Жак-Жермен Суффло:
биография неоклассического архитектора читать ~4 мин.
Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) — один из величайших архитекторов Франции XVIII века и ранний представитель неоклассической архитектуры. Это направление зародилось во Франции в конце правления Людовика XVI как стремление вернуть строгость римской архитектуры после излишеств стиля рококо. Суффло наиболее известен как автор проекта Пантеона в Париже (1758–1790) — главного образца архитектуры конца XVIII века и знаковой достопримечательности европейского Гранд-тура. Здание, изначально спроектированное как церковь Святой Женевьевы, позднее было преобразовано в мемориал для выдающихся деятелей Франции.
Будучи современником Клода-Николя Леду (1736–1806), Суффло также был увлечён структурной лёгкостью готической архитектуры. В проекте Пантеона он применил средневековые конструктивные приёмы для достижения неоклассических целей. Его творчество оказало значительное влияние на архитектурное проектирование и способствовало популяризации классических образцов, особенно греческой архитектуры, в Новом Свете.
Биография
Жак-Жермен Суффло родился в Иранси, близ Осера. С 1731 по 1738 год он учился во Французской академии в Риме, где изучал античные памятники, а также архитектуру эпохи Возрождения, в частности работы Андреа Палладио (1508–1580). Он также исследовал образцы итальянской архитектуры барокко, такие как собор Святого Петра (1506–1626). В Риме он познакомился с художниками эпохи рококо и их покровителями, включая Абеля-Франсуа Пуассона де Вандьера (1727–1781), брата мадам де Помпадур. Позже, в 1749–1751 годах, Суффло сопровождал его в поездке по Италии, во время которой они посетили руины древнегреческих храмов в Пестуме.
В 1738 году Суффло вернулся из Рима в Лион и начал архитектурную практику. Его проекты отличались простотой, строгостью и простором, а также точной проработкой классических деталей: дорических колонн, аркад и лоджий. Этот подход проявился в таких работах, как расширение больницы «Отель-Дьё» (начато в 1741) и здание Биржи (Loge des Changes, 1751). В 1752 году его избрали членом Лионской академии.
В 1755 году маркиз де Мариньи, ставший генеральным директором Королевских построек (directeur général des Bâtiments du Roi), пригласил Суффло в Париж. Он поручил архитектору престижный заказ на строительство новой церкви Святой Женевьевы (1758–1790), которая должна была стать одним из самых грандиозных храмов столицы. Выбор нового неоклассического стиля был смелым решением для того времени.
В том же году Суффло стал членом Королевской академии архитектуры в Париже. Менее известной, но значимой его работой является отель Мариньи (1768–1771), построенный напротив Елисейского дворца. Одновременно архитектор продолжал работать и в Лионе, где в 1756 году завершил перестройку городского оперного театра.
Пантеон (Париж)
Самая узнаваемая черта Пантеона — купол высотой 83 метра, в конструкции которого прослеживается влияние собора Святого Павла в Лондоне, спроектированного Кристофером Реном (1632–1723). Здание имеет форму греческого креста размером 110 на 85 метров. Образцом для строгого неоклассического фасада с коринфскими колоннами послужил римский Пантеон. Внутри Суффло стремился объединить монументальность классических сводов со структурной лёгкостью готических соборов, используя изящные опоры и колонны.
Изначально спроектированный как церковь покровительницы Парижа, Святой Женевьевы, храм был секуляризован во время Французской революции и превращён в мавзолей для прославленных граждан Франции. К сожалению, в ходе этой перестройки оригинальные окна были заложены, а большая часть внутреннего убранства утрачена. Эти изменения превратили светлый и воздушный интерьер в довольно мрачное пространство. Суффло скончался в Париже в 1780 году, не дожив до завершения своего главного творения.
Другие ведущие архитекторы неоклассицизма
Кроме упомянутых выше зодчих, к наиболее известным представителям неоклассицизма относятся:
Великобритания
Джон Нэш (1752–1835) — спроектировал множество кварталов в Лондоне.
Сэр Джон Соун (1753–1837) — здание Банка Англии.
Сэр Роберт Смёрк (1780–1867) — Британский музей.
Франция
Клод-Николя Леду (1736–1806) — проектировщик Королевских солеварен в Арк-э-Сенан.
Жан Шальгрен (1739–1811) — Триумфальная арка в Париже.
Германия
Карл Готтгард Лангганс (1732–1808) — спроектировал Бранденбургские ворота в Берлине.
Карл Фридрих Шинкель (1781–1841) — Старый музей в Берлине.
Россия
Чарльз Камерон (ок. 1745–1812) — Павловский дворец, Царское Село.
Испания
Хуан де Вильянуэва (1739–1811) — проект музея Прадо в Мадриде.
Соединённые Штаты
Томас Джефферсон (1743–1826) — спроектировал Капитолий штата Вирджиния и усадьбу Монтичелло.
Уильям Торнтон (1759–1828) — один из проектировщиков здания Капитолия США.
Бенджамин Латроб (1764–1820) — проектировщик Балтиморской базилики.
Чарльз Булфинч (1763–1844) — спроектировал Капитолий штата Массачусетс.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?