Папа Юлий II: покровитель искусства эпохи Возрождения в Риме читать ~6 мин.
Ключевая фигура итальянского Возрождения и активный покровитель ренессансного искусства в Риме, Джулиано делла Ровере (1453-1513) – более известный как папа Юлий II (1503-13) – был племянником Франческо делла Ровере (1414-1484), который сам правил как папа Сикст IV (1471-84). Грозная личность, Юлий был полон решимости сделать папство самой важной властью в Италии и превратить Рим в центр искусства Ренессанса, который затмил бы столицу Тосканы Флоренцию.
Он преуспел по обоим пунктам. «Ненавидимый многими и боящийся всеми», Юлий, используя сочетание военных и дипломатических методов, усилил власть папства и с помощью величайших старых мастеров того времени превратил Вечный город в центр искусства и культуры Высокого Возрождения. Например, он заказал фрески Сикстинской капеллы (1508-12) Микеланджело (1475-1564) (сама капелла была основана его дядей папой Сикстом IV); украшение папских апартаментов в Ватикане – так называемых Рафаэлевых комнат – Рафаэлем (1483-1520); заложил первый камень в основание нового собора Св. Петра (1506-1626), первоначальный проект которого разработал Донато Браманте (1444-1514). После упадка флорентийского Возрождения Юлий добился того, что Рим стал местом, где развивались все новые направления живописи Высокого Возрождения, а также достижения архитектуры Возрождения.
Папы эпохи Возрождения
Сикст IV (1471-84)
Иннокентий VIII (1484-92)
Александр VI (1492-1503)
Пий III (26 дней 1503)
Юлий II (15013-13)
Лев X (1513-21)
Адриан VI (1522-23)
Клемент VII (1523-34)
Он также был одним из великих коллекционеров искусства в Риме и владел коллекцией греческой скульптуры, которая включала Лаокоона (ок. 42-20 гг. до н.э.), а также Аполлона Бельведерского (бесценная копия Леохарского оригинала 350-325 гг. до н.э.). Он поместил эти два произведения во двор Бельведера в Ватикане, где художникам и учёным разрешалось их рассматривать. Так возникли знаменитые сегодня Ватиканские музеи. Несмотря на программу дорогостоящих войн и огромные расходы на собор Святого Петра, он был настолько умелым администратором, что оставил папство более процветающим, чем нашёл его.
Путь к папству
Папа Юлий II был сыном Рафаэлло делла Ровере, племянника папы Сикста IV. Получив образование у францисканцев, он стал епископом Карпентраса в 1471 году, в возрасте 18 лет. Вскоре после этого, после избрания своего дяди папой Сикстом IV, он был назначен кардиналом Сан-Пьетро-ин-Винколи. К этой должности – благодаря власти и покровительству дяди – он добавил восемь епископств и архиепископство Авиньона.
Его назначение в 1480 году папским легатом во Францию, где он провёл следующие четыре года, ещё больше увеличило его опыт и дипломатические навыки. В 1480-х годах между ним и кардиналом Родриго Борджиа возникло соперничество. После смерти папы Иннокентия VIII в 1492 году Борджиа был избран папой Александром VI. В течение последующего десятилетия напряжённые отношения между кардиналом и папой Борджиа привели к сложным махинациям, кульминацией которых стало вторжение в Италию французского короля Карла VIII.
В 1503 году Папа умер. Последовавший за этим конклав избрал кардинала Пикколомини из Сиены папой Пием III, но он продержался всего 26 дней, после чего делла Ровере был избран папой Юлием II.
Художественные достижения: Сикстинская капелла, Ватикан, собор Святого Петра
Вооружившись титулом папы, Юлий решил сделать Рим культурной столицей Италии, а значит, и Европы. Для этого он уговаривал, убеждал и убеждал величайших художников того времени приехать в Рим и работать на него. Рафаэль – возможно, лучший представитель живописи Высокого Возрождения – приехал, чтобы украсить частные папские апартаменты в Ватикане, известные как Станце ди Раффаэлло. Эти четыре комнаты – Станца делла Сегнатура, Станца ди Элиодоро, Станца дель Инсендио дель Борго и Зал ди Костантино – сегодня всемирно известны благодаря фрескам Афинской школы и другим работам. Он также написал Сикстинскую Мадонну (1514) для гробницы Юлия, но работа была перенаправлена, чтобы стать алтарным обрамлением для церкви Сан-Систо (Святого Сикста) в Пьяченце.
Микеланджело тоже стал невольным гостем Юлия, поскольку провёл четыре года своей жизни, балансируя на деревянных подмостках, создавая 20 000 квадратных футов фрески Бытия (1508-12) – включая культовый образ, известный как Сотворение Адама (1511) – практически в одиночку. Позже он провёл несколько лет, работая над мраморной скульптурой, украшающей гробницу Юлия.
Знаменитый архитектор Донато Браманте приехал из Милана, чтобы составить план восстановления разрушающейся базилики Святого Петра, которая стояла ещё со времён раннехристианского искусства. В её проектировании и строительстве принимали участие величайшие архитекторы страны, в том числе: Браманте, Рафаэль, Микеланджело и другие. Для его украшения потребовались способности величайших скульпторов, в том числе: Бернини (1598-1680), который сделал балдахин или церемониальный балдахин над главным алтарём и традиционный стул Святого Петра (Cathedra Petri); Алессандро Альгарди (1598-1654), который создал гробницу Папы Льва XI (1634-44); Антонио Канова (1757-1822), который изваял мраморную статую Папы Пия VI, и многие другие.
И Рафаэль, и Микеланджело продолжали работать над проектами Ватикана и после смерти Юлия II. Рафаэль создал карикатуры для набора гобеленов, которые должны были покрыть самый нижний ярус стен Сикстинской капеллы, для папы Льва X (1513-1521); Микеланджело – помимо работы над гробницей Юлия – вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить фреску для папы Павла III (1534-1549), известную как фреска «Страшный суд», на алтарной стене капеллы по планам, разработанным ранее папой Климентом VII (1523-1534). Работа была закончена в 1541 году, почти ровно через 29 лет после завершения фрески Бытия на потолке.
В связи с изменением настроения времени – в 1527 году Рим был разграблен французскими войсками, а раскол между католицизмом и протестантизмом усилил напряжённость на всем континенте – обе фрески были написаны в радикально разных стилях. Если фреска «Бытие» была выражением уверенности Высокого Возрождения в человеке и мире, то «Страшный суд» стал примером неуверенности маньеристской живописи, когда человек оказался между двумя судьбами.
Наследие
Юлий II правил в качестве Папы всего 10 лет, но его личность и стремление помогли заложить основу для более пышного и в конечном итоге более могущественного Рима. В некотором смысле можно сказать, что он был римским эквивалентом семьи Медичи, чьё покровительство способствовало Ренессансу во Флоренции. Во всяком случае, его щедрость дала огромный толчок развитию архитектуры и фресковой живописи, а также скульптуры эпохи Возрождения из мрамора и бронзы. Его деятельности подражали другие правители по всей Италии, в том числе и другие члены семьи Делла Ровере. Например, его племянник, Франческо Мария I делла Ровере (1490-1538), герцог Урбино, покровительствовал нескольким представителям искусства Ренессанса в Венеции, в частности Тициану (ок. 1485/8-1576).
С другой стороны, стремление Юлия сделать Рим культурной столицей Европы положило начало тенденции, которая – в руках менее компетентных понтификов – истощила казну Ватикана и привела к введению более высоких религиозных налогов по всей Европе. Именно это налогообложение и связанная с ним коррупция привели к восстанию Лютера, подъёму протестантского движения и концу католической исключительности.
Общий обзор эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства см: История искусства (2,5 млн. лет до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?