Цвет в искусстве:
Словарь терминов читать ~24 мин.
ASTM
Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM) было создано для проведения испытаний на стойкость цветных пигментов, используемых художниками. Их тесты представляют собой наиболее популярную классификацию лакокрасочных материалов, и все производители красок для изобразительного искусства применяют коды ASTM для оценки цветов с точки зрения светостойкости и долговечности. Краски с наивысшей светостойкостью отмечаются кодом ASTM 1, а чрезвычайно стойкие краски получают 4 звезды или код АА.
Ахроматический
Красители, не обладающие ярким цветом или оттенком. К ахроматическим относятся чёрные, белые, серые и большинство коричневых цветов.
Остаточное изображение
Если вы долго смотрите на один цвет (например, красный) — в течение примерно одной минуты, а затем сразу переводите взгляд на белую поверхность, вы увидите «остаточное изображение» дополнительного цвета (голубого). Это явление связано с особенностями визуального восприятия и обычно возникает из-за усталости определённых участков оптической системы глаза.
Алкидные смолы
В 1927 году из кислот и спиртов было создано вещество под названием Alcid, название придумал Кинле (Kienle). От этого слова происходит название ряда алкидных красок, представленных компанией Уинсор и Ньютон в 1976 году.
Аналогичные цвета
Любой набор из трёх или пяти цветов, которые близки по оттенку и обычно расположены рядом друг с другом на цветовом круге — например, синий, сине-зелёный и зелёный.
Связующее вещество
Часть жидкого носителя краски, которая связывает частицы пигмента и обеспечивает сцепление плёнки краски с грунтом (холстом, панелью и т.д.), на который она наносится.
Голубая шерстяная чешуя
Это термин, относящийся к британскому стандарту светостойкости пигмента (британский стандарт 1006), который некоторые производители художественных красок используют вместо или в дополнение к кодам ASTM.
Блеск
Термин, обозначающий чистоту цвета или отсутствие мутного тона в пигментированном покрытии.
Сломанный цвет
Техника, разработанная художниками-импрессионистами (особенно неоимпрессионистами), при которой цвета на холсте состоят из маленьких пятен и штрихов краски. Поскольку каждый цвет остаётся несмешанным на поверхности картины, поглощается меньше света, чем при смешивании на палитре. При взгляде с расстояния цвета визуально смешиваются, сохраняя яркость и световые качества.
Цвета казеина
Краски, производимые путём смешивания пигментов с творогом — казеином, молочным белком. Их можно использовать на бумаге, картоне и стенах, но не на гибкой подложке, такой как холст, поскольку краски получаются сухими и очень хрупкими, и их не следует наносить слишком густо. В 1920–1930-х годах американские художники создали традицию использования этих красок. По сухой отделке они напоминают настоящую темперу. Рекомендуется не покрывать молочные краски лаком или воском, так как это может изменить тональность.
Цветность
Цветность — это количество идентифицируемого оттенка в цвете. Цвет без оттенка называется ахроматическим или монохроматическим и воспринимается как серый. Насыщенные цвета содержат максимум оттенка с минимальным количеством примесей, таких как белый, серый или чёрный.
Colorito
Ренессансный термин, описывающий искусство нанесения цвета на картины и скульптуры.
Цвет
Проявление пигментации объектов, обусловленное отражением определённого спектра света. Цвета традиционно классифицируются как «первичные» (красный, синий, жёлтый) и «вторичные» — все остальные цвета, получаемые путём смешивания основных. В зависимости от оптического эффекта цвета делятся на тёплые, холодные и нейтральные.
Краситель
Любой материал, придающий цвет другому материалу или смеси.
Развитие цвета
Степень, в которой краситель (пигмент) достиг своего полного тонирующего потенциала.
Колорист
Термин, используемый для описания художников, которые преуспели в использовании пигмента или чьи работы сильно зависят от цвета. Среди старых мастеров — представители Венецианской школы (Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто), художники барокко Питер Пауль Рубенс и классицист Николя Пуссен. Современные колористы включают неоимпрессионистов (Жорж Сёра, Поль Синьяк), фовистов (Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген, Жорж Руо), постимпрессионистов (Поль Гоген, Винсент Ван Гог), экспрессионистов (Василий Кандинский, Франц Марк, Алексей фон Явленский, Эрнст Людвиг Киршнер, Амедео Модильяни). Позднее возникла Школа живописи «Цветное поле» с такими художниками, как Марк Ротко, Клайффорд Стилл и Барнетт Ньюман. Современные колористы представлены неоэкспрессионистской школой, включая «Neue Wilden», Transavanguardia и Figuration Libre. Известный ирландский колорист XIX века — франкофил Родерик О’Конор.
Живопись цветового поля
Послевоенная нью-йоркская школа живописи, создававшая крупномасштабные полотна с плоскими участками однотонных оттенков, предназначенных для эмоционального воздействия.
Постоянство цвета
Долговечность пигмента, то есть его устойчивость к выцветанию под воздействием света. Зависит главным образом от химического состава красителя. Некоторые цвета теряют стойкость при сильном разбавлении или в сочетании с белым.
Значение цвета
Яркость цвета: низкое значение соответствует тёмному цвету, высокое — яркому.
Цветовой круг
Круговая диаграмма, показывающая взаимосвязи между первичными, вторичными и дополнительными цветами. Незаменимый инструмент для работы с цветом. Обычно состоит из трёх основных, трёх вторичных и шести дополнительных цветов.
Системы цвета
Различные цветовые системы (например, RGB, CMYK, HSL) используются в зависимости от условий создания цвета. При использовании проецируемого света лучше всего подходит RGB (красный, зелёный, синий). При смешивании красок, пигментов или чернил на бумаге применяется модель CMY (голубой, пурпурный, жёлтый). Для снижения затрат на чернила добавляется чёрный цвет (K), образуя систему CMYK. Ещё одна распространённая модель — HSL (оттенок, насыщенность, яркость), включающая вариации, заменяющие насыщенность цветностью, яркостью и значением.
Дополнительные цвета
Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге: синий и оранжевый, красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый. Каждый основной цвет (красный, жёлтый, синий) имеет свой эксклюзивный дополнительный цвет (зелёный, фиолетовый, оранжевый), получаемый смешением двух первичных цветов. При расположении рядом пары основных и дополнительных цветов создают оптическую вибрацию и усиливают друг друга.
Холодные цвета
К холодным цветам обычно относят зелёный, синий и фиолетовый, так как они вызывают ассоциации с прохладой — морем или зимним пейзажем.
Перемещение
Техника, при которой художник располагает светлые фигуры на тёмном фоне и наоборот. Голландские реалисты Рембрандт и Ян Вермеер были признанными мастерами этой техники.
Дивизионизм
Стиль современного искусства (также называемый хромолюминаризмом), основанный на разделении цветов на отдельные точки, которые оптически взаимодействуют в глазах зрителя. См. также: Итальянский дивизионизм.
Цвета земли
Нейтральные цвета, не входящие в цветовой круг, такие как коричневые, бежевые, серые, охры и подобные оттенки. Их называют земными, поскольку они напоминают оттенки почвы или камня. Земные цвета получают путём смешивания дополнительных цветов.
Экспрессионизм
Широкое движение в живописи, возникшее в Германии и Франции в начале XX века, характеризующееся искажёнными формами и часто яркими цветами. Подробнее о художниках-экспрессионистах.
Наполнитель
Инертный пигмент, используемый для наполнения краски или снижения плотности другого пигмента.
Видимый цвет
Человеческий глаз содержит два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки воспринимают оттенки серого, а колбочки — цветовые оттенки. Существуют три типа колбочек: чувствительные к красно-оранжевому, зелёному и сине-фиолетовому свету. Стимуляция разных типов рецепторов приводит к восприятию соответствующих цветов. При одновременной стимуляции зелёных и красно-оранжевых рецепторов мы видим жёлтый цвет. Таким образом, глаз воспринимает весь спектр цветов через пропорциональное сочетание трёх основных оттенков: красного, зелёного и синего.
Фовизм
Непродолжительное колористическое движение, сформировавшееся вокруг группы друзей-художников в Париже на рубеже XIX – XX веков. Слово «Фов» («дикие звери») было придумано искусствоведом Луи Вокселем для описания ярких цветных картин этой группы.
Немецкий экспрессионизм
Ведущая школа экспрессионистского искусства, включающая такие группы, как Die Brucke (Мост), Der Blaue Reiter (Голубой всадник) и Die Neue Sachlichkeit (Новая объективность).
Глазурь
Альтернативный способ получения цветовой смеси. Вместо смешивания пигментов на палитре, тонкая прозрачная «глазурь» одного цвета (например, синего) наносится на окрашенную поверхность другого цвета (например, жёлтого). Получающийся цвет (зелёный) выглядит гораздо живее, чем при смешивании красок на палитре. Это связано с тем, что свет проникает в прозрачную плёнку и преломляется снизу.
HSI
Цветовая модель, описывающая цвет через оттенок, насыщенность и интенсивность.
Оттенок
Почти синоним слова «цвет». Термин описывает отличительную характеристику цвета, отделяющую (например) красный от жёлтого или синего. Оттенки зависят от доминирующей длины волны света, испускаемого или отражаемого объектом. Человеческое зрение способно различать около 10 миллионов оттенков.
Язык, используемый для описания цвета
Исследования показывают, что эволюция цветовой лексики у разных культур проходит примерно одинаковый путь. Сначала появляются слова для описания «тёмного» и «светлого», затем — для «красного». После этого наблюдается вариативность, но обычно далее развиваются слова для зелёного, жёлтого и синего. В итоге появляются термины для чёрного, белого, красного, зелёного, синего и жёлтого. По мере усложнения языков появляются слова для коричневого, оранжевого, розового, фиолетового, серого и лазурного цветов.
Лазурит
Темно-синий полудрагоценный камень, используемый для ювелирных украшений и из которого получают пигмент ультрамарин.
Светостойкий
Показатель устойчивости пигментов к выцветанию при длительном воздействии солнечного света. Акварельные краски обычно оцениваются по шкале I – IV, где рейтинги I и II присуждаются самым стойким пигментам.
Яркость
Измерение цвета, также называемое «лёгкостью». Яркость — это интенсивность света, излучаемого или отражаемого цветом на единицу площади.
Основной тон
Толстый образец краски, полезный для художников, использующих густые или непрозрачные методы рисования. Позволяет оценить такие характеристики краски, как непрозрачность и блеск.
Монохромный
Относится к изображению, выполненному в разных тонах одного цвета, часто чёрного и белого. То же, что монохроматический.
Мюллер
Инструмент, обычно стеклянный, используемый для смешивания и диспергирования пигментов.
Нотация Манселла
Система классификации цвета, изобретённая около 1905 года художником и профессором Альбертом Манселлом. Обозначение Манселла для хроматического цвета имеет вид HV/C, где H — оттенок, V — значение (яркость), C — цветность (насыщенность).
Неоимпрессионизм
Стиль живописи, основанный Жоржем Сёра на цветовых теориях дивизионизма М. Шевруля, подробно изложенных в его книге «Де ла Лои дю Контраст Симултан де Кулер» (Закон одновременной контрастности цветов). Разновидность неоимпрессионизма — пуантилизм — заключалась в нанесении на холст крошечных пятен чистого цвета, расположенных бок о бок, что позволяло им «смешиваться» в глазах зрителя.
Нейтральный цвет
В теории цвета — цвет, который не является ни тёплым, ни холодным. Такие цвета получаются путём сочетания двух взаимодополняющих цветов (например, красного и зелёного, синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового). Термин «нейтральный цвет» также применяется к цветам, не входящим в цветовой круг и не обладающим выраженным оттенком, например, коричневым, чёрным, серым и белым.
Охра
Пигмент цвета природной земли, состоящий из кремнезёма и глины, окрашенный оксидом железа. Может иметь жёлтый, красный или коричневый оттенок. Использовалась художниками с эпохи палеолита, например, в наскальных рисунках Ласко и Альтамиры.
Масляная краска
Пигменты смешиваются с олифой, льняным маслом, маслом грецкого ореха или мака. Известные современные бренды масляных красок: Рембрандт, Уинсор и Ньютон, Гэмблин, Олд Холланд, Уильямсбург, Блик и Утрехт.
Непрозрачный
Термин, относящийся к покрывающей способности краски — непрозрачности. Краски, не пропускающие свет, называются непрозрачными.
Pantone (PMS)
Всемирно признанная система цветового кодирования предварительно смешанных цветов, впервые представленная в 1960-х годах. Каждый цвет Pantone идентифицируется уникальным номером.
Палитра
Плоские поверхности из дерева, металла или стекла, используемые для смешивания красок. В переносном смысле — ассортимент цветов, используемых художником. Подробнее об исторических палитрах: доисторическая палитра (30 000–10 000 лет до н.э.), египетская палитра (ок. 3000–1000 гг. до н.э.), классическая палитра античности (Древняя Греция и Рим), палитра эпохи Возрождения (ок. 1300–1600), палитра XVIII века (рококо и неоклассика), палитра XIX века (импрессионисты и др.).
Пигмент
Цветовой элемент краски. Пигменты могут состоять из минералов, натуральных или искусственных красителей и других синтетических соединений. Кроме цвета, пигменты придают краскам свойства непрозрачности, твёрдости и долговечности.
Нагрузка пигмента (объёмное содержание пигмента, ПВХ)
Количество пигмента в краске относительно связующего и других компонентов.
Многокрасочный
Относится к картине, выполненной в нескольких цветах; синоним — полихроматический.
Основные цвета
Красный, синий и жёлтый — цвета, из которых смешиваются другие «вторичные» цвета, но которые сами не могут быть получены из смесей. Например, смешение красного и синего даёт фиолетовый, который является дополнительным цветом для жёлтого; красного и жёлтого — оранжевый, дополнительный синим; жёлтого и синего — зелёный, дополнительный красным. Оттенок всегда кажется ярче в сопровождении дополнительного цвета.
Основные цвета альтернативных систем
Основные цвета спектра, видимые при прохождении солнечного света через призму, включают красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, индиго и фиолетовый (ROYGBIV). Для аддитивной системы основными цветами являются красный, зелёный и сине-фиолетовый. Для вычитающей системы — голубой, пурпурный и жёлтый.
Насыщенность/Интенсивность
Термины «насыщенность» и «интенсивность» описывают силу цвета относительно его яркости. Интенсивность — степень чистоты оттенка. Например, цвет герани более насыщенный (красно-оранжевый), чем красное дерево.
Вторичные цвета
Получаются смешением основных цветов: синий + жёлтый = зелёный; жёлтый + красный = оранжевый; синий + красный = фиолетовый.
Тень
Более тёмный вариант цвета (например, тёмно-синий) по сравнению с более светлым (например, светло-синий). Тёмные оттенки создаются добавлением чёрного.
Третичные цвета
Результат смешения первичного и вторичного цветов (например, красного и зелёного) или двух вторичных цветов (например, зелёного и оранжевого). Последние часто приводят к мутным цветам — коричневым, серым и чёрным.
Тонировка
Измерение эффективности красителя в изменении цвета материала.
Тон
Яркость или тёмность цвета в отличие от самого оттенка (жёлтый, синий, красный и т.д.). Используется для придания форме и глубине картины. Для получения светлых или тёмных вариантов пигменты требуют разных методов. Например, для смягчения ультрамаринового синего добавляют белый, а для затемнения свинцово-оловянного жёлтого — более тёмный оттенок, но не чёрный, чтобы избежать зелёного оттенка.
Тональный рисунок
Характер картины, демонстрируемый через черно-белую фотографию. Например, картины Рембрандта выглядят тёмными (низкий тональный ключ), а работы Клода Моне — светлыми (высокий тональный ключ).
Значение цвета
Зависит от количества излучаемого света. Чем ярче цвет, тем выше его значение. Например, прусский синий излучает меньше света и имеет меньшее значение, чем голубой.
Венецианская живопись
Цветовой стиль, разработанный Джованни Беллини и Джорджоне, в отличие от флорентийского, основанного на дизайне. Подробнее о различиях unsigno и colorito см. в статье Венецианские алтари (1500–1600).
Транспортная добавка
Жидкая часть краски, в которой диспергирован пигмент. Обычно состоит из связующего и разбавителя.
Тёплые цвета
Традиционно к ним относят красный, оранжевый и жёлтый, поскольку они ассоциируются с теплом — солнцем или огнём.
Висмут белый
Краситель, также известный как бугалов и жемчужно-белый висмут азотнокислый. Использовался в начале XIX века, но быстро устарел из-за жидкой консистенции и потемнения при контакте с пигментами, содержащими серу. В настоящее время заменён цинковым белым.
Мел
Карбонат кальция — один из самых известных белых веществ. Не используется как пигмент в масляных красках, но при смешивании с водной средой алюминия служит отличной основой для темперы или масла, сохраняя блестящую белизну. Хорошо подходит для пастелей и цветных мелков.
Cremnitz white
Высококачественный корродированный белый свинец, изготовленный по методу XIX века, где применяется металлический свинец вместо того, что используется в голландском процессе для получения чешуйчатого белого.
Белый тоник
Недорогой пигмент из солей бария и цинка. Используется для грунтовки и низкосортных красок.
Белое олово (оксид олова)
Впервые упоминается в рукописи XVI века с рецептом изготовления. Олово применялось для передачи светлых тонов, но, как обнаружил Митенс, чернеет на солнце.
Белый титан (диоксид титана)
Известен как пигмент с 1870 года, но стал доступен художникам только с 1920-х годов. Преимущество — не ядовит и устойчив к атмосферным воздействиям.
Белый цинк (оксид цинка)
Появился во Франции к концу XVIII века. Имеет свойства, аналогичные белому титану.
Ауреолин (кобальт-калиевый нитрит)
Прозрачный яркий жёлтый пигмент, открыт Н. В. Фишером в Бреслау в 1830 году. Впервые представлен Сен-Эвром в Париже в 1852 году, в Англию привезён около 1860 года. Заменяет гамбо в акварели, подходит для глазури маслом.
Аврора жёлтая (сульфид кадмия)
Вариант жёлтого кадмия, представленный Уинсор и Ньютоном в 1889 году.
Кадмий жёлтый (сульфид кадмия)
Открыт в 1817 году, поступил в продажу в 1846-м. Диапазон оттенков — от бледно-жёлтого до оранжевого. Для многих художников кадмиевые цвета вытеснили хромовые.
Хром жёлтый (свинцовый хромат)
Обнаружен при исследовании природного хромата свинца (хрокоита) на золотоносном руднике Березофф в Сибири в 1770 году. Использовался с 1797 года. Цвет варьируется от жёлтого до оранжевого, но может реагировать с другими пигментами.
Золото
В XVI – XVII веках использовалось для живописи и подсветки букв. Измельчение золота в порошок сложно из-за мягкости металла. Известно, что золото измельчали в мёде, который затем смывали.
Индийский жёлтый
Устаревший краситель, получаемый выпариванием мочи коров, питавшихся листьями манго. Попал в Англию в 1786 году, способ изготовления оставался загадкой до конца XIX века. Производство прекратилось в 1908 году из-за изменений в рационе коров.
Неаполитанский жёлтый (антимониат свинца)
Следы обнаружены на вавилонской плитке V века до н.э. Ченнини в Il Libro dell’Arte предполагал, что это была земля с Везувия. На самом деле краситель изготавливался искусственно с XV века. Хорошо работает в масле.
Орпимент (жёлтый король, auripigmentum, жёлтый мышьяк, жёлтый китайский)
Использовался в древних египетских, сирийских, персидских и китайских наскальных рисунках. Жёлтый сульфид мышьяка добывался в Азии и Европе. Широко применялся художниками, хотя был ядовит и имел неприятный запах.
Жёлтый цвет Тёрнера (жёлтый Касслер, жёлтый Веронский, жёлтый Кассель)
Оксихлорид свинца, запатентован в 1781 году английским колористом Джеймсом Тёрнером. Его рецепт широко копировали, что привело к судебным процессам. Сегодня устарел, но был популярен в XVIII – XIX веках.
Жёлтая охра
Непрозрачный пигмент из глины, окрашенной оксидом железа. Один из основных цветов художника с доисторических времён. Лучшие охры добываются на юге Франции.
Ализарин малиновый (дигидроксиантрахинон)
Производное антрацена, получаемое из каменноугольных продуктов. Ализарины бывают красного, алого, озёрного, фиолетового и жёлтого цветов. Все прозрачные, подходят для глазури, но медленно сохнут в масле. Открыты в 1868 году немецкими химиками С. Гребе и С. Либерманом.
Бразильское дерево
Натуральный кроваво-красный краситель из дерева, завезённый в Европу в XVI веке. Название страны Бразилия, вероятно, связано с этим продуктом, а не наоборот.
Красный кадмий (сульфид и селенид кадмия)
Открыт де Хаеном в Германии в 1907 году, широко использовался в Англии после 1919 года. Заменяет киноварь. И светлые, и тёмные кадмиевые красные — чистые, яркие цвета с высокой тонирующей способностью.
Кармин
Тёплый насыщенный красный краситель, получаемый из насекомых кошениль, обитающих в Центральной Америке. Использовался с XVI века до конца XIX — начала XX века, когда его заменили более стойкие ализарины. В «Искусстве живописи маслом» Джона Смита (1701) описан способ приготовления кармина с использованием кошенили и тартарного шелка.
Синнибар
Киноварь кустарного производства, уступающая промышленному продукту. Использовалась в ассирийском искусстве и других ранних культурах. Феофраст в «Истории камней» описывает добычу киновари на испанских скалах.
Фолиум
Красно-фиолетовый растительный пигмент, использовавшийся в Средневековье. Вытеснен ализарином.
Индийский красный (оксид железа)
Пигмент, привозимый с Востока. В XVIII веке был завезён в Англию американским художником Бенджамином Вестом. Термин также использовался для описания цвета земли, применяемой индейцами.
Кермес
Краситель из насекомого Coccus ilicis, обитающего на вечнозелёном дубе в Южной Европе и Африке. Использовался в римские и средневековые времена. Устарел после распространения кошенили и бразильского дерева. Название «кермес» персидское, древнеанглийское — «зерно».
Светло-красный (английский красный, прусский красный, colcothar, персидский красный)
Оксид железа, кальцинированная жёлтая охра. Пигмент плотный, непрозрачный, с хорошей тонирующей способностью.
Маддер
Сухой пигмент из корня растения марены (Rubia tinctorum). Упоминается Плинием Старшим. Следы найдены на египетских и греко-римских картинах. Вероятно, был привезён в Италию крестоносцами. К XIII веку выращивался в Европе, особенно в Голландии. Не использовался в средневековой и ренессансной живописи, пик популярности — XVIII – XIX века.
Миниум (красный свинец)
Название, применявшееся в древности к киновари — красному свинцу, сохранялось до Средневековья.
Realgar (дисульфид мышьяка)
Небольшие залежи имеются по всему миру. Использовался в качестве красителя в древних цивилизациях.
Сафлор
Красный пигмент из высушенных лепестков растения сафлор (Carthamus tinctorius). Используется с древних времён для росписи и окрашивания тканей.
Terra Pozzuoli
Красная грунтовка, первоначально произведённая в Поццуоли (Италия). Популярный красный цвет для фресок эпохи Возрождения. Быстро и сильно схватывается, подобно цементу.
Циннобер (сульфид ртути)
Очень густой, сильный и ядовитый пигмент. Использовался в Китае с древних времён, в Европу попал в VIII веке. В «Искусстве живописи маслом» Джон Смит описывает процесс его изготовления, напоминающий алхимию. Позже вытеснен красным кадмием.
Азурит
Натуральный карбонат меди, известный с римских времён. Долгое время основной синий пигмент для темперы и акварели, пока в XVII веке не был вытеснен смальтой.
Церулеан
Кобальтовый станнат, получаемый в высокотемпературной печи путём смешивания оксидов кобальта и олова. Процесс описан Хопфнером (Германия) в 1805 году. Впервые представлен художникам Джорджем Роуни в Англии в 1870 году.
Синий кобальт
Соединение оксида кобальта, оксида алюминия и фосфорной кислоты. Открыт бароном Тенаром во Франции в 1802 году. Впервые представлен художникам около 1820 года, позднее заменён смальтой.
Египетский синий (александрийский, весторианский синий)
Самый древний искусственный пигмент — смесь силикатов меди. Использовался в Египте примерно с 3000 года до н.э., затем импортировался в Месопотамию, Крит и другие регионы Средиземноморья. Римский архитектор Витрувий писал, что процесс производства был перенесён из Александрии в Поццуоли в I веке до н.э.
Французский ультрамарин
Искусственный ультрамарин — сложная смесь глинозёма, кремнезёма, соды и серы. Изобретён французом Гиме в 1828 году. Позже заменён натуральным ультрамарином.
Фритта
Стекловидный синий пигмент с низкой тонирующей способностью, известный с древних египетских времён.
Индиго
Получается из листьев растения Индигофера, произрастающего в Индии. Был важным товаром Ост-Индской компании, которая строго контролировала его качество. Сегодня натуральный индиго заменён синтетическим. Греки и римляне использовали его с I века н.э.
Прусский синий (берлинский, бронзовый, парижский синий, голубая паста)
Ферроцианид железа, открыт Дизбахом в Берлине в 1704 году — первый синтетический пигмент с точной датой изобретения. Процесс держался в секрете до 1724 года, когда был опубликован Джоном Вудвордом в Англии. Разновидности: синий Антверпен, синий Брансуик, небесный, лунный и растворимый синий.
Смальта
Кобальтово-синее стекло или фритта, производившаяся в Нидерландах с XVI века. Использовалась до появления французского ультрамарина, затем утратила популярность из-за слабой тонирующей способности и неприятного запаха.
Ультрамарин
Самый дорогой пигмент, стоимость которого более чем в два раза превышает цену золота. Получают измельчением и перемалыванием полудрагоценного камня лазурита, с последующим отделением синей породы от серой. Одно из лучших месторождений — долина Кокча в Афганистане. В Европе начал использоваться как пигмент с XII века. Обладает лёгким тёплым румянцем, что затрудняет его сравнение с синтетическим синим. Ханс ван Меегерен использовал натуральный ультрамарин в своих подделках Вермеера; факт продажи больших партий этого пигмента Уинсор и Ньютоном служил доказательством на суде.
Ультрамариновая зола
Нежный сине-серый пигмент с низкой тонирующей способностью, изготавливаемый из лазурита и серой горной породы.
Вайда
Производится из листьев растения Isatis tinctoria (вайда красильная), широко выращиваемого в Британии с древних времён. Вайда вышла из употребления с появлением индиго. Оба пигмента химически схожи и почти неразличимы на старых картинах.
Изумруд (зелёный Швайнфурт, зелёный Шееле)
Медный ацетаарсенит, открыт Шееле в Швеции в 1788 году. Впервые произведён в коммерческих целях Руссом и Саттлером в Швайнфурте в 1814 году, выпущен на рынок в 1816-м.
Зелёный цвет Хукера
Тёмно-зелёный, получаемый смешением гамбоджи и прусского синего.
Малахит
Карбонат меди, использовавшийся в качестве пигмента в ранних цивилизациях.
Оксид хрома
Известен с 1809 года, возможно, применялся в Севре и Лиможе ранее. Сильный, безопасный пигмент с прохладным ивово-зелёным оттенком.
Зелёный сок (зелёный пузырь, зелёная ириса, зелёная зелень)
Устаревший краситель, получаемый из незрелых ягод облепихи. Быстро вышел из употребления, заменён хлорированным фталоцианином меди.
Terre Verte
Глина с небольшим содержанием железа и марганца. Популярный в Италии пигмент для фресок и темперы. Достаточно прозрачный, с низкой тонирующей способностью.
Ярь-медянка
Гидратированный ацетат меди — один из самых ранних искусственных пигментов. Производился греками и римлянами, использовался до XIX века. В Монпелье (Франция) был важный центр производства с необычными процессами, включающими обработку медных пластин парами кислого вина и последующим прессованием.
Виридиан (зелёный Казали, зелёный Миттлера, зелёный Кюнье)
Гидратированный гидроксид хрома. Впервые изготовлен в Париже в 1838 году Паннетье и Бине по секретному процессу. В 1859 году метод опубликован Кюнье, цвет стал доступен художникам. В Англию привезён Уинсор и Ньютоном в 1862 году.
Смола
Тёмно-коричневая смесь смолы с маслом или скипидаром. Источники смолы — Тринидад и область Мёртвого моря. Не является пигментом. Во второй половине XVIII и XIX веков многие масляные художники использовали её для подсветки холста, что было вредно: смола растрескивается, склеивается в комки и проникает в соседние цвета.
Бистр
Жёлтовато-коричневая сажа из обугленного бука. Широко применялась для акварели и монохромных работ с XIV до XIX века, несмотря на заметное выцветание.
Мумия (египетский коричневый)
Самый тёмный цвет художника. В XVI веке мумии завозили в Англию из Египта, в основном из разграбленных братских могил у пирамид. Сначала использовали для изготовления лекарств, затем как пигмент. Сухой порошок имеет тёплый тёмно-коричневый цвет и слабый приятный запах специй и бальзамирующих веществ. Безопаснее смолы для масляных глазурей, пользовался популярностью у акварелистов XIX века.
Сепия
Полупрозрачный тёплый коричневый пигмент из чернильного мешка каракатицы. Использовалась римлянами, наибольшую популярность имела с 1780 года до конца XIX века. Применялась и как чернила для зарисовок.
Умбер
Натуральная грунтовка, похожая на сиену, но с большим содержанием марганца.
Обожжённый янтарь
Изготавливался аналогично обожжённой сиенне. Имеет прохладный зелёно-серо-коричневый оттенок.
Ван Дейк коричневый (Кассель, Кёльн)
Натуральная грунтовка из глины, разложившихся растительных веществ, оксида железа и битума. Черно-коричневый оттенок, плохо сушит масла, выцветает в акварели.
Арчил
Краситель из лишайников, обработанных щёлочью для получения фиолетового оттенка.
Тирский пурпур
Известный имперский пурпурный краситель римлян и греков, получаемый из моллюсков Murex trunculis и Murex brandaris. В 1908 году Фридлендер обнаружил, что его красящее вещество химически совпадает с пурпурной каменноугольной смолой, появившейся в 1904 году.
Серый цвет Дэви
Слабый пигмент из порошкового сланца, популярный в конце XIX — начале XX века.
Серый цвет Пейна
Пигмент, похожий на предыдущий. В акварели смешивался с ализариновым малиновым, ламповым чёрным, прусским синим и французским ультрамарином. В масле — с серым, светло-чёрным, марсовым красным и французским ультрамарином. Используется как нейтральный оттенок.
Чёрный свинец
Устаревшее название графита (известного также как плумбаго до установления его состава). Графит — аллотропная форма чистого углерода, серовато-чёрный, кристаллический и жирный. Ограничен в применении как пигмент, но идеален для карандашей и мелков. Впервые добыт в Англии, Борроудейл, в 1664 году. Для карандашей смешивался с глиной, технология открыта одновременно в 1795 году Николя Жаком Конте (Франция) и Джозефом Хардмутом (Австрия).
Чёрная слоновая кость
Пигмент из обожжённых костей. Подходит для масла и акварели. В смеси с жёлтым кадмием даёт яркие зелёные оттенки.
Lampblack (ламповый чёрный)
Чистый углеродный пигмент — пушистый лёгкий порошок, получаемый из горящих масел и жиров. Наиболее распространённый чёрный пигмент. Менее интенсивен и бархатист, чем слоновая кость. Использовался с древнейших времён.
Чёрный виноград (чёрный кобыл, чёрный дрожжевой)
Не полностью чистый углеродный пигмент с лёгким голубоватым оттенком, получаемый сжиганием растительных материалов, таких как виноградные лозы.
- Аргентина и Франция, объединенные по цвету
- Оформление картины в багет
- Выбираем лучший подарок для любимой
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Цветные пигменты
- Правильный выбор саженцев роз: на какие детали стоит обратить внимание
- Роспись ткани в технике ХОЛОДНЫЙ БАТИК
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?