Деконструктивизм: постмодернистский стиль архитектуры читать ~7 мин.
Один из самых визуально ярких видов искусства, который когда-либо был разработан, деконструктивизм – это странный на вид, но очень творческий стиль архитектуры 20-го века, который впервые появился в конце 1980-х годов, в основном в Лос-Анджелесе, Калифорния, но также и в Европе.
Являясь направлением постмодернистского авангардного искусства, ставшего возможным благодаря использованию дизайнерского программного обеспечения, разработанного в аэрокосмической промышленности, деконструктивистская архитектура выступает против упорядоченной рациональности геометрии, предпочитая непрямолинейный подход к проектированию, который обычно искажает внешний вид сооружения, подрывая модернистские ценности в этом процессе.
Некоторые интеллектуалы считают, что деконструктивистская философия также противостоит постмодернистскому искусству, хотя какие практические последствия это имеет, не совсем ясно. В конце концов, архитектор-деконструктивист вынужден подчиняться модернистским и постмодернистским законам науки, нравится ему это или нет.
Наиболее известным представителем деконструктивистского дизайна зданий является канадско-американский лауреат Притцкеровской премии Фрэнк О. Гери (р. 1929), один из ведущих американских архитекторов эпохи постмодернизма. Среди других деконструктивистов – Даниэль Либескинд (р. 1946), фирма Coop Himmelblau, Рем Колхас, Бернар Цхуми и Питер Айзенман. К выдающимся зданиям в стиле деконструктивизма относятся: Здание Национальных Нидерландов (Прага), Музей Гуггенхайма (Бильбао) и The Experience Music Project (Сиэтл) по проекту Фрэнка Гери; отель Porta Fira (Барселона) по проекту Тойо Ито; Центральная библиотека Сиэтла по проекту Рема Колхаса; UFA-Palast (Дрезден) по проекту Coop Himmelblau. (См. также Искусство дизайна с.1850-1970 и Компьютерное искусство: с 1970).
История
Деконструктивизм привлёк внимание общественности благодаря проектам, представленным на архитектурный конкурс 1982 года «Парк де ла Виллет» Жаком Деррида, Питером Айзенманом и Бернаром Тшуми (который победил). Позже, в 1988 году, в Музее современного искусства прошла знаковая нью-йоркская выставка «Деконструктивистская архитектура» под руководством Филипа Джонсона и Марка Уигли. На выставке были представлены проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Питера Айзенмана, Захи Хадид, Рема Колхаса, Бернарда Тшуми и Купа Химмельблау. В следующем году состоялось открытие Центра искусств Векснера в Колумбусе, первого крупного общественного здания, спроектированного в стиле деконструктивизма Питером Айзенманом.
С момента появления деконструктивизма некоторые архитекторы, связанные с ним, отошли или отделились от него, но термин прижился, и его иконоборческая философия дизайна проникла в современную американскую архитектуру, а также в европейские проекты. Хотя некоторые эксперты видят связь с конструктивизмом, движением, основоположниками которого в России были Владимир Татлин (1885-1953), Любовь Попова (1889-1924) и Эль Лисицкий (1890-1941), другие отрицают такую связь. Другие утверждают, что деконструктивистское движение отчасти происходит от концепций, выдвинутых философом-постструктуралистом Жаком Деррида. Другим важным, хотя и не обязательно определяющим, текстом для деконструктивистов является «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966) Роберта Вентури.
См. также: Движения современного искусства: 1970-настоящее время; а также Лучшие современные художники: родившиеся после 1945 года.
Характеристики
Деконструктивистская архитектура характеризуется манипуляциями с поверхностью, фрагментацией и непрямолинейными формами, которые искажают и смещают архитектурные конвенции относительно структуры и оболочки. Он намеренно сопоставляет элементы, которые кажутся противоречащими друг другу, чтобы бросить вызов традиционным представлениям о гармонии и непрерывности – даже стабильности! Одним словом, деконструктивизм бросает вызов почти всем традиционным стилям проектирования зданий. Однако на самом деле это не более чем серия постмодернистских «импульсов», а не последовательное движение или последовательный стиль дизайна.
Примеры деконструктивистской архитектуры
Здесь приведены краткие описания десяти наиболее влиятельных деконструктивистских проектов.
Музей дизайна Vitra, Вайль-ам-Райн, Германия
Спроектирован Фрэнком Гери
Завершён: 1989
В музее, представляющем собой абстрактное скопление кубических и криволинейных форм, находится одна из крупнейших в мире коллекций мебели, включающая большинство периодов и стилей от девятнадцатого века до современной эпохи. Первое здание Фрэнка Гери в Европе, созданное в сотрудничестве с дизайнером из Лорраха Гюнтером Пфайфером, Музей дизайна Vitra – один из нескольких архитектурных изысков на территории кампуса мебельной компании Vitra.
UFA-Kristall Filmpalast, Дрезден, Германия
Спроектировано Coop Himmelb(l)au
Завершено: 1997-98
Состоит из двух взаимосвязанных зданий: Кинотеатрального блока с восемью кинозалами и местами для более чем двух тысяч зрителей, и Кристалла, стеклянной оболочки, функционирующей как фойе и как общественная площадь. Описанный компанией Coop Himmelb(l)au как «городской проход», Кристалл также используется в качестве места для проведения общественных мероприятий, а его городское качество усиливается системами мостов и лестниц, которые обеспечивают вид на людей через слои света и цвета.
Центральная библиотека Сиэтла, Вашингтон
Спроектировано OMA/Рем Колхас
Завершено: 2004 г.
Это 11-этажное новаторское сооружение с крестообразным фасадом из стекла и стали является домом для «Книжной спирали», непрерывной 4-этажной системы стеллажей, которая позволяет посетителям просматривать весь фонд библиотеки, не пользуясь лестницами и не переходя в другую часть здания. На момент открытия книжные шкафы «Спирали» содержали 780 000 книг, но могли вместить до 1 450 000 книг, не пополняя стеллажи.
Еврейский музей, Берлин, Германия
Спроектировано Даниэлем Либескиндом
Завершено: 2001
Этот пример искусства Катастрофы состоит из уникальной зигзагообразной структуры, заключённой в тонкие цинковые листы, пробитые окнами, символизирующими раны и шрамы, форма которых была вдохновлена изогнутой Звездой Давида, и неровности, которые представляют еврейское состояние. Через весь музей прорезан огромный пролом, символизирующий исчезновение тысяч берлинцев, пропавших во время Холокоста.
Штаб-квартира CCTV, Пекин, Китай
Спроектировано OMA
Завершено: 2008
Этот необычный пример деконстуктивистской архитектуры небоскрёба, в котором разместилась штаб-квартира Центрального китайского телевидения, не является обычной башней, а представляет собой петлю из шести вертикальных и горизонтальных секций. Несмотря на критику, в 2013 году он получил награду за лучшее высокое здание года от Совета по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH). Компания OMA, Office for Metropolitan Architecture, была основана в 1975 году голландским архитектором Ремом Колхасом и греческим дизайнером Элией Зенгелисом, а также Зои Зенгелис и Маделон Вризендорп.
Парк де ла Виллет, Париж, Франция
Спроектирован Бернаром Тшуми
Завершён: 1984-87
Являясь оригинальной иконой деконструктивистского дизайна, Парк де ла Виллет в Париже характеризуется странной сетью ярко-красных структур, предназначенных не для отдыха, а для интерактивности и исследования. Тематические сады, детские игровые площадки и другие объекты, посвящённые науке и музыке, включают в себя около 25 зданий, пешеходных дорожек, мостов и ландшафтных садов, которые строились в течение пятнадцати лет.
Центр искусств Векснера, Огайо
Спроектирован Питером Айзенманом
Завершён: 1989 г.
Это пятиэтажное сооружение под открытым небом с белыми фальшивыми строительными лесами, призванными создать впечатление «незавершённой работы», не имеет узнаваемой точки входа, а интерьер, как говорят, вызывает тошноту у некоторых посетителей из-за «сталкивающихся плоскостей» дизайна. В этом смысле сооружение остаётся одним из самых бескомпромиссных примеров деконструктивистской архитектуры, возвышающей абстрактные теории над удобством и функциональностью.
Центр современного искусства, Цинциннати, Огайо
Спроектировано Захой Хадид
Завершено: 2003
Центр Лоис и Ричарда Розенталь в Цинциннати – одна из лучших галерей современного искусства, сосредоточенная на гипермодернистской живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии, перформансе и новых медиа – стремится проводить выставки художников-постмодернистов, которые воплощают в себе «искусство последних пяти минут». Возможно, именно поэтому он был спроектирован новатором деконструктивизма Захой Хадид, британским архитектором иракского происхождения, лауреатом Притцкеровской премии. См. также: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997).
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес
Спроектирован Фрэнком Гери
Завершён: 2003
Проект был начат в 1987 году, готовые эскизы были представлены в 1991 году. Строительство началось в 1992 году и завершилось в 2003 году, его стоимость составила 274 миллиона долларов. Концертный зал, состоящий из ряда непрямолинейных серебристых нержавеющих изогнутых кубовидных форм, вмещает 2 265 человек и служит домом для оркестра Лос-Анджелесской филармонии. Он столкнулся с рядом технических проблем.
Здание «Национале-Недерланден», Прага
Спроектировано Владо Милуничем и Фрэнком Гери
Завершено: 1996
Названное «Танцующим домом» или «Фредом и Джинджер», это необычное здание рядом с рекой Влтавой получило награду «Дизайн года 1996» от журнала Time, но не очень гармонировало с готическими, барочными и модерновыми сооружениями, которыми славится Прага. Однако по прошествии нескольких лет это здание стало считаться одним из самых интересных в городе. Его интерьер был разработан архитектором чешского происхождения Евой Йиричной.
Краткое руководство по эволюции архитектурного дизайна, от античности до деконструктивизма, см: История архитектуры (3 000 лет до н.э. – настоящее время).
Статьи об архитектуре ХХ века
• Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)
• Ле Корбюзье (1887-1965) архитектор 20 века.
• Характеристики международного стиля современной архитектуры (1920-70 гг.)
• Вторая чикагская школа (ок. 1940–1975)
• Современные американские архитекторы Skidmore, Owings & Merrill
• Фазлур Хан (1929-1982) инженер-строитель и проектировщик высотных башен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?