Каллиграфия читать ~8 мин.
Зародившись в китайском искусстве, каллиграфия является изящным искусством стилизованного письма. Это мастерство преобразования китайских иероглифов в выразительные образы с помощью кисти и специальной бумаги, которое граничит с рисунком. Оно требует не только правильного начертания иероглифов, но и гармоничного расположения их частей и соблюдения общих пропорций.
Для достижения мастерства в каллиграфии требуются десятилетия упорного труда. Например, начинающий ученик может сотни, если не тысячи раз, практиковаться в написании иероглифа «юн» (永), чтобы отточить восемь основных штрихов, из которых состоит этот символ.

Великие каллиграфические традиции существуют в арабском мире и в странах Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Корея). Также каллиграфия исторически практиковалась в Индии, Тибете, Персии и на латыни.
Высшая форма китайского искусства
Каллиграфия появилась в Китае около 1700 года до н. э. и с тех пор стала богатым источником художественного выражения. На протяжении веков она считалась высшей формой китайской живописи и имеет много общего с живописью тушью, в которой используются схожие инструменты и материалы. Каллиграфия оказала влияние на многие стили азиатского искусства, включая «суми-э» — вид китайской и японской живописи, полностью основанный на каллиграфических приёмах. См. также: Хронология доисторического искусства.
Пять основных стилей письма
Существует пять основных стилей каллиграфического письма:
- Печать (китайский: чжуаньшу, японский: тэнсё)
- Клерикальный, или «чиновничье письмо» (китайский: лишу, японский: рэйсё)
- Курсив, или «травяное письмо» (китайский: цаошу, японский: сосё)
- Полукурсивный, или «бегущий стиль» (китайский: синшу, японский: гёсё)
- Обычный, или «уставное письмо» (китайский: кайшу, японский: кайсё)
История каллиграфии
Раннее письмо
Китайская каллиграфия, чьи истоки восходят к культуре династии Ся (ок. 2100–1600 до н. э.), прошла несколько этапов развития. К ранним формам относятся шрифты Цзягувэнь (письмена на костях и панцирях черепах), Цзиньвэнь (надписи на бронзе) и Дачжуань (большая печать). Шрифты Цзягувэнь и Цзиньвэнь использовались в эпоху династии Чжоу. В 221 году до н. э. император Цинь Шихуанди унифицировал письмо, введя единый стандарт — Сяочжуань (малая печать). Вскоре за ним последовал новый канцелярский шрифт Лишу, а затем и Кайшу — современный уставной шрифт, который используется уже почти 2000 лет. Исторический контекст см.: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н. э. — настоящее время).
Историческое развитие каллиграфии со времён династии Хань
Ниже представлен краткий обзор эволюции китайской каллиграфии начиная с династии Хань, а также информация о некоторых выдающихся мастерах.
Династия Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)
Хотя каллиграфия в зачаточных формах практиковалась и ранее, основы этого искусства были заложены именно к концу эпохи династии Хань. В это время на государственных экзаменах от студентов требовалось владение «восемью стилями» письма (ба ти), среди которых самым распространённым был Лишу. Этот шрифт стал доминирующим на четыре столетия правления Хань, и каллиграфы этой эпохи считаются непревзойдёнными мастерами стиля Лишу.
Знаменитые каллиграфы династии Хань
- Цуй Юань (77–142)
- Чжан Чжи (ум. 192)
- Цай Юн (132–192)
Династия Вэй (220–265) и династия Цзинь (265–420)
В этот период каллиграфия окончательно утверждается как высокий вид искусства. Появляются теоретические труды, такие как «Би чжэнь ту» госпожи Вэй Шо (272–349), где обсуждались принципы композиции, техники работы кистью и тушью, а также правила, касающиеся тушечницы (янь). В эпоху Цзинь уставной шрифт Кайшу начал вытеснять Лишу. Величайшим мастером того времени признан Ван Сичжи, которого называют «богом каллиграфии».
Знаменитые каллиграфы династий Вэй и Цзинь
- Чжун Яо (151–230)
- Вэй Гуань (220–291)
- Су Цзин (239–303)
- Вэй Хэн (252–291)
- Вэй Шо (272–349)
- Ван Сичжи (303–361)
- Ван Сяньчжи (344–386)
Примерно в IV веке н.э., вероятно, вместе с распространением буддизма, каллиграфия появилась в Корее. Подробнее о культуре Кореи см.: Корейское искусство (ок. 3000 до н. э.).
Династия Тан (618–907)
Эпоха династии Тан стала золотым веком каллиграфии. В это время были систематизированы теория и практика, а число мастеров значительно выросло. Популярными стилями были Кайшу, Синшу, Лишу и Цаошу. Каллиграфия стала обязательным предметом в Императорской академии, а красивый почерк учитывался при назначении на государственные должности.
Среди важных трудов того времени — «Шу дуань» Чжана Хуайхуаня, где изложена история и характеристика десяти шрифтов. Другой значимой работой был трактат «Шу пу» Сунь Готина. (Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе восточных искусств, см.: Традиционное китайское искусство: Характерные черты).
Знаменитые каллиграфы династии Тан
- Юй Шинань (558–638)
- Оуян Сюнь (557–641)
- Чу Суйлян (596–659)
- Сюэ Цзи (649–713)
- Ли Юн (678–747)
- Лу Цзяньчжи (585–638)
- Сунь Готин (648–703)
- Янь Чжэньцин (709–785)
- Хуай Су (ок. 737–799)
- Лю Гунцюань (778–865)
- Сюй Хао (703–782)
- Шэнь Чуаньши (769–827)
- Ян Нинши (873–954)
Династия Сун (960–1279)
В эпоху династии Сун каллиграфия продолжала развиваться, однако этот период часто рассматривается как время переосмысления наследия Тан, а не создания принципиально новых форм. Мастера того времени, такие как Су Ши, Хуан Тинцзянь, Ми Фу и Цай Сян, больше внимания уделяли индивидуальному самовыражению и передаче духа, нежели строгому следованию правилам.
Знаменитые каллиграфы династии Сун
- Цай Сян (1012–1067)
- Су Ши (1037–1101)
- Хуан Тинцзянь (1045–1105)
- Ми Фу (1051–1107), который считается одним из величайших каллиграфов этой династии.
Династия Мин (1368–1644)
В период династии Мин каллиграфия вновь пережила расцвет. Мастера этой эпохи стремились к возрождению древних стилей и созданию выразительных, динамичных произведений.
Знаменитые каллиграфы династии Мин
- Сун Кэ (1327–1387)
- Чжу Юньмин (1461–1527)
- Вэнь Чжэнмин (1470–1559)
- Тан Инь (1470–1524)
- Ван Чун (1494–1533)
- Дун Цичан (1555–1636)
- Хуан Жухэн (1558–1626)
- Ши Кэфа (1601–1645)
Династия Цин (1644–1911)
Археологические открытия древних стел и надписей послужили толчком к возрождению интереса к архаичным шрифтам эпохи Хань и более ранних периодов. В результате уровень каллиграфии в искусстве династии Цин в целом считается более высоким, чем в эпоху Мин, благодаря новому витку изучения древних образцов.
Знаменитые каллиграфы династии Цин
- Ван До (1592–1652)
- Фу Шань (1607–1684)
- Чжэн Се (1693–1765)
- Лю Юн (1719–1804)
- Лян Туншу (1723–1815)
- Вэн Фанган (1733–1818)
- Дэн Шижу (1743–1805)
- И Биншоу (1754–1815)
- Хэ Шаоцзи (1799–1873)
- Кан Ювэй (1858–1927)
- Ци Гун (1912–2005)
Современная каллиграфия
В XX веке некоторые западные художники изучали каллиграфию и применяли её идеи в живописи. Одним из ярких примеров является американский художник-абстракционист Марк Тоби (1890–1976), который испытал сильное влияние восточной культуры.
Материалы для каллиграфии
Основными инструментами каллиграфа являются бумага, тушь, кисть и тушечница. Вместе они известны как «четыре сокровища кабинета учёного».
Бумага
Китайские каллиграфы традиционно используют бумагу сюаньчжи, изготовленную из коры птероцелтиса. Также применяются бумага из риса, бамбука или конопли. Бумага должна быть качественной и равномерно впитывать тушь, чтобы линии получались чёткими. Вместо бумаги может использоваться пергамент, позволяющий вносить исправления.
Тушь и тушечница
Лучшая тушь производится из сажи в виде твёрдых брусков. Перед использованием их растирают с водой на специальном камне — тушечнице — до получения нужной консистенции. Сейчас доступны и готовые жидкие туши. Традиционно в каллиграфии используется только чёрная тушь, но современные мастера применяют и цветные. Тушь всегда имеет водную, а не масляную основу.
Кисть
Традиционным инструментом для письма является кисть. Её стержень обычно делают из бамбука, реже — из сандалового дерева. Ворс для кисти может быть взят у разных животных: волка, козы, кролика или оленя. Современные каллиграфы также используют перья (с плоским или круглым наконечником). Для создания декоративных эффектов могут применяться многоконечные перья.
Другие инструменты
Среди прочих необходимых предметов — пресс-папье для фиксации бумаги, специальная подкладка под лист и иногда световой короб, который помогает проводить ровные линии.
Использование компьютеров в каллиграфии
Искусство китайской каллиграфии не предполагает использования компьютеров или цифровых шрифтов. Компьютерная каллиграфия была бы столь же малохудожественной, как цифровой импрессионизм или кубизм.
На Западе каллиграфия чаще рассматривается как одно из ремёсел, а не как высокое искусство.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат, касающихся движений, стилей и известных художников, см.: Хронология истории искусства. Профили всех основных периодов — в разделе История искусства.
АРАБСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ В ИСЛАМЕ
О важности каллиграфического искусства для мусульманской культуры и изобразительного искусства см.: Исламское искусство.
КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Смотрите: Китайские художники (220 г. — по настоящее время).
МУЗЕИ ИСЛАМСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ
Список величайших в мире музейных и библиотечных собраний мусульманской коранической каллиграфии куфическим шрифтом или шрифтом насхи см.: Музеи исламского искусства.
- «Жених» Ха Цзиня, краткое содержание
- Путешествие в Музей истории керамики в Цзиндэчжэнь
- «Дао дэ цзин» Лао Цзы, краткое содержание
- Миллиардер Дмитрий Рыболовлев использовал офшорную компанию чтобы спрятать картины от бывшей жены
- Фестиваль китайской живописи Гунби
- «Театральная феерия» от краснодарской художницы Натальи Швченко ожидает гостей в «Цейхгаузе»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?