Искусство эпохи Возрождения в Риме при Папах читать ~14 мин.
В период Тёмных веков (ок. 500-1100 гг.) Европа переживала застой, и западный папа в Риме был заслонён своим восточным византийским коллегой в Константинополе. Даже когда Европа начала восстанавливаться примерно с 800 г., западное папство в значительной степени зависело от светской власти французского императора Карла Великого, а затем и императоров Германии. Только после того, как в 1417 г., в первые годы Ренессанса, экуменический собор избрал папу Мартина V понтификом, он и последующие папы смогли обратить своё внимание на восстановление и укрепление папского престижа Рима.
В этот момент (1417 г.) папа был не только духовным, но и мирским правителем миллионов людей, и эта двойная власть должна была привести к многочисленным конфликтам в XV веке. Папа был не только управителем Римской церкви, но и правителем многочисленных территорий. Болонья, Перуджа, Урбино, Феррара, Сиена – вот лишь некоторые из итальянских городов, находившихся под папской юрисдикцией. Некоторые из них управлялись от имени папы архиепископами, некоторые – местной знатью, а некоторые – родственниками нынешнего папы.
Расцвет ренессансного искусства во Флоренции в XV веке (кватроченто) вызывал беспокойство и зависть многих других итальянских городов, особенно Рима. Флорентийское лидерство в эпоху раннего Возрождения придавало городу непререкаемый ореол авторитета. (См. подробнее Флорентийское Возрождение). С течением времени Мартину и его преемникам стало ясно, что одним из способов восстановить престиж папства является превращение Рима в новый центр итальянского Возрождения путём его благоустройства великолепной архитектурой, скульптурой и живописью. Именно так они и поступили.
Раннее развитие
С историей папского покровительства особенно связаны два великих старых мастера Возрождения – Рафаэль и Микеланджело. (См. также Скульпторы эпохи Возрождения) За время их жизни было избрано тринадцать пап, трое из них – члены семьи Медичи. Несмотря на различия в характере и стиле поведения, практически все папы руководствовались одной главной целью: укреплением папства путём осуществления личной власти. С помощью мудрости, дипломатии и обмана они создавали авторитет, с которым приходилось считаться, и Рим вновь становился духовным и культурным центром христианского мира. В искусстве Ренессанс использовал формы греческого искусства, особенно классическую греческую скульптуру, а также римское искусство и архитектуру.
Среди великих пап эпохи Возрождения Эней Сильвий Пикколомини (1458-64 гг.), принявший имя Пий II, одним из первых осознал важность сохранения и распространения античного образования. Фреска, написанная Бернардино Пинтуриккьо (ок. 1454-1513 гг.) в начале XVI века, посвящена жизни и гуманистическим достижениям Пия II, которого он изобразил в виде коленопреклонённого юноши, готового увенчаться лавровым венком поэта. Нигде в этом полностью секуляризованном произведении Высокого Возрождения нет даже упоминания о религиозной или церковной принадлежности понтифика.
Преемником Пия II стал Франческо делла Ровере, правивший под именем Сикста IV (1471-84 гг.). Этот проницательный и безжалостный человек благословил заговор Пацци с целью убийства братьев Медичи в первые годы своего правления в качестве папы. Однако он был энергичным и умным меценатом и начал значительную строительную программу в Ватикане – административной и жилой штаб-квартире папства. Пожалуй, самым известным сооружением, возведённым по заказу Сикста IV, стала Сикстинская капелла.
Изначально здание было задумано как место проведения официальных религиозных конклавов и убежище для папы. В нашем веке в Сикстинской капелле недавно состоялась историческая встреча Папы Павла с архиепископом Кентерберийским.
Папа Сикст IV (1471-84)
Во время понтификата Сикста IV (1471-84 гг.) художественная деятельность в Риме значительно возросла. Его покровительство христианскому искусству привлекло не только живописцев, скульпторов и архитекторов, но и многих поэтов и учёных-классиков. Решив сделать город центром культуры и искусства, который мог бы соперничать с Флоренцией Лоренцо Медичи, Сикст поощрял таких художников, как флорентиец Мелоццо да Форли, покидать свой родной город и работать в церквях Рима. В одной из многочисленных работ, созданных Мелоццо в Риме, – «Основание Сикстом IV Ватиканской библиотеки» – он прославил одно из главных достижений Сикстова покровителя.
Кроме того, Сикст IV пригласил ряд художников для украшения Сикстинской капеллы. Среди них были Перуджино (1450-1523), Доменико Гирландайо (1449-1494), Лука Синьорелли (1450-1523) и Боттичелли (1445-1510). Например, фреска Перуджино «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1482).
Несомненно, папа был чрезвычайно чувствителен к суждениям истории и хотел, чтобы его помнили как преданного гуманиста, щедро поддерживавшего искусство и литературу. Фреска Мелоццо и фресковая живопись, в которой прослеживается характерная для флорентийцев тяга к трёхмерным фигурам, занимающим рациональное, целостное пространство, изображают проницательного и амбициозного Папу, сидящего в узкой палате с богатым классическим декором. Присутствуют четыре его племянника и пятый клирик; среди родственников выделяется коленопреклонённый кардинал Джулиано дель а Ровере, которому предстояло придать ещё больший блеск Ватикану во время понтификата Юлия II.
После смерти Сикста в 1484 г. его сменил Джованни Чибо, правивший под именем Иннокентий VIII (1484-92 гг.). Хотя строительная программа Сикста была продолжена Иннокентием VIII и его преемником Александром VI (1492-1503 гг.), правление которого совпало с началом Высокого Возрождения, энтузиазм, которым отличалась предыдущая деятельность, ослабел. Кроме того, в этот период Италия была охвачена политическими неурядицами, в которых обязательно участвовали папы, как временные правители. Только с избранием Юлия II в 1503 г. Рим по-настоящему вытеснил Флоренцию как художественный центр полуострова – и всей Европы. Именно тогда она стала называться madre di belle arti («матерью изящных искусств»).
Лучшие художники мира
Список 10 лучших художников/скульпторов см: Лучшие художники всех времён.
Список 300 лучших работ маслом, акварелью см: Величайшие картины всех времён.
100 лучших произведений скульптуры см: Самые известные скульпторы.
Папа Юлий II (1503-13)
Понтификат Папы Юлия II длился всего десять лет, но он был одним из самых запоминающихся, по крайней мере в истории искусства. За эти десять изнурительных лет Рим стал свидетелем самых могучих достижений человеческого разума и духа, ставших возможными благодаря жёсткому политическому контролю. Юлия называли «папой-воином», поскольку он, казалось, наслаждался боем и часто появлялся в доспехах во главе своей армии. Он был знаком с проблемами папства ещё со времён пребывания на посту папы своего дяди и был полон решимости укрепить его могущество.
В отличие от многих своих предшественников Юлий редко распределял состояние и престиж папства между членами своей семьи; то, что он приобретал, он с гордостью и величием отдавал Церкви. В его характере, ещё более ярком, чем у Сикста, сочетались, казалось бы, противоположные черты – жестокость и утонченность.
Его войны и интриги уравновешивались развитием образования и основанием Ватиканских музеев. Юлий был ещё одним образцом всесторонне развитого человека эпохи Возрождения, который чувствовал себя как дома, верхом на лошади, так и в кабинете, уставленном книгами.
Как никакой другой папа, он был ответственен за возвращение Риму его древнего великолепия и престижа. У него был генеральный план объединения итальянского полуострова и превращения Рима в политический центр не только Италии, но и всей Европы. В его время это была не пустая мечта, ведь европейский континент всё ещё был объединён единой религиозной верой, а многонациональный характер «вселенской церкви» делал папу логичным кандидатом на политическое лидерство.
Стремясь превратить Рим в культурную столицу мира, Юлий требовал и получал самоотверженную помощь самых талантливых художников и архитекторов своего времени. Один за другим они прибывали в Рим из далёких итальянских городов. Рафаэль – вероятно, величайший представитель живописи Высокого Возрождения – приехал, чтобы украсить папские апартаменты в Ватикане фресками, прославляющими теологические и гуманистические интересы папы. (См. Комнаты Рафаэля: Ватикан).
Микеланджело был невольным гостем Юлия, пока тот в течение четырёх лет мучительного труда создавал фреску «Бытие» (с культовым изображением «Сотворение Адама»). – часть величественных фресок Сикстинской капеллы – и работа над грандиозной мраморной гробницей, чтобы обеспечить память Папы. Донато Браманте (ок. 1444-1514), ведущий архитектор того времени, был вызван из Милана для создания плана реконструкции разрушающейся старой базилики Святого Петра, существовавшей с раннехристианских времён. См: Архитектура эпохи Возрождения.
По замыслу Юлия, это здание должно было превзойти по грандиозности памятники Древнего Рима и тем самым возвестить о наступлении ещё более великой эпохи. Он заложил первый камень собора Святого Петра, этого великого архитектурного символа могущества и универсальности папства, в 1506 году, но прошло более ста пятидесяти лет, прежде чем весь проект был завершён. В течение этого времени в Рим постоянно прибывали талантливые архитекторы: Антонио да Сангалло, Микеланджело, чей величественный купол возвышается над базиликой, Карло Мадерна, Джан Лоренцо Бернини, спроектировавший впечатляющую колоннаду, опоясывающую площадь перед собором Святого Петра. Юлий также заказал Рафаэлю декоративную картину – «Сикстинская мадонна» (1513-14) – для своей гробницы. Однако в итоге работа была использована в качестве алтарного образа для главного алтаря бенедиктинской церкви Сан-Систо (Св. Сикста) в Пьяченце.
В сентябре 1512 г., через восемнадцать лет после изгнания своей семьи из Флоренции при Джироламо Савонароле (1452-1498), Юлий поддержал Джованни, Джулио и Джулиано Медичи в их возвращении в родной город и восстановлении контроля их семьи над правительством. Через полгода умер папа-воин, и кардинал Джованни Медичи взошёл на престол как папа Лев X. Так удивительная семья Медичи вышла из изгнания и относительной безвестности, чтобы контролировать два главных центра политической и культурной активности Италии.
Хронологический список живописцев и скульпторов, работавших в итальянском искусстве в этот период, см: Художники Раннего Возрождения и Художники Высокого Возрождения.
Папа Лев X (1513-21)
Льву X было всего тридцать семь лет, когда он стал викарием Христа, и, как говорят, он заметил по поводу своего избрания: “Раз уж Бог дал нам папство, давайте наслаждаться им”. Что он, безусловно, и делал в течение восьми лет своего активного правления (1513-21 гг.). Юлий II установил высокие стандарты в области меценатства, но сын Лоренцо Великолепного не собирался уходить в тень. Он поддерживал поэтов, философов, учёных-классиков и музыкантов.
Продолжая семейную традицию, заложенную его прадедом Козимо, и папскую традицию, заложенную Сикстом IV, Лев отправлял учёных по всему миру покупать и одалживать древние рукописи для растущих ватиканских коллекций. Как и Сикст и Юлий, он поддерживал строительные программы. Их требовалось все больше, чтобы разместить множество людей, стекавшихся в процветающий Рим из провинциальных городов.
Любимым художником Льва был Рафаэль, который, помимо своего божественного «Портрета Бальдассаре Кастильоне» (1514-15, Лувр), подарил нам прекрасный портрет этого удивительного Папы. На картине «Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси» (1518, дворец Питти, Флоренция) мы видим Папу таким, каким он был в 1518 году, на сорок третьем году своей жизни. Тщедушный мужчина, любивший вкусно поесть и выпить не меньше, чем свои рукописи, Лев сидит за столом, на котором лежит иллюминированная книга, которую он читает. Картина отличается чёткой проработкой различных фактур и поверхностей. Кроме того, она позволяет тонко проследить личные отношения изображённых на ней людей.
Особенно восхищает то, как причудливо Рафаэль подчёркивает бдительность всех трёх фигур, особенно кардинала Джулио справа, который вскоре станет папой Климентом VII. Кажется, что он и другой кардинал почти охраняют Папу. Хотя кардинал Медичи характеризуется как «правая рука» Папы и действительно находится в непосредственной близости от него, Рафаэль не позволяет ни одной из фигур стать более чем второстепенной тенью, в то время как на картине доминирует громада Льва. В том же году кардинал Джулио Медичи заказал Рафаэлю алтарный образ «Преображение» для французского собора в Нарбонне.
На возрождение величия и престижа Рима Юлий II и Лев X тратили астрономические суммы денег. Одно только строительство базилики Святого Петра привело к финансовому кризису. В Церкви начался бунт против папских излишеств, который имел мощные последствия во всей Европе, особенно в Германии.
Одним из способов получения средств для пополнения стремительно истощающейся ватиканской казны стала продажа индульгенций – отпущений грехов, подлежащих чистилищному наказанию. Именно в Германии монах-августинец Мартин Лютер впервые выступил против этого старого обычая. Подробнее об этом восстании и искусстве, которое оно породило, см. в разделах: Протестантское искусство Реформации стран Северной Европы и Католическое искусство Контрреформации Италии и Испании.
Рим ослаблен чрезмерными расходами папы
Поскольку он достался такой дорогой ценой, момент папского господства был краток. Хотя преемник Льва, нидерландский папа Адриан VI, жёстко отреагировал на распущенную мораль и необдуманные траты своих предшественников, основной ущерб уже был нанесён. Ослаблению старых связей способствовало и изменение политического и экономического климата того времени.
В течение десяти лет после смерти Льва многие владетельные князья разорвали свои временные и духовные связи с папством, и миллионы душ покинули Римскую церковь. В 1527 году, во время понтификата Джулио Медичи, папы Климента VII (1523-34), среди любимых художников которого были Микеланджело (1475-1564), Бенвенуто Челлини (1500-1571) и Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547), золотой век папской власти и покровительства был жестоко прерван. Войска Карла V, короля Испании, императора Священной Римской империи и, как предполагалось, верного сына Церкви, вторглись в город и лишили его многих знаменитых сокровищ.
Среди наёмных солдат, сражавшихся за плату в имперских войсках Карла, было немало ревностных приверженцев доктрины Лютера. Они считали великолепные римские церкви, наполненные скульптурой эпохи Возрождения, храмами идолопоклонства и стремились осквернить и разрушить их. Папа Римский с несколькими последователями бежал в расположенную неподалёку крепость Кастель Сант-Анджело, чтобы в бессильном ужасе наблюдать за разрушением города.
Разграбление Рима оказало отрезвляющее воздействие на папство и имело значительные последствия для римского искусства эпохи Возрождения. После вторжения иноземцев художники, скульпторы и архитекторы бежали из города вместе с остальными его жителями. Многие из них искали работу в Венеции или в других местах; некоторые вообще покинули Италию и отправились ко дворам Франции или Австрии, унося с собой достижения итальянского искусства начала XVI века.
Информацию о живописи и скульптуре к северу от Альп, в Германии и Голландии, см. в разделе Северное Возрождение. Список художников см. в Художники Северного Возрождения.
Папа Павел III (1534-49)
Несмотря на беспорядки в Риме, новый понтифик, папа Павел III (1534-49), быстро нашёл общий язык с Карлом V и вновь назначил Микеланджело «главным архитектором, скульптором и художником Апостольского дворца», поручив ему заново расписать стену Сикстинской капеллы фреской с изображением Страшного суда. Работа над этим великолепным образцом маньеристской живописи заняла у Микеланджело пять лет (1536-41 гг.) и включает в себя одни из самых красноречивых фигур в западном искусстве.
В отличие от относительного спокойствия и уверенности потолочной фрески Генезис, картина «Страшный суд» гораздо более напряжена, отражая неопределённость времени, и стала первой крупной работой в Риме, связанной со стилем маньеризм, который продержался до эпохи барокко в конце XVI века. (Позднее Тридентский собор 1545 г. предписал ученику Микеланджело Даниэле да Вольтерре скрыть наготу фигур).
Микеланджело получил ещё ряд архитектурных заказов, в частности, на строительство собора Святого Петра и перестройку Капитолия. Его проект купола собора Святого Петра (в основном реализованный уже после его смерти) должен был соперничать с проектом купола Брунеллески над собором во Флоренции. Скульптуру маньеристов позднего Возрождения см: Стефано Мадерно (1576-1636).
Подробно о красящих пигментах, использовавшихся художниками эпохи Возрождения в Риме для фресковой, темперной и масляной живописи, см: Цветовая палитра эпохи Возрождения. Общий обзор колористики см: Цвет в живописи.
Контрреформация
Когда папство окончательно оправилось от потрясения, вызванного Реформацией – религиозной революцией, сопровождавшей атаку на мирскую власть церкви, – оно быстро попыталось вернуть утраченные позиции, организовав Контрреформацию – собственное реформаторское движение внутри Римской церкви.
С созданием в 1534 году бывшим солдатом Игнатием Лойолой Общества Иисуса, или ордена иезуитов, и созывом в 1545 году Тридентского собора для пересмотра религиозных догм церковь заняла воинственную позицию и вернула себе значительную часть своего влияния. Однако прошло ещё почти столетие, прежде чем Рим вновь стал играть доминирующую роль в итальянском искусстве.
История истории и культуры: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?