Цветовая палитра эпохи Возрождения:
пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения читать ~8 мин.
Расцвет европейской живописи и скульптуры, известный как Ренессанс, возник на основе художественных традиций, сохранившихся с предыдущих эпох.
Развитие искусства со времён классической античности (400–1200 гг. н.э.)
После падения Рима (около 450 г. н.э.) наступил период Раннего Средневековья. В это время многие античные техники живописи были в значительной степени утрачены на континенте. Однако искусство продолжало развиваться в определённых центрах. В монастырях Ирландии, на острове Айона и в Северной Англии создавались великолепные иллюминированные рукописи (550–800 гг. н.э.). В Византийской империи процветала декоративная живопись, сохраняя и совершенствуя греко-римские методы.
С 800 г. н.э. изобразительное искусство в Европе начало возрождаться при дворах Каролингов и Оттонов. Позднее Католическая церковь инициировала масштабное строительство романских, а затем и готических соборов. Сложившийся в итоге интернациональный готический стиль стал средой, в которой Джотто положил начало Проторенессансу своими натуралистичными фресками капеллы Скровеньи в Падуе.
О советах по сочетанию оттенков читайте в статье: Советы по смешиванию цветов.
Список важных художественных пигментов, от античности до современности, представлен в материале Цветовые пигменты: типы, история.
С определениями и значениями терминов, связанных с цветом в живописи, можно ознакомиться здесь: Словарь терминов цвета для художников.
Развитие средневековой живописи: пигменты и оттенки
В Средние века технология производства красок обогатилась новыми пигментами из Азии. В конце VIII или начале IX века торговцы привезли высококачественную киноварь, известную как «китайский красный». Этот пигмент, получаемый из ртутной руды, был ярким, стойким, но очень токсичным. Его широко использовали в иллюминированных рукописях, однако он оставался чрезвычайно дорогим до XIV века, когда была разработана его синтетическая версия.
Позже, в XII веке, в Венецию был завезён ещё один яркий и насыщенный краситель — ультрамарин, что означает «привезённый из-за моря». Его получали из полудрагоценного камня лазурита, добываемого в Афганистане. Ультрамарин давал намного более богатый и глубокий синий цвет, чем другие пигменты, такие как азурит. Этот чрезвычайно дорогой краситель, разработанный персидскими мастерами, стал одним из важнейших в палитре художников Возрождения.
Цвета художников эпохи Возрождения
Ренессанс охватывает XV век (кватроченто) и XVI век (чинквеченто). Период Раннего Возрождения (ок. 1400–1490) сменился Высоким Возрождением (ок. 1490–1530), за которым последовал маньеризм (ок. 1530–1600). В это время палитра пополнилась новыми красками, например, синтетической версией неаполитанского жёлтого и рядом красных пигментов. Одновременно совершенствовались живописные техники, включая линейную перспективу, ракурс, сфумато, тенебризм и светотень, а также развивалась теория цвета.
Масляная живопись
Однако главным нововведением, совпавшим с эпохой Возрождения и полностью преобразившим живопись, стало развитие масляной живописи. Самые ранние описания этой техники относятся к XI веку, но лишь в XV веке, благодаря художникам Северного Возрождения, таким как Ян ван Эйк, она стала полноценной альтернативой темпере.
Появление масляной живописи всё изменило. Раньше художники в основном создавали фрески или писали темперой на деревянных панелях, создавая диптихи и триптихи. Живопись была преимущественно на водной основе, хотя ещё со времён античности была известна энкаустика — техника с использованием красок на основе воска. Масляные краски и распространение холста на подрамнике расширили возможности живописи и круг её сюжетов. Кроме того, лучшее понимание перспективы и глубины в картинной плоскости стимулировало потребность в большем реализме.
Естественная яркость и пластичность масляных красок позволили художникам Возрождения достичь совершенно новых цветовых эффектов и высокого уровня реализма, что значительно расширило возможности их палитр. Отчасти из-за влажного климата, менее подходящего для фрески и темперы, а также благодаря своему статусу крупного торгового центра, Венеция в XVI веке стала ведущим итальянским центром масляной живописи. Её прославили такие колористы, как Тициан, Тинторетто и Паоло Веронезе.
Цветные пигменты, используемые художниками эпохи Возрождения
Красители и пигменты, обычно используемые в течение двух веков искусства Ренессанса, включали следующее:
Красные цвета
Художники Возрождения использовали оранжево-красный пигмент киноварь, в том числе его высококачественную разновидность «китайский красный». В своей знаменитой алтарной картине «Вознесение Девы Марии», написанной маслом на доске, Тициан использовал киноварь для создания насыщенных красных одеяний (см. также Тициан и венецианская живопись). Кроме того, палитра красных цветов значительно расширилась благодаря пигментам, получаемым из насекомых, которых собирали в Америке и Индии.
Из Америки пришёл кармин, получаемый из высушенных тел насекомого кошенили (Coccus cacti). Его европейским аналогом был кермес, который добывали из насекомых, обитающих на некоторых видах дубов. Из Индии привозили лак — пигмент, также получаемый из насекомых. Он был третьим по стоимости после золота и ультрамарина и дал название термину «лак», который обозначает любой органический краситель, превращённый в пигмент путём соединения с инертной основой. В картине «Чудо святого Марка» (1548 г.) венецианский художник Тинторетто (сын мастера-красильщика) использовал кармин для достижения драматических цветовых эффектов.
Как и в античности, палитра эпохи Возрождения включала жёлто-красный реальгар, получаемый из природного соединения мышьяка. Для ярко-красного цвета использовали краситель «кровь дракона», сделанный из смолы драконова дерева. Также применялся ряд землистых красных тонов, таких как венецианский красный — тёплый и светлый оттенок красной охры.
Синие цвета
Большим достижением стало появление чрезвычайно дорогого, но великолепного пигмента ультрамарина. Художники эпохи Возрождения широко применяли его в масляной живописи. Во фресковой живописи ультрамарин использовался только в технике «секко», когда пигмент смешивался со связующим и наносился на сухую штукатурку. Также в дело шли остатки, полученные после извлечения ультрамарина высшего качества из лазурита. Этот побочный пигмент, известный как «ультрамариновый пепел», имел стойкий, но бледный серо-голубой цвет.
В остальном художники Возрождения для своей синей палитры полагались на те же пигменты, что и древние греки и римляне, а именно азурит и египетский синий (фритта). Азурит имел зеленовато-синий цвет, химически близкий к зелёному пигменту малахиту. Египетский синий, уступавший по качеству дорогому ультрамарину, был тёмно-синим пигментом, подходящим для использования на различных носителях: камне, дереве, гипсе и холсте.
Фиолетовые цвета
Для фиолетовых и схожих с ним оттенков художники флорентийского, венецианского и Северного Возрождения использовали традиционные пигменты. Среди них были индиго, получаемый из растения индигофера, и марена — растительный пигмент из корней марены красильной. Считается, что последний краситель был вновь завезён в Европу крестоносцами в конце XII века.
Зелёные цвета
В палитре эпохи Возрождения было три основных зелёных пигмента. Первым была ярь-медянка (Verdigris) — синтетический сине-зелёный пигмент, название которого происходит от старофранцузского «verte de gris» («зелень греческая»). Это был самый яркий зелёный цвет, доступный во времена итальянского Возрождения. Из-за прозрачности его часто смешивали со свинцовыми белилами или свинцово-оловянистым жёлтым или использовали в качестве лессировки.
Другим зелёным пигментом была зелёная земля (Terre Verte, Verona Green или Celadonite) — природный пигмент различных оттенков. Он был популярен среди художников Раннего Возрождения в Италии, которые использовали его в качестве подмалёвка для телесных тонов. Название «веронская зелень» происходит от месторождений этого пигмента в районе Вероны. Третьим зелёным красителем был малахит, ярко-зелёный минеральный пигмент, известный также как «горная зелень».
Жёлтые цвета
В эпоху Позднего Возрождения появился новый жёлтый пигмент, известный как гуммигут (гамбоджа). Это была яркая и прозрачная жёлтая краска, сохранившая популярность до XX века. Название происходит от слова «Камбоджа». Гуммигут представлял собой смолу, добываемую из деревьев в Юго-Восточной Азии. Другими жёлтыми пигментами в палитре Возрождения были массикот (оксид свинца), неаполитанский жёлтый (антимонат свинца, также известный как джаллорино), традиционный аурипигмент насыщенного лимонного оттенка и свинцово-оловянистый жёлтый. Последний был чрезвычайно популярен у художников, которые использовали его вместе с земляными пигментами при написании листвы.
Коричневые цвета
Как правило, коричневые оттенки эпохи Возрождения получали из глиняных пигментов, таких как сиена и умбра. В сыром виде сиена напоминает желтовато-коричневую охру, а обожжённая сиена имеет красновато-коричневый цвет. Умбра — глиняный пигмент, используемый со времён палеолита, в естественном виде имеет тёмный желтовато-коричневый цвет, а в обожжённом — тёмно-коричневый.
Белые цвета
Палитра эпохи Возрождения не пополнилась новыми белыми пигментами. Художники использовали свинцовые белила, которые имели плотную консистенцию и самый тёплый оттенок среди всех белил. Другие белые красители включали гипс и мел.
Чёрные цвета
Для чёрных красок художники Ренессанса полагались в основном на сажу, доступную в трёх основных формах: жжёная кость, получаемая путём сжигания костей или слоновой кости; ламповая сажа, изготовленная из копоти масляных ламп; и виноградная чёрная из обугленной виноградной лозы.
Мелки для рисования
Следуя традиции, заложенной ещё в наскальной живописи каменного века, итальянские художники эпохи Возрождения использовали для рисования натуральный мел, сделанный из минеральных пигментов. Добытые из земли и заострённые ножом, эти мелки были сразу готовы к использованию. Красные мелки (сангина) с их богатым, тёплым оттенком были очень популярны примерно с 1500 по 1900 год, о чём свидетельствуют работы таких прославленных старых мастеров, как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль.
ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
Об использовании пигментов художниками, влиянии химии и технологий производства красок, а также об известных колористах разных эпох читайте в статье Цвет в живописи.
Для получения информации о концепциях и идеях, связанных с цветом, см.: Теория цвета в живописи.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Папа Юлий II: покровитель искусства эпохи Возрождения в Риме
- Венецианская штукатурка
- Цвет в искусстве: Словарь терминов
- Роспись ткани в технике ХОЛОДНЫЙ БАТИК
- Что представляют собой красители для бетона
- Советы по смешиванию красок
- Искусство создания зимнего интерьера
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?