Шинкель, Карл Фридрих:
биография неоклассического архитектора читать ~4 мин.
Один из величайших архитекторов Пруссии XIX века, Карл Фридрих Шинкель известен своей неоклассической архитектурой, которая помогла определить облик немецкой столицы. Ученик немецкого архитектора и преподавателя архитектуры Фридриха Гилли (1772-1800), сына Давида Гилли (1748-1808), Шинкель проектировал церкви, академии, театры и музеи, используя гравитацию неоклассицизма для повышения их статуса и функциональности. Он также известен своим возрождением готической архитектуры. Среди его крупных построек: Королевский театр (1812-21), Концертный дом на Жандарменмаркт (1819-21), дворец Тегель (1821-4) и Альтес-музей (1823-30).
Кроме архитектуры, Шинкель занимался градостроительством и изобразительным искусством, а также дизайном мебели и театральных декораций. Вместе с Карлом Готхардом Лангхансом (1732-1808), гигантом архитектуры конца XVIII века, Шинкель придал Берлину рациональный, величественный вид, превратив его в город, способный соперничать с классическим великолепием Рима или Парижа.
Биография
Родился в Нойруппине, Бранденбург, в возрасте 13 лет переехал в Берлин, где в 1804 году, после Гранд-тура по Италии, Франции и Австрии, начал карьеру живописца. Он специализировался на пейзажной живописи – в основном на сценах из своих европейских путешествий – и театральных декорациях, примером которых могут служить его усыпанные звёздами декорации к опере Моцарта «Волшебная флейта». Затем в 1810 году, во время посещения берлинской художественной выставки, он увидел картину «Странник над морем тумана» (1818, Кунстхалле, Гамбург) Каспара Давида Фридриха, гениальность которой заставила его признать, что он всегда будет художником второго сорта.В результате он решил попробовать себя в строительном дизайне, увлёкшись классической, особенно греческой архитектурой, после поездки в Италию. Он также был знаком с работами знаменитого немецкого учёного-классика и художественного критика Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768). Его первой значительной архитектурной работой стал дом королевской гвардии в Берлине (1816-17) с суровой дорической колоннадой перед кубическим массивом, заимствованным из рационализма Клода Николя Леду (1736-1806).
Рационалистическая трактовка элементов, заимствованных из греческого искусства, стала определяющей чертой двух следующих его работ – Королевского театра (1812-21) и Берлинского музея (1822) – важных образцов архитектуры XIX века. В 1826 году он поступил на службу к будущему королю Фридриху Вильгельму IV, для которого построил резиденцию Шарлоттенхоф в Потсдаме в неодорическом стиле под влиянием эстетики неоклассического архитектора эпохи Регентства Джона Нэша (1752-1835) и английского живописного движения.
В 1816 году Шинкель был назначен прусским двором в Прусскую строительную комиссию – орган, ответственный за превращение довольно унылого Берлина в столицу, подходящую для амбициозного международного государства Пруссия. Она также влияла на проекты на всей территории, контролируемой Пруссией, от Рейнской области до Кенигсберга. Позже он станет директором Комиссии.
Как архитектор он наиболее плодотворно работал в 1820-1830-е годы, в течение которых он создал множество знаковых зданий Берлина. В основном они расположены в Берлине и его окрестностях: Нойе Вахе (1816-1818), Национальный монумент Освободительных войн (1818-1821), Концертхаус (1819-1821) на Жандарменмаркт, оперный театр Шаушпильхаус (1821), Альтес-музей (1823-1830), Дворцовый мост (1822-4), церковь Фридрихсвердер в готическом стиле (1824-30), замок Глиенеке (1825), замок Бабельсберг, Потсдам (1833) и здание Академии строительства в стиле Гропиуса (1831-5). Он также отремонтировал дворец кронпринца и построил летние дома для трёх сыновей короля.
Шинкель также был известен своими теоретическими работами: в 1821 году он опубликовал свой трактат Erste Vorbilder fur Fabrikanten und Handwerker. Его технические чертёжи и другие архитектурные планы также высоко ценились: см. его собрание работ в его Sammlung architektonischer Entwurfe (1820-37) и его Werke der hoheren Baukunst (1840-42; 1845-46).
Другие ведущие архитекторы-неоклассики
Америка
Томас Джефферсон (1743- 1826)
Уильям Торнтон (1759-1828)
Бенджамин Латроб (1764-1820)
Чарльз Булфинч (1863-1844)
Великобритания
Джон Нэш (1752-1835)
сэр Джон Соан (1753-1837)
сэр Роберт Смирк (1780-1867)
Франция
Жак Жермен Суффло (1713-1780)
Клод Николя Леду (1736-1806)
Жан Шальгрен (1739-1811)
Германия
Лео фон Кленце (1784-1864)
Италия
Несмотря на деятельность художников-неоклассиков, таких как Антонио Канова (1757-1822), в Италии было мало известных архитекторов-неоклассиков. Большинство проектов итальянских неоклассицистов основывались на общих римских и греческих сюжетах, а также на образцах эпохи Возрождения, таких как вилла Капра «Ла Ротонда» работы Андреа Палладио (1508-1580).
Россия
Чарльз Камерон (1745-1812)
Испания
Хуан де Вильянуэва (1739-1811)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?