Лучшие художники и скульпторы мира читать ~18 мин.
Средневековые художники
Средневековое изобразительное искусство возникло как часть масштабной строительной программы, организованной христианской церковью. Большинство художников того времени были скульпторами и ремесленниками, занятыми в возведении первых великих соборов Европы. Первый этап средневекового искусства и архитектуры, получивший название романского стиля, охватывает период с 1000 по 1200 год. Ему на смену пришёл готический стиль, расцвет которого пришёлся на 1150–1375 годы, затем последовали искусство Проторенессанса, или треченто (1300–1400), и придворный стиль интернациональной готики (1375–1450). Как и в романскую эпоху, большая часть готического искусства была неразрывно связана со строительством соборов. Поэтому большинство мастеров были скульпторами, создателями витражей, мозаичистами и другими ремесленниками, вовлечёнными в церковное строительство. Лишь в Италии в период Проторенессанса (1300–1400) мастера фресковой и станковой живописи смогли в полной мере проявить свои таланты. Подробные сведения о выдающихся живописцах, скульпторах и архитекторах этой эпохи см.: Средневековые художники (ок. 1000–1450).
Художники раннего Возрождения
Изобразительное искусство Флоренции кватроченто (XV век) представлено великими достижениями в архитектуре, живописи и скульптуре. Самые значительные художники работали по заказам церкви или влиятельных меценатов, таких как семья Медичи.
Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427)
Влиятельный художник стиля интернациональной готики, известный картиной «Поклонение волхвов».
Нанни ди Банко (1375–1421)
Скульптор, ключевая фигура флорентийского Раннего Возрождения.
Филиппо Брунеллески (1377–1446)
Архитектор, инженер и скульптор; спроектировал знаменитый купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо).
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
Флорентийский скульптор, прославившийся «Вратами Рая» для флорентийского баптистерия.
Донателло (Донато ди Никколо) (1386–1466)
Величайший европейский скульптор XV века (кватроченто).
Франческо Скварчоне (1395–1468)
Падуанский художник, мастер ракурса; учитель Андреа Мантеньи.
Паоло Уччелло (1397–1475)
Автор знаменитой картины «Битва при Сан-Романо».
Фра Анджелико (ок. 1400–1455)
Религиозный художник, известен фресками в монастыре Сан-Марко во Флоренции.
Лука Делла Роббиа (1400–1482)
Великий скульптор, известный своей «Певческой трибуной» (Канторией) и гробницей Беноццо Федериги.
Томмазо Мазаччо (1401–1428)
Самый выдающийся флорентийский живописец Раннего Возрождения.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472)
Архитектор и теоретик искусства; автор трактатов «О статуе» (De Sculptura) и «О живописи» (Della Pittura).
Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469)
Художник-монах, известный своими фресками в соборах Прато и Сполето.
Доменико Венециано (1410–1461)
Мастер фрески, темперы и масляной живописи Раннего Возрождения, известный «Алтарём Cвятой Лючии».
Андреа дель Кастаньо (ок. 1420–1457)
Важный флорентийский мастер дизеньо (рисунка), последователь Мазаччо и Донателло.
Пьеро делла Франческа (1420–1492)
Итальянский художник, один из первых великих мастеров, в совершенстве овладевших линейной перспективой.
Антонио Росселлино (1427–1479)
Скульптор, известный гробницей кардинала Португальского в церкви Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции.
Антонелло да Мессина (1430–1479)
Сицилийский портретист, один из первых итальянских художников, освоивших технику масляной живописи; оказал значительное влияние на венецианскую школу.
Андреа Мантенья (1430–1506)
Живописец, работавший в Мантуе для семьи Гонзага; мастер ракурса.
Антонио Поллайоло (1432–1498)
Флорентийский ювелир, живописец и скульптор.
Андреа Делла Роббиа (1435–1525)
Известен своими скульптурами из глазурованной терракоты и мрамора.
Никколо Дель Арка (1435–1494)
Скульптор, мастер экспрессивных религиозных композиций.
Андреа дель Верроккьо (1435–1488)
Итальянский ювелир, скульптор и живописец; учитель Леонардо да Винчи.
Алессандро Боттичелли (1445–1510)
Один из величайших флорентийских живописцев эпохи Возрождения.
Доменико Гирландайо (1449–1494)
Выдающийся флорентийский мастер фресковой живописи 1480-х годов.
Гвидо Маццони (1450–1518)
Скульптор, мастер терракоты, работавший в Модене, Неаполе и Франции.
Перуджино (1450–1523)
Ученик Верроккьо, известен фресками в Сикстинской капелле, алтарными образами и портретами.
Пьеро ди Козимо (1462–1522)
Эксцентричный флорентийский художник, известный мифологическими сюжетами и портретами.
Художники Высокого Возрождения
Центром изобразительного искусства в этот период стал Рим. Папы выступали крупнейшими заказчиками, инициируя масштабные живописные и скульптурные проекты, которые требовали огромных затрат.
Лука Синьорелли (1450–1523)
Живописец из Кортоны, мастер фрески и рисунка, оказавший влияние на Микеланджело и Рафаэля.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
Величайший художник и учёный Высокого Возрождения, прославившийся фреской «Тайная вечеря», портретом «Мона Лиза» и другими шедеврами.
Микеланджело (1475–1564)
Величайший скульптор своего времени; его знаменитые скульптуры включают «Пьету» и «Давида». Также известен своими грандиозными фресками на своде Сикстинской капеллы (сцены из Книги Бытия) и фреской «Страшный суд» на алтарной стене.
Рафаэль (1483–1520)
Гений живописи эпохи Возрождения, мастер монументальной росписи, украсивший «Станцы Рафаэля» в Ватикане.
Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547)
Художник Высокого Возрождения, соперник Рафаэля, друг Микеланджело.
Андреа дель Сарто (1486–1530)
Ведущий живописец флорентийского Высокого Возрождения после отъезда Леонардо, Микеланджело и Рафаэля в Рим.
Антонио Аллегри да Корреджо (1489–1534)
Художник из Пармы, известный своими иллюзионистическими фресками и алтарными картинами.
Венецианские художники эпохи Возрождения
На венецианскую школу живописи оказали влияние два ключевых фактора: обширные торговые связи города, обеспечивавшие доступ к разнообразным пигментам, и влажный климат, который способствовал популяризации масляной живописи в противовес фреске.
Джентиле Беллини (ок. 1429–1507)
Известен видами Венеции и портретами дожей.
Джованни Беллини (1430–1516)
Прославился религиозными картинами; один из основоположников венецианской школы масляной живописи.
Витторе Карпаччо (ок. 1465–1525/6)
Выдающийся художник, испытавший влияние Джентиле Беллини.
Джорджоне (1477–1510)
Один из величайших мастеров венецианской школы живописи.
Лоренцо Лотто (1480–1556)
Новаторский венецианский живописец, известный своими религиозными алтарными картинами и портретами.
Тициан (ок. 1485–1576)
Величайший венецианский живописец, мастер масляной живописи и портрета.
Якопо Бассано (1515–1592)
Венецианский художник-маньерист, известный своими библейскими жанровыми картинами и портретами.
Якопо Тинторетто (1518–1594)
Венецианский живописец, известный своими масштабными религиозными работами.
Паоло Веронезе (1528–1588)
Один из ведущих колористов Венеции; его шедевр — монументальное полотно «Брак в Кане Галилейской».
Художники Северного Возрождения
Художники Фландрии, Голландии, Англии и Германии развивали свой уникальный стиль, отличавшийся от итальянского. Они достигли непревзойдённых высот в технике масляной живописи и гравюры, уделяя особое внимание деталям и реалистичной передаче натуры.
Роберт Кампен (Мастер из Флемаля) (ок. 1378–1444)
Один из основоположников искусства Северного Возрождения, известный «Алтарём Мероде».
Ян ван Эйк (1390–1441)
Родоначальник и виртуоз масляной живописи, известный своими реалистическими портретами, в том числе «Портретом четы Арнольфини».
Стефан Лохнер (ок. 1400–1451)
Немецкий художник кёльнской школы, работавший в стиле поздней готики.
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
Выдающийся нидерландский живописец, мастер религиозных алтарных композиций.
Дирк Баутс (ок. 1410/20–1475)
Нидерландский живописец (Лёвенская школа), известный своими религиозными картинами и алтарными образами.
Мишель Коломб (ок. 1430–1512)
Французский скульптор, создатель гробницы Франциска II, герцога Бретонского.
Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494)
Фламандский религиозный живописец и портретист; ученик Рогира ван дер Вейдена.
Михаэль Пахер (1434–1498)
Позднеготический/ренессансный живописец и скульптор, работавший в Южном Тироле (Австрия).
Хуго ван дер Гус (1440–1482)
Нидерландский художник, известный «Алтарём Портинари» и «Успением Богоматери».
Вейт Штосс (ок. 1447–1533)
Немецкий мастер резьбы по дереву в стиле поздней готики.
Мартин Шонгауэр (1448–1491)
Немецкий религиозный живописец, гравёр и график.
Иероним Босх (1450–1516)
Один из самых самобытных художников Северного Возрождения; известен сложными аллегорическими и морализаторскими работами.
Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531)
Возможно, величайший немецкий резчик по дереву эпохи поздней готики.
Грегор Эрхарт (ок. 1460–1540)
Немецкий скульптор по дереву и камню эпохи поздней готики; создал алтарь в Блаубойрене.
Квентин Массейс (ок. 1465–1530)
Живописец антверпенской школы, мастер жанровых сцен и портретов, близких к карикатуре.
Маттиас Грюневальд (1470–1528)
Известен своими экспрессивными религиозными картинами, в том числе «Изенгеймским алтарём».
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
Величайший немецкий живописец и гравёр Северного Возрождения.
Лукас Кранах Старший (1472–1553)
Ведущий немецкий живописец и портретист.
Альбрехт Альтдорфер (1480–1538)
Один из лидеров дунайской школы пейзажной живописи.
Ганс Бальдунг Грин (1484–1545)
Страсбургский художник, гравёр, автор Фрайбургского алтаря и гравюр на дереве.
Иоахим Патинир (1485–1524)
Нидерландский пейзажист эпохи Возрождения, автор картин на библейские сюжеты.
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543)
Один из величайших немецких портретистов.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
Ведущий нидерландский художник своего времени, мастер пейзажа и жанровых сцен.
Николас Хиллиард (1547–1619)
Ведущий мастер английской школы портретной миниатюры.
Художники-маньеристы
Художники-маньеристы отошли от гармонии и уравновешенности Высокого Возрождения в сторону более экспрессивного, усложнённого и порой экстравагантного стиля. Это изменение отражало духовный и социальный кризис эпохи.
Алонсо Берругете (ок. 1486–1561)
Крупнейший испанский скульптор-маньерист; известен религиозными работами.
Якопо Сансовино (1486–1570)
Скульптор и архитектор родом из Флоренции, активно работавший в Венеции.
Баччо Бандинелли (1493–1560)
Известен своими изысканными статуэтками из терракоты.
Россо Фьорентино (1494–1540)
Флорентийский живописец; один из основателей школы Фонтенбло во Франции.
Якопо да Понтормо (1494–1556)
Один из первых флорентийских художников-маньеристов, автор алтарных картин, фресок, портретов.
Джулио Романо (1499–1546)
Главный помощник Рафаэля, известный своими фресками в Палаццо дель Те в Мантуе.
Бенвенуто Челлини (1500–1571)
Ювелир, медальер и скульптор, работавший при дворе папы Климента VII и короля Франциска I.
Пармиджанино (1503–1540)
Художник-маньерист и гравёр из Пармы, младший современник Корреджо.
Аньоло Бронзино (1503–1572)
Флорентийский маньерист, ученик Понтормо, наиболее известный своими холодными, отстранёнными портретами.
Франческо Приматиччо (1504–1570)
Архитектор и скульптор, ведущий мастер Первой школы Фонтенбло.
Хуан де Хуни (1507–1577)
Французский скульптор, работавший в Испании; его творчество сопоставляют с работами Алонсо Берругете.
Федерико Бароччи (1526–1612)
Ведущий художник XVI века в Урбино и области Марке в центральной Италии.
Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593)
Наиболее известен своими причудливыми портретами, составленными из фруктов, овощей и цветов.
Жермен Пилон (1529–1590)
Самый значительный и новаторский французский скульптор XVI века.
Джамболонья (1529–1608)
Влиятельный скульптор-маньерист, работавший в Италии.
Бартелеми Приёр (1536–1611)
Французский художник, придворный скульптор короля Франции Генриха IV.
Жан Гужон (активен в 1540–1563)
Французский скульптор, наиболее известный «Фонтаном невинных».
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614)
Греческий живописец, работавший в Испании; известен пронзительными работами на духовные темы и выразительными портретами.
Адриан де Врис (1560–1626)
Голландский художник, ученик Джамболоньи, выдающийся скульптор, мастер бронзового литья.
Стефано Мадерно (1576–1636)
Римский скульптор, наиболее известный своей мраморной статуей «Святая Цецилия» в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
Художники барокко
Художники эпохи барокко часто работали по заказам католической церкви, чтобы вдохновлять верующих и утверждать идеи Контрреформации.
Аннибале Карраччи (1560–1609)
Художник переходного периода от маньеризма к барокко, известный фресками в галерее Фарнезе.
Франсиско Рибальта (1565–1628)
Один из первых испанских живописцев, использовавших тенебризм в духе Караваджо.
Хуан Мартинес Монтаньес (ок. 1568–1649)
Ведущий испанский скульптор и резчик по дереву XVII века.
Караваджо (1573–1610)
Миланский живописец, известный своим реализмом, а также новаторским использованием светотени (кьяроскуро) и тенебризма.
Гвидо Рени (1575–1642)
Художник классического барокко, представитель болонской школы.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Величайший исторический живописец и портретист эпохи барокко.
Адам Эльсхаймер (1578–1610)
Недолго живший, но влиятельный пейзажист и исторический живописец.
Доменикино (1581–1641)
Мастер фресковой и пейзажной живописи; последователь Карраччи и болонской школы.
Джованни Ланфранко (1582–1647)
Ведущий художник высокого барокко, один из основоположников неаполитанской школы живописи.
Симон Вуэ (1590–1649)
Президент Академии Святого Луки в Риме; придворный живописец короля Людовика XIII.
Хусепе (Хосе) де Рибера (1591–1652)
Испанский художник-реалист, мастер религиозной живописи, работавший в Неаполе.
Гверчино (1591–1666)
Итальянский художник эпохи барокко, прославившийся своим мастерством рисунка (disegno) и живописи (colorito).
Жорж де Латур (1593–1652)
Лидер французских караваджистов, известный своим тенебризмом и мастерским использованием кьяроскуро.
Артемизия Джентилески (1593–1656)
Величайшая художница XVII века; известна картиной «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».
Якоб Йорданс (1593–1678)
Ведущий художник фламандского барокко после смерти Рубенса.
Николя Пуссен (1594–1665)
Один из величайших художников классицизма.
Пьетро да Кортона (1596–1669)
Величайший итальянский мастер монументальной фресковой живописи эпохи барокко; также архитектор и создатель картонов для гобеленов.
Франсуа Дюкенуа (1597–1643)
Фламандский скульптор; наряду с Альгарди считался ведущим скульптором Рима после Бернини.
Алессандро Альгарди (1598–1654)
Великий соперник Бернини. Мастер скульптуры из мрамора, слоновой кости и золота.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
Испанский религиозный живописец, мастер кьяроскуро и натюрморта.
Джованни Бернини (1598–1680)
Ведущий скульптор и архитектор эпохи барокко, ярчайший представитель искусства Контрреформации.
Антонис ван Дейк (1599–1641)
Выдающийся портретист, ученик Рубенса.
Диего Веласкес (1599–1660)
Придворный художник испанских королей; возможно, величайший испанский старый мастер.
Клод Лоррен (1600–1682)
Классицистический пейзажист, работавший в Италии, создатель «идеального» пейзажа.
Братья Ленен (ок. 1600–1677)
Французские портретисты и жанровые живописцы, работавшие в традициях голландского реализма.
Алонсо Кано (1601–1667)
Испанский скульптор, живописец и архитектор; прозванный «испанским Микеланджело».
Джованни Бенедетто Кастильоне («Иль Грекетто») (1609–1664)
Итальянский художник эпохи барокко, изобретатель техники монотипии; известен анималистическими сценами и офортами.
Маттиа Прети (1613–1699)
Мастер фресковой живописи, внёсший значительный вклад в неаполитанскую школу барокко.
Сальватор Роза (1615–1673)
Яркий представитель романтического течения в итальянской живописи барокко.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682)
Испанский религиозный живописец; также известен сентиментальными жанровыми работами.
Шарль Лебрен (1619–1690)
Французский живописец, директор Французской академии и мануфактуры Гобеленов.
Пьер Пюже (1622–1694)
Один из величайших французских скульпторов XVII века.
Франсуа Жирардон (1628–1715)
Наиболее последовательный представитель классицизма в версальской скульптуре.
Лука Джордано (1634–1705)
Наряду с Солименой — ведущий неаполитанский мастер фрески конца XVII века.
Антуан Куазевокс (1640–1720)
Французский скульптор, наиболее известный своими бюстами Людовика XIV и Шарля Лебрена.
Гринлинг Гиббонс (1648–1721)
Величайший английский резчик по дереву, особенно прославившийся работами из липы.
Бальтазар Пермозер (1651–1732)
Ведущий дрезденский скульптор, работавший с деревом, слоновой костью, камнем и цветным мрамором.
Франческо Солимена (1657–1747)
Виртуозный неаполитанский мастер фрески позднего барокко.
Гиацинт Риго (1659–1743)
Французский портретист эпохи позднего барокко, автор знаменитого портрета Людовика XIV.
Андреас Шлютер (1664–1714)
Немецкий скульптор и архитектор, один из крупнейших мастеров петровского барокко в России.
Гийом Кусту (1677–1746)
Французский скульптор, наиболее известный скульптурной группой «Кони Марли».
Голландские художники-реалисты
Особое место в искусстве барокко занимает голландский реализм. В протестантских Нидерландах, в отличие от католических стран, главными заказчиками стали не церковь, а бюргеры. Это способствовало расцвету портрета, натюрморта и бытового жанра.
Биографии выдающихся художников протестантской Голландии XVII века см.: Голландские художники-реалисты.
Художники рококо
В противовес торжественности и драматизму барокко, художники рококо стремились к лёгкости, изяществу и галантности, наполняя свои произведения игривыми и пасторальными сюжетами.
Жан-Антуан Ватто (1684–1721)
Известен своими галантными сценами («fêtes galantes»).
Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770)
Величайший мастер монументальной живописи эпохи рококо. Наиболее известен фресками в Вюрцбургской резиденции.
Каналетто (1697–1768)
Знаменитый венецианский пейзажист, мастер городского пейзажа (ведуты).
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779)
Один из величайших художников-натюрмористов XVIII века.
Франсуа Буше (1703–1770)
Известен своими «галантными мифологическими» сценами, а также эскизами для фарфора и гобеленов.
Франческо Гварди (1712–1793)
Венецианский живописец, известный своими поэтичными городскими пейзажами Венеции.
Этьен Морис Фальконе (1716–1791)
Один из самых ярких представителей стиля рококо во французской скульптуре XVIII века.
Бернардо Беллотто (1720–1780)
Известен своими архитектурными пейзажами (ведутами) Венеции, Дрездена и Варшавы.
Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806)
Известен своей знаменитой картиной «Качели» и серией «Вымышленные портреты».
Ангелика Кауфман (1741–1807)
Швейцарская художница, работавшая в стилях рококо и неоклассицизма, мастер портретной и исторической живописи.
Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842)
Художница эпохи рококо, придворная портретистка королевы Марии-Антуанетты.
Художники XVIII века и неоклассицизм
Художники-неоклассицисты, вдохновлённые искусством античности и идеалами Просвещения, вернулись к классическим ценностям: героическому пафосу, строгости и гражданской доблести.
Луи-Франсуа Рубийяк (1695–1762)
Известен своей мраморной статуей Генделя.
Жан-Батист Пигаль (1714–1785)
Наиболее известен своей скульптурой «Нагой Вольтер».
Антон Рафаэль Менгс (1728–1779)
Немецкий портретист и религиозный художник, близкий друг теоретика искусства Иоганна Винкельмана.
Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783)
Австрийский скульптор, известный своими «характерными головами» — экспрессивными бюстами-карикатурами.
Джозеф Ноллекенс (1737–1823)
Ведущий британский скульптор конца XVIII века.
Жан-Антуан Гудон (1741–1828)
Французский скульптор-неоклассицист, наиболее известный своими портретными бюстами.
Жак-Луи Давид (1748–1825)
Ведущий представитель французского неоклассицизма в живописи, активный участник политической жизни.
Джон Флаксман (1755–1826)
Выдающийся английский скульптор-неоклассицист.
Антонио Канова (1757–1822)
Самый успешный и влиятельный итальянский скульптор-неоклассицист.
Бертель Торвальдсен (1770–1844)
Величайший неоклассический скульптор после Кановы.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867)
Ведущий представитель европейского академизма XIX века.
Художники-романтики
Романтизм противопоставил рационализму Просвещения культ чувств, индивидуальности и интерес к таинственному и стихийному. Для художников этого направления были важны человеческие эмоции, связь с природой и национальная история.
Франсиско Гойя (1746–1828)
Испанский придворный живописец и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров эпохи романтизма.
Антуан-Жан Гро (1771–1835)
Французский живописец, изображавший наполеоновские кампании; оказал влияние на Жерико и Делакруа.
Каспар Давид Фридрих (1774–1840)
Влиятельный немецкий художник-романтик, мастер символического пейзажа.
Теодор Жерико (1791–1824)
Французский живописец, наиболее известный своим шедевром «Плот ‘Медузы’».
Поль (Ипполит) Деларош (1797–1856)
Знаменитый романтический исторический живописец, известный своими гравюрами на исторические сюжеты.
Эжен Делакруа (1798–1863)
Лидер французского романтизма, известный также своими работами в области монументальной живописи.
Эрнест Мейссонье (1815–1891)
Известен своей миниатюрной исторической и жанровой живописью.
Американская школа художников (ок. 1700–1900)
От летописцев колониальной Америки до светских портретистов XIX века, американская школа — это общий термин для обозначения разнообразных направлений, который охватывает романтических пейзажистов, реалистов и ряд величайших портретистов.
Джон Синглтон Копли (1738–1815)
Американский портретист и исторический живописец колониального периода.
Бенджамин Уэст (1738–1820)
Художник-историк и портретист, работавший в основном в Англии.
Гилберт Стюарт (1755–1828)
Величайший американский художник-портретист XVIII века, известный портретами президентов США.
Томас Коул (1801–1848)
Основатель школы реки Гудзон — первого национального движения в американской пейзажной живописи.
Джордж Калеб Бингем (1811–1879)
Художник из Миссури, живописец быта американского фронтира, пейзажист (школа люминизма) и портретист.
Эмануэль Готлиб Лойце (1816–1868)
Немецко-американский исторический живописец, известный картиной «Вашингтон, переправляющийся через Делавэр».
Джордж Иннесс (1825–1894)
Один из величайших американских пейзажистов XIX века, представитель тонализма.
Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900)
Ученик Коула и крупнейший американский пейзажист второй половины XIX века.
Альберт Бирштадт (1830–1902)
Пейзажист, представитель школы реки Гудзон, люминизма и школы Скалистых гор.
Джеймс Эбботт Мак-Нейл Уистлер (1834–1903)
Известен своими «Ноктюрнами» и офортами; участник Эстетического движения.
Уинслоу Гомер (1836–1910)
Американский живописец, известный картинами времён Гражданской войны и натуралистичными морскими пейзажами.
Томас Икинс (1844–1916)
Американский художник-реалист, портретист. Наиболее известен по картине «Клиника Гросса».
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Выдающийся светский портретист, работавший в виртуозной живописной манере.
Фредерик Ремингтон (1861–1909)
Художник американского Дикого Запада; известен иллюстрациями для журнала «Harper’s Weekly».
Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959)
Архитектор-новатор, один из лидеров «школы прерий»; спроектировал Храм Единства и Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Английская школа художников (1700–1900)
Английская школа живописи и скульптуры объединяет широкий круг мастеров, в том числе из Ирландии. Благодаря английским акварелистам, таким как Гиртин и Тёрнер, акварель превратилась в самостоятельный и значимый жанр пейзажной живописи.
Уильям Хогарт (1697–1764)
Английский художник и гравёр, известный сатирическими сериями картин и гравюр, такими как «Карьера мота» и «Модный брак».
Ричард Уилсон (1714–1782)
Один из основоположников английского пейзажного искусства.
Джошуа Рейнольдс (1723–1792)
Выдающийся портретист, президент Королевской академии художеств в Лондоне.
Джордж Стаббс (1724–1806)
Величайший английский художник-ипполог и анималист.
Томас Гейнсборо (1727–1788)
Знаменитый и успешный художник-портретист и пейзажист.
Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)
Портретист, мастер кьяроскуро, сцен промышленной революции и интерьеров при свечах.
Генри Фюзели (1741–1825)
Представитель романтизма, художник-символист.
Генри Ребёрн (1756–1823)
Шотландский портретист, известный картиной «Священник Роберт Уокер, катающийся на коньках».
Уильям Блейк (1757–1827)
Уникальный художник-символист, поэт, гравёр и книжный иллюстратор.
Джон Кром (1768–1821)
Английский художник-пейзажист, основатель Нориджской школы живописи.
Томас Лоуренс (1769–1830)
Портретист эпохи Регентства, президент Королевской академии художеств в Лондоне.
Томас Гёртин (1775–1802)
Один из первых и величайших мастеров английской акварели.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851)
Величайший английский пейзажист и мастер акварели.
Джон Констебл (1776–1837)
Величайший английский пейзажист-реалист. Известен картиной «Телега для сена».
Джон Селл Котмен (1782–1842)
Акварелист и пейзажист, ведущий член Нориджской школы.
Дэвид Уилки (1785–1841)
Шотландский жанровый живописец и портретист.
Джон Мартин (1789–1854)
Романтический исторический живописец, гравёр в технике меццо-тинто.
Ричард Паркс Бонингтон (1802–1828)
Английский пейзажист, работавший на пленэре, один из крупнейших после Тёрнера и Констебла.
Альфред Стивенс (1817–1875)
Ведущий викторианский живописец и скульптор.
Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904)
Влиятельный английский портретист и скульптор-символист.
Уильям Пауэлл Фрайт (1819–1909)
Популярный английский художник-жанрист, известный такими работами, как «День дерби».
Лорд Фредерик Лейтон (1830–1896)
Неоклассический, поздневикторианский живописец, портретист, иллюстратор и скульптор.
Уильям Моррис (1834–1896)
Художник, дизайнер, писатель; лидер движения «Искусства и ремёсла».
Сэр Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912)
Викторианский художник, виртуозный мастер академической живописи на исторические сюжеты.
- Великолепный часослов герцога Беррийского
- Средневековое искусство
- Средневековые художники: скульпторы, художники, ювелиры средневековья
- Средневековое христианское искусство (600-1200)
- Искусство средних веков (для учащихся 6 класса)
- Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо
- Феликс Фенеон: французский искусствовед
- Эллинистические статуи и рельефы
- Луи Воксель: французский художественный критик
- Роджер Фрай: художественный критик, защитник постимпрессионистской живописи
- Фейт Штосс: немецкий скульптор поздней готики
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?