Цветовая палитра эпохи Возрождения:
пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения читать ~9 мин.
Расцвет европейской живописи и скульптуры, известный нам как Ренессанс, возник в некоторой степени невероятным из художественных традиций, уцелевших в предыдущие века.
Развитие искусства со времён классической античности (400-1200 гг. н.э.)
После падения Рима (около 450 г. н.э.) европейский континент стал свидетелем четырёх столетий культурного и художественного застоя, известного как тёмные века, во время которого большинство классических живописных и цветных техник вышли из употребления, а может быть и вовсе были забыты. Только в Ирландии, Ионе и Северной Англии, где раннехристианские монастыри создали серию великолепных иллюминированных рукописей (550-800 гг. н.э.), и в Малой Азии, где процветало мастерство декоративной живописи византийского искусства – были сохранены, а иногда и усовершенствованы греческие и римские методы создания цвета. По мере того, как европейское изобразительное искусство начало медленно восстанавливаться с 800 г. н.э., в картинах, иллюминациях и архитектуре каролингов и оттоновских дворов, Римская церковь инициировала – через свою собственную сеть аббатств во Франции и Германии – программу строительных работ, которая завершилась в славной череде (сначала) романских, а (затем) готических соборов. Следующий интернациональный готический стиль искусства фактически был средой, в которой Джотто начал проторенессанс с его натуралистическими фресками капеллы Скровеньи в Падуе.
Советы по сочетанию оттенков см.: Советы по смешиванию цветов.
Список важных художественных пигментов, от античности до средневековья, эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма и современного искусства, см. в статье Цветовые пигменты: типы, история.
Для определения и значения терминологии цвета в живописи см.: Словарь цветов для художников.
Развитие средневековой цветной живописи: пигменты и оттенки
Средневековый период стал свидетелем двух значительных изменений в технологии окраски в виде двух новых пигментов – оба из Азии. В конце 8-го или начале 9-го века торговцы принесли новую, улучшенную версию красного вермилиона (римского миниума), известного как китайский красный. Полученный из руды киновари и высокотоксичный, он был первым из современных ярких, но стойких оттенков. Он широко использовался в иллюминации Евангелия, хотя оставался непомерно дорогим до 1300-х годов, когда в конечном итоге была произведена синтетическая версия.
Позже, в XII веке, в Венецию появился ещё один красивый цвет – также яркий и мощный. Этот великолепный пигмент, названный Ультрамарин («заграничный»), был – как и известный голубой лазулин – получен из драгоценного камня лазурит, хотя он был намного богаче, глубже и мощнее. Мечта художника, этот чрезвычайно дорогой пигмент был разработан персами в Афганистане и позже будет играть огромную роль в цветовой палитре эпохи Возрождения.
Цвета художников эпохи Возрождения
Вообще говоря, Ренессанс развивался в течение 15 века (кватроченто) и 16 века (чинквеченто). За ранним Возрождением (около 1400-1490 гг.) последовал Высокий ренессанс (около 1490-1530 гг.), на смену которому, в свою очередь, пришёл маньеризм (около 1530 – 1600 гг.). В течение этого периода появилось только два новых пигмента, хотя техники рисования, которые охватывали все, от линейной перспективы, ракурса и сфумато до тенебризма и светотени, неизмеримо улучшились, равно как и теория и практика колоризма. Была произведена синтетическая версия Неаполитанского жёлтого, и был разработан ряд красных пигментов.
Картина маслом
Однако главным нововведением, которое совпало с живописью эпохи Возрождения и полностью изменило её, стало развитие масляной живописи. Самый ранний пример этой новой среды был написан в 11 веке, но только в 15 веке, благодаря художникам Северного Возрождения, таким как Ян ван Эйк, он стал серьёзной альтернативой темпере.
Приход масляной краски все изменил. Раньше художники были сосредоточены на фресках или религиозных диптихах и триптихах из навесных деревянных панелей. Живопись была основана на воде, хотя ещё древние греки разработали энкаустику, краски на восковой основе для станковых картин. Использование масел (а затем и подрамников для холста) позволило использовать картины в более разнообразных ситуациях, и тематика соответственно расширилась. Кроме того, лучшее понимание перспективы и глубины в картинной плоскости стимулировало потребность в большем реализме.
Как бы то ни было, естественная яркость и пластичность масляных красок позволила художникам эпохи Возрождения достичь совершенно новых эффектов цвета и реализма и значительно расширила силу их цветовых палитр. Отчасти из-за влажного климата, который меньше подходил для фресковых и темперных красок, а также из-за её положения в качестве крупного торгового центра и импортёра (например) красителей, Венеция эпохи Возрождения стала ведущим итальянским центром масляной живописи в 16 веке, примером чего являются художники-колористы, такие как Тициан, Тинторетто и Паоло Веронезе.
Цветные пигменты, используемые художниками эпохи Возрождения
Красители и пигменты, обычно используемые в течение двух веков искусства эпохи Возрождения, включали следующее:
Красные цвета
В дополнение к использованию оранжево-красного пигмента «вермильон» (киноварь) в своей новой версии «China Red» (китайский красный), который Тициан использовал для создания красных цветов на своей великой фреске Успения Богородицы, (см. также Тициан и Венецианская цветная живопись) – создатели красок эпохи Возрождения значительно расширили доступные красные цвета, во многом благодаря новым находкам пигментов из насекомых собираемых в Америке и Индии.
Из Америки пришёл кармин, получамый из высушенных тел насекомого Coccus cacti (Cochineal) – более простой вариант произошёл от бескрылых насекомых, обитающих на некоторых видах живых европейских дубов (Kermes). Из Индии пришёл «лак», также полученный из насекомых. Именно этот пигмент (кстати, третий по стоимости пигмент эпохи Возрождения после золота и ультрамарина) дал название термину «лак», который относится к любому органическому красителю, превращённому в пигмент путём объединения его с инертной основой. В «Чуде раба» (1548 г.) венецианский художник Тинторетто (сын мастера-красильщика) использовал пигмент кармин для достижения драматических цветовых эффектов.
Как и в классической античности, цветовая палитра эпохи Возрождения также включала жёлто-красный реальгар, полученный из натурального соединения мышьяка. Для ярко-красного использовали краситель «Кровь дракона», сделанный из смолы азиатской камеди. Также использовался ряд землисто-красных тонов, таких как «Венецианский красный», специфический голубоватый оттенок «Красный оксид», хотя он также имел разные оттенки, которые были оранжевыми или фиолетовыми.
Синие цвета
Как отмечалось выше, большим достижением в этой области цвета стало появление чрезвычайно дорогого, но великолепного пигмента Ультрамарин. Широко использовавшийся масляными живописцами эпохи Возрождения, он применялся только в фресковой живописи «secco», то есть когда пигмент смешивался со связующим веществом и наносился на сухую штукатурку. Также использовались остатки, оставшиеся после удаления ультрамаринового синего высшего качества с лазурита. Этот младший пигмент, известный как Ультрамариновый пепел, имел стойкий, но слабый серо-синий цвет.
В остальной части своей синей палитры художники эпохи Возрождения полагались на те же пигменты, что и древние греки и римляне, а именно азурит и египетский синий (фритта). Азурит имел зелено-синий цвет, химически близкий к зелёному пигменту малахиту, в то время как египетский синий, который все ещё использовался для произведений искусства, не мог сравниться с более дорогим Ультрамарином, был тёмно-синим пигментом, подходящим для использования на широком спектре носителей, таких как камень, дерево, гипс и холст.
Фиолетовые цвета
Для пурпурных и подобных оттенков художники флорентийского, венецианского и северного Возрождения использовали традиционные пигменты, такие как индиго, полученный из растения индигофера, и марена – растительный пигмент, сделанный из растений марены. Последний краситель был возвращён в Европу крестоносцами в конце 12 века.
Зелёные цвета
В палитре цветов эпохи Возрождения было три основных зелёных пигмента. Первым был Вердигрис (Verdigris), синтетический сине-зелёный (название происходит от старофранцузского «verte de gris», что означает «зелёный цвет Греции»), который был самым ярким зелёным цветом, доступным во времена итальянского Возрождения и эпохи барокко. Его прозрачность привела к тому, что его часто смешивали со свинцовым белым или свинцово-оловянным жёлтым или использовали в качестве глазури. Другой был Земной зелёный, естественный пигмент разных тонов, также известный как «Зелёная земля» (Terre Verte, Verona Green или Celadonite). Он был популярен среди художников раннего Возрождения в Италии, которые использовали его в качестве подкраски для средних и теневых телесных тонов. Его альтернативное название, Веронский зелёный (Verona Green), происходит от распространения Зелёной Земли в районе Вероны, Италия. Третьим зелёным красителем был малахит, ярко-зелёный минеральный пигмент, известный также как «Малахитовая зелень» (Verde azzuro).
Жёлтые цвета
Новый жёлтый пигмент, известный как «Гуммигут» (или Гамбоджа – Gamboge), появился в эпоху позднего Возрождения. Это был яркий и прозрачный жёлтый цвет, который оставался популярным до 20 века. Произведённое от слова «Камбоджа», Гамбоджа представляло собой смолу, полученную из дерева Юго-Восточной Азии, что мало чем отличается от процесса с использованием красного красителя «Кровь дракона». Другими жёлтыми пигментами в цветовой палитре эпохи Возрождения были Массикот (Massicot, оксид свинца), Неаполитанский жёлтый (Антимонат свинца, соединение свинца с сурьмой, также известная как Giallorino), традиционный богатый лимонный оттенок Аурипигмент (Orpiment) и свинцово-оловянный жёлтый. Последний был чрезвычайно популярен среди художников эпохи Возрождения, которые использовали его вместе с земными пигментами при рисовании листвы.
Коричневые цвета
Как правило, коричневые оттенки эпохи Возрождения получали из глиняных пигментов, таких как сиена и умбра. В сыром виде Сиена напоминает желтовато-коричневую охру, а обожжённая Сиена имеет красновато-коричневый цвет. Точно так же умбра, глиняная земля, используемая со времён палеолита, естественно тёмно-желтовато-коричневого цвета, а жжёная умбра тёмно-коричневого цвета.
Белые цвета
В цветовой палитре эпохи Возрождения не было новых белых цветов. Художники использовали свинцовую белую краску, которая имела плотную консистенцию и самый тёплый мазок из всех белых пигментов. Другие белые красители включали гипс и мел.
Чёрные цвета
Для чёрных красок художники эпохи Возрождения полагались в основном на технический углерод, доступный в трёх основных формах: чёрный слоновой кости, полученный путём сжигания костей или слоновой кости; Газовая сажа (Lamp Black), изготовленная из сажи, собранной из масляных ламп; и Чёрный виноград (Vine Black) из обугленной виноградной лозы.
Мелки для рисования
Следуя традиции, заложенной в наскальной живописи каменного века, итальянские художники эпохи Возрождения использовали для рисования натуральный мел, сделанный из минеральных пигментов. Выкопанные из земли, а затем с помощью ножей сформированные в палки, эти мелки были немедленно готовы к использованию. Красные мелки с их богатым, тёплым оттенком были очень популярны примерно с 1500 по 1900 год, о чем свидетельствуют работы таких известных старых мастеров, как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль.
ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
Статья об использовании пигментов художниками, влиянию химии и технологий производства красок, об известных колористах эпох Возрождения, барокко, импрессионизма, фовизма и современности см. в разделе Цвет в живописи.
Для получения информации о концепциях и идеях, связанных с цветом, см.: Теория цвета в живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?