Искусство в кельтском стиле в Римской империи читать ~6 мин.
Народы, населявшие древние Германию, Галлию, Испанию и Скандинавию, до прихода римлян не имели культурных традиций, характерных для западно-средиземноморской цивилизации. Тем не менее они поддерживали контакты не только с Апеннинским полуостровом, но и с регионами Ближнего Востока. Благодаря этому они познакомились с искусством Греции, а позднее — с искусством этрусков.
В течение железного века ведущей культурой Центральной Европы стала гальштатская. Она получила своё название в честь поселения в Австрии, где был раскопан некрополь с богатыми находками той эпохи. Гальштатская культура существовала примерно с IX по V век до н.э. Её артефакты сочетают в себе мотивы древней дунайской традиции со средиземноморскими и этрусскими влияниями. Принято считать, что это была первая целостная кельтская культура.
Латенская культура кельтов
В период с V по I век до н.э. на территории современной Швейцарии сформировалась более развитая цивилизация, известная как латенская культура. Её название происходит от местности на берегу озера Невшатель, где было сделано множество важных археологических находок. Этот этап развития кельтского искусства возник в результате слияния эллинистических и этрусских мотивов с дунайскими традициями и восточными влияниями, привнесёнными скифами.
Скифы, населявшие евразийские степи от Причерноморья до Алтая, создали собственную самобытную цивилизацию около VII века до н.э. Они были искусными мастерами и производили драгоценные изделия из металла, представляющие значительный художественный интерес. Золото и бронза, обработанные в технике рельефа, фигуры животных в характерном «зверином стиле», застёжки и нагрудные пластины со сложными орнаментами — все эти работы демонстрируют элегантность и стилизованность линий.
Наиболее яркие образцы скифского искусства происходят из богатых погребений знати, например, из курганов на Кубани, где были найдены многочисленные золотые украшения и предметы быта. Возвращаясь к латенской эпохе, для неё также характерны пряжки, браслеты и бронзовые изделия высокого уровня исполнения. Влияние греческих и италийских образцов заметно в керамике и скульптуре, однако следов монументальной живописи того периода не сохранилось.
Особенности культуры кельтов
С высокой долей уверенности можно утверждать, что носителями гальштатской и латенской культур были кельты. Этот народ, происходивший с Верхнего Дуная, широко расселился по Европе, включая территорию современной Италии, Испании и Балкан. В их искусстве вкус к геометрическому орнаменту сочетался со склонностью к экспрессивному и реалистичному стилю в портретах, который иногда приобретал гротескные или карикатурные черты.
Типичными для кельтов были изделия из металла, ювелирные украшения, монеты, пряжки с животными мотивами и предметы, украшенные эмалью. В регионах, близких к Средиземноморью, особенно в Галлии и Северной Италии, искусство кельтов отличается большей зрелостью и изысканностью выразительных средств. Это объясняется их тесными контактами с греко-этрусским миром.
В архитектуре кельты перенимали греческие образцы, что особенно заметно в конструкции храмов, которые они возводили своим божествам. Однако, как и многие народы, ведшие подвижный образ жизни, кельты оставили после себя немного монументальных сооружений, что затрудняет их детальное изучение.
Котёл из Гундеструпа
В ходе своей экспансии на север кельты достигли Британии и Ирландии примерно в IV – III веках до н.э., но так и не заселили Данию, где обитали германские племена. Тем не менее кельтское искусство проникало и в этот регион — через торговлю, в качестве военных трофеев или благодаря работам отдельных мастеров, переселявшихся на север.
Один из величайших шедевров кельтского ремесла был найден именно в Дании. Это большой серебряный котёл из Гундеструпа, обнаруженный в торфяном болоте в Химмерланде, Ютландия. Стенки и дно котла украшены рельефными изображениями мифологических и ритуальных сцен, а также фигурами реальных и фантастических животных.
Разнообразие и богатство декора делают этот предмет поистине исключительным. Высокое качество исполнения и стилистические детали позволяют предположить, что котёл мог быть изготовлен в регионе Среднего Дуная. Там проживали кельтские племена, известные своим искусством обработки серебра.
Искусство кельтов в Испании
Миграции кельтов достигали Испании двумя основными волнами (около 1000 лет до н.э. и 600 г. до н.э.). Они привнесли элементы гальштатской культуры в уже существовавшие иберийские традиции, что прослеживается, например, в формах оружия. Позднее эти смешанные культуры испытали также финикийское и греческое влияние. Такое сложное переплетение породило уникальный, синкретический стиль, известный как кельтиберское искусство.
Среди его образцов выделяются вотивные предметы из бронзы и каменная скульптура. Часто встречался мотив колесницы, популярный в ритуальных контекстах у многих древних цивилизаций, от Крита до Скандинавии. Позднее римское завоевание Испании привело к угасанию самобытных иберийских традиций, на смену которым пришло имперское римское искусство, схожее с тем, что создавалось на Апеннинском полуострове.
Галльская культура
Галльская цивилизация развивалась как часть кельтского мира и имела общие черты с гальштатской и латенской культурами. Галлами римляне называли группы кельтских племён, заселивших эту территорию примерно с VII века до н.э.; греки же именовали их «галатами». В гальштатский период для местного искусства были характерны оружие, особенно мечи с длинными клинками, и керамика с геометрическим орнаментом. В латенский период, с IV века до н.э., появляются разнообразные виды бронзового и железного оружия, гончарные изделия, изготовленные на круге, эмали и бронзовые пластины.
После завоевания Галлии Римом местные художественные стили претерпели глубокие изменения под влиянием римских образцов. Искусство этого региона в период с I века до н.э. до прихода христианства принято называть галло-римским. Однако даже в произведениях, где римское влияние наиболее очевидно, часто сохраняется определённая грубоватая выразительность, что позволяет считать их оригинальными образцами провинциального искусства.
Развитие искусства железного века в Северной Европе
В Северной Европе железный век, испытавший влияние кельтской цивилизации, наступил значительно позже, чем в центральных и южных регионах. Ещё в бронзовом веке на Скандинавский полуостров проникали отголоски средиземноморских и восточных культур благодаря сложным торговым путям. Этим объясняется появление орнаментальных мотивов, напоминающих восточные, на золотых, серебряных и бронзовых пластинах, щитах и оружии.
Хотя кельты никогда не заселяли Скандинавию, их изделия попадали туда в результате торговли. Они привили местным племенам вкус к оружию и пряжкам, украшенным фантастическими и геометрическими узорами, к массивным золотым украшениям и стилизованным, но выразительным изображениям животных.
В первые века нашей эры некоторые черты римской цивилизации достигли Севера опосредованно, через народы Центральной Европы. Определённую роль сыграли и прямые контакты между римскими императорами и вождями северных племён, о чём свидетельствуют находки ценных римских изделий в датских гробницах. Тем не менее это влияние не оказало значительного воздействия на местное художественное производство.
Прочитайте также: Христианско-римское искусство.
Другие статьи об изобразительном искусстве Древнего Рима см:
Римская архитектура (ок. 400 до н.э. – 400 н.э.)
Раннее римское искусство (ок. 510 до н.э. – 27 до н.э.)
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 до н.э. – 200 н.э.)
Позднеримское императорское искусство – период поздней империи (ок. 200-400 гг. н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э. и далее)
Рельефная скульптура Древнего Рима
- Движение возрождения кельтского искусства, XIX век
- Кельтское искусство
- Кельтское искусство обработки металлов
- Корона Петри
- Происхождение и развитие кельтских языков: ирландский, шотландский и валлийский
- «Саксофон + орган. Сокровища кельтов»
- Дудук Дживана Гаспаряна, орган и кельтская арфа прозвучали под сводами Кафедрального Собора Петра и Павла в Москве
- Камень Туруа, кельтская латенская скульптура
- Кельтские высокие кресты
- Путешествие в Иркутск
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?