаокоон и его сыновья, а также об итальянском гении 17 века, Бернини (1598–1680).
Дополнительные ресурсы
Ранняя классическая греческая скульптура (480-450 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (400-323 до н.э.)
Раннеримское искусство (510-27 до н.э.)
Колонна Траяна (106-113 гг. до н.э.)
Об оценке искусства
Чтобы проанализировать барельефы и статуи Древней Греции, см.: Как понять скульптуру.
О других формах архитектуры и скульптуры, популярных в Малой Азии, см. Искусство классической античности (около 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
- Наследники еврейского коллекционера требуют от Австрийского правительства реституции шедевра Густава Климта «Бетховенский фриз»
- Творчество Николая Рериха представил Русский музей
- Эллинистические статуи и рельефы
- Эллинистическое римское искусство
- Колонна Траяна
- Путешествие по времени на выставке «Мотивы Эллады» в центре «Преодоление»
- Скульптура Древней Греции
- Пергамская школа эллинистической скульптуры
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?