Лучшие художники-портретисты:
с 1400 г. по настоящее время читать ~14 мин.
Портретная живопись — это изображение человека, в котором лицо является основным объектом внимания. Традиционные портреты, написанные на мольберте, могут быть выполнены в различных позах, таких как голова и плечи, по пояс или в полный рост. Кроме того, существует множество разновидностей портретного искусства, в том числе: индивидуальные, групповые или автопортреты. Во всех случаях портрет обычно специально композиционно выстраивается, чтобы передать характер и уникальные черты модели. Другие формы портретного искусства включают изображения домашних животных или животных.
Портретное искусство занимало второе место в иерархии жанров (после исторической живописи) в великих европейских академиях изящных искусств. Другие виды картин (в порядке важности) были История, Жанровые произведения, Пейзаж и Натюрморт. Высокий рейтинг портрета был обусловлен его высоким содержанием человеческого повествования. Произведение должно было передавать «благородные» качества модели, как личности или символа человечества.
Портретное искусство практиковалось в самых ранних цивилизациях, о чем свидетельствует замечательная коллекция египетских портретов мумий из Фаюма. Однако с эпохи искусства Возрождения эволюция портрета отражала эволюцию общества в целом. Сначала главными объектами изображения были христианские божества, затем папы, короли и кардиналы, а затем дворяне и другие важные граждане. Были разработаны сложные правила, касающиеся позы, ракурса и фона модели, а общий эффект постепенно улучшался благодаря внедрению масляных красок, а также таких живописных техник, как лакировка, сфумато и светотень.
Рост коммерческого процветания среднего класса в XVII веке открыл этот жанр для нового круга меценатов. Портреты иногда могут занимать значительное время. Сезанн, известный своей медлительностью, иногда требовал более 100 сеансов, чтобы завершить портрет. В редких случаях законченное полотно полностью отвергается моделью. Портрет Уинстона Черчилля, написанный Грэмом Сазерлендом, был известен тем, что его отверг сам модель, который хранил его до своей смерти, после чего он был уничтожен.
Автопортрет, самостоятельная форма искусства, был исследован почти всеми портретистами, не в последнюю очередь как способ отточить свои живописные навыки. К величайшим представителям автопортрета относятся Альбрехт Дюрер, Рембрандт Ван Гог и Эгон Шиле, и это лишь некоторые из них.
Этот список известных портретистов был составлен нашим редактором Нилом Коллинзом, магистром права. Он представляет его личное мнение о десяти лучших представителях портретного искусства. Естественно, как и любой подобный список, он больше говорит о личных вкусах составителя, чем о портретистах, вошедших в рейтинг.
После традиционного начала карьеры религиозного художника в Милане Арчимбольдо был назначен придворным художником императорского двора в Праге, где он смог в полной мере проявить свои художественные таланты. Он занимался костюмами и сценографией, написал трактат по теории и практике изобразительного искусства и стал официальным агентом императора по вопросам искусства. Он также изобрёл совершенно новый жанр портретной живописи, который заключался в компоновке цветов, фруктов, животных, книг и других предметов повседневного обихода в узнаваемый человеческий портрет, как правило, с аллегорическим смыслом.
Результаты этого натуралистического маньеристского стиля просто поразительны и, как произведения творческого изобразительного искусства, стоят в одном ряду с лучшими образцами сюрреализма, а порой и дадаизма. Учитывая, что все это было достигнуто за четыре века до появления Сальвадора Дали, Арчимбольдо, безусловно, следует отнести к числу величайших и наиболее новаторских портретистов эпохи Возрождения.
Известные портреты Арчимбольдо
Библиотекарь (1566) масло на холсте, Скоклостерс Слотт, Швеция
Император Рудольф II в образе Вертумна (1591) масло/дерево, Скоклостерс Слотт, Швеция
Весна (1573) масло на дереве, Лувр, Париж
Зима (1573) масло на дереве, Лувр, Париж
Садовник (1590) масло на доске, Музей Чивико, Кремона
Наиболее известный своей картиной «Плот Медузы», талантливый и очень влиятельный, хотя и несколько ленивый французский романтический художник Теодор Жеррико был также выдающимся портретистом. В начале 1820-х годов он получил заказ от доктора Жорже, главы парижского психиатрического лечебницы, на создание серии портретов душевнобольных. Эти портреты, полные бесконечного сострадания и тонкой характеристики, редко когда превосходили. Монументальное исследование человечества.
Известные портреты Теодора Жерико
Женщина, страдающая навязчивой завистью (1822) масло, Музей изящных искусств, Лион
Женщина, пристрастившаяся к азартным играм (1822) масло на холсте, Лувр, Париж
Клептоманка (1823) масло на холсте, Музей изящных искусств, Гент
Один из величайших фламандских художников после Рубенса, которого он превосходил только в портретной живописи, Антонис ван Дейк был придворным художником сначала эрцгерцогини Изабеллы, правительницы Нидерландов, а затем короля Англии Карла I (которого он написал десятки портретов). Его успех как ведущего портретиста Северной Европы своего времени основывался на его тонком наблюдательном уме, реалистичных изображениях (ни один из его моделей не выглядит скованным или искусственным) и уникальной способности передать величественное достоинство модели, хотя и с некоторым лестью. Ван Дейк был также талантливым гравёром, создавшим серию из 100 крупноформатных портретных гравюр своих знаменитых современников.
Известные портреты сэра Антониса Ван Дейка
Портрет кардинала Бентивольо (1623) масло на холсте, Палаццо Питти, Флоренция
Королева Генриетта Мария (1633) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Тройной портрет короля Карла I (1635) Британская королевская коллекция
Конный портрет Карла I (1637-38) Национальная галерея, Лондон
Автопортрет (1634) Частная коллекция
Величайший портретист XVI века Северного Возрождения, талантливый Ганс Гольбейн в конце концов поселился в Лондоне в возрасте 29 лет, где специализировался на портретах членов королевского двора Тюдоров и купцов континентальной Ганзейской лиги. Характеризующиеся тщательным вниманием к деталям в сочетании с клинической объективностью и проницательной характеристикой, шедевры Хольбейна включают портреты астронома Николауса Крацера, Генриха VIII, Послов, Купец Георг Гизе, Эразм Роттердамский. Картина «Гизе», в частности, иллюстрирует слияние у Гольбейна простого величия эпохи Возрождения с североевропейской детальностью, которая проявляется в натюрмортной качественности изображённых предметов и вещей. Гольбейн также занялся миниатюрной портретной живописью, став одним из лучших миниатюристов в Англии.
Известные портреты Ганса Гольбейна Младшего
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет Эразма Роттердамского (1523) Национальная галерея, Лондон.
Портрет сэра Томаса Мора (1527, коллекция Фрика, Нью-Йорк)
Дама с белкой и скворцом (1527 – 28) Лондон.
Портрет купца Георга Гизе (1532) Картинная галерея, SMPK, Берлин.
Портрет Томаса Кромвеля (1532-4) Национальная портретная галерея, Лондон.
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
В любопытном, хотя и непреднамеренном подтверждении растущего авторитета Джона Сингера Сарджента как, возможно, величайшего портретиста современности, Нью-Йоркский Метрополитен-музей на недавней выставке сопоставил работы Веласкеса с работами некоторых его поклонников, включая Эдуарда Мане и Сарджента. В то время как картины француза выглядели довольно слабыми по сравнению с ними, работы американца сохранили всю свою силу и стиль.
Признанным шедевром Сарджента является «Портрет мадам Икс» (1884), написанный в Париже, когда ему было 28 лет. Кроме того, что эта работа демонстрирует непревзойдённую координацию рук и глаз художника и его классическую технику «au premier coup» (один точный мазок кисти, без переделок), её смелая композиция придаёт этому противоречивому произведению особую ценность и интерес. Его совершенно иной и сложный групповой портрет «Дочери Эдварда Дарли Бойта» представляет собой виртуозное сочетание классической формы и импрессионистской манеры письма и считается одним из величайших импрессионистских портретов. См. также его атмосферную картину цыган «Эль-Халео» (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон).
Знаменитые портреты Джона Сингера Сарджента
Дочери Эдварда Дарли Бойта (1882) Бостонский музей изящных искусств
Портрет мадам Икс (1884) Метрополитен-музей
Умерший в возрасте всего 37 лет, Рафаэль традиционно считается лучшим художником Высокого Возрождения. Кроме того, он считался ведущим портретистом Возрождения в Риме. Его вклад в искусство портретной живописи включает портреты Мадонны и, по крайней мере, два отдельных шедевра: «Портрет Бальдассаре Кастильоне» и «Портрет папы Льва X». В то время как портреты Мадонны довели классическую треугольную композицию до совершенства, портрет Бальдассаре Кастильоне — первый великий портрет итальянского Возрождения — основан на круглых формах. Папская работа более сложна: Лев сидит, обрамлённый двумя кардиналами на заднем плане, и каждый из них смотрит в разные стороны. Эффект вызывает беспокойство и создаёт значительную скрытую напряженность.
Известные портреты Рафаэля
Аньоло Дони (1506) масло на доске, Палаццо Питти, Флоренция
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-15) масло на холсте, Лувр, Париж
Портрет папы Льва X (1518) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Ведущий представитель фламандской живописи, творивший за пятьдесят лет до Леонардо и примерно за двести лет до Рембрандта и Веласкеса, Ян Ван Эйк был пионером в использовании масляных красок, создав с их помощью ряд выдающихся реалистичных портретов. Его самым известным произведением, вероятно, является двойной портрет «Свадьба Арнольфини», чрезвычайно сложная картина, наполненная символами и намёками на скрытый смысл. Среди других шедевров портретного жанра — «Человек в красном тюрбане», предположительно автопортрет, который демонстрирует блеск и светимость масла ван Эйка, а также фигуры Адама и Евы из Гентского алтаря — два из самых ранних и натуралистичных обнажённых натур. Учитывая древность этих произведений, они, несомненно, свидетельствуют о замечательном таланте.
Известные портреты Яна ван Эйка
Адам и Ева, см.: Гентский алтарь (1432) масло на дереве, церковь Святого Бавона, Гент.
Человек в красном тюрбане (1433) масло на дереве, Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434) масло на дереве, NG, Лондон.
Дева канцлера Никола Ролена (1435) масло на дереве, Лувр, Париж.
См. также: Анализ известных картин.
В любой список лучших портретистов мира обязательно входит Веласкес. Один из величайших художников Испании, стоящий в одном ряду с Эль Греко, Гойей и Пикассо, Веласкес создал по крайней мере два незабываемых шедевра: «Портрет папы Иннокентия X» и групповой портрет «Менины». Первый из них идеально передаёт пронзительный взгляд глубоко амбициозного человека, а второй — потрясающе сложное изображение Маргариты, дочери Филиппа IV, и её свиты, в котором иллюзия переплетается с реальностью. Как и Рембрандт и Леонардо, Веласкес оказал огромное влияние на своих современников и последующие поколения художников, в частности на Эдуарда Мане и Фрэнсиса Бэкона.
Известные портреты Диего Веласкеса
Портрет папы Иннокентия X (1650) масло на холсте, Галерея Дориа Памфили
«Менины» (1656) масло на холсте, музей Прадо, Мадрид
Вероятно, ни один другой художник не создал так мало и не получил столько похвалы, и вот почему. Леонардо был универсальным гением. На самом деле он был настолько умён, что слишком быстро терял интерес, поэтому и закончил так мало работ. Тем не менее, я бросаю вызов любому, кто, увидев его темперный рисунок тушью «Этюд драпировки для сидящей фигуры» (1470-е годы) в Лувре, не почувствует присутствие гения. Более того, его портрет «Мона Лиза» по общему мнению является лучшим образцом портретного искусства, когда-либо созданным, а «Дама с горностаем» (Чечилия Галлерани) не сильно отстаёт от него. Тем не менее, несмотря на его потрясающее мастерство в рисовании, масляной живописи, владении сфумато и многом другом, я считаю, что ему не хватает такого же уровня эмпатии к модели, как у Рембрандта.
Известные портреты Леонардо да Винчи
Дама с горностаем (1490) (Портрет Чечилии Галлерани), Музей Чарторыйских
Мона Лиза (La Gioconda) (1503) масло на дереве, Лувр, Париж
Ведущий художник голландского барокко и, вероятно, величайший портретист в истории искусства, Рембрандт был самым чувствительным и проницательным художником человеческого лица — входа в душу, — а его полное владение тенью и светом придавало его портретам дополнительную драматичность, даже сверхреальность. Именно это сочетание глубокой человечности и мастерства поднимает его над другими великими портретистами, выделяя в отдельный класс. «Мона Лиза» может быть лучшим индивидуальным портретом, но Рембрандт, без сомнения, является величайшим портретистом: в галерее Рембрандта представлены почти все человеческие качества, от предельной уверенности в себе до самоубийственного отчаяния.
И ни один список шедевров портретного искусства не может обойтись без его групповых портретов «Синдики гильдии суконщиков» и «Ночной дозор», а также его индивидуального шедевра «Портрет Яна Сикса». Что касается автопортретов, я не могу вспомнить ни одного другого художника, который с такой честностью и реализмом запечатлел бы своё старение. Его картины могут быть мрачными, но уникальный гений Рембрандта просвечивает сквозь них. Голландская живопись XVII века подняла портретную живопись на новую высоту, но Рембрандт на голову выше своих ближайших соперников.
Известные портреты Рембрандта
«Анатомический урок доктора Николаса Тюльпа» (1632) Музей Маурицхейс, Гаага.
«Ночной дозор» (1642) Рейксмузеум.
«Аристотель, созерцающий бюст Гомера» (1653) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Портрет Яна Сикса (1654) Частная коллекция, Амстердам.
Синдики гильдии суконщиков (De Staalmeesters) (1662).
Лукреция (ок. 1666) Институт искусств Миннеаполиса.
Еврейская невеста (ок. 1665-8) Рейксмузеум, Амстердам.
12 лучших портретных фотографов
В портретном искусстве XX века фотоаппарат заменил кисть, что привело к появлению ряда новых и исключительно талантливых портретистов, чьи художественные фотографии ни в коей мере не умаляют значение этого жанра. Вот краткий список самых важных фотопортретистов.
Джулия Маргарет Кэмерон (1815 – 1879)
родилась в Индии, мать шестерых детей, она занялась фотографией в возрасте 48 лет и создала одни из лучших «романтических» портретов (натурщиков, одетых как литературные и мифологические персонажи) в истории фотографии. Пионер в области мягкого фокуса и техники съёмки крупным планом, её лучшие портреты не имеют себе равных и высоко ценятся коллекционерами.
Эдвард Штайхен (1879 – 1973)
Один из великих пионеров современного операторского искусства, универсальный Штайхен был известен своими фотопортретами Огюста Родена, Бранкузи, Сезанна, Матисса, Пикассо и других членов Парижской школы.
Ман Рэй (1890 – 1976)
Ключевая фигура дадаизма и сюрреализма, Ман Рэй сделал множество фотографических портретов представителей парижского мира искусства, в том числе сюрреалиста Андре Бретона, писателя Эрнеста Хемингуэя, польского художника Бальтуса, ирландского писателя Джеймса Джойса и коллекционера американского искусства Гертруду Штейн, и это лишь некоторые из них.
Доротея Ланге (1895-1965)
американская кинохудожница, наиболее известная своими портретами рабочих-мигрантов во время Великой депрессии 1930-х годов.
Сесил Битон (1904-1980).
Известен своим уникальным стилем портретной живописи, в котором объект является лишь одним элементом в общей композиции, наряду с костюмом, фоном и позой. Известен своими элегантными и изысканными портретами членов королевской семьи и аристократов, а также популярных знаменитостей.
Юсуф Карш (1908 – 2002)
армяно-канадский фотограф, наиболее известный своим знаменитым портретом сэра Уинстона Черчилля, который впоследствии создал фотографические портреты 51 человека из 100 самых известных людей века, согласно списку «International Who’s Who».
Норман Паркинсон (1913-1990) произвёл революцию в фотопортрете, перенеся его за пределы студии на улицу, в стиле, известном как «реализм действия».
Ханс Намут (1915-1990)
Наиболее известен своими фотографиями американского художника-абстракциониста-экспрессиониста Джексона Поллока в его мастерской, на которых запечатлён боевик художника.
Дайан Арбус (1923 – 1971)
Американский фотограф известен своими эмоциональными и тревожными портретами «уродов» и членов меньшинств в Нью-Йорке. Ее собственное самоубийство способствовало её международному признанию.
Ричард Аведон (1923 – 2004)
Фотографический гений, известный широтой своего портфолио, чьи портреты и модные снимки помогли определить образ стиля и красоты Америки во второй половине 20-го века.
Дэвид Бейли (род. 1938)
Британский фотохудожник, наиболее известный как ведущий летописец 1960-х годов. Известен смелыми портретами знаменитостей и манекенщиц.
Энни Лейбовиц (р. 1949)
Величайший фотограф популярных американских знаменитостей. Среди её портретов – Деми Мур (обнажённая и беременная), Джон Леннон и Йоко Оно – сделанные за 5 часов до того, как Леннон был застрелен, Лорен Хаттон, покрытая грязью, Мерил Стрип, покрытая макияжем, и многие другие.
Стив МакКарри (род. 1950).
Американский художник- фотохудожник, известный своими портретами в National Geographic, в частности «Афганская девушка» (1985), а также своим вкладом в туристическую фотографию.
См. также: Величайшие фотографы (1880-настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?