Шинкель, Карл Фридрих:
биография неоклассического архитектора читать ~4 мин.
Карл Фридрих Шинкель (нем. Karl Friedrich Schinkel; 1781–1841) — один из величайших архитекторов Пруссии XIX века, известный своей неоклассической архитектурой, которая во многом определила облик немецкой столицы. Ученик немецкого архитектора Фридриха Жилли (1772–1800), сына Давида Жилли (1748–1808), Шинкель проектировал церкви, академии, театры и музеи, используя строгость и величие неоклассицизма для повышения их статуса и функциональности. Он также известен своим вкладом в возрождение готической архитектуры. Среди его главных построек — Новая гауптвахта (1816–1818), Драматический театр (1818–1821), дворец Тегель (1821–1824) и Старый музей (1823–1830).
Помимо архитектуры, Шинкель занимался градостроительством, живописью, а также дизайном мебели и театральных декораций. Вместе с Карлом Готхардом Лангхансом (1732–1808), гигантом архитектуры конца XVIII века, Шинкель придал Берлину рациональный и величественный вид, превратив его в город, способный соперничать с классическим великолепием Рима или Парижа.
Биография
Родившись в Нойруппине, Бранденбург, Шинкель в 1795 году в возрасте 14 лет переехал в Берлин. После Гранд-тура по Италии, Франции и Австрии в 1803–1805 годах он начал карьеру живописца. Шинкель специализировался на пейзажной живописи, изображая сцены из своих европейских путешествий, и создавал театральные декорации. Ярким примером служат его усыпанные звёздами декорации к опере Моцарта «Волшебная флейта».
В 1810 году, посетив берлинскую художественную выставку, он увидел картину Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана» (1818, Кунстхалле, Гамбург). Согласно известной истории, гениальность этого полотна убедила Шинкеля, что в живописи он никогда не достигнет таких высот. В результате он решил посвятить себя архитектуре, увлёкшись классическими формами, особенно греческой архитектурой, после поездки в Италию. На него также оказали влияние работы знаменитого немецкого учёного и художественного критика Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768).
Его первой значительной архитектурной работой стала Новая гауптвахта (Neue Wache) в Берлине (1816–1818). Её строгая дорическая колоннада контрастирует с кубическим объёмом здания, заимствованным из рационалистической архитектуры Клода-Николя Леду (1736–1806). Рациональная трактовка элементов греческого искусства стала определяющей чертой и двух следующих его важнейших работ, ставших образцами архитектуры XIX века: Драматического театра (Schauspielhaus, 1818–1821) и Старого музея (Altes Museum, 1823–1830).
В 1816 году Шинкель был принят на службу в Прусскую строительную комиссию — орган, ответственный за превращение Берлина в столицу, достойную амбициозного прусского государства. Позже он стал директором этой комиссии, влияя на проекты на всей подконтрольной Пруссии территории, от Рейнской области до Кёнигсберга. В 1826 году он начал работать для будущего короля Фридриха Вильгельма IV, для которого построил дворец Шарлоттенхоф в Потсдаме. Этот проект выполнен в неодорическом стиле под влиянием эстетики британского архитектора эпохи Регентства Джона Нэша (1752–1835) и английского пейзажного движения.
Наиболее плодотворный период творчества Шинкеля пришёлся на 1820–1830-е годы. В это время он создал множество знаковых зданий, в основном в Берлине и его окрестностях:
Новая гауптвахта (Neue Wache, 1816–1818);
Национальный памятник Освободительных войн (1818–1821);
Драматический театр (Schauspielhaus, ныне Konzerthaus Berlin, 1818–1821) на площади Жандарменмаркт;
Старый музей (Altes Museum, 1823–1830);
Дворцовый мост (Schlossbrücke, 1822–1824);
Фридрихсвердерская церковь в готическом стиле (1824–1830);
Дворец Глинике (1825);
Дворец Бабельсберг в Потсдаме (начало строительства — 1833);
Архитектурная академия (Bauakademie, 1832–1836).
Он также реконструировал Дворец кронпринцев и построил летние резиденции для трёх сыновей короля.
Шинкель был известен и своими теоретическими работами. Его технические чертёжи и архитектурные планы высоко ценились и были опубликованы в сборниках Sammlung architektonischer Entwürfe («Собрание архитектурных проектов», 1820–1837) и Werke der höheren Baukunst («Труды высокого зодчества», 1840–1846).
Другие ведущие архитекторы-неоклассики
Америка
Томас Джефферсон (1743–1826)
Уильям Торнтон (1759–1828)
Бенджамин Латроб (1764–1820)
Чарльз Булфинч (1763–1844)
Великобритания
Джон Нэш (1752–1835)
сэр Джон Соун (1753–1837)
сэр Роберт Смёрк (1780–1867)
Франция
Жак-Жермен Суффло (1713–1780)
Клод-Николя Леду (1736–1806)
Жан-Франсуа Шальгрен (1739–1811)
Германия
Лео фон Кленце (1784–1864)
Италия
Несмотря на деятельность художников-неоклассиков, таких как Антонио Канова (1757–1822), в Италии было мало известных архитекторов-неоклассиков. Большинство проектов основывались на римских и греческих образцах, а также на постройках эпохи Возрождения, таких как вилла Капра «Ла Ротонда» Андреа Палладио (1508–1580).
Россия
Чарльз Камерон (ок. 1745–1812)
Испания
Хуан де Вильянуэва (1739–1811)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?